Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с различными категориями семьи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЬИ 7
1.1. Сущностная характеристика понятий «взаимодействие», «сотрудничество», «вовлечение» 7
1.2. Типологии современной семьи 17
1.3. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с различными категориями семьи 23
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 41
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЬИ 41
2.1. Выявление запросов различных категорий семьи 41
2.2. Условия успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с различными категориями семьи 48
2.3. Анализ результатов исследования 50
Вывод по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Введение:
Актуальность темы. Семья является центральным звеном в решении многих проблем современного общества, поскольку именно в семье формируется личность, закладываются морально–нравственные нормы, которые определяют потом всю последующую жизнь человека. Напротив, ущерб, наносимый семье, негативно влияет на физическое и психическое здоровье будущих поколений, подрывая основы общества и государства.
Несмотря на это, семейные ценности подвергаются сегодня интенсивной критике в СМИ, на телевидении, в социальных сетях, в области законодательства, а также в научных публикациях. Так называемый «прогрессивный» зарубежный опыт, который пропагандируется под видом борьбы за «права человека» и уже имеет негативные последствия в ряде западных стран, активно рекламируется последние десятилетия и в России.
Вследствие изменений в институте семьи, влияния деструктивных социальных факторов, размытия устоявшихся семейных традиций и идеалов, появления тенденции к изменению традиционного образа семейной жизни возникла потребность переосмысления семейного воспитания в теории и воспитательной практике как социально–педагогического явления и феномена.
Современная семья в период трансформации общества, естественно, изменилась, что отразилось и на понимании, и на отношении к её воспитательной функции. Современная семья зациклена на экономической плоскости жизни. Дух коммерциализации вытесняет из нашей жизни упрочение ценности. Современному ребёнку выпало быть свидетелем разного рода кризисов, борьбы родителей за выживание семьи, падения моральных ценностей, насаждения культа вещей, физической силы, телесных утех, развлечений, денег, оружия. Они растут с установкой на красивую и лёгкую жизнь без особых усилий. Погруженные в ежедневные хлопоты родители не всегда осознают, что на сегодня имеют дело с «новым» ребёнком, которого плохо понимают, в отношении которого используют старые схемы, ныне не действующие. Поэтому основная задача современной семьи как первого социального института для ребёнка – создать благоприятные условия для его личностного становления, научить ребёнка жить в согласии с окружающей средой и согласии с собой, упражнять в умении разворачивать конструктивную, созидательную, гуманистически направленную жизнедеятельность. Родителям предстоит превратиться в «социальных архитекторов», помочь ребёнку найти своё место в современном сложном мире.
Характерными особенностями семейного неблагополучия в современной семье стали насилие, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, увеличение количества случаев самоубийства.
Таким образом, воспитание подрастающего поколения в условиях полноценной семьи является одной из важнейших проблем современности.
Проблема исследования состоит в необходимости получения ответа на вопрос: какие формы и методы организации взаимодействия с семьями дошкольников будут способствовать эффективному вовлечению родителей в образовательный процесс ДОО?
Актуальность, социальная и педагогическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования – процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – эффективность взаимодействия ДОО с семьями дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и оценка эффективности взаимодействия ДОО с семьями дошкольников.
Гипотеза исследования: эффективность воспитания дошкольников зависит от степени вовлечённости их родителей в образовательный процесс ДОО.
Согласно с намеченной целью исследования и выдвинутой гипотезой выполнялись следующие его задачи:
1. На основе анализа научно–методической литературы по проблеме исследования раскрыть смысл и содержание понятий «взаимодействие», «вовлечение» и «сотрудничество» и выделить формы и методы их использования в организации работы ДОО с различными категориями семьи.
2. Разработать критерии оценки вовлечённости семьи в организацию образовательной деятельности ДОО.
3. Разработать рабочую программу взаимодействия ДОО с семьями и методические рекомендации по её использованию.
4. Экспериментальным путём определить эффективность проведённой работы.
Для достижения цели исследования и выполнения его задач использовался комплекс методов.
Теоретические основы исследования.
Теоретические основы воспитания дошкольников изложены в научных трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, М. Монтессори, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной, Ф. Фребеля, С. Козловой, Т.Комаровой и других учёных.
Основы семейного воспитания изложены в трудах Ю.П. Азарова, В.Г. Белинского, П.Ф. Лесгафта, Б.П. и Л.А.Никитиных и других учёных, в которых раскрыта специфика условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребёнка.
Изучением проблем семьи в современном обществе посвящены публикации О.В. Алексеевой, Н.М. Ахмеровой, Е.И. Николаевой, И.И. Дергуновой, О.Б. Губаревой и других учёных, в которых изложены организационно–педагогические условия взаимодействия ДОО с семьями дошкольников в современных условиях дошкольного образования.
Однако в перечисленных выше работах не выделены наиболее эффективные формы и методы организации взаимодействия ДОО с семьями дошкольников, которые способствуют эффективному вовлечению родителей в образовательный процесс ДОО.
Методы исследования:
‒ теоретические – анализ учебно–методической литературы;
‒ эмпирические – анкетирование педагогов ДОО и родителей воспитанников.
‒ математические – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно–экспериментальная база исследования: Исследования проводились на базе ГБОУ школа №656 дошкольное отделение г. Москвы.
В эксперименте участвовало 10 педагогов, использующих новые формы взаимодействия ДОО с семьями (экспериментальная группа) и 10 педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в традиционных формах (контрольная группа), а также родители из 20 семей дошкольников (20 человек – экспериментальная группа и 20 человек – контрольная группа родителей).
Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов и специалистов ДОО, направленной на укрепление института семьи и осуществление благоприятной семейной политики.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.
Объем бакалаврской работы представлен 76 страницами печатного текста компьютерного набора, 50 наименованиями списка используемых источников, 7 таблицами, 2 рисунками и 3 приложениями.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
На основе теоретического анализа публикаций уточнены смысл и содержание понятий «взаимодействие», «вовлечение» и «сотрудничество».
«Вовлечение» рассматривается нами, как активное участие родителей в различных мероприятиях ДОО, как составляющая взаимодействия.
«Сотрудничество» – это позитивное взаимодействие ДОО с семьями, направленное на наиболее полную реализацию их возможностей и способностей с целью достижения качественно нового уровня образования детей через обеспечение интересов и устремлений педагогов и родителей, осознание общих целей, доверительные отношения и общения на равных позициях, стремление к взаимопониманию.
В ходе констатирующего эксперимента выявлено состояние вовлечения дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Установлено, что в ГБОУ №656 г. Москвы недостаточно используются формы активного вовлечения родителей в педагогический процесс ДОО. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента разработана программа организации взаимодействия ДОО с семьями, предусматривающая использование таких форм активизации вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: семинары–практикумы и круглые столы с участием специалистов, мастер–классы, семейные клубы, совместные поездки выходного дня, проектная деятельность, переписка между педагогами и родителями, досуговая деятельность с непосредственным участием родителей.
На основе анализа данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента установлено, что формы вовлечения родителей в педагогический процесс ДОО, используемые в разработанной нами программе являются эффективными. Родители стали активными участниками и проявляют искренний интерес к вовлечению в педагогический процесс ДОО.
Разработаны рекомендации, позволяющие активизировать взаимодействие ДОО с семьями. Установлено, что наиболее эффективными методами вовлечения родителей в деятельность ДОО являются: опрос родителей по знанию излагаемого материала, постановка дискуссионных вопросов, приведение примеров, игровое моделирование поведения, формирование рефлексии, одобрение и поддержка, а также анализ педагогических ситуаций, метод домашних заданий, анализ собственной воспитательной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований видим в создании единой системы сопровождения семей и их вовлечения в образовательную деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЬИ
1.1 Сущностная характеристика понятий «взаимодействие», «сотрудничество», «вовлечение»
Согласно действующему ФГОС ДО, дошкольная образовательная организация обязана обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [2, с. 14].
Анализ публикаций, посвящённых исследованию семейного воспитания в современных условиях (В.А. Деркунской [17, с. 114], Ю.В. Ахтырской [14, с.12], В.А. Машагиной [36, с. 41] и др.) позволяет утверждать, что семейное воспитание было и остаётся одним из главнейших факторов формирования личности и полноценного развития ребёнка, и это влияние не идёт ни в какое сравнение ни с каким квалифицированным воспитанием в детском саду. По мнению Ю.В, Ахтырской, социальный институт семьи является главным фактором сохранения и поддержания культурного наследия народа, традиций, искренней заинтересованности в них [14, с.13].
Однако, разделяя взгляды перечисленных выше авторов, мы всё же полагаем, что в семье содержание, формы и методы воспитания зависят от общей культуры родителей и имеют произвольный характер, без чёткой системности, поскольку часто используются фрагментарно и довольно стихийно. Из–за этого дети в процессе взросления всё больше начинают отличаться по общему развитию и степени воспитанности.
Наше предположение подтверждается исследованиями И.С. Бухаровой [15 , с. 57], согласно которым в одних семьях дети растут активными, приветливыми, доверчивыми, имеют интерес к игре, книге, искусству, а в других семьях родители не заботятся должным образом об общем развитии ребёнка, а больше внимания уделяют формированию дисциплинированности, послушания, скромности детей, что делает их пассивными, робкими, неспособными проявлять творческую инициативу.
Для того чтобы выяснить, каким же должно быть воспитание и какова роль семьи в нём проведём краткий анализ теорий воспитания.
Теории воспитания Я. А. Коменского [5, с. 11], А.С. Макаренко [67, с. 43], В.А. Сухомлинского [17, с. 115], К. Д. Ушинского [5, с. 12] объясняют воспитание как приобщение личности к миру человеческих ценностей и норм взаимоотношений между людьми. Почти весь социальный опыт дошкольник приобретает в семейном кругу через подражание, которое по определению выдающегося психолога Д.Б. Эльконина, является способом ориентирования ребёнка в различных аспектах окружающей действительности, что важно для развития личности [11, с. 17]. Наиболее распространённым является представление о воспитании как о процессе, в котором ведущая роль принадлежит взрослому, выполняющему функции воспитателя, а дети являются объектом воспитания. В современном обществе, как и в научных подходах его осмысления, оно всё ещё является доминирующим. И только с отхождением от авторитарной педагогики и утверждением гуманистической парадигмы формируется иное понимание воспитания как субъект–субъектного взаимодействия, опосредованного учебно–воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания и характерного для всех видов деятельности – познавательной, трудовой, творческой.
На основе анализа основных концепций воспитания можно сделать вывод о том, что приоритет семейного воспитания по сравнению с другими воспитательными звеньями, неоспорим. Его сущность заключается в том, что семья первой берет под свою опеку ребёнка с момента его рождения в возрасте интенсивного формирования его характера и не умаляет своего внимания тогда, когда она взрослеет. Семья относится к первым и влиятельных воспитателей личности.
Основываясь на идеях основоположников педагогической науки (Я.А. Каменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д, Ушинского и др.) мы считаем, что само по себе семейное воспитание не обеспечивает его педагогической эффективности. Оно достаточно часто характеризуется стихийностью, а в связи с этим бывает односторонним, не всегда последовательным и систематическим. Большинство молодых родителей осознают, что нуждаются в квалифицированной и доброжелательной помощи со стороны воспитателей. Именно этим объясняется необходимость взаимодействия, даже взаимопроникновение семейного и общественного дошкольного воспитания.
По мнению учёных, педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником) (Р.С. Немов [8, с. 22]), социально–психологический (взаимодействие в коллективе) (Р.С. Немов [8, с. 22]) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе) и становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников (Р.С. Немов [7, с. 54]).
Анализ учебно–методической и справочной литературы позволил выявить смысл и содержание понятия «взаимодействие», которое следует понимать:
‒ как взаимопроникновение многих компонентов – дидактических, воспитательных и социально–педагогических взаимодействий (толковый словарь Д.Н. Ушакова) [10, с. 18];
‒ как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка (Словарь русского языка С.И. Ожегова) [9, с. 15];
‒ как процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, универсальная форма изменения состояний объектов (И.А. Гребённикова [21, с. 145]);
‒ как характеристика действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной работы (О.В. Алексеева [12, с. 12–13]);
‒ как случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок, психических состояний, благодаря которому достигается приспособление действий одного человека к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла работы и солидарности или согласия между ними (М.А. Долбичева [18, с. 76]).
Например, С.А. Зверева [24, с. 36] определяет цель взаимодействия как приобщение родителей к жизни детского сада, организацию совместной деятельности, обмен мыслями, чувствами, общение, создание единого пространства «семья – дошкольная образовательная организация», выделяя методы взаимодействия: дискуссии, приведение примеров, игровое моделирование поведения, формирование рефлексии; одобрение, поддержка.
Таким образом, «взаимодействие» является обязательным условием единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания и предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учёт педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. В основе взаимодействия лежит диалог, умение вести разговор на равных, готовность сторон доверять компетентности друг друга Взаимодействие также предполагает положительные установки у всех сторон на совместную работу, совместное определение целей, планирования, организации и подведения итогов.
Наряду с термином «взаимодействие» в нормативно–правовых актах и современных научных публикациях также используется термин «сотрудничество» дошкольной организации и семьи.
Признание приоритета семейного воспитания, в условиях сотрудничества с семьей, предполагает вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольной образовательной организации.
По нашему определению семейная среда – это совокупность материальных и духовных ценностей семьи, образа жизни, личностных характеристик, особенностей взаимодействия её членов и распределения семейных ролей, стилей родительского воспитания, которые образуют специфический морально– психологический микроклимат, благоприятные или неблагоприятные условия для развития и самореализации каждого члена семьи.
Для ребёнка семейная среда всегда воспитательной средой и характеризуется воспитательным потенциалом, который раскрывается как совокупность психолого–педагогических условий и средств, используемых в воспитании ребёнка как личности.
В идеале в условиях семейной среды создается социально–эмоциональный комфорт для ребёнка и его родителей, атмосфера доброжелательности, взаимодействия, взаимопомощи, психологического комфорта путем проявления заботы и внимания, удовлетворения витальных и эмоциональных потребностей, организации взаимодействия родителей и детей на основе любви, уважения, доверия и положительного восприятия. В реальной же воспитательной практике воспитательный потенциал семейной среды может быть, как высоким, так и низким (С.С. Завернягина [23, с. 120]).
Культурный контекст семейной среды представляет собой не только наличие материальных и духовных ценностей (их доминирование в жизнедеятельности семьи), идеалов и правил образа жизни и внутренне семейного взаимодействия, разрешения конфликтов и преодоления проблем, овладение критическими ситуациями, но и особенности межличностных коммуникаций (их содержательность, эмоциональную насыщенность) и отражается в методах воспитания детей.
Однако, принципиальным является то, что семейное воспитание происходит только в семейной среде, а социализация может осуществляться в любой среде. Такие выводы служат основанием идеи о том, что определенный образ семейной жизни формируется в рамках определенной культуры или субкультуры и в условиях конкретной семейной среды.
Термин «вовлечение» рассмотрен в ряде толковых и психолго– педагогических словарей. Так, в толковом словаре Д.Н. Ушакова «вовлечение» определяется как «действие» [10, с. 26]. В словаре С.И. Ожегова понятие «вовлечение» определяется как стремление побудить, привлечь к участию в чем–то [9, с. 43].
По мнению С.А. Зверевой, вовлечение необходимо рассматривать в контексте активного участия родителей в различных мероприятиях ДОО, как составляющую взаимодействия [24, с. 67].
Таким образом, «вовлечение» – это взаимовыгодное и добровольное взаимодействие, в случае, когда все стороны заинтересованы в конечном результате этого взаимодействия или в самом процессе взаимодействия. При этом родителям воспитанников ДОО отводится роль участников образовательного процесса, предполагая формат отношений между его участниками «семья – ребёнок – педагог».
Сочетание субъективного и объективного смыслов семейного воспитания основывается на определении и раскрытии особенностей мотивации к отцовству, поведения родителей и детей, семейных отношений как «Я» и «Мы» и диалогических отношений в семейном воспитании в системах «Я–Ты», «Я–Мы» путем раскрытия содержания со–бытия и сопричастности родителей и детей к совместной деятельности, совместных увлечениях и других видах совместного взаимодействия.
Ориентиром исследования особенностей сосуществования, сопричастности являются идеи С. Франка о необходимости рассмотрения названных категорий как целостной системы взаимодействия и взаимоотношений субъектов диалога, которые реализуют такие фундаментально–универсальные бытийные и феноменальные отношения, как единства–дополнения и противоречия–различия, которые нашли свое развитие в современной теории воспитания (Е.И. Николаева [6, с. 62], Ю.П. Маркова [34, с. 54], Н.С. Пономаренко [33, с. 298]).
Вовлечение родителей в педагогический процесс должно быть наиболее полным, в этом случае, переход от сотрудничества по обмену информацией и авторитарной пропаганды педагогических знаний к взаимодействию и сотрудничеству, как к межличностному общению педагога с родителями пройдет наиболее успешно.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова термин «сотрудничество» определён как совместная деятельность, труд [10, с. 65].
В научной литературе «сотрудничество» трактуется как позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.
Так, Д. Мацумото, в своей книге «Психология и культура» дает определение сотрудничества, как способности людей вместе работать для достижения общих целей [4, с. 28].
По мнению Т.В. Кротовой, понятие «сотрудничество» предполагает качественно более высокий уровень совместных действий, осознание общих целей, доверительные отношения и общения на равных позициях, где ни одна из сторон не обладает привилегией оценивать, контролировать и указывать, а также на стремлении к взаимопониманию [31, с. 15].
В энциклопедическом словаре педагога «сотрудничество» трактуется как тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий.
По нашему мнению, именно такими должны быть отношения между воспитателями и родителями в учебно–воспитательном процессе, а сотрудничество в нем есть показатель высокого уровня развития этих отношений, проявляясь в кооперации усилий двух сторон. Исходя из этого, меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Такое сотрудничество возможно только на основе духовно–нравственного единства, оно внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга.
По мнению С.Л. Соловейчик в педагогике сотрудничество является целью и средством воспитания и обучения [38, с. 55].
Таким образом, «сотрудничество» – это взаимодействие двух сторон, способных работать вместе, для достижения общей цели воспитания и обучения.
Сотрудничество двух сторон, при активном взаимодействии друг с другом, предполагает обмен информацией, то есть просвещение их по тем или иным вопросам, поскольку дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольной образовательной организации – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
По мнению К.А. Кульковой [28, с. 840], просвещение, которое призвано осуществлять современное дошкольное учреждение, должно иметь целевую направленность, определяя содержание и формы психолого–педагогического просвещения, коллективу дошкольного учреждения исходя из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность родителей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических умений, обращаются за помощью к педагогам дошкольного учреждения. Педагогам, чтобы удовлетворить возникшую потребность родителей, необходимо представлять себе их уровень образования, культуры, в том числе и педагогической, отношение к воспитательной деятельности и многое другое.
По мнению С.Р. Милоновой [37, с. 161], основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъя результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребёнком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно–воспитательных учреждениях [37, с. 162].
По мнению Т.Н. Дороновой [19, с. 49], «просвещение» является традиционной формой взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей и представляет собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей с целью повышения педагогической культуры родителей.
Таким образом, результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно–правовых документов, например, в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [1], согласно которому:
‒ обучающихся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников дошкольной образовательной организации являются участниками образовательных отношений [1, с. 5];
‒ педагогическим работникам предоставляется свобода в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания, а педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют права на участие в управлении образовательными организациями, причём родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами [1, с.50];
‒ образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [1, с.52].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1, с.70].
Современные условия деятельности ДОО и требования родителей как основных заказчиков их услуг предполагают их взаимодействие, вовлечение родителей в образовательную деятельность и активное сотрудничество.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в образовательный процесс ДОО и сотрудничество являются основными принципами дошкольного образования и важными условиями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей [2, с. 5].
По нашему мнению, от качества работы ДОО и от степени вовлечения родителей в образовательный процесс зависит уровень их педагогической культуры, а, следовательно, и уровень воспитания и развития детей. При этом дошкольные образовательные организации должны оказывать помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Для реализации этих задач педагоги ДОО должны использовать такие формы и методы работы, чтобы заказчики услуг были непосредственными участниками образовательного процесса. Важной составляющей взаимодействия является вовлечение родителей как их активное участие в различных мероприятиях ДОО.
Таким образом, все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребёнка, объединить свои усилия, учитывая при этом особые преимущества своей воспитательной деятельности. На современном этапе развития общества и всей системы образования деятельность дошкольных учебных заведений перестраивается в соответствии с общими тенденциями современности.
Таким образом, современные тенденции развития дошкольного образования предусматривают ориентацию на личность ребёнка, на его способность контактировать с социумом, быть его равноправной частью, на создание благоприятных условий для формирования творческих, интеллектуальных и познавательных способностей ребёнка. В связи с кардинальными изменениями, которые испытывает сейчас работа дошкольной образовательной организации с семьей, педагоги должны стремиться обеспечивать координационное взаимодействие с семьями воспитанников. Их партнерство в достижении положительных результатов осуществляемого педагогического процесса способствует разностороннему и гармоничному развитию дошкольников.