Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Отличия характеристик памяти шахматистов 12-14 лет в зависимости от их квалификации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения отличий характеристик памяти шахматистов 12-14 лет в зависимости от их квалификации 5
1.1Сущность феномена «память» 5
1.2 Особенности развития памяти в подростковом возрасте 9
1.3 Характеристика подготовки шахматистов 12
1.4 Роль шахмат в развитии памяти 17
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 22
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 24
3.1 Анализ результатов 24
3.2 Выводы 45
3.3 Рекомендации по развитию памяти у шахматистов 12-14 лет 47
Выводы 50
Список литературы 52
Приложения 56

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Шахматы — один из видов спорта, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей и молодежи. Широкая сеть спортивных секций обеспечивает мас¬совость занятий шахматами и позволяет осуществлять подготовку спортсменов по виду спорта «шахматы».
Система подготовки, основу которой составляет соревновательный процесс, повысила уровень спортивного мастерства большинства спортсменов-шахматистов. Однако асов, которые способны выигрывать чемпионаты мира еще очень мало, что актуализирует вопросы повышения эффективности подготовки шахматистов на основе изучения характеристик памяти и на этой основе разработок эффективных методик их подготовки.
Объект исследования ‒ память шахматистов 12-14 лет.
Предмет исследования – взаимосвязь характеристик памяти шахматистов 12-14 лет и уровня их квалификации.
Цель исследования заключается в изучении характеристик памяти шахматистов 12-14 лет, их отличий в зависимости от квалификации.
Гипотезами исследования являются предположения о том, что:
— характеристики памяти шахматистов изменяются в зависимости от их квалификации,
— существует взаимосвязь между квалификацией и характеристиками памяти у шахматистов.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
— изучить сущность феномена «память», ее характеристики;
— рассмотреть особенности развития памяти в подростковом возрасте;
— выявить роль шахмат в развитии памяти;
— разработать программу диагностического исследования и экспериментальным путем проверить выдвинутую гипотезу;
— определить совокупность диагностических методик для изучения памяти шахматистов 12-14 лет;
— исследовать память шахматистов 12-14 лет, наличие взаимосвязи между ее характеристиками и квалификацией спортсменов;
— провести обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение;
— сформировать рекомендации по развитию памяти у шахматистов 12-14 лет.
В работе использовались следующие методы исследования:
— теоретические — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические:
Методика № 1. «Память на образы»,
Методика №2. «Оценка оперативной зрительной памяти»,
Методика № 3. «Тест на логическую память».
— методы обработки данных: качественный анализ, методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
Память — познавательный психический процесс, сущность которого заключается в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта, введении его в сферу сознания и поведения. Виды памяти классифицируются: по типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по времени закрепления и сохранения материала. Основными характеристиками памяти определены: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
В подростковом возрасте имеет место значительный рост логической памяти на фоне снижения механической, увеличение продуктивности опосредованного запоминания и снижение непроизвольного запоминания; зависимость памяти от мышления.
Система подготовки по шахматам в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» представлена следующими этапами: этапом начальной подготовки, тренировочным этапом, этапом совершенствования спортивного мастерства, этапом высшего спортивного мастерства. В основу подготовки шахматистов положен годичный тренировочный цикл, который делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный, по результатам которого шахматистам присваиваются определенные разряды, звания.
Сделан вывод о том, что шахматы обладают значительным потенциалом в развитии памяти, ее видов, среди которых – образная, логическая, оперативная, кратковременная и долговременная.
В результате исследования установлено:

— образная память лучше развита у шахматистов 1,2 разрядов по сравнению со спортсменами, имеющими 3,4 разряды на 3,4 единицы,
— оперативная память лучше развита у шахматистов 1,2 разрядов по сравнению со спортсменами, имеющими 3,4 разряды в среднем на 1,7 единиц,
— логическая память лучше развита у шахматистов 1,2 разрядов по сравнению со спортсменами, имеющими 3,4 разряды в среднем на 4,5 единиц.
Выявлено, что между исследуемыми характеристиками памяти и квалификацией шахматистов имеет место прямая корреляционная связь, что позволяет сделать вывод о том, что, развитие образной, оперативной зрительной и логической видов памяти находится в прямой зависимости от квалификации шахматистов, т.е., чем выше квалификация спортсмена, тем лучше у них развиты обозначенные виды памяти.
Полученные результаты подтвердили выдвинутые гипотезы.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения отличий характеристик памяти шахматистов 12-14 лет в зависимости от их квалификации

1.1Сущность феномена «память»

Рассмотрим сущность феномена «память» в психологической науке.
В справочных изданиях по психологии, под понятием «память» рассматривается познавательный психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта; способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения [3;4].
Виды памяти в научной литературе классифицируются:
— по типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности,
— по характеру целей деятельности,
— по времени закрепления и сохранения материала.
По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности виды памяти представлены:
— двигательной,
— образной,
— словесно-логической.
Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и иных видах деятельности человека.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними.
Словесно-логическая память — память на мысли, суждения, умозаключения, в которой имеет место закрепление отражения предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.
По характеру целей деятельности имеет место:
— непроизвольная память,
— произвольная память.
В основе непроизвольной памяти лежит запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольная (или преднамеренная) память характеризуется тем, что человеком ставится перед собой определенная цель — запомнить ту или иную информацию, для чего используются специальные приемы запоминания.
По времени закрепления и сохранения материала виды памяти представлены:
— кратковременной памятью,
-долговременной памятью.
Кратковременная памятью — вид памяти, благодаря которому можно удерживать небольшой объем информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд [16].
Объем кратковременной памяти определяется количеством символов независимо от содержащейся в них информации [16].
Долговременная память характеризуется, в первую очередь, длительностью сохранения материала после многократного его повторения и воспроизведения [7].
Основные процессы памяти представлены:
— запоминанием,
— сохранением,
— воспроизведением,
— узнаванием,
— забыванием [24].
Запоминание является психологическим процессом по вводу информации в память посредством мышления и ассоциативных связей [8].
Запоминание — важнейшее условие последующего воспроизведения приобретенных знаний.
В психологии имеет место:
— механическое запоминание,
— логическое запоминание [8].
Механическое запоминание характеризуется отсутствием осознания логической связи между различными частями материала, который воспринимается. Основу механического запоминания составляют ассоциации по смежности.
Логическое запоминание основывается на понимании внутренних логических связей между частями материала, которые являются отдельными.
Сохранение — процесс памяти, характеризующий долговременность хранения информации, которая воспринята, в скрытом состоянии; удержание в ней информации [3].
Воспроизведение представляет собой актуализацию психологического содержания (мыслей, образов, чувств, движений), которые ранее были сформированы, в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей [4].
Узнавание – опознание объекта, который воспринимается, как уже известного по прошлому опыту [3].
Забывание является активным процессом, который заключается в потере доступа к материалу, ранее запомненному, в невозможности осуществить воспроизведение или узнать то, что было усвоено [4].
Основные характеристики памяти представлены:
— объемом,
— быстротой запечатления,
— точностью воспроизведения,
— длительностью сохранения,
— готовностью к использованию сохраненной информации [24].
О6ъем памяти является важнейшей интегральной характеристикой памяти, характеризующей возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека к использованию в практической деятельности информации, которая у него есть.
Точность воспроизведения отражает способность индивида точно сохранять и точно воспроизводить информацию, которая запечатлена в памяти.
Длительность сохранения характеризует способность индивида к удержанию необходимой информации определенное время.
Готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию характеризует способность индивида воспроизвести информацию в нужное время.
Таким образом, память представляет собой познавательный психический процесс, сущность которого заключается в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта, введении его в сферу сознания и поведения. Виды памяти классифицируются: по типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по времени закрепления и сохранения материала. Основными характеристиками памяти определены: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы