Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Отечественные телевизионные программы с участием детей: этический аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Специфика процесса
проведения кастинга и критерии отбора детей в телевизионные программы
1.2. Дети в телепрограммах как
манипуляторы и жертвы манипуляции
ГЛАВА 2. Отечественные телевизионные
программы и их юные герои: этические коллизии взаимодействия
2.1. Анализ поведения подростков и их
роль в отечественных телепрограммах
2.2. Своеобразие поведения юношей и
девушек — героев отечественных
телепрограмм
2.3 Детская «популярность»:
последствия в реальной, постсъемочной жизни
Введение:
Актуальность исследования
состоит в том, что в настоящее время формулируется очень важный вопрос, который
основывается на этическом компоненте отношения к детям. Для того, чтобы
бесследно для психики принимать участие в каких-то публичных и масштабных
мероприятиях могут те, чья личность психологически и морально сформирована. И
здесь о категории детей говорить не приходится: дети сами по себе являются
чрезвычайно уязвимыми и зависимыми от своих родителей, а если речь идет о детях
подросткового возраста, то необходимо отметить еще и то, что они переживают переходный
возраст в своей жизни.
Основной целью
подросткового возраста является самоутверждение подростка, отстаивание себя как
полноценной личности. Отчасти это, разумеется, именно так и есть. Социальная,
интеллектуальная и биологическая зрелость человека в нашем сегодняшнем обществе
размыты, то есть наступают не одновременно.
Если на такое достаточно
сложное морально-психологическое состояние еще наложить и стресс от участия в
детских телевизионных передачах – ситуация может только усугубиться, если дети
потерпят поражение, посчитают, что они опозорены, будут испытывать
психологическое давление вообще.
Можно задать актуальный вопрос:
зачем ребенку, который находится в трудном психологическом возрасте, принимать
участие в каких-либо телевизионных программах? Зачастую ответ лежит на
поверхности – с желанием родителей, которые считают, что их ребенок непременно
заслуживает того, чтобы стать достойным и знаменитым, даже если он не умеет
петь, танцевать или не обладает какими-то выдающимися талантами. Однако,
зачастую родители попросту не понимают всей трудности данной проблемы и
возможных последствий на детскую личность.
Нагрузки должны быть
соразмерны возрасту, как и требования к детям. К примеру, если рассматривать
более старших детей (юношей и девушек), в силу прохождения переходного возраста
они более зрелые и способны самостоятельно принимать решения.
Этическая сторона участия
детей в телевизионных программах – противоречивый вопрос для родителей и
организаторов кастингов и телевизионных передач. Попадая в съемочный процесс, дети попадают на
телевидение, а не к психологу, соответственно, за их психологическое состояние
несут ответственность преимущественно родители, в то время как съемочная группа
должна уметь общаться с детьми, зная элементарные основы их психологии. В итоге
получается следующее: детская аудитория имеется, но работать с ней
преимущественно тяжело.
По этой причине часто
возникают неудобные ситуации, которые ставят детей в неловкие положения.
Мы же полагаем, что дети
– это слишком уязвимая аудитория для того, чтобы переживать взрослые проблемы
и, более того, чтобы непосредственно существовать в атмосфере взрослых проблем.
Преждевременное взросление не принесет желаемых результатов, но повлиять на
будущее ребенка вполне может.
Так, мы смогли
сформулировать проблему данного
исследования: каковы этические критерии участия детей в телевизионных
программах? Решение этой проблемы имеет междисциплинарный характер, поскольку
касается и детской психологии, и социологии, и непосредственно журналистики.
Объект
данного исследования: детские телевизионные программы на
отечественном телевидении.
Предмет
исследования: поведение детей подросткового и
юношеского возраста в детских телевизионных программах.
Цель
исследования: через поведенческие особенности детей
подросткового и юношеского возраста проанализировать этический фактор их участия
в детских телевизионных программах.
Исходя из поставленной
цели нами были сформулированы следующие задачи:
— изучить специфику
процесса проведения кастинга и критерии отбора детей в телевизионные программы;
— рассмотреть детей в
телепрограммах как манипуляторов и жертв манипуляции;
— произвести анализ
поведения подростков и их роли в отечественных телепрограммах;
— выявить своеобразие
поведения юношей и девушек, героев отечественных программ;
— исследовать детскую
«популярность»: последствия в реальной, постсъемочной жизни.
Теоретическая
база исследования. В представленном исследовании мы
опирались на теоретические положения о:
— социализации детей,
которые разрабатывались следующими исследователями: О.Е. Коханой,[1] Л.П. Селеня,[2] А.В. Мудриком[3] и другими исследователями;
— эмоциональном
восприятии детей, которые разрабатывались следующими исследователями: Б.Х.
Вардаянян,[4] Л.М. Аболиным[5] и другими;
— этических составляющих,
исследованных в трудах К.Н. Вентцеля,[6] Б. Колорозо[7] и другими исследователями.
Научная
новизна исследования. В произведенном исследовании впервые
разработан этический аспект участия детей в телевизионных программах через их
поведение в съемочном процессе. Подобных исследований ранее в научной среде не
производилось, в то время как темы влияния детской популярности и влияния
поражений в детских телевизионных программах также не разрабатывались учеными
ранее. Соответственно, представленное исследование является первой попыткой
определить этическую составляющую участия детей подросткового и юношеского
возраста в детских телевизионных программах.
Практическая
значимость исследования. Данное исследование может быть
использовано в качестве учебно-методического пособия на стыке дисциплин:
журналистики, психологии, социологии.
Методы
исследования:
— теоретические (анализ,
обобщение, сравнение, мета-анализ);
— практические (анализ
телевизионных СМИ, дискурс-анализ, контент-анализ).
Структура
исследования. Работа состоит из введения, основной
части, в которой имеется две главы, заключения, списка литературы.
В первой главе
исследуется техника создания телевизионных программ с участием детей с точки
зрения социально-этического и морально-психологического аспектов.
Во второй главе
исследуются отечественные телевизионные программы и их юные герои: с позиции
этических коллизий взаимодействия.
[1] Коханая О.Е.
Социокультурные функции детского и молодежного театра. Автореф. дисс. … на
соискание ученой степени доктора культурологии. – М., 2009. – 46 с.
[2] Селеня Л.П.
Социализация детей и подростков в условиях городской среды. Автореф. дисс. …
канд. соц. наук. – М.: 2008. – 10 с.
[3] Мудрик А.В.
Социализация вчера и сегодня. – М.: Московский психолого-социальный институт,
2006. – С. 175 с.
[4] Варданян Б.Х.
Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы
психологии. Психические процессы. – М., 1983. – 325 с.
[5] Аболин Л.М. Психологические механизмы
эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 1987. – 193 с.
[6] Вентцель К.Н.
Этика и педагогика творческой личности. Т.2. – М.,1912. – 721 с.
[7] Колорозо Б. Три
способа манипуляции родителями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.psychologos.ru/articles/view/tri-sposoba-manipulyacii-roditelyami
(дата обращения 5.04.2020).
Заключение:
В ходе проведённого
исследования нами были решены следующие задачи:
— изучена специфика
процесса проведения кастинга и критерии отбора детей в телевизионные программы;
— рассмотрены дети в
телепрограммах как манипуляторы и жертвы манипуляции;
— произведен анализ
поведения подростков и их роль в отечественных телепрограммах;
— выявлено своеобразие
поведения юношей и девушек, героев отечественных программ;
— исследована детская
«популярность»: последствия в реальной, постсъемочной жизни.
В ходе решения первой
задачи были рассмотрены социально-этические и морально-психологические
особенности участия детей в телевизионных программах. Нами был поставлен акцент
на социализации, поскольку в процессе исследования мы пришли к выводу о том,
что это одна из основ коммуникации ребенка со взрослыми.
Кастинг – это отдельная
большая тема для изучения, в которой мы выделили два ориентирующих направления:
детский аспект и родительский аспект. Говоря о детях, выделяются их
психологические особенности (готовность к участию в кастинге, способность к
коммуникации и так далее), в то время как с позиции родителей имеют место быть
этический и моральный аспекты. В частности, речь идет о соотношении
родительских амбиций и детских возможностей.
В ходе решения второй
задачи мы выяснили, что участие детей в телепрограммах – это всегда непросто в
силу ярких темпераментов, характеров и зачастую несформированной до конца
психики. Причем, это отражается как на самих детях, которые могут ощущать на
себе давление со стороны режиссерского состава, так и на съемочной группе,
которая вынуждена адаптироваться к детским капризам или желаниям. Такой
двусторонний манипулятивный процесс обусловлен трудностью коммуникации
вследствие ряда социально-этических и морально-психологических причин, которые
и были, собственно, рассмотрены в данной части исследования.
По этой причине мы
заключили о том, что дети являются одновременно и манипуляторами, и жертвами
манипулятивного процесса в ходе съемок телевизионных программ, поскольку
коммуникация является двусторонний, соответственно, каждая сторона является
одновременно и объектом, и субъектом коммуникации, принимая и отдавая информацию,
тем самым совершая акт взаимодействия, вне зависимости от характера его
деструктивности.
В ходе решения третьей
задачи было выяснено, что при просмотре шоу, в которых принимают участие дети
подросткового возраста, возникает диссонанс, поскольку многие дети не умеют
грамотно разговаривать, другие – не знают, как себя вести, третьи просто не
готовы к славе. И лишь немногие из них – действительно талантливы и органично
смотрятся на экране телевизора. Чаще это дети, которые уже имеют опыт общения
со сценой и зрителями.
Говоря о роли детей в
программах, необходимо пояснить, что это всегда именно роли, это навязанные
детям образы, поскольку сами они в силу возраста зачастую еще не имеют
какого-то сложившегося архетипа личности. И в том случае, когда навязанная роль
не коррелирует с внутренним миром ребёнка, становится очевидной неорганичность
его поведения в эфире. Детям дают сценарии с заученными фразами, которые они
зачастую не могу выговорить в силу незнания значения каких-то слов, и все это
необходимо для достижения трех составляющих:
— рейтинга программы;
— удовлетворения
родительских амбиций;
— воздействия на
аудиторию.
По этой причине мы полагаем,
что отечественные телевизионные передачи, а именно, их редакторы и режиссеры
попросту не умеют работать с подростковой аудиторией.
В процессе решения
четвертой задачи было выяснено, что в отечественных передачах для юношей и
девушек имеется чаще всего интеллектуально-просветительский уклон, при этом
отсутствует постановочность, а больше собственной энергии и собственных моделей
поведения. Это обусловлено, по нашему мнению, тем, что на телевидении работать
с аудиторией старше 16 лет достаточно просто, поскольку это уже взрослые люди,
за которых не следует принимать решения, с ними общаются на равных, как со
взрослыми людьми. То есть, у молодых людей уже ушла та подростковая
непосредственность, они переросли критический этап возрастного развития.
Соответственно, следует
отметить, что поведение девушек и юношей в отечественных передачах является
очень продуктивным и естественным, они в них представляют самих себя, не играя
какой-то образ и не притворяясь.
Им не нужно кем-то
казаться и что-то доказывать, поскольку они – это уже формирующиеся личности,
которые выстроили вектор своего дальнейшего развития. Какой-то целенаправленной
психологической работы съемочной группы телевизионных передач с молодыми людьми
– юношами и девушками, не требуется.
В ходе решения пятой
задачи мы определили, что детская популярность – это то, что регулируется в
любом случае родителями, и именно от отношения родителей зависит, как ее
воспримут дети. Некоторые продолжают жить в том же жизненном темпе, ходить в те
же секции, не меняя уровня своей жизни и круга интересов, другие же, с легкой
руки родителей, становятся «звездами», они постоянно слышат о том, что они
лучше и выше других, что они достойны только самого лучшего. Более того, они
получают все самое лучшее от родителей. Впоследствии это может стать
колоссальной проблемой, когда совладать с желаниями и потребностями ребенка
станет попросту очень трудно.
Мы полагаем, что наиболее
важно работать с постсъемочной популярностью подростков, поскольку это очень
эмоционально уязвимая возрастная категория, в то время девушки и юноши являются
уже сформированными личностями, имеющими собственные взгляды на жизнь и то, что
им необходимо.
Гипотеза исследования,
которая заключалась в том, что ответственность за морально-психологическое состояние
детей с точки зрения социально-этического аспекта в процессе съемок в детских
телевизионных программах лежит, в первую очередь, на родителях, в то время как
съемочная группа должна знать основы коммуникации с детьми, является
доказанной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕХНИКА
СОЗДАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ И
МОРАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
1.1.
Специфика процесса проведения кастинга и критерии отбора
детей в телевизионные программы
Съемка детей в телевизионных
программах всегда являлась процессом достаточно сложным и трудоемким. Режиссерскому
составу при этом необходимо учитывать особенности рабочего режима ребенка, его
настроение, характер и многое другое. И, аналогично взрослым съемкам, в детских
существуют кастинги и отборы.
В данной среде очень
высокая конкуренция, причем, примечательным является то, что инициатива
посещать кастинги и продвигаться на телевидении вообще исходит от родителей. В
целом же важно обратить внимание на то, что семья является первым в жизни
институтом социализации. И одним из
критериев отбора на кастингах является именно социализация.[1] Однако же, одной из
особенностей данного процесса является то, что сегодня процесс социализации
детей реализуется в достаточно сложных условиях, представляясь в более широком
смысле как единый процесс семейной социализации, характерный для традиционного
общества, который расщеплен институциональными заменителями семейного
воспитания.[2]
А.Я. Флиер рассматривает
социализацию как процесс, который является основанием в процессе трансляции
социального опыта новым поколениям и социального воспроизводства общества, а
также как процесс введения человека в систему социального функционирования общества,
а именно, «в разделение труда и функций, в нормы политической лояльности
существующему порядку и социальной адекватности как члена социума, в систему
разделения и исполнения разнообразных социальных ролей, в коды и языки
социальной коммуникации, в знания, умения и навыки какой-либо специальности»[3] и так далее.
О.Е. Коханая под
социализацией рассматривает включение в мир культуры в различных планах, а
именно, в нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном и
социально-психологическом.[4]
По мнению О.В.
Третьяковой, социализация представляет собой двусторонний процесс, в котором
личность не только испытывает воздействие со стороны субъектов внешнего мира,
но и по мере социализации сама оказывает влияние на общественную культуру.[5]
А.В. Мудрик пришел к
выводу о том, что сущностные особенности социализации, с точки зрения
субъект-субъектного подхода, заключаются в сочетании приспособления и
обособления человека в общественной системе, в то время как в рамках
субъект-объектного подхода определение социализации понимается в качестве
адаптации человека в общественной системе, являясь процессом и результатом
становления индивида социальным существом.[6] В это же время следует
отметить, что Л.Н. Столович под термином «субъект» подразумевал два понятия:
«субъект» как источник активности, направленный на объект, и «субъект» как
носитель определенных свойств, не обязательно связанных с его активностью».[7]
Речь о социализации ведется
по причине того, что именно данный аспект обуславливает все остальные составляющие
детского поведения как внешне, так и внутренне. В современных условиях важным
компонентом социализации ребенка является подготовка такой личности, которая
обладала бы в полной мере различными компетенциями. Компетенция – «это
готовность человека к мобилизации знаний, способов действия и внешних ресурсов
для эффективной деятельности в конкретной учебной и, особенно жизненной
ситуации. Компетенция представляется и как личностное новообразование,
включающее теоретические знания, обобщенные способы выполнения действий,
совокупность ценностей и отношений, а также опыт творческой деятельности».[8]
Компетенция включает
совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов
и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по
отношению к ним. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная.
По мнению исследователей Д.А.
Иванова, К.Г. Митрофанова и О.В. Соколовой, существует три причины, указывающие
на то, что коммуникативная компетенция является основополагающей.[9] Рассмотрим эти причины:
1. Общественный запрос.
Здесь подразумевается
ощущение недостаточного уровня коммуникативных умений учащихся. «Решение
проблемы определяется сегодня не столько уникальностью мышления того или иного
специалиста, сколько эффективной организацией коллективной работы разных
специалистов, то есть их коммуникативной компетентностью».[10]
2. Потребности
образовательной сферы.
Важной задачей
образования является развитие практических способностей, которые необходимы
человеку абсолютно во всех сферах жизни.
3. Вербальность и
невербальность коммуникации.
Так, коммуникативная
компетентность не сводится исключительно к вербальному общению. Невербальная
коммуникация характеризуется коммуникативными знаками, которые представляют
собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию.
Определяя сущность
коммуникативной компетентности, обратимся к исследованию ученых Н.Н. Лобановой,
В.В. Косарева и А.П. Крючатова.[11] Они выделяют следующие
компоненты компетентности:
1. Содержательный.
Предполагает наличие
теоретических знаний по основам наук.
2. Деятельностный.
Включает умения и навыки,
апробированные в действии и освоенные личностью как наиболее эффективный.
3. Личностный. Включает
личностные качества, определяет позицию и направленность личности.[12]
С позиции
личностно-ориентированного подхода А.К. Макарова[13] дает следующие
характеристики коммуникативной компетентности:
1. Взаимообмен
информацией, коммуникациями между учениками и учителем, а не традиционная
передача знаний от учителя к ученику.
2. Взаимопознание,
взаимное умение посмотреть на себя глазами партнера общения и взаимокоррекция
поведения.
3. Мобилизация резервов
всех участников общения, когда общение располагает к тому, чтобы проявились
наиболее сильные и яркие стороны у учащегося и самого учителя.
4. Взаимодействие и
организация совместной деятельности участников образовательного процесса.
5. Взаимная
удовлетворенность всех участников коммуникативного общения.
Детская коммуникация,
являясь одной из частей социализации, является важным критерием участия ребенка
в телевизионных программах. Важно, чтобы ребенок активно шел на контакт, чтобы
с ним достаточно просто было взаимодействовать, чтобы он отчетливо понимал
поставленные перед ним задачи и мог полноценно коммуницировать.
[1] Шариков А.В.,
Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв.
Ред. Б.Ю.Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. – С. 58-85.
[2] Селеня Л.П.
Социализация детей и подростков в условиях городской среды. Автореф. дисс. …
канд. соц. наук. – М.: 2008. – С.3.
[3] Флиер А.Я.,
Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. Учебное пособие. – М.:
МГУКИ, 2008. – С. 194.
[4] Коханая О.Е.
Социокультурные функции детского и молодежного театра. Автореф. дисс. … на
соискание ученой степени доктора культурологии. – М., 2009. – С.3.
[5] Третьякова
О.В. СМИ в процессе правовой
социализации личности // Вестник Северного (Арктического) федерального
университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – №6. – С. 46-51.
[6] Мудрик А.В.
Социализация вчера и сегодня. – М.: Московский психолого-социальный институт,
2006. – С. 56.
[7] Столович Л.Н.
Жизнь – творчество – человек. – М., 1988. – С.44-45.
[8] Хуторской А.В.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». –
2002. [Электронный ресурс]. URL: http:/www.eidos.ru/journal/2002/04-23.htm
(дата обращения 4.04.20).
[9] Дондокова Р.П.
Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетенции // Вестник
бурятского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 18-21.
[10] Дондокова Р.П.
Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетенции // Вестник
бурятского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 18-21.
[11] Лобанова Н.Н.
Профессиональная компетентность педагога / Лобанова Н.Н., Косарев В.В.,
Крючатов А.П. // Рос. акад. образования, Санкт-Петерб. ин-т образования
взрослых РАО, Самар. экон. лицей. – СПб. : ОАО СамВен, 1997. — 107 с.
[12] Косарев Т.А.
Вторичная языковая личность // Учитель. – 2007. – №4. – С.73-74.
[13] Макарова М.Ф.
Реализация личностно-ориентированного подхода как условие развития творческой
активности учащихся // Вестник Саратовского государственного
социально-экономического университета. – 2006. – №14. – С. 207-209.