Библеистика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности ветхозаветных цитат в евангелии от Матфея

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Использование
ветхозаветных цитат в Евангелии от Матфея. 9

1.1. Особенности Евангелия
от Матфея 9

1.2. Особенности языка в
Евангелии от Матфея. 21

1.3. Анализ ветхозаветных
цитат в Евангелии от Матфея. 31

Глава 2. Евангелие от Матфея
в современной православной традиции. 47

2.1. Исследование Евангелия
от Матфея и ветхозаветных цитат. 47

2.2. Богословское осмысление
ветхозаветных цитат в Евангелии от Матфея на современном этапе. 57

Заключение. 71

Список источников и литературы.. 73

 

  

Введение:

 

Данное исследование
посвящено исследованию особенностей ветхозаветных цитат в Евангелии от Матфея.
Данное Евангелие было выбрано не случайно. Специфика Евангелия от Матфея определяется
сосредоточением на Галилейском периоде жизни Спасителя, а также на событиях
страдания, смерти и воскресения, почти совсем, исключая Его служение в Иудеи и
в Иерусалиме[1].

«Хотя Матфей и
содержит ценнейший исторический материал, целью Евангелиста было не
историческое благовествование, а систематическое изложение благовестия Христова.
Сопоставление Мф. с Мк. и с Лк. убеждает нас в том, что Евангелист Матфей
соединял отдельные поучения Христовы, сказанные в разное время и разным слушателям,
в большие связные речи»[2].

Согласно преданию
Церкви, т.е. свидетельства древних церковных писателей, Матфей писал для
христиан из евреев и ставил перед собой задачу доказать им, что Иисус из
Назарета и есть обетованный истинный Мессия. Для этого апостолу необходимо было
при изложении событий жизни Иисуса указывать на исполнение Ветхозаветных
пророчеств и предсказаний, относящихся в Писании к ожидаемому Мессии. Эта цель
евангелиста объясняет и соответствующий подбор фактов жизни Спасителя.

«Но
при этом мы встречаем поразительные детали. Скажем, в эпизоде исцеления
расслабленного прямая речь Господа прерывается вставкой: «говорит
расслабленному» (Мф 9:6)»
[3].

Сравнивая
синоптический евангельский тип с Евангелием от Иоанна, приходится признать, что
перед нами две совершенно особенные картины земной жизни Христа. Первая,
сравнительно мирная, спокойная, где лишь изредка появляются мрачные тона.
Мессианский идеал раскрывается постепенно и ясно. Вторая носит несколько
мрачный отпечаток и отражает кипучую борьбу иудейского периода жизни Спасителя.
Здесь подробно повествуется о постоянном противостоянии Христу книжников и
фарисеев, враждебности иудейской элиты. В Иерусалиме Господь не мог столь
решительно явить Себя носителем Ветхозаветных предначертаний, ибо истинное
значение и понимание их там давно было утрачено.

«Иудеи
ожидали пришествия такого Мессии, который основал бы на земле могущественное
царство и сделал бы евреев народом, господствующим в мире. В противовес этому
узко земному пониманию ветхозаветных пророчеств о Мессии, евангелист Матфей
проповедовал своим единоплеменникам подлинное Христово Царство, Царство
духовное, сверхприродное, полагающее свое основание на земле и завершающееся на
небе»
[4].



[1] Волохов С. И. Формирование
синоптического повествовательного стиля Евангелия от Матфея и отражение его у
Марка и Луки / С. И. Волохов // Социальная работа в современном мире:
взаимодействие науки, образования и практики. 2015. С. 427-429.

[2] Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и
первое христианское поколение. [Электронный ресурс] http:
//azbyka.ru/tserkov/istoriya /kassian_hristos_i_hristianskoe_pokolenie_85-all
.shtml

[3] Емельянов А.Н. протоиерей. Евангельский
синопсис. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

[4] Пушкарь Б.Н. Архиепископ Вениамин.
Священная Библейская история Нового Завета // [Электронный ресурс] http:
//azbyka.ru/library/veniamin_istoriya_novogozaveta-all .shtml#t3

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализируя
евангельские тексты, можно сказать, что каждое из Евангелий имеет своего
«читателя»: Евангелие от Марка создано для малообразованной аудитории христиан
и не-христиан, от Матфея – для грекоязычных состоятельных евреев, которые
признали Иисуса как мессию, но при этом остаются членами еврейской общины и
чтят обряды и законы Моисея, от Иоанна – для мистически настроенной части
аудитории (в русле гностицизма), от Луки – для высокообразованной части
грекоязычного населения (третье евангелие написано на хорошем греческом языке с
имитацией многих литературных стилей).

Следует отметить величайшую
важность для спасения Священного Писания, особенно Евангелия. Пребывание в
Господе чрез Крещение и исполнение евангельских заповедей спасает человека от
пребывания в отступлении от Господа.

Внимать Евангелию
необходимо с крайним благоговением. Так как в нем все является важным,
достойным рассмотрения. При достижении совершенства на пути веры человек должен
изучить Святое Евангелие тщательно и внимательно, так, чтобы на каждом
нравственном шагу, для каждого поступка и помысла иметь в памяти готовое
наставление из Евангелия.

Слово Божие заменяет
все, возбуждает полнее и внятнее. Слово Божье проходит внутрь, до разделения
души и духа, оживляет дух и осеменяет его к осуществлению дел жизни духовной.

В заповедях, Господь
наименовал все учение Свое, все Слово Свое и все слова Свои. Краткость заповедей
специально таковая для удобоности восприятия каждым человеком.

Использование в Евангелии от Матфея ветхозаветных
цитат заставляет задуматься о вере деятельной, которая отличается от веры
догматической. Особенность такой веры в том, что она является и возрастает от
исполнения евангельских заповедей и увядает по мере пренебрежения ими. Исполняя
евангельские заповеди, человек исполняется живой веры, духовною силою.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Использование ветхозаветных цитат в
Евангелии от Матфея

 

1.1. Особенности Евангелия от Матфея

 

Чтобы Откровение, данное Богом, было
неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в
род), Господь дал людям Священное Писание. Бог открывал Себя и Свою волю через
пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям
избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в
книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).

Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета, в
которых содержится Божественное откровение о Боге, мире и нашем спасении. Через
них Бог постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины.
Самая великая из них — о Спасителе мира. Иисус Христос — духовное сердце
Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и воскресение — главные
события не только Священной, но всемирной истории. Иисус Христос духовно
соединяет оба Завета. В Ветхом Завете говорится о Его ожидании, а в Новом — об
исполнении этого ожидания. Важнейшая отличительная особенность библейских книг
— историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на
протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От
богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных
последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков.

При столь великом разнообразии личностных, исторических,
географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий
изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов. Они
полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга. Все они
органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный
взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью
открывает нам пути Божественного Промысла.

Священные книги принято называть богодухновенными. Из многих
мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом
воздействия Духа Божьего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных
и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает
возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям. Изучая книги,
написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими
пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности
стиля. Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а
вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным
текстам. При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание
богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для
наставления в праведности (2 Тим 3, 16).

Новый Завет (греч. Ἡ Καινὴ Διαθήκη, транс. Hē Kainḕ
Diathḗkē; латынь: Novum Testamentum) — вторая часть христианского библейского
канона, первая часть-Ветхий Завет, основанный на еврейской Библии. В Новом
Завете обсуждаются учения и личность Иисуса, а также события в христианстве
первого века. Христиане считают Ветхий и Новый Заветы Священным Писанием. Новый
Завет (полностью или частично) часто сопровождал распространение христианства
по всему миру. Она отражает и служит источником христианского богословия и
нравственности. Расширенные чтения и фразы непосредственно из Нового Завета
включены (наряду с чтениями из Ветхого Завета) в различные литургии. Новый
Завет оказал влияние на религиозные, философские и политические движения в
христианском мире и оставил неизгладимый след в литературе, искусстве и музыке.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы