Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности взаимосвязи профессионального выгорания с разными типами эмоциональных реакций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У СОТРУДНИКОВ ОВД 8
1.1 Профессиональное выгорание как предмет психологического исследования 8
1.2 Состояние исследований профессионального выгорания в правоохранительных органах 13
1.3. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности 21
1.4. Влияние профессионального выгорания на уровень тревожности у сотрудников ОВД 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ 38
2.1 Организация и методы исследования профессионального выгорания и типов эмоциональных реакций у сотрудников ОВД 38
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи профессионального выгорания с разными типами эмоциональных реакций у сотрудников
ОВД 41
2.3. Рекомендации психологу по профилактике и коррекции профессионального выгорания у сотрудников ОВД 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

  

Введение:

 

На сегодняшний день проблема изучения профессионального выгорания в профессиональной деятельности человека становится все более актуальной вследствие того, что имеет ряд негативных последствий в виде ухудшения психологического и физического здоровья специалистов, нарушения системы межличностных контактов, развития негативных установок по отношению к профессиональной деятельности, снижения ее продуктивности и качества.
Профессиональная деятельность занимает существенное место в жизненном пространстве человека. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность как позитивное воздействие, предоставляя возможность для самореализации, так и негативное, нарушая баланс психического здоровья специалиста. Одно из таких негативных последствий получило название синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье специалиста.
В зарубежных исследованиях эмоциональное выгорание как ответную реакцию на длительный профессиональный стресс рассматривают Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, С. Джексон, Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др. В отечественной научной традиции проблема профессионального выгорания в контексте взаимовлияния личности и профессии представлена в работах В.В. Бойко, О.И. Бабич, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Н.В. Самоукиной и др.
С точки зрения О.И. Бабич, синдром профессионального выгорания представляет собой сложное по своей структуре образование, состоящее из совокупности ряда негативных переживаний, вызванных тем или иным видом перегрузки. Это своего рода ответная реакция на продолжительный стресс, возникающий в межличностных коммуникациях, соответственно ярче всего выгорание проявляется у представителей профессий, относящихся к постоянному взаимодействию с другими людьми.
В данной работе нас интересуют особенности профессионального выгорания у сотрудников органов внутренних дел, поскольку их профессиональная деятельность полна различного рода стрессогенных факторов, способствующих появлению синдрома профессионального выгорания: напряженный рабочий график, коммуникативные перегрузки, чрезмерное эмоциональное напряжение и др. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, а именно психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Такие особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние на личностные характеристики и могут привести к развитию профессионального выгорания личности сотрудника. Профессионального выгорание представляет собой когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности. Многие авторы приходят к выводу, что «безопасных профессий не существует, в каждой из них, на вид очень благополучной, существуют факторы, наносящие вред здоровью».
Актуальность работы: тема исследования посвящена исследованию синдрома профессионального выгорания сотрудников ОВД, в связи с разными типами эмоциональных реакций. Актуальность данной темы определена проблемой спада активности в работе, снижением работоспособности. Стремление к повышению в должности, не всегда правильно организованная работа с коллективом и спец. контингентом, забирающая больше сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И тогда наступает состояние профессионального, психического, и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут положительно взаимодействовать с коллегами.
В научной литературе достаточно подробно изучены проблемы профессионального выгорания личности сотрудников органов внутренних дел (А.Р. Ратинов, В.Л. Васильев, М.Н. Некрасов, В.А. Лазарева, А.М. Столяренко, Н.В. Андреев, А.В. Буданов, В.С. Медведев). Глубокое изучение профессионального выгорания следственных работников органов внутренних дел осуществлено в работах следующих российских ученых: С.П. Безносов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.Е. Орел, А.Л. Свеницкий, Н.Л. Гранат и др. Следует также отметить заинтересованность зарубежных ученых в исследовании обозначенной проблемы, таких как Ю.В. Александров, В.В. Куличенко, В.П. Столбовой, В.Е. Коновалова, А.Ф. Гранин, а также Р.Конечный и М.Боцхал, Д. Джонсон и Р. Грегори.
Решение вопросов, связанных с негативным влиянием профессиональной деятельности на эмоциональное состояние сотрудника ОВД во время выполнения профессиональных обязанностей, требует поиска средств, которые помогут сохранить его психологическое здоровье и своевременно предотвратить проявления профессионального выгорания. Решению очерченного научной задачи способствовать разработке системы психологической профилактики синдрома «профессионального выгорания» у сотрудников ОВД.
Таким образом, важность и актуальность данного вопроса, общественная и научная потребность в его решении обусловили выбор темы исследования: «Особенности взаимосвязи профессионального выгорания с разными типами эмоциональных реакций у сотрудников ОВД».
Цель исследования – выявить особенности взаимосвязи профессионального выгорания у сотрудников ОВД с разными типами эмоциональных реакций.
Объект исследования: процесс профессионального выгорания и типы эмоциональных реакций (стресс, тревожность) у сотрудников ОВД.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального выгорания с разными типами эмоциональных реакций сотрудников ОВД.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе теоретического анализа специальной психологической и медицинской литературы по проблеме формирования синдрома профессионального выгорания у представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья мы установили, что этой проблеме посвящены работы (В.В.Бойко, Н.Е.Водопьянова, Н.В. Жигинас, Е.В.Змановская, И.Ю.Маргошина, Э.Морроу, Ю.В.Петрова, Г.Селье). В отношении понятийного аппарата в психологии выделяют стресс, эмоциональное и профессиональное выгорание. Основное отличие состоит в том, что профессиональное выгорание рассматривается как длительный процесс, вследствие которого происходит истощение ресурсов без возможности адекватно их восстановить, а если их будет не достаточно для решения проблем, то часто возникает фрустрация и напряженность в работе и коммуникации. В ходе чего появляется эмоциональное истощение, чувство неудачи и различные негативные переживания.
Мы, вслед за А.В. Осиповым понимаем под профессиональным выгоранием «нарушение эмоционального состояния работников, которые постоянно находятся в условиях тесного взаимодействия с другими людьми в эмоционально напряженной атмосфере». Исследовали Е.В.Змановская, Н.В. Жигинас, И.Ю. Маргошина, Ю.В. Петрова выделяют несколько этапов профессионального выгорания, в частности это первая стадия характеризуется тем, что начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» На второй стадии: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о 46 некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это не осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру становится плоским, человек — опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; по привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют тот блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его Душе. Психологи выделяют признаки профессионального выгорания, такие как первое это чувство безразличия, эмоциональное истощение, изнеможение (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде), второе это дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам), и третье негативное профессиональное самовосприятие – ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
В ходе теоретического анализа были определены профессионально важные качества личности представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья (на примере сотрудников ОВД). Так, в исследованиях С.Ф. Гончарова, Е.В. Горячевой, Г.П. Лобанова, А.П. Самоновой, М.С. Титаренок и С.П. Шклярук, Ю.С. Шойгу было доказано, что профессионально важными качествами личности является преобладание мужских, маскулинных качеств, связанных с развитием активности, мотивации достижения, выбором ситуаций, в которых могут реализовать физическую и социальную активность. Для них характерна активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, уверенность и быстрота в принятии решений.
Был проведен теоретический анализ психологических исследований, посвященных проблеме детерминации профессионального выгорания сотрудников ОВД. В отечественной психологии данной теме посвящены работы таких ученых как С.Ф. Гончаров, Г.П. Лобанов, Ю.С. Шойгу. Было выделено три группы факторов риска, обусловливающих профессиональное выгорание данных профессий: 1) группа объективных факторов (условия труда, ответственность за жизнь и здоровье людей, постоянное включение в деятельность волевых процессов, эмоционально насыщенные межличностные контакты, хроническая напряженная эмоциональная деятельность), 2) группа социально-психологических факторов (социально-экономическая ситуация в регионе, имидж и социальная значимость профессии, дестабилизирующая организация деятельности, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности), 3) группа субъективных факторов (состояние здоровья, склонность к эмоциональной сдержанности, нравственные дефекты и дезориентация личности, иррациональные убеждения, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, трудоголизм, количество изменений в жизни).
В ходе эмпирического исследования были выявлены и описаны следующие личностные особенности сотрудников ОВД в зависимости от степени склонности к профессиональному выгоранию. Большое воздействие на профессиональное выгорание имеет тревожность, при ее проявлении у сотрудника ОВД снижается внимательность, он становится рассеянным, и появляются затруднения в решении возникших задач в экстремальных условиях. Также при эмоциональной напряженности или тенденции к личностной дезинтеграции, скорее всего связанной со стрессом, личность использует защитный механизм, который вступает в действие при сильной профессиональной нагрузки. В ходе этого сотрудник ОВД не может справиться с внешнем воздействием окружающей среды и от этого замыкается в себе.
В результате корреляционного анализа была выявлена прямая взаимосвязь между уровнем профессионального выгорания и показателем копинг-поведения «конформация» (rs =0,766). То есть чем выше уровень профессионального выгорания, тем больше выражена стратегия конформация у сотрудников ОВД. Также прямая взаимосвязь была выявлена между

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У СОТРУДНИКОВ ОВД

1.1 Профессиональное выгорание как предмет психологического исследования

Термин «профессиональное выгорание» трактуется в психологии по-разному. Каждое определение несет свою индивидуальную оценку и точку зрения. Часто профессиональное выгорание сравнивают с эмоциональным выгоранием. Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия (Бойко В.В., 1996) [5]. Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [4].
В зарубежной литературе этот синдром известен как burnout (англ.) — «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые этот термин был введен американским психотерапевтом X. Дж. Фреденбергом в 1974 году. Им была описана картина нарастающего эмоционального истощения, наблюдаемая и в процессе изучения представителей помогающих профессий. Именно тогда впервые был озвучен термин «профессиональное выгорание» и относился он, в первую очередь, к специалистам, работающим в кризисных центрах и психиатрических клиниках. С тех пор термин получил широкое распространение и, соответственно, множество разнообразных толкований и содержательно близких понятий. Самое популярное из них – эмоциональное выгорание. Так, в 1981 году Э.Морроу предложил яркий эмоциональный образ, который отражает внутреннее состояние работника, подверженного дистрессу профвыгорания: «Запах горящей психологической проводки» [цит. по 9].
Сегодня в наиболее общем виде под термином профессиональное выгорание понимается любое негативное изменение в состоянии и личности человека, возникающее под влиянием длительного воздействия стрессогенных факторов, связанных с трудовой деятельностью [12].
Проблема профессионального выгорания приобрела особую важность в связи изучением представителей помогающих профессий, в том числе врачей, психологов, сотрудников спецслужб, поскольку их деятельность связана с постоянным и интенсивным взаимодействием с людьми и чрезвычайной эмоциональной насыщенностью и вовлеченностью.
Мы, вслед за учеными (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.), рассматриваем термин профессионального выгорания в более узком понимании. Профессиональное выгорание – это эмоциональное истощение, возникновение и развитие которого обуславливается влиянием профессиональных стресс-факторов.
Можно выделить несколько групп факторов профвыгорания:
— организационные — непосредственно связанные с управлением и условиями работы;
— деятельностные — связанные с содержанием и характером деятельности;
— личностные, — связанные с мотивационными и индивидуально-психологическими особенностями специалиста [13].
В современных исследованиях (Е.В. Змановская, И.Ю. Маргошина) феномен профессионального выгорания определяется и объясняется составлением списка его основных проявлений или симптомов, объединяющихся в гомогенные группы. Таким образом, различают 1, 2 и 3-х факторные теории, в которых внимание акцентируется на соответствующем количестве компонентов выгорания. В 1993 году на конференции в СанФранциско было принято решение принять в качестве ведущей модель К. Маслач и С. Джексона. Данная модель включает в свою структуру три группы признаков: эмоциональное истощение, деперсонализация (циничное отношение к деятельности и объектам своего труда, уход от эмоциональных контактов) и редукцию личных достижений (снижение ощущения компетентности и продуктивности работы) [47].
Большинство исследований, существующих на данный момент, разделяет взгляд в той или иной степени, связывая феномен профвыгорания с профессиональным стрессом или дезадаптацией к условиям деятельности и признавая дистресс ведущим фактором профессиональных рисков [2]. Данная концепция, к сожалению, игнорирует тот факт, что в рамках одной и той же деятельности, одинаковых стресс-факторах и условиях у специалистов наблюдается различный уровень успешности, адаптации и эмоционального благополучия. Иная проблема исследований, основанных на теории стресса – невозможность выйти за рамки внешних факторов и выявить все психологические механизмы выгорания. Современные исследования (Н.В. Жигинас, Ю.В. Петрова) сфокусированы в основном на способах совладания со стрессом, психологических особенностях, способствующих преодолению стресса, и уровне психологической адаптации, потому их коррекционный потенциал и объяснительная сила крайне невысоки.
Как говорилось ранее, наиболее частый синоним профессионального выгорания – эмоциональное выгорание, поскольку многими авторами данный синдром рассматривается преимущественно с эмоциональной точки зрения. Исследователи К. Чернисс и В. Бойко определяют синдром выгорания негативным процессом, развивающимся на фоне хронического стресса и ведущим к истощению эмоционально-энергетических ресурсов работающего человека. Этот подход характеризуется высокой терминологической точностью и психологической содержательностью, что позволяет решить множество противоречий [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы