Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие уголовной ответственности несовершеннолетних 6
1.1. Понятие термина несовершеннолетний 6
1.2. Понятие уголовной ответственности 19
Глава 2. Основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних 40
2.1. Особенности освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних 40
2.2. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия 54
Заключение 64
Список литературы 69

  

Введение:

 

Актуальность темы. Условием уголовной ответственности лица, как правило, является достижением им возраста уголовной ответственности. Включение в уголовный закон возрастных признаков призвано обеспечить уголовное преследование только тех людей, которые по уровню своего развития способны признать недопустимость совершения социально опасных действий под угрозой уголовного наказания. Следует отметить, что возраст наступления уголовной ответственности устанавливается не в момент привлечения лица к уголовной ответственности, а во время совершения преступления. Следовательно, если человек не достиг минимального возраста уголовной ответственности к моменту совершения преступления, это полностью исключает возможность применения к нему уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера.
В изменяющихся условиях политической и правовой жизни страны, с развитием юридической науки и совершенствованием системы российского законодательства, появляются новые проблемы, связанные с институтом освобождения от уголовной ответственности. Необходимо отметить, что в современном российском государстве система аппарата юстиции значительно перегружена в виду чего освобождение от ответственности лиц, которые совершили преступления, которые не являются общественно опасными, когда причастность лиц к таким преступлениям очевидна, позволяет разгрузить аппарат органов дознания и следствия, что дает возможность сконцентрировать их работу на более опасных и сложных делах.
Институт освобождения от уголовной ответственности оказался востребованным практикой, он отвечает общемировым тенденциям развития уголовной юстиции, но нуждается в совершенствовании с тем, чтобы адекватно отражать потребности дня сегодняшнего.
Несмотря на то, что в современном уголовном праве уголовная ответственность является одной из основополагающих категорий, ни цели, ни суть уголовной ответственности, в отличие, например, от уголовного наказания, не определены.
Актуальность выбранной темы обуславливается также имеющимися в настоящее время недостатками правового регулирования и применения отдельных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних при освобождении их от уголовной ответственности и наказания, которые нуждаются в анализе и выработке мер по их устранению, выявлению путей совершенствования института уголовной ответственности несовершеннолетних.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с привлечением к уголовной ответственности несовершеннолетних.
Предмет работы – нормы уголовного законодательства, предусматривающие особенности уголовной ответственности и назначения наказаний несовершеннолетним, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы правового регулирования освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие несовершеннолетних.
2. Рассмотреть понятие уголовной ответственности.
3. Охарактеризовать особенности освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
4. Проанализировать проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности и их наказания регулируются нормами отдельной главы Уголовного Кодекса Российской Федерации. Это связано с особенностями физического, нравственного, культурного и духовного развития несовершеннолетних.
Часть 1 статьи 20 УК РФ определяет возраст, с которого возможно наступление уголовной ответственности: общий возраст составляет 16 лет, но в исключительных случаях (ч. 2 ст. 20 УК РФ) наступает с 14 лет, к примеру: убийство (по ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (по ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (по ст. 112 УК РФ), похищение (по ст. 126 УК РФ), изнасилование (по ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (по ст. 132 УК РФ), кражу (по ст. 158 УК РФ), грабеж (по ст. 161 УК РФ), разбой (по ст. 162 УК РФ).
Устанавливая возрастную границу уголовной ответственности, законодателем делает упор на то, что и в более раннем возрасте несовершеннолетние подростки способны полностью осознавать уголовноправовые запреты, которые связаны с посягательствами на личность, собственность и др.
Государственная политика по отношению к несовершеннолетним преступникам имеет двойную направленность: с одной стороны, она осуждает преступные деяния, совершенные несовершеннолетним и обеспечивает вынесение справедливого наказания, а с другой — обеспечивает его повышенную охрану вследствие их психофизиологической и социальной незрелости. Так гарантируется соблюдение баланса общественных и несовершеннолетнего преступника. Однако, следует отметить, что в уголовном законе данный принцип реализуется не всегда, что говорит о наличии проблем регулирования привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.
Оценка системы наказаний уголовно-правового характера по отношению к несовершеннолетним, закрепленных в УК РФ показала, что в нем существует большой разрыв между наказанием в виде лишения свободы и другими мерами уголовно-правового воздействия. К примеру, если несовершеннолетнее лицо, совершило деяние средней тяжести, то его могут освободить от уголовной ответственности и отправить в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, что, по сути, позволяет несовершеннолетнему, совершив преступное деяние средней тяжести, уйти от наказания.
Анализ института принудительных мер воспитательного воздействия в УК РФ также показал больше число проблем, связанных с их реализацией.
В связи с вышеизложенным следует дополнить УК РФ статьей 91.1 следующего содержания:
1. Основаниями применения принудительных мер воспитательного воздействия являются:
а) совершение преступления впервые;
б) совершение преступления небольшой или средней тяжести;
в) признание возможности исправления без привлечения к уголовной ответственности, то есть формирование у несовершеннолетнего уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Принудительные меры воспитательного воздействия не применяются к несовершеннолетним:
а) совершившим преступления, предусмотренные частью первой статьи 126, частью второй статьи 161, частью первой статьи 205.2, частью первой статьи 223, статьей 280, статьей 280.1, частью первой статьи 282 настоящего Кодекса;
б) ранее освобождавшимся от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
в) ранее отбывавшим лишение свободы.
Также предлагается следующая редакция ч. 2 ст. 92 УК РФ:
2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
В связи с этим необходимо закрепление системы принудительных мер воспитательного воздействия путем внесения изменений и дополнений в ч. 2 ст. 90 УК РФ, изложив ее следующим образом:
2. Несовершеннолетнему назначаются следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) передача под надзор специализированного государственного органа;
б) возложение обязанности загладить причиненный вред;
в) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
г) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа.
Таким образом, в регламентации принудительных мер воспитательного воздействия существуют пробелы, а содержание отдельных норм нуждается в изменении. В рамках УК РФ необходимо обособить нормы, регламентирующие принудительные меры воспитательного воздействия, в отдельную главу, содержание которой будет включать понятие, цели, основания, запреты применения, а также систему мер, предусматривающую возможность замены и градацию по степени строгости.
Остается нерешенным вопрос привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних до 14 лет. В последние годы, в российской практике стали встречаться особо тяжкие преступления совершенные лицами до 14 лиц или же при их соучастии. Что актуализирует вопрос снижения возраста уголовной ответственности в России. Хотя в некоторых зарубежных странах (к примеру, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Австралия, Швейцария) данный вопрос решен и подростки начинают привлекаться к уголовной ответственности с 10 лет. В Ирландии и в некоторых восточных государствах законом разрешено привлекать к уголовной ответственности и 7-летних детей за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
В целом можно заключить, что российское законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних соответствует международно-признанным правовым нормам. Это свидетельствует о том, что институт уголовной ответственности несовершеннолетних получил эффективное правовое регулирование в отечественном уголовном законодательстве. Вместе с тем, из данного утверждения не следует, что указанный институт не имеет потенциала к совершенствованию. Представляется, что имеет, и основные направления такого совершенствования видятся в следующем:
1) предусмотреть более гибкую систему уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних, в том числе предусматривающих воспитательное воздействие, что, в частности предусмотрено Пекинскими правилами;

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1. Понятие термина несовершеннолетний

Изучение вопроса о правах несовершеннолетних в Российской Федерации представляет особую актуальность, поскольку, ввиду особенностей физического и психического развития, несовершеннолетние объективно не могут самостоятельно реализовывать и использовать тот же объем прав и свобод, что и взрослые граждане.
Однако, в то же время, исходя из обозначенных особенностей развития, им также нужен более высокий уровень социальных прав и гарантий, необходимых для действительной защиты их прав и законных интересов.
Таким образом, с одной стороны, несовершеннолетним необходим меньший объем прав в одних сферах, в связи с объективной невозможностью их использования, а с другой – детям требуется больший объем прав и гарантий в других сферах, в связи с потребностью в государственной поддержке и защите.
С терминологической точки зрения, несовершеннолетний – это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
В уголовном праве несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Более узкое понимание несовершеннолетнего в уголовном праве обусловлено предусмотренными законом границами возраста, с которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. В этой связи лица, не достигшие возраста четырнадцати лет в целом не рассматриваются как субъекты уголовно-правовых отношений.
В этой связи, представляется необходимым провести последовательный анализ правового статуса несовершеннолетних, исходя из тех начал, которые закреплены в нормах действующего законодательства, уделив особое внимание именно правам детей в России.
С точки зрения внешней формы выражения, понятие правового статуса несовершеннолетнего не содержит значительных отличий от правового статуса взрослого, и может быть сформулировано в общем виде следующим образом.
Правовой статус несовершеннолетних детей – это совокупность принадлежащих гражданам РФ в возрасте до 18 лет прав, свобод, законных интересов и обязанностей, формализованных по основным параметрам сферы детства, и реализуемых, в этой связи, в особом властно-волевом режиме посредством охраны и гарантирования со стороны государства.
При этом также обратим внимание на то, что если для взрослых основными источниками правового регулирования содержания правового статуса, все-таки, выступают внутригосударственные нормативно-правовые акты, то для конкретизации прав и свобод несовершеннолетних исключительно важное значение имеют международные акты, и в первую очередь – Конвенция ООН о правах ребенка .
В целом, исходя из анализа содержания специальной литературы, можно говорить о том, то специфика прав и свобод несовершеннолетних преимущественно обусловлена наличием медико-социальных факторов выделения возрастных групп, которые отличаются различным правовым значением, в том числе, в рамках различных отраслей права.
Рассматривая особенности термина «несовершеннолетний» следует обратить внимание на то, что в гражданском праве выделяет три категории лиц, в возрасте до 18 лет, для каждой из которых характерно наличие собственного набора имущественных прав:
1. Малолетние (дети в возрасте до шести лет): для них характерно полное отсутствие гражданско-правовой дееспособности, то есть возможности распоряжаться принадлежащими имущественными правами – все сделки от их имени совершаются родителями или иными законными представителями;
2. Несовершеннолетние от 6 до 14 лет, большинство имущественных сделок от имени которых, по-прежнему совершается их законными представителями, однако им предоставляются права на совершение отдельных мелких бытовых сделок;
3. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которым на законодательном уровне предоставляется достаточно широкий объем гражданско-правовых полномочий, в том числе, связанный с правом осуществления предпринимательской деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы