Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Патриотическое воспитание младших школьников в условиях православной гимназии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Проблема патриотического воспитания младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.1. Сущность патриотического воспитания в современном образовании 7
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в православной гимназии 19
1.3. Основные направления патриотического воспитания младших школьников в условиях православной гимназии 24
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Описание результатов исследования патриотического воспитания младших школьников в условиях православной гимназии. 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 45
2.3. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников 53
Выводы по 2 главе 62
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 75
Введение:
Актуальность работы состоит в том, что исследуется, обобщается и пропагандируется опыт целенаправленного патриотического воспитания и его организации. С точки зрения историко-культурной этот опыт наиболее близок к традиционному укладу жизни русского народа, сельскому по среде обитания, общинному по своим религиозным корням, сравнимым с монастырём, и литургическим – по своему духовному устроению.
В современной науке проблема воспитания патриотизма исследуется на философском, педагогическом и психологическом уровнях. На философском уровне раскрывается содержание понятия «патриотизм», в основе которого – убеждения, вера, духовность и ответственность гражданина за будущее страны; выявляется соотношение рационального и эмоционального в патриотизме; рассматривается патриотизм как социальное явление и его деформация, связанная с разрушением системы традиционных ценностей (А.М. Ковалёв, В.И. Бойко, Б.К. Тебиев, Н.А. Захаров, Е.Г. Радионов, В.И. Деникин, И.М. Ильинский, В.И. Лутовинов, А.И. Шендрик, А.А. Аронов, В.В. Макаров, П.М. Рогачёв, М.А. Свердлин и др.).
На психологическом уровне патриотизм рассматривается как личностное качество в различных формах его проявления (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, В.К. Вилюнас, Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Н. Вырщиков, А.А. Магометов и др.).
Педагогический уровень исследования проблемы даёт возможность конкретизировать научное представление как о патриотическом воспитании в целом (Л.И. Аманбаева, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.А. Аронов, А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский, Ф.Б. Горелик, А.Н. Зайчиков, В.В. Макаров, М.Г. Агаев, Г.М. Лисеенко, Р.Л. Рождественская, В.А. Датский и др.).
Значимость и острота выбранного направления исследования подтверждается рядом противоречий между:
— Признанием приоритета общечеловеческих и национальных ценностей как одной из главных целей воспитания и отсутствием механизмов формирования и сохранения патриотических ценностей у молодежи;
— Необходимостью патриотического воспитания молодежи посредством использования образовательно-воспитательной среды педагогического образовательного учреждения и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы;
— Потребностью в патриотическом воспитании молодежи и ориентацией на старые формы и методы патриотического воспитания молодежи и отсутствием современных ориентиров и новых технологий.
Итак, значимость и актуальность патриотического воспитания молодежи и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, необходимость разрешения противоречий обусловили выбор темы исследования: «Патриотическое воспитание младших школьников в условиях православной гимназии».
Объект исследование– воспитание младших школьников.
Предмет исследования- патриотическое воспитание младших школьников в условиях православной гимназии.
Целью этой работы является исследование особенностей патриотического воспитания младших школьников в условиях православной гимназии.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Изучить сущность патриотического воспитания в современном образовании.
2. Рассмотреть особенности организации учебно-воспитательного процесса в православной гимназии.
3. Проанализировать основные направления патриотического воспитания младших школьников в условиях православной гимназии.
4. Провести исследование патриотического воспитания младших школьников в условиях православной гимназии.
Гипотеза: уровень патриотической воспитанности младших школьников православной гимназии выше, чем у младших школьников общеобразовательной школы.
Новизна исследования состоит в том, что описывается и анализируется уникальный опыт Православной классической гимназии. Исследование обогащает и углубляет познания в области, до сих пор мало изученной отечественными православными педагогами и может принести существенную пользу всем, кто стремится черпать живую воду благодати Божией в истинной – Православной вере, а не в новомодных измышлениях западных педагогов.
Методологическим основанием для осмысления выносимой на защиту проблематики является обращение к достижениям отечественной православной педагогики.
Для достижения цели, решения задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические – классификация, систематизация, анализ, сравнение научных подходов, концепций, положений, определений и обобщение основных характеристик понятий для выявления сущности патриотической воспитанности и патриотического воспитания детей, выделение критериев, показателей и уровней исследуемой воспитанности; эмпирические – диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка) для выявления состояния патриотической воспитанности.
Заключение:
Проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о неоднозначной трактовке понятия «патриотическое воспитание», но, в то же время, дает возможность выделить его существенные черты. Так, его предметом является категории: национальная идея; национальная культура; родной язык; история народа и государства; самоопределение; категория Малой и Большой Родины.По результатам анализа справочной литературы, первоисточников и периодики выяснено, что существуют различные подходы к определению термина «патриотизм». Философия объясняет это понятие как явление, морально-политический принцип, содержание которого включает в себя любовь к Родине, гордость за ее настоящее и прошлое, преданность интересам родной страны и стремление к ее защите. Отношение личности к Родине отражает ее социально-психологическую позицию. Именно отношение связано с такой характеристикой психики, как ментальность. Ментальность создает для человека возможность отождествлять себя с определенным народом, определенной культурой, то есть проявлять свой менталитет.
Целью патриотического воспитания младших школьников средствами краеведческой работы считаем формирование у учащихся представления о малой родине как части Великой Родины, о ее ценности для него наравне с семьей, о ее неповторимости и красоте. Первая задача – формирование представления о малой родине как составляющей Большой Родины в географическом, культурном, историческом и политическом аспектах. Иначе говоря, ребенок должен усвоить иерархию понятий «личность» – «семья» – «родной край» – «Малая родина» – «Большая Родина» на наглядных образах. Это прежде всего, пространственные представления о Родине, которые ребенок получит в ходе краеведческой экскурсии представление о национальном и культурном своеобразии Родины, которая появляется перед ним в этнографических образах родного края; временные представления о древности тех объектов, которые окружает ребенка (город, село, край, страна). Важную роль играет политический аспект – идея России как независимого демократического государства, города как самоуправляемого субъекта внутригосударственных отношений. Однако следует сказать, что политический аспект здесь не может иметь самостоятельное значение в силу возрастных особенностей младшего школьника. Вторая задача – убеждение ребенка в необходимости единства всех регионов страны. Эта задача прямо вытекает из современных проблем общества и направлена на преодоление его разобщенности. Идея должна сформироваться у ребенка с помощью взаимосвязи последовательных понятий: «личность» – «семья» – «родной край» – «Малая Родина» – «Большая Родина».
Именно средства краеведения позволяют показать нашу страну во всем ее естественном, культурном, национальном своеобразии и историческом единстве. Ребенок должен усвоить идею о том, что общее историческое прошлое является важным элементом, который объединяет все регионы и этносы, всех граждан.Воспитание у ребенка любви к Родине, родному краю, городу, улице, дому, семье; воспитание чувства гордости за ее прошлое и идеи ответственности за будущее – является четвертым заданием. Патриотическое чувство – это, прежде всего, любовь, привязанность, восхищение, гордость, стремление к познанию, желание преобразовывать, улучшать, то есть готовность к активному служению. Именно средства краеведения способны выполнить эту задачу для ребенка младшего школьного возраста.
Формирование любви к родной национальной культуре и уважение к культуре других народов, живущих в РФ, являет собой пятую задачу патриотического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы. Патриотизм тесно связан с национальной идентификацией – отождествлением себя с той или иной национальной группой. Наиболее простым способом идентификации есть чувство принадлежности к той или иной нации. В условиях отсутствия эффективной системы патриотического воспитания кризис идентичности родителей воспроизводится в последующих поколениях, о чем говорилось выше. Из-за влияния родителей, которые не преодолели кризис идентичности, у детей может возникнуть недоверие ко всем элементам государства, а вместе с тем и к школе как носителю национально-государственных идей, к истории своей страны и своего региона. По нашему мнению, средствами преодоления кризиса доверия могут выступать нетрадиционные способы, методы и приемы, которыми являются средства краеведения.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что патриотическое воспитание младших школьников в основном находится на среднем уровне и требует повышения эффективности его развития.В рамках образовательного учреждения создается среда, формирующая патриотическую позицию молодежи. В процессе активной социально значимой патриотически-направленной деятельности учащихся формируется патриотизм гражданско-гуманистического типа, который включается в их систему ценностных ориентаций, проявляется в осознанной профессиональной подготовке и личной заинтересованности в будущей деятельности. Использование информационно-компьютерных технологий (в том числе и виртуальных музеев) делает процесс воспитания, в том числе и патриотического, более интересным, качественным и результативным.
По результатам исследования можно отметить, что уровень патриотической воспитанности младших школьников православной гимназии выше, чем у младших школьников общеобразовательной школы. Гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Проблема патриотического воспитания младших школьников в психолого-педагогических исследованиях
1.1. Сущность патриотического воспитания в современном образовании
По результатам анализа справочной литературы, первоисточников и периодики выяснено, что существуют различные подходы к определению термина «патриотизм». Философия объясняет это понятие как явление, морально-политический принцип, содержание которого включает в себя любовь к Родине, гордость за ее настоящее и прошлое, преданность интересам родной страны и стремление к ее защите [31].
Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества. Заметим, что на проблему патриотического воспитания и его роль в формировании человека обращало внимание многие мыслителей разных поколений и взглядов.
Обновленное понимание патриотизма, освобожденное от коммунистического, идеологического, от партийно-классового принципа т.д., отражает и включает новые тенденции современной социокультурной реальности и предполагает глубокое переосмысление его теоретических основ.
Обновленный патриотизм может стать одним из факторов консолидации и развития общества, преодоления многих негативных явлений современности.
Отношение личности к Родине отражает ее социально-психологическую позицию. Именно отношение связано с такой характеристикой психики, как ментальность.
Ментальность создает для человека возможность отождествлять себя с определенным народом, определенной культурой, то есть проявлять свой менталитет. Менталитет составляет философско-психологическую основу патриотизма, поскольку формируется в процессе сопоставления культур разных цивилизаций.
Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность утверждать, что менталитет – это совокупность моральных, психических и интеллектуальных особенностей мышления определенного народа, который проявляется в культуре, поведении, взглядах, обычаях и тому подобное.
Н. Снопко [40], изучая психологические механизмы патриотического воспитания в системе профессионального образования, утверждает, что патриотическое воспитание является субъектно-субъектным направленным процессом, в котором субъектами есть и тот, кто учит (педагог), и обучающийся. В основе концепции патриотического воспитания лежат педагогические технологии конструктивного использования психологических механизмов объекта патриотического воспитания – сублимации, проекции, идентификации. Патриотизм общества существует и проявляется благодаря наличию субъектно-объектных отношений. К субъектам патриотизма общества относятся индивид, личность, семья, элита, класс, группа, этнос, нация.
Учитывая корреляцию субъекта и объекта, в качестве объекта патриотизма могут быть Родина, и элементы общества, являющиеся субъектами патриотизма, личность, военная организация. Патриотизм является социально-психологической качеством, что формируется, развивается, или притупляется (теряется) в процессе жизни под влиянием политических, экономических и социальных факторов.