Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История России

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Партизанское движение в годы великой отечественной войны и изучение в курсе истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности организации партизанского движения в годы ВОВ 9
1.1. Историография о партизанском движении в годы ВОВ 9
1.2. Область действий партизанского движения 17
1.3. Практика взаимодействия армии и партизан 30
2. Освещение темы партизанского движения на уроках истории в 9 классе 43
2.1. Анализ УМК по изучению партизанского движения в годы ВОВ 43
2.2. Методика формирования знаний о партизанском движении у школьников на уроках истории 52
2.3. Апробация разработанной методики на уроках истории в 9 классе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования: Великая Отечественная Война прокатилась через каждую российскую семью. Трудно найти человека, у которого бы кто-то из родных не был военнослужащим, партизаном, подпольщиком, не оказался среди заложников или жертв концлагерей. Война оставила глубокий след в памяти народа, повлияла на его демографию, психологию и историческую судьбу. До сегодняшнего дня воспоминания о событиях 1939-1945 гг. вызывают эмоциональную реакцию у миллионов, а их оценки нередко является остро дискуссионными и спорными.
Особое место в истории Великой Отечественной Войны принадлежит борьбе против нацистов и их союзников на оккупированных территориях. Партизанское движение стало одной из героических страниц истории многих стран Европы, в том числе и России.
Борьба против захватчиков развернулась на всех землях Советского Союза и характеризовалась разнообразием способов и организационных форм, заметным влиянием на ход войны и мирное население.
В 2014 в нашей стране снова взорвалось военное противостояние, одной из причин которого стало различное толкование событий более чем семидесятилетней давности. Лозунги Революции достоинства, война на Донбассе, реализация «декоммунизационных» законов в Украине, принятые Польшей изменения в законе об Институте национальной памяти, свидетельствуют о чрезвычайной актуальности и общественном значении истории периода Великой Отечественной Войны для России и соседних с ней государств.
Преодолеть вызовы настоящего, помешать непрофессиональным и политизированным суждениям о прошлом, найти историческое понимание с соседями и внутри нашего государства, определить реальный вклад в победу над нацизмом можно только всесторонне исследуя прошлое, давая ему объективные оценки.
Анализируя историографию партизанского движения, следует отметить утилитарный практический подход большинства зарубежных историков к исследованию. Как правило, эти исследования выполняются по заказам военных структур для изучения опыта советских партизан, с целью использования его против народов, сражающихся за свою независимость.
Так, коллективное исследование американских историков под руководством Д. Армстронга «Советские партизаны во второй мировой войне». было выполнено по заказу ВВС США. Книга содержит раздел «Война против партизан», где детально исследуется, анализируется и обобщается опыт гитлеровцев в борьбе с партизанским движением.
В предисловии другой своей книги «Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941-1944», Д. Армстронг пишет: «действия партизан во Второй мировой войне представляют собой значительную часть накопленного Советским Союзом опыта по использованию нерегулярных вооруженных сил в боевых операциях…. Фактор преемственности доктрины и психологии делает полезным изучение современными специалистами по советской политике опыта советского партизанского движения во Второй мировой войне» .
О стороне, представляющей интерес для западной Германии в изучении действий советских партизан сообщал журнал «Веркунде»: «в результате второй мировой войны значение партизанской войны необычайно возросло, что вынудило даже великие державы учитывать этот вид военных действий при разработке своей стратегии» . Там же сообщается о необходимости «изучить опыт партизанских войн во всем мире и взять из него все, что применимо для наших условий и наших войск».
Английские историки О. Гейльбрунн и Ч.О. Диксон писали: «Наша собственная армия должна быть обучена методам борьбы с партизанами. Мы видим, как дорого заплатили немцы за то, что заблаговременно не создали организацию для борьбы с партизанами… Нам нет необходимости проходить через все это вновь. Что нам нужно, так это устав по ведению антипартизанской войны, а также соответствующая подготовка солдат и офицеров. Мы должны учиться на ошибках немцев и извлекать пользу из их опыта. Заметим, что такие уставы к настоящему времени разработаны н приняты «на вооружение» во многих странах Западной Европы, а также в Соединенных Штатах Америки» .
Относительно истоков партизанского движения многие зарубежные историки считают: «важнейшей причиной возникновения партизанского движения в СССР было чрезмерно жестокое отношение захватчиков к местному населению». К. Пфеффер писал: «если бы Германия проводила в отношении этих народов более ясную дружескую политику, у нас были бы все предпосылки для завоевания их на свою сторону» . Такой же позиции придерживается западногерманский историк доктор Л. Рендулич: «Совершенно неправильная политика притеснения народа вконец подорвала доверие народа к немецкой армии и немцам и лишила Германию возможности проводить какую-либо политику, что в условиях горького разочарования местного населения создало партизанам все предпосылки для расширения масштабов своей борьбы» .
На постсоветском пространстве искажение истории партизанского движения уже не редкость. Так, в 2012 г. вышла книга белорусского «историка» С. Захаревича «Партизаны СССР. От мифов к реальности» , где автор описывает «военные преступления партизан», пытается доказать бессмысленность «рельсовой войны» и доходит до того, что Хатынь «пострадала от партизан», поскольку уничтожение Хатыни спровоцировали партизаны, а немцам «просто пришлось провести в деревне зачистку». Поражает то, что родители этого «патриота» прошли фронт, мать, по его словам, «до конца жизнь оставалась правоверной коммунисткой, никто из родственников не пострадал от сталинских репрессий» .
Историческая литература о народной борьбе в тылу немецко-фашистских захватчиков начала создаваться еще в годы войны. За истекший период опубликовано значительное количество работ научного и научно-популярного характера, а также мемуаров, рассматривающих различные формы народного сопротивления врагу, в том числе и партизанскую борьбу. Вся эта литература имеет большое значение для воспитания молодежи в духе патриотизма, содержит в себе колоссальный опыт борьбы народа, подвергшегося оккупации, за свое национальное и социальное освобождение.
Объект исследования — партизанское движение на территории СССР.
Предметом исследования является подготовка, организация партизанского движения на территории СССР.
Исходя из определения объекта и предмета, автор определяет цель исследования, которая состоит в изучении организации партизанского движения, роли героической деятельности партизан в победе над фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной Войны, и на его основе разработки методических рекомендаций формированию патриотизма у школьников на примерах героической деятельности советских партизан.
Для реализации намеченной цели намечены следующие задачи:
1. Проанализировать процессы организации и подготовки партизанской борьбы на оккупированной советской территории, ее формы и содержание.
2. Рассмотреть взаимодействие партизан с Советской Армией и населением оккупированных территорий РСФСР.
3. Осуществить опытно-методическую работу по формированию гражданственности и патриотизма у школьников на примерах героической деятельности советских партизан.
Источниковой базой исследования явились Постановление ЦК ВКП(б), Директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б), уставы, Документы НАРБ о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны, воспоминания.
Методология исследования, обеспечивающая научную объективность данной работы, опирается на общенаучные теоретические методы научного познания (анализ, обобщение, синтез, моделирование, сравнение), специальных методах исторического исследования (системный, сравнительно-исторический, типологизации и сопоставления, причинно-следственный анализ связей между историческими событиями). Комплексный характер исследования предусматривал непредвзятый в политическом отношении анализ всех доступных источников и литературы.
Особое значение в исследовании имеет опора на базовые принципы исторического и историографического анализа — историзм, систематизация, системный подход. Принцип историзма позволил проанализировать в развитии историографию партизанского движения Великой Отечественной войны.
Важное место в работе занял принцип объективности, который помог рассмотреть события и факты в конкретной исторической обстановке, что позволило провести всестороннее изучение источников по теме исследования.
Системный подход обеспечил рассмотрение объекта исследования как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение динамического изменения во времени историографии партизанского движения как системы. При реализации данных принципов использовались такие методы, как проблемно-хронологический, сравнительно- исторический, ретроспективный.
Хронологические рамки исследования определяются периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Территориальные границы включают в себя территорию районов СССР во время ВОВ.
В исследовании освещен методический аспект преподавания истории в старших классах в соответствии с актуальными на современном этапе задачами патриотического воспитания. Проведен анализ проблемы формирования патриотизма у школьников на примерах героической деятельности советских партизан.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и педагогической работе по данной проблематике.
Структура ВКР: работа состоит из двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе работы была подтверждена актуальность темы исследования современной России в сложных внешних и внутриполитических, социальных, идеологических, военно-стратегических, экономических условиях, необходимо укрепить государственность, возродить культурно-исторические традиции, обеспечить его устойчивое устойчивое развитие, внутреннюю и внешнюю национальную безопасность. В таких условиях проблема консолидации российского гражданского общества на основе гражданского патриотизма становится особенно актуальной.
Изучение русской истории в общеобразовательной школе, в ходе которой на основе усвоения и понимания исторического опыта России формируется ценностное отношение к русской культуре, определяющее их гражданское положение, приобретает особое значение в патриотическом воспитании. образование.
На наш взгляд, изучение истории Великой Отечественной войны обладает огромным потенциалом в плане патриотического воспитания, события которого более семидесяти лет остаются одной из самых героических и трагических страниц российской истории.
Важнейшим компонентом народной борьбы против нацистских захватчиков было партизанское движение. Как социальное явление, оно включало вооруженную борьбу партизан и борьбу тех, кто оказывал партизанам помощь и поддержку в виде еды, одежды, оружия, защищал их от врагов и собирал для них информацию.
Целью исследования было изучение организации партизанского движения, роли героической деятельности партизан в победе над фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и на ее основе разработка методических рекомендаций по формированию патриотизма. среди школьников на примере героической деятельности советских партизан.
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи: проанализированы процессы организации и подготовки партизанской войны на оккупированной советской территории, ее форма и содержание. Рассматривается взаимодействие партизан с Советской Армией и населением оккупированных территорий РСФСР.
В ходе решения этих проблем было выявлено, что:
С первых дней оккупации сопротивление захватчикам проявлялось в вооруженной борьбе в партизанских формированиях и подпольной работе. На территории, оккупированной германскими властями, сразу начали функционировать партизанские отряды и многочисленные группы сопротивления, действовавшие в тылу врага.
Партизанское движение было одним из решающих факторов победы Советского Союза в войне против нацистской Германии и ее союзников. Вооруженные действия партизанских отрядов, деятельность подпольных групп и организаций, массовая конфронтация населения, которое официально не принадлежало к партизанским структурам, сдерживали нацистов от реализации их планов: военных, экономических и политических.
Результатом взаимодействия партизан и Советской Армии в нацистском тылу стало изгнание немцев весной 1942 года из Смоленской, Ленинградской, Орловской областей и ряда областей Беларуси. На завоеванных территориях, охраняемых партизанами, Советская власть была восстановлена. В общей сложности к весне 1942 года советские партизаны контролировали территорию, равную по площади таким государствам, как Бельгия, Голландия и Дания вместе взятые. Эти успехи укрепили партизанские связи с местным населением.
Активность и методы участия советских людей в антифашистской борьбе не были одинаковыми. И это вполне естественно. Но большинство из них не были пассивной или только сочувствующей массой, но тайно помогали партизанам, морально их поддерживали.
В работе была решена задача — провести экспериментально-методическую работу по формированию гражданственности и патриотизма у школьников на примерах героической деятельности советских партизан.
Проведен теоретический анализ методологических основ патриотического воспитания на уроках в процессе изучения школьного курса истории в общеобразовательной школе.
Задачами экспериментальной работы было:
— формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства причастности к истории Отечества, его Вооруженных Сил;
— изучение роли партизанского движения в Великой Отечественной войне, его значения и влияния на победу СССР.
— формирование национальной идентичности российских граждан на примерах военных и подвигов советских людей во имя свободы и независимости Родины;
Было выявлено, что у учеников растет интерес к военной истории, развивается познавательные навыки для поиска необходимой информации в исторических источниках, для определения и объяснения их позиции и оценки наиболее значимых событий.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Особенности организации партизанского движения в годы ВОВ

1.1. Историография о партизанском движении в годы ВОВ

В области истории партизанского движения проделана значительная работа, но у нас нет еще капитального обобщающего труда по истории партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.
Тематически вся совокупность историографических трудов состоит из двух групп.
Первая — это теоретические и обобщающие историографические труды, посвященные историографическому осмыслению истории Второй мировой войны. Ко второй группе относятся историографические работы непосредственно по истории партизанского движения в целом или его отдельных аспектов.
В процессе историографического осмысления темы четко прослеживаются два этапа: советский (1957-1991 гг.) и современный (с 1992г. до настоящего времени).
В отечественной исторической литературе начало партизанской борьбы связывают с тремя документами:
1) директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г.;
2) выступлением И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 г.;
3) постановлением ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу немецких войск» от 18 июля 1941 г. Стоит отметить что данные документы долгое время не находили должного отображения в публикации.
Так, директива СНК БССР и ЦК ВКП(б) от 29.06.1941 г. впервые была опубликована в сборнике «КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза», который вышел в свет в 1958 г.
Ещё более долгое время не публиковалось постановление ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. Даже в сборнике для служебного использования, который вышел в 1982 г. данное постановление было опубликовано не полностью
Только в 1990 г. этот важный документ начального этапа войны был напечатан полностью.
Начало изучению данной проблемы было положено в годы Великой Отечественной войны. Отталкиваясь от задач партизанского движения, большое внимание исследователей было уделено литературе, которая относилась партизанам. 5 августа 1941 г. вышла в свет памятка «Как бороться с танками противника» . По мере развития партизанского движения данный вид литературы обретал всё большее значение.
Боевые действия партизан привлекли внимание историков, писателей, партийных работников, руководителей партизанского движения. С самого начала в трудах историков и публицистов ведущей становится тема партийного руководства партизанской борьбой.
В послевоенные годы началось более глубокое изучение борьбы молодежи в тылу немецких войск. В значительной степени этому содействовало расширение документальной базы. Так, только в 1946 г., только в фондах комиссии по сбору и обобщению документов и материалов об участии комсомола в борьбе против завоевателей, созданной при ЦК ВЛКСМ, хранилось более 20 тысяч документов.
После ХХ съезда КПСС начался новый этап в историографии изучаемой проблемы. Благодаря большей доступности к архивным материалам, увеличению количества опубликованных документальных материалов по истории Великой Отечественной войны, историки получили новые возможности для изучения партизанской борьбы. Концептуальные подходы при изучении обозначенной темы нашли отражение в редакционной статье «Создадим историю народного партизанского движения 1941 — 1945 гг. журнала «История СССР», в котором была поставлена задача показать, в первую очередь, деятельность партии по руководству борьбы населения против оккупантов .
Со второй половины 60-х гг. Публикация историографических работ активизируется. Несколько научных исследований А. Курносова в соавторстве с другими учеными из разных аспектов историографии проблемы обозначили выход на историографический разработку проблематики антифашистской борьбы в целом. Публикации А. Курносова стали первыми историографическими обобщениями по истории советского движения Сопротивления в СССР. Главной движущей силой этого движения А. Курносов считал «советский патриотизм», а само движение отличался идейной монолитностью и« безраздельным влиянием» Компартии. При этом «советский патриотизм» определялся не просто как любовь к родины, а прежде всего как стремление защитить социалистический строй .
Монографии В. Клокова, А. Красюка, Т. Логуновой стали полным историографическим анализом антифашистской борьбы в советский период. Авторы этих историографических исследований осветили основные направления научных изысканий; описали теоретические дискуссии по различным аспектам проблемы; предложили собственную периодизацию как истории партизанского движения, так и историографического процесса; акцентировали внимание на достижениях в раскрытии темы и определили направления дальнейших исследований. Авторами этих работ констатировано, что достаточно исследованными стали вопросы, связанные с вооруженной, диверсионной и пропагандистской борьбой партизан и подпольщиков, материальной и организационной помощи «Большой земли». Вместе с тем, наблюдалось недостаточное внимание ученых к освещению истории движения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы