Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Отношения Узбекистана и Таджикистана: основные вопросы и тенденции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретический фундамент отношений Узбекистана и Таджикистана 8
1.1 Политическая система и принятие внешнеполитических решений в Республике Узбекистан 8
1.2 Политическая система и принятие внешнеполитических решений в Республике Таджикистан 20
Глава 2. Практические аспекты развития отношений Узбекистана и Таджикистана 30
2.1 Нормативно-правовая и институциональная база отношений Республике Узбекистан и Республике Таджикистан 30
2.2 Состояние отношений Республике Узбекистан и Республике Таджикистан в период президентства Ислама Каримова 36
2.3 Обновление отношений Республике Узбекистан и Республике Таджикистан в период президентства Шавката Мирзиеева 44
Заключение 55
Список использованных источников 57

 

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования определяется трансформационным характером современных международных отношений в связи с распадом Советского Союза, одним из важнейших событий двадцатого века. Распад Советского Союза вызвал определенную геополитическую путаницу на постсоветском пространстве и привел к серьезным изменениям во внешней политике во многих странах.
Центральная Азия была местом назначения на протяжении веков, пересекая геополитические и географические экономические интересы великих держав после окончания холодной войны и распада Советского Союза, но она стала предметом интереса из-за своего водного и энергетического потенциала. После распада федерации образовался вакуум, чтобы заполнить как местных, так и нерегиональных игроков. Вновь образованные страны Центральной Азии стали независимыми в рамках крупных региональных геополитических игр, а внешнеполитические линии стали важным фактором усиления их влияния с точки зрения усиления и расширения их влияния в Центральной Азии.
В своем выступлении перед народом Таджикистана 12 декабря 1992 года глава Республики Таджикистан Э. Рахмонов сказал, что «справедливая и взаимовыгодная основа определяется как один из приоритетов» внутренней и внешней политики. Это касается и сотрудничества с Узбекистаном.
На протяжении веков таджики и узбеки жили бок о бок и накопили значительный опыт в отношениях. Обращение к этому опыту путем выявления всех положительных моментов, связанных с этими двумя соседями, является актуальной задачей исторической науки, поскольку она необходима для развития таджикско-узбекских отношений на данном этапе.
Таджикистан и Узбекистан приобрели значительный опыт в отношениях советских времен. Актуальной задачей исторической науки является обращение к этому опыту и подтверждение позитивной связи между двумя соседними странами. Это также необходимо для развития нынешних таджикско-узбекских отношений.
В постсоветский период отношения между Таджикистаном и Узбекистаном стали основываться на равных шагах, как и отношения между двумя суверенными государствами. Впервые Таджикистан смог самостоятельно определить свою политику в отношении Узбекистана.
Республика Таджикистан и Республика Узбекистан продолжали развивать взаимовыгодное сотрудничество в различных областях, сохраняя в последние годы все ценное в двусторонних отношениях. Правительство и главы государств Республики Таджикистан заявили: «Дружеское сотрудничество и долгосрочные отношения с Узбекистаном являются историческим и популярным требованием».
В свою очередь, президент Ислам Каримов в первый год своего суверенитета сказал: «Мы поддерживаем иракское правительство в его стремлении продолжить мирный процесс. На протяжении тысячелетий мы жили как самые близкие соседи таджиков. Мы ценим историю наших отношений, и я заявляю, что сделаем все от нас зависящее, чтобы эти отношения были стабильными и прочными».
Продолжая думать о дружбе таджиков и узбеков, таджикский ученый «Самый тесный контакт между Таджикистаном и Узбекистаном был установлен в Центральной Азии, где они одевались в одинаковую одежду, готовили одинаковую еду и часто становились родственниками. Их традиции и обычаи были похожи как две капли воды».
Таджикистан выступает за продолжение многовекового творческого опыта дружеского сосуществования народов Центральной Азии.
Как указано в концепции внешней политики Республики Таджикистан: «Решающим фактором в наших отношениях с Узбекистаном является важность и необходимость равноправных, взаимовыгодных, равнодушных и стабильных отношений».
Объектом исследования являются отношения Узбекистана и Таджикистана.
Предмет исследования – тенденции отношений Узбекистана и Таджикистана.
Цель исследования – проанализировать тенденции отношений Узбекистана и Таджикистана. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить политическую систему и принятие внешнеполитических решений в Республике Узбекистан;
2. Изучить политическую систему и принятие внешнеполитических решений в Республике Таджикистан;
3. Рассмотреть нормативно-правовую и институциональную базу отношений Республике Узбекистан и Республике Таджикистан;
4. Проанализировать состояние отношений Республике Узбекистан и Республике Таджикистан в период президентства Ислама Каримова;
5. Рассмотреть обновление отношений Республике Узбекистан и Республике Таджикистан в период президентства Шавката Мирзиёева.
Несмотря на наличие широкого спектра научной и научно-популярной литературы, следует отметить, что эта проблема в предложенной перспективе мало изучена в российской историографии.
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной историографии накоплен значительный объем научных работ по истории таджикско-узбекских отношений, однако в центре внимания исследователей оказались лишь несколько вопросов, ограниченных узкой хронологической рамкой, что делает Не позволяют делать выводы о процессе становления и развития двусторонних отношений более широкого промежутка времени. В связи с этим существует необходимость в систематическом, всестороннем научном анализе таджикско-узбекских отношений в исторической ретроспективе, который актуален как для современной исторической науки, так и для углубления таджикско-узбекского диалога о сотрудничестве.
Литература, использованная автором, может быть классифицирована следующим образом:
Первая группа включает исследования таджикских авторов. Прежде всего следует отметить работу бывших министров иностранных дел Республики Таджикистан Т. Назарова и Х. Зарифи, которые наряду с другими вопросами неоднократно обращались к проблемам таджикско-узбекских отношений.
Проблемы культурных связей, взаимоотношений двух стран в рамках двустороннего и многостороннего гуманитарного сотрудничества отражены в работах З.Ш. Раджабова, М. Бабаханов. В работе первого автора, посвященной десятилетию таджикской культуры в Узбекистане, были подробно рассмотрены вопросы культурно-гуманитарных отношений Таджикской ССР и Узбекской ССР. Работа второго автора посвящена изучению истории таджикского народа Узбекистана и их роли в развитии страны.
В работах З. Богуманова, Д. Якубова и Р. Ш. Нуриддинова рассматриваются вопросы научных и культурных связей Таджикистана и Узбекистана. Кандидатская диссертация Д. Якубовой охватывает широкий спектр отношений между Таджикистаном и Узбекистаном в научной и культурной сфере в 80-90-е годы. прошлый век. В монографии политолога Р.Ш.Нуриддинова «Место и роль России в формировании новой геополитической системы в странах Ближнего Востока», наряду с вопросами автора, рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений Таджикистана и Узбекистана.

Деятельность выпускников, получивших образование в Узбекистане, отражена в дипломной работе А.Д.Курбанова. В статье обобщены сведения о помощи и сотрудничестве братских республик, особенно Узбекистана, в подготовке кадров для Таджикистана в начале XX века. Как отмечает А. Курбанов, сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в обучении в 20-30-е годы. Это было очень многогранно и плодотворно. Автору удалось раскрыть вклад Таджикской научной комиссии Узбекистана в подготовку местного персонала, вклад Центрально-Азиатского государственного университета в подготовку выпускников и организацию педагогических и сельскохозяйственных вузов в Таджикистане.
Следует отметить, что сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в научной, культурной и социальной сферах в годы независимости еще не было предметом специального и всестороннего исследования. В работах некоторых ученых и политиков, а также в периодической печати двух стран был опубликован ряд статей и докладов, в которых содержался только обзор или фрагментарные изложения определенных аспектов исследуемой проблемы.
Важным инструментом изучения истории таджикско-узбекских отношений в рамках международных и региональных организаций является работа политолога А. Искандарова. Его работы обеспечивают сравнительный анализ политического и социально-экономического развития стран Центральной Азии в условиях независимости, особенностей и основных этапов их интеграции, исследуют геополитические интересы мировых держав в регионе, а также их влияние. о политических, социальных и интеграционных процессах.
Вторая группа включает труды узбекских ученых. Среди них особое место занимает монография Э.Шодиева, в которой узбекско-таджикские литературные связи XIX и XX веков изложены достаточно подробно и объективно.
Кандидатская диссертация Н.Таджибаева охватывает важные аспекты экономического и культурного сотрудничества между Таджикистаном и Узбекистаном в 60-х и 70-х годах. XX век.
Несомненный интерес представляет коллективная монография социологов Таджикистана и Узбекистана Е.Ю. Юсупов, А.Я. Вишневский, Х.Г.Гадоева, посвященные истории возникновения и упрочения дружбы и сотрудничества таджикского и узбекского народов. Это первое обобщенное исследование, в котором авторы на основе обширного документального материала раскрыли исторические корни дружбы между таджикским и узбекским народами, процесс зарождения и укрепления, а также основные направления сотрудничества. Отдельная глава в книге посвящена сотрудничеству народов двух республик в области науки, культуры и искусства.
Из работ узбекских ученых В.Тюрикова, Р.Шагулямова, Р.З.Жумаева можно узнать о политических событиях в Узбекистане в первые годы независимости.
Третья группа состоит из произведений российских и зарубежных авторов, таких как В.В.Бартольд, А.А.Семенов, Н.В.Ханыков, А.Вамбери, А.Джэкщенкулов. Изучение их произведений позволяет глубже проанализировать историю народов Центральной Азии с древнейших времен до 20 века.
Методологической основой работы является системно-конкретный исторический подход, объединяющий совокупность методов из различных научных дисциплин: истории, историографии, источниковедения, теории международных отношений, что позволило сформировать концептуальный взгляд на развитие таджикско-узбекского языка. отношений и провести детальный анализ наиболее важных процессов и явлений в истории отношений между двумя государствами. Исходя из научных принципов исследования, автор использовал такие методы, как анализ, синтез, описание, сравнение, прогнозирование.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на следующие группы:
Первый и самый важный источник — это работа, официальные речи и заявления Президента Таджикистана Рахмона и Президента Республики Узбекистан Каримова, в которых дается общее описание, видение, перспективы и направления отношений между двумя странами.
Вторая группа состоит из официальных документов, содержащих правовые акты, соглашения, договорные документы, декларации и т. д., касающихся двух государств. Содержание этих документа основано на взаимном уважении национального суверенитета, общей надежде на установление взаимовыгодных партнерских отношений в экономической, политической и культурной сферах и основополагающих принципах взаимной взаимозависимости внутри национального пространства.
Третья группа содержит архивные материалы. В качестве данных были использованы данные Министерства иностранных дел Таджикистана, Министерства культуры Таджикистана, Департамента экономического развития и торговли Таджикистана, Министерства энергетики и ресурсов Таджикистана, Министерства образования Таджикистана, Ассоциации дружбы и культурного сотрудничества Таджикистана.
Исторические документы были использованы в качестве основного материала при изучении политических, экономических и культурных отношений между двумя государствами.
Четвертая группа источников состоит из периодических изданий, данных новостных агентств и новостных сайтов, связанных с темой исследования. В этой работе широко использовались материалы из газет, выпускаемых в Таджикистане и Узбекистане.
Данные информационных агентств Таджикистана и Узбекистана содержат актуальную информацию о сотрудничестве Таджикистана и Узбекистана и связанных с ним вопросах. Обращение к ним значительно расширит кругозор исследования и позволит лучше понять ситуацию с расследуемым делом, которая необходима для более стабильной реконструкции.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Еще в 2000 году Узбекистан заминировал горные участки границы с Таджикистаном, чтобы предотвратить проникновение боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) на его территорию. Более того, узбекская сторона отказалась предоставить карту заминированных участков. Противопехотные мины уже взорвали сотни мирных жителей. В том же году по инициативе Узбекистана, в нарушение соглашений СНГ, обе страны ввели визовый режим.
За последние несколько месяцев мы стали свидетелями готовности обеих стран к плодотворному сотрудничеству. Очевидно, что в условиях кризиса страны заинтересованы в объединении своих усилий и ресурсов, а не в том, чтобы тратить их впустую во время бессмысленной конфронтации.
Для преодоления разногласий необходим первый шаг навстречу друг другу, и две страны уже сделали этот шаг. Однако если причины противоречий между двумя странами сохранятся, вряд ли им удастся сохранить конструктивное партнерство в течение длительного времени. И эти причины в ближайшее время точно не исчезнут.
Водно-энергетический дисбаланс и неоднозначность административно-территориального деления стали неотъемлемой чертой Центральной Азии после распада СССР. Именно в советское время можно было создать бесперебойную систему обмена водой и энергией между странами, когда Кыргызстан и Таджикистан обеспечивали достаточный сток рек для своих соседей по равнине — Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а они, в свою очередь, поставляли горные республики с электричеством, газом и углем зимой. Теперь каждая из сторон пытается проводить политику, которая в первую очередь соответствует ее интересам. Сам формат национальных государств (национальное государство) требует мышления в парадигме национальных интересов.
Тем не менее, многие инструменты могут быть разработаны для поддержания дружеских отношений между Душанбе и Ташкентом. Например, есть идея создать постоянную комиссию на уровне правительств и МИД. Здесь вы можете добавить предложение об организации периодических встреч старейшин, общественных деятелей, экспертов двух стран. Чтобы разрешить разногласия по поводу Рогунской ГЭС, целесообразно организовать консорциум, в котором каждая из заинтересованных сторон будет оказывать влияние на управление водным балансом. Такой консорциум можно было бы создать, позволив остальным странам выкупать доли в электростанции. Возможные потери воды в странах, расположенных ниже по течению в случае запуска Рогуна, могут быть компенсированы за счет ремонта и улучшения водопроводов и каналов. Например, считается, что в случае ремонта своих сетей Узбекистан может сэкономить до 60% воды.
Однако все эти меры носят только вспомогательный характер, не устраняя сами источники противоречий. Необходим механизм, который на системном уровне устранял бы существующие противоречия между странами. Таким механизмом мог бы стать Евразийский экономический союз. Не секрет, что одной из главных задач ЕАЭС является построение единой мощной экономики, которая включала бы производственные ресурсы и рынок суверенных стран постсоветского пространства. В случае вступления в ЕАЭС экономики Таджикистана и Узбекистана могут выйти на прежний уровень сотрудничества и даже превзойти его. Интеграция в ЕАЭС позволяет этим странам реализовать гораздо больший потенциал экономического сотрудничества друг с другом, чем в случае двустороннего взаимодействия, изолированного от участия третьих стран.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический фундамент отношений Узбекистана и Таджикистана
1.1 Политическая система и принятие внешнеполитических решений в Республике Узбекистан
Республика Узбекистан – это государство со своей Конституцией, на основании которой оно имеет статус суверенной демократической республики.
Это нейтральная страна, сохраняющая право на неучастие в военных компаниях, и отказ от участия в соглашениях или союзах с иными странами для достижения каких-либо целей.
Государственное устройство ее таково, что основная власть в стране сосредоточена на народе. Осуществляющие власть лица государства, это ставленники народа, которые несут ответственность перед лицами своих граждан, обязаны действовать и соблюдать их интересы, отображая их волю, согласно принятым законам.
В историко-географическом регионе Евразии, а именно в ее центре, называемом Средней Азией, располагается территория Узбекистана В большинстве своем республика окружена горами Гиссаро-Алая и Тянь-Шаня, и равнинами. Среди них особо можно выделить Туранскую низменность и пустыню Кызыл-Кум с платом Устюрт. Сырдарья и Амударья, речные артерии, впадают в омывающее Узбекистан Аральское море [7, c. 45].
Ее территория граничит с Туркменистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Казахстаном.
Площадь Узбекистана охватывает 447 900 кв.км, но 37% этой площади занимает Каракалпакстан АО. Граница ее имеет протяженность до 6221 километров.
Согласно Конституции, вступившей в силу в 1992 году, Узбекистан стал президентской республикой. Парламент, как представитель высшей власти, осуществляет исполнение законности. Министерский Кабинет отвечает за исполнение, контролируя эффективность прогресса в духовных, социальных и экономических сферах, а также руководя исполнением указов главы государства.
Сейчас, в ней существует несколько политических партий:
 либеральная партия;
 экологического движения;
 народно-демократическая;
 социальная демократическая;
 правая демократическая партия.
В 1998 году в закон были внесены изменения, касающиеся политических партий, запрещающие регистрироваться религиозным партиям.
В 1997 году вышел закон, регулирующий средства массовой информации (СМИ) Узбекистана, осуществляющийся в соответствии с законом «О государственном языке».
В 2010 году, согласно Концепции о демократических реформах, выдвинутой главой, были изменены законы и этические правила о СМИ.
Республика, хоть и сохраняет свой нейтралитет на мировой арене, содержит значительную часть вооруженных сил, готовых, при необходимости, выступить за сохранение безопасности своей территории. Верховным главнокомандующим страны является президент, а основным управлением руководит Министерство обороны.
Главой государства, с 1990 года, согласно законными народными выборами, является Президент. Учрежденная должность первоначально значилась, как Президент Узбекской ССР, но по Конституции, в 1992 году, официальным названием стало – Президент Республики Узбекистан.
На высокопоставленную должность главы государства может избираться образованный гражданин Узбекистана, говорящий на языке государства, после 35 лет, имеющий постоянную прописку или срок проживания от 10 лет на территории этой страны до президентских выборов [18, c. 99].
Президент имеет право переизбираться на данную должность несколько раз подряд. Первым избранным президентом, переизбиравшийся 5 раз, с 1990 по 2016 годы, до своей кончины, был Ислам Каримов.
Новым президентом Узбекистана, который по настоящий день управляет страной, стал Шавкат Мирзиеев.
Президент Республики Узбекистан, как указано в 21 главе Конституции, гарантирует соблюдение гражданских прав и свободы, обязан вовремя принимать необходимые меры по сохранению политической независимости и безопасности своей страны, реализовывать решения, гарантирующие национальное и государственное благополучие.
Президент республики является официальным представителем Узбекистана на геополитической сцене, и обязан участвовать в переговорах и договорных соглашениях. Он рекомендует парламенту, подходящих для ведения дипломатических переговоров от лица республики, кандидатов.
Опираясь на Конституционное право, в президентских обязанностях издание необходимых указов, распоряжений и постановлений, которые обязательны к неукоснительному выполнению на государственной территории.
Так как президент – официальный глава Республики Узбекистан, то он соответственно наделен и ответственен за выполнение определенных полномочий, в их число входят [14, c. 25]:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы