Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Педагогика/психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты изучения основ патриотического воспитания
дошкольников
  7

1.1. Значимость патриотического воспитания в развитии личности
дошкольников
  7

1.2. Основные психолого-педагогические подходы к патриотическому
воспитанию дошкольников в условиях ДОУ
.. 13

1.3. Национальная культура как средство патриотического воспитания детей
дошкольного возраста
. 20

Выводы по главе 1. 32

2. Экспериментальное изучение особенностей формирования патриотического
воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре
. 34

2.1. Организация и методики исследования. 34

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 42

Выводы по главе 2. 46

3. Реализация системы педагогических условий, направленных на
формирование патриотического воспитания дошкольников через приобщение к
национальной культуре
. 48

3.1. Разработка системы психолого-педагогических условий, направленных
на формирования патриотического воспитания дошкольников через приобщение к
национальной культуре
. 48

3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента. 61

Выводы по главе 3. 67

Заключение. 70

Список использованной литературы.. 74

Приложения. 79

 



  

Введение:

 

Актуальность
исследования.
Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в России
и в мире за последнюю четверть века, вызвали необходимость усиления
просветительской работы во всех основных сферах духовной жизни общества.
Усиление процессов глобализации, расширение границ и повышение социальной и
культурной мобильности, объективное снижение степени, характера и других
параметров личной идентичности — все это способствует росту нигилистических
чувств.

Развитие средств массовой информации, Интернета и
социальных сетей увеличило влияние чужеродных культурных моделей мышления и
поведения и привело к некоторой переоценке традиционных российских духовных
ценностей. Современному человеку во многих случаях сложно отличить собственные
мотивы от тех, которые навязываются ему извне. В результате существенно
изменились жизненные стратегии и ценностные ориентации вступающих в жизнь
подрастающих поколений. Наблюдается явное отчуждение определенной части
населения от исторического опыта своего народа. Это, в свою очередь,
стимулирует развитие цинизма, агрессивности, рост националистических и шовинистических
чувств и проявлений.

Часть современной молодежи не верит в перспективы
развития России, возможности жить и работать на «Родине», что стимулирует отток
талантливой молодежи за границу. Нельзя не заметить, что упадок и утрата
патриотического сознания молодого поколения, его социальная апатия и нежелание
молодежи вносить свой вклад в экономический, политический и культурный прогресс
России представляют угрозу национальной безопасности страны.

В связи с этим проблема формирования и развития патриотизма
на уровне общества, социальной группы и личности стоит сегодня как никогда
остро.

Об этом свидетельствует ряд государственных программ,
пропагандирующих патриотизм. Как и в другие драматические периоды российской
истории, патриотическая идея сегодня функционирует как фундамент, который мог
бы служить основой для консолидации всех слоев общества.

В то же время воспитание патриотизма особенно сложно, что
отличает его от других областей воспитания. Это связано с тем, что патриотизм —
одно из глубинных образований психики человека, это одна из личностных сфер
сознания и поведения.

Логически, патриотизм — это сложное единство
рационального и иррационального, когнитивного и аффективного, выразительного и
инструментального, объективного и субъективного, сознательного и
бессознательного, эмоционально оценивающих и регулирующих компонентов
поведения.

Проблема патриотического воспитания — одна из самых
сложных в педагогике в целом и в дошкольном воспитании в частности. Принято
считать, что процесс воспитания патриотизма нужно начинать в дошкольном
возрасте. Его сложность связана, прежде всего, с концепцией патриотического
воспитания, с тем содержанием, которое оно содержит в данный период в
современном ФГОС ДО и определяет методы, средства и формы работы с детьми.

Потенциал дошкольников уникален, поскольку в этом
возрасте ребенок эмоционально осознает окружающую его действительность и
получает чувство привязанности к месту, где он родился и живет. В нашей стране
разработана и реализуется Государственная программа Министра образования
Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан России на период
2016-2020 годов». Целью является повышение социального статуса патриотического
воспитания в образовательных учреждениях.

Понятие патриотизма — это чувство любви к Родине. В этот
термин входят все условия проживания: климат, территория, природа, организация
общественной жизни, особенности быта и языка. Пространственная, историческая,
расовая связь человека приводит к формированию его духовного сходства.
Творческий, духовный патриотизм, как и любое другое чувство, приобретается и
переживается каждым человеком самостоятельно. Для этой работы с дошкольниками
необходимо использовать наработанные веками истоки педагогического мастерства,
то есть истоки национальной русской культуры.

Степень научной
изученности.
Огромный жизнеутверждающий потенциал научного и
методического обеспечения патриотического воспитания открывается в средствах
народной культуры. В работах В. Ф. Афанасьева, Г. С. Виноградова, Г. Н.
Волкова, А. Ш. Гашимова, А. З. Измайлова, и др. раскрывается своеобразие разных
культур, богатство воспитательных средств устного и изобразительного фольклора,
традиций, обрядов, ритуалов.

Однако, особенности приобщения
детей дошкольного возраста к национальной культуре, как средству
патриотического воспитания, до сих пор остаются малоизученными, как и то, какие
педагогические условия способствуют этому процессу.

Объект исследования — патриотическое
воспитание дошкольников.

Предмет исследования — процесс приобщения к
национальной культуре, как средству патриотического воспитания дошкольников.

Цель исследования — проанализировать эффективность
реализации педагогических условий, направленных на формирование патриотического
воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Гипотеза исследования:

— специфика патриотического
воспитания детей дошкольного возраста обусловлена тем, что у ребенка еще не
сформированы базовые ценности Родины, национальной культуры страны,
особенностей быта, языка, т.к.
в этом возрасте ребенок только эмоционально осознает
окружающую его действительность;

— формирование патриотического
воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре
будет успешным,
если в педагогический процесс внедряются педагогические условия, включающие:

1. Разработка дополнительного календарно-тематического планирования по
патриотическому воспитанию дошкольников с учетом национальной культуры.

2. Разработка НОД непосредственно патриотической направленности с учетом
национальной культуры.

3. Обогащение развивающей
предметно-пространственной
среды: мини-музеи, иллюстрации,
художественной литературы, музыкальных произведений и предметов
народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов.

Задачи исследования:

1. изучить основные подходы к
значимости патриотического воспитания в развитии личности дошкольников,

2. выявить роль и значение
национальной культуры в патриотическом воспитании дошкольников,

3. провести первичное
исследование уровня патриотической воспитанности детей дошкольного возраста,

4. реализовать предложенные
педагогические условия по формированию патриотического воспитания дошкольников
через приобщение к национальной культуре,

5. путем повторного
исследования оценить эффективность предложенных педагогических условий.

Теоретико-методологическая база исследования:


концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,

— концепции
возрастных особенностей детей дошкольного возраста: Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, А.Б. Запорожца,
Л. Р. Болотиной, Т. С. Комаровой, С. П. Баранова и др.,


современные концепции патриотического воспитания: Е.Ю. Александрова, Н.Ф.
Виноградова, Е.В. Кобозева,
Е. В. Коротаева, Е. Е. Белоусова и др.

Основными методами для написания работы выступили:

— теоретические: анализ
научной литературы по теме исследования, описание и обобщение, систематизация,

— практические: педагогическое
наблюдение, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной
обработки полученных данных.

Для достижения этой цели был выбрана
следующие диагностический материал:

1. Критериальный показатель степень
сформированности патриотической воспитанности: когнитивный, эмоционально —
чувственный и деятельностно -практический. Каждый критерий оценивался по трем
уровнями: высокий, средний и низкий, которые были определены в процессе
наблюдения за детьми в играх, занятиях и в процессе беседы.

Когнитивныей показатель оценивал наличие знаний названия своего села,
района, домашнего адреса;наличие знаний достопримечательностей села.

Эмоционально-чувственный показатель оценивал эмоционально-эстетическую отзывчивость; уважение
и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям,
фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Деятельностно-практический показатель оценивал умение выразить свое
отношение к объектам, способности к проявлению себя в делах, отстаивать свою
честь и достоинства, бережно относиться к памятникам истории, проявление
интереса к сохранению окружающего мира.

2. Серия заданий, позволяющих оценить степень
сформированности приобщения дошкольников к национальной культуре. Каждая серия
позволяла на основе игр, игровых заданий определить ту или иную
степень сформированности знаний об
объектах народного быта, народных праздниках и традициях, различных видах
народного творчества, умение ориентироваться в различных мероприятиях,
связанных с отражением представлений о народной культуре; необходимость
применения этих знаний и навыков; степень сформированности умения
самостоятельно моделировать свою деятельность на основе теоретических знаний и
практических навыков.

База исследования. МАДОУ детский сад
«Тополек», г. Бабушкин Республика Бурятия, участники дети подготовительной
группы «Капелька», 5 девочек, 5 мальчиков, возраст 6 лет.

Практическая значимость полученных
результатов заключается в том, что предложенные и апробированные педагогические
условия, могут быть использованы в практике ДОУ в формировании патриотического
воспитания дошкольников. Результаты педагогического исследования могут лечь в
основу поиска дальнейших путей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Структура работы. Исследование состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 40 источников и
4 приложения.

В тексте работы содержится 7
рисунков, 10 таблиц. Общий объем работы составляет 86 страниц.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив психологическую, педагогическую и методическую
литературу и проанализировав проблему патриотического воспитания в педагогике,
можно сделать следующие выводы:

Патриотическое воспитание дошкольников обеспечивает
одно из направлений личностного развития — социальное направление. Основы
патриотизма закладываются в дошкольном возрасте, поскольку этот возраст
представляет собой чувствительное время для развития личных качеств ребенка.

В исследованной литературе даны самые разные трактовки
понятия патриотизм. В контексте данной работы трактовка патриотизма как
привязанности к месту рождения, месту жительства и любви к Родине трактуется
как наиболее подходящая для дошкольного возраста. Патриотическое воспитание —
комплексный образовательный процесс взаимодействия взрослого и детей в
совместной деятельности и общении, направленный на выявление и формирование в
человеке общечеловеческих нравственных качеств и приобщение его к истокам
национальной и региональной культуры, характер своей родной страны, что дает
«эмоционально эффективный» результат, отношение, чувство привязанности,
преданности, ответственности и так далее по отношению к своей родной стране. Мы
также попытались раскрыть возрастные особенности дошкольников. При этом следует
учитывать, что в любом возрасте ребенок приобретает важнейшие человеческие
качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно
развиваются целостное восприятие мира, визуально-образное мышление, творческое
воображение, прямые эмоциональные отношения с людьми в этом районе и сочувствие
их потребностям и опыту. Дошкольный возраст как возраст становления основ
личности имеет свой потенциал для формирования высших социальных чувств, в том
числе чувства патриотизма.

Мы считаем, что патриотизм лучше формировать со
знанием малой родины (семьи, места, где живет — город, село) и формированием
чувства принадлежности к ней, а затем и к великой Родине — России. На основании
этого, представлены педагогические условия по патриотическому воспитанию дошкольников
через приобщение к национальной культуре:
календарно-тематическое планирование
работы на учебный год; разработку содержания НОД; обогащение развивающей
предметно-пространственной
среды.

Во второй главе представлена методология исследования, а так же
результаты констатирующего этапа.

Основной целью проведения исследования стало
выявление
условий формирования патриотического
воспитания дошкольников через приобщение к народной культуре. Исследование было
проведено на базе МАДОУ «Солнышко» среди детей подготовительной группы. В
исследовании приняло участие 20 дошкольников, которые были разделены на две
группы: экспериментальную и контрольную, по 10 детей в каждой.

Для достижения этой цели был выбрана
следующие диагностический материал:

1. Критериальный показатель степень
сформированности патриотической воспитанности: когнитивный, эмоционально —
чувственный и деятельностно -практический. Каждый критерий оценивался по трем
уровнями: высокий, средний и низкий, которые были определены в процессе
наблюдения за детьми в играх, занятиях и в процессе беседы.

2. Серия заданий, позволяющих оценить степень
сформированности приобщения дошкольников к национальной культуре. Каждая серия
позволяла на основе игр, игровых заданий определить ту или иную
степень сформированности знаний об
объектах народного быта, народных праздниках и традициях, различных видах
народного творчества, умение ориентироваться в различных мероприятиях,
связанных с отражением представлений о народной культуре; необходимость
применения этих знаний и навыков; степень сформированности умения
самостоятельно моделировать свою деятельность на основе теоретических знаний и
практических навыков.

Так же представлены результаты констатирующего этапа исследования. На
котором было выявлено, что дети двух групп получили средние и низкие показатели
уровня патриотической воспитанности и низкую
степень сформированности приобщения дошкольников к национальной культуре.

С детьми из экспериментальной группы были реализованы предложенные
педагогические условия.

В третьей главе была представлена апробация представленных педагогических
условий, которые в процессе опытного обучения должны были бы оказать влияние на
формирование
патриотического воспитания дошкольников через
приобщение к национальной культуре:

1. разработка дополнительного календарно-тематического планирования по
патриотическому воспитанию дошкольников с учетом национальной культуры,

2. разработка НОД непосредственно патриотической направленности с учетом
национальной культуры,

3. обогащение развивающей предметно-пространственной среды: мини-музеи, иллюстрации, художественной литературы, музыкальных
произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов.

По результатам апробации педагогических
условий, было повторно проведено исследование по тем же методикам, что и на
констатирующем этапе исследования.

По результатам исследования было выявлено, что уровень патриотической
воспитанности у дошкольников экспериментальной группы повысился в среднем у
всех детей. Высокий уровень отмечен у 60%, средний уровень у 40%, тогда как по
результатам констатирующего этапа, высокий уровень отмечен не был, а средний
уровень составлял 70%.

Уровень сформированности приобщения к национальной культуре так же
значительно вырос. По результатам контрольного этапа, высокий уровень отмечен у
80% детей, тогда как на констатирующем этапе, высокий уровень был не обнаружен.
Средний уровень на контрольном этапе составил 20%, а на констатирующем только
10%. Следовательно, апробированные педагогические условия оказали влияние на
уровень приобщения к национальной культуре.

Дети овладели на достаточном уровне
знаниями названий и назначения предметов русского народного быта и более
осмысленно могли использовать в соответствии с назначением предметы русского
быта. Полученными знаниями дошкольники пользовались в обыгрывании сюжетов
сказок, в театрализованных постановках.

Повысился уровень знаний разных
видов народно- прикладного творчества и умений использовать их в своих работах.
Дети овладели умением воспроизводить характерные признаки предметов русского
народного быта в рисовании, лепке и аппликации. Повысился интерес к
художественной изобразительной деятельности.

Полученные знания дети применяли в
свободной художественной деятельности. Дошкольники принимали осмысленное и
активное участие в подготовке и проведении русских народных праздников и
театрализованных игр. Уровень стал высоким. В целом за год повысился уровень
компетенции детей. Это подтвердило результативность проводимой в группе работы
и доказало эффективность предложенных педагогических условий по приобщению
детей к народной культуре.

Следовательно, гипотеза исследования доказана полностью.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения основ патриотического воспитания
дошкольников

 

1.1. Значимость патриотического воспитания в развитии личности
дошкольников

 

Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так
как дошкольный возраст наиболее чувствителен к воспитанию патриотизма. В этом
возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает
искренность чувств, безграничное доверие к взрослому и подражание старшим.
Впечатления и переживания в детстве имеют огромное влияние на дальнейшее
развитие ребенка и запоминаются на всю жизнь. В этом возрасте появляются
новообразования, облегчающие процесс воспитания детей. Содержание
патриотического воспитания дошкольников включает: знакомство детей с культурным
наследием, праздниками, традициями, прикладным народным творчеством, устным
народным творчеством, музыкальным фольклором и народными играми.

Патриотическое воспитание старших дошкольников направлено на[1]:

— знакомство с семейными традициями, составление родословной; Знакомство с
традициями детского сада;

— знакомство с городом, поселком, его историей, гербом, традициями,
выдающимися горожанами, сельчанами прошлого и настоящего,
достопримечательностями;

— наблюдения за состоянием объектов в разное время года, организовывать
сезонные сельскохозяйственные работы на природе, сеять цветы, овощи, сажать
кусты, деревья и многое другое;

— организацию творческих, продуктивных и игровых занятий для детей, в
которых ребенок проявляет сочувствие, заботится о людях, растениях и животных в
разное время года в связи с адаптацией к новым условиям жизни и повседневной
жизни по мере необходимости.

В дошкольном возрасте объем знаний о мире, в котором дети увеличиваются с
возрастом, что связано с их повышенными умственными способностями развития. У
детей с возрастом сформированы не только полноценные идеи, но и простейшие
патриотические концепции, а также умение анализировать, сравнивать,
классифицировать и группировать знания по определенным критериям. Произвольность
поведения увеличивается из-за активного развития волевых процессов, развивается
способность контролировать свое поведение, формируется сдерживать
непосредственные импульсы и подчинять свои действия установленным требованиям.
Начинают появляться зачатки отношения к Родине в прямом смысле слова формируются
в умении заботиться о родных и близких, делать то, что нужно другим, заботиться
о том, что создано человеческим трудом.

Дети начинают ответственно относиться к порученной работе и бережно
относиться к природе. Возникает подчиненность мотивов, и на этой основе
формируются социальные мотивы трудовой деятельности, стремление делать что-то
необходимое, полезное для других.

Цель патриотического воспитания старших дошкольников — посеять и взрастить
в душе ребенка семена любви к исконной природе, Родине и семье, к истории и
культуре страны.

Задачи патриотического воспитания[2]:

1. дать дошкольнику чувство собственного достоинства и чувство уважения к
старшим через добрые дела, любовь, уважение к семье и друзьям;

2. получить представление об окружающей человека среде, о способности
вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;

3. воспитание любви к малой родине через интерес к семейной истории и
традициям, уважение к прошлому и настоящему своей страны и воспитание чувства
ответственности за ее будущее.

Очень важно дать дошкольникам чувство любви и привязанности к природным и
культурным ценностям своей страны, поскольку именно на этой основе
воспитывается патриотизм. В этом контексте особое значение приобретает
социокультурный подход к воспитанию патриотизма у дошкольников.

Детям, особенно старшим дошкольникам, доступно чувство любви к своей
семье, родному городу и природе. И это начало патриотизма, который рождается в
знаниях и возникает в процессе целенаправленного воспитания. Среди основных
принципов формирования патриотизма[3]:

 — первые ориентиры реализации
социокультурной практической деятельности в воспитании дошкольников: наука,
гуманизм, демократия;

— приоритет историко-культурного наследия России, ее духовных ценностей и
традиций;

— последовательность, преемственность в развитии ребенка с учетом индивидуальных
особенностей ребенка;

— разнообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения
эффективности обучения;

— направленность на развитие навыков, способностей и качеств каждого
человека на основе индивидуального подхода;

— тесное и постоянное общение с другими видами образования.

Непрерывная реализация процесса патриотического воспитания дошкольников
предусматривает[4]:

а) на основе знаний у дошкольников формируются патриотические суждения и
мировоззрения;

б) взгляды раскрывают целостность патриотических знаний, а патриотические
чувства, раскрываемые через компоненты патриотического сознания;

в) патриотическое сознание побуждает действовать в определенном
направлении, определяет направление личности;

г) патриотическая направленность личности раскрывается через основы
поведения;

д) патриотическое поведение ребенка преподносится как внешнее выражение
патриотического сознания;

е) патриотические знания, выражаются через чувства, потребности и мотивы
ребенка.

На каждом этапе развития общества меняются приоритеты и ценности. К
сожалению, это отразилось и на нравственных ценностях: отношении к историческим
событиям в государстве, к героям нашей страны[5].
Изменилось отношение людей к Родине. Что бы ни происходило в обществе,
воспитание детей с дошкольного возраста в любви и уважении к своей стране
должно быть обязательным. Учить ребенка жизни в обществе — это основная роль
педагога. Гражданский статус дошкольников начинает складываться как в детском
саду, так и в семье. Ученые доказывают, что условия для будущих патриотических представлений
создаются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В это время малыши особенно доверчивы
ко всему, что происходит вокруг них. Не зная себя и своих родителей, они могут
сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации
или событию.

Эмоции играют определенную роль в патриотическом воспитании детей. Система
общих знаний о явлениях общественной жизни формируется только к концу
дошкольного возраста. Этому способствует овладение моральными суждениями,
оценками, концепциями и познавательным интересом детей к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания патриотизма является слияние нравственных чувств
и знаний.

Знания влияют на нравственное развитие ребенка только в том случае, если
они формируются чувствами и опытом. Особенностью проявления патриотизма у
дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той
практической деятельности, в которую они вовлечены (общение с детьми и взрослыми,
работа). Формирование воли, нравственных идеалов, важных для патриотического
воспитания, только начинается в дошкольном возрасте.

Сам ребенок осознает и принимает разнообразие внешнего мира. Однако умение
судить его, относиться к нему осторожно и гуманно — это результат усилий
взрослых — родителей, учителей и тех, кто стоит рядом с ребенком в каждый
момент его жизни.

Важным
для патриотического воспитания является правильное определение возрастного
этапа, на котором становится возможным активное формирование у детей
патриотических чувств.

Так, в
3-4 года у детей начинает формироваться отношение к национальной символике. Для
детей 5-го года жизни национальный фактор не является решающим, потому что
многоэтническое окружение входит в жизнь ребенка через звучание другого языка,
колорит национальных мелодий[6].

Благоприятным
для начала целенаправленного и систематического патриотического воспитания
является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка
к социальному миру, общественным явлениям и тому подобное. У детей пятого года
жизни начинает формироваться чувство, выражающее отношение к людям и явлениям
окружающей действительности, к отношениям между людьми, к предметам,
формируются собственные впечатления, в результате чего малыш определяет, что
ему нравится. Дети легко воспринимают и усваивают фольклор, народные подвижные
игры, выполняют разные роли, водят хороводы.



[1]
Азаров, Ю. П.
Педагогическое искусство патриотического воспитания дошкольников / Ю. П. Азаров
// Дополнительное образование. — 2013. — № 6. — С. 3-7.

[2]
Бузский, М. П.
Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М. П.
Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград : ВолГУ, 2018. -С. 63

[3]
Маханева
М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление
дошкольным образовательным учреждением. — 2015. — №1. —
c. 53.

[4]
Коротаева, Е. В.,
Белоусова Е.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного
обеспечения / Е. В. Коротаева, Е. Е. Белоусова // Вестник ТвГУ. Серия
«Педагогика и психология». — 2017. — №2. — С. 142-149

[5]
Мухлыгина, Т. С.
Патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего
гражданина / Т. С. Мухлыгина // Сборник научно-методических статей «Современное
дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы». — Йошкар-Ола :
Поволжский государственный технологический университет. — 2016. — С.36-41

[6]
Патувинов, В. И.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В. И.
Патувинов // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 52-56

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы