Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности в построении сложных многочленных синтаксических конструкций в художественном тексте Шолохова «Поднитая целина»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Грамматическая сущность сложного предложения 8
1.1. Понятие о сложном предложении 8
1.2. Типы сложных предложений 22
1.3. Сложное многочленное предложение 36
Выводы по главе 1 38

Глава 2. Сложные многочленные предложения в художественных текстах 40
2.1. Особенности построения сложных многочленных предложений 40
2.2. Сложные многочленные предложения с доминирующей бессоюзной частью 45
2.3. Сложные многочленные предложения с доминирующей сочинительной связью 56
2.4. Сложные многочленные предложения с доминирующей подчинительной связью 68
Выводы по главе 2 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список сокращений 85
Список литературы 86

 

  

Введение:

 

В данной работе будут рассмотрены особенности построения сложных многочленных синтаксических конструкций в русском языке.
Актуальность темы обусловлена сложностью и многообразием русского языка, который, несмотря на свою богатую историю, до сих пор полностью не изучен. Вот и синтаксис сложных предложений в русском языке считается постоянно изучаемым отделом, так как язык развивается, и появляются новые основания и особенности тех или иных конструкций предложений. Так же стоит учитывать, что исследование сложных синтаксических конструкций необходимо для реализации грамотной русской речи, с помощью которой люди изъясняются в процессе разговора и письма. Стоит учитывать, что есть свои предпочтения по использованию сложных конструкций в разговоре, на официальных приёмах или в художественном произведении. Знание правил и особенностей построения сложных синтаксических конструкций способствует грамотному оформлению своих мыслей и передачи своих эмоций и оценок тех или иных ситуаций и явлений. Так же данное знание позволит прочитать произведение в актуальном для него значении, позволит определить интонацию и последовательность мыслей автора.
Степень научной разработанности проблемы. Особенности построения сложных многочленных синтаксических конструкций, а так же выявление актуальной классификации сложных предложений в русском языке изучали такие учёные как М.В.Ломоносов, А.А. Барсов, А.Х. Востоков, И.И. Давыдов, Ф.Ф. Фортунатов, А.А.Шахматов. П. Беляевский и др.
Цель исследования — выявить особенности построения сложных многочленных синтаксических конструкций в романе М. Шолохова «Поднятая целина».
Объектом исследования являются виды сложных многочленных синтаксических конструкций.
Предмет исследования заключается в анализе различных сложных многочленных синтаксических конструкций и их характерных признаков, а также возможных исключениях, употребленных в романе М. Шолохова «Поднятая целина».
Задачи, обусловленные целью, объектом и предметом исследования:
1. Изучить грамматическую основу сложного предложения;
2. Исследовать понятие о сложном предложении и его типы;
3. Изучить характеристику и особенности построения сложного многочленного предложения;
4. Изучить сложные многочленные предложения с доминирующей бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью.
Теоретической и методологической основой исследования была литература посвящённая современному русскому языку и особенностям синтаксиса русского языка. Для выполнения работы использовались общеметодологические принципы анализа, сравнения и обобщения. К методологической основе исследования относится комплексность в постановке и рассмотрении особенностей построения сложных многочленных синтаксических конструкций в русском языке. Анализ проблематики работы реализуется на основе изучения синтаксиса русского языка.
Метод исследования. Теоретический анализ учебной литературы по вопросам синтаксиса в современном русском языке в рамках изучаемой темы, практический анализ сложных предложений.
Материал исследования: текст романа М. Шолохова «Поднятая целина».
Научная новизна исследования заключается, в осуществлении комплексного подхода для изучения особенностей построения сложных многочленных синтаксических конструкций в русском языке на основе особенностей сложных предложений, рассматриваемых как особенной самостоятельной единицей синтаксиса. Учитывалось грамматическое значение видов сложных предложений, их структурно-семантическое объединения предикативных частей, а так же дифференциальные признаки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятие о сложном предложении, его место в системе синтаксических единиц русского языка.
Рассмотрение грамматического значения сложного предложения как его характерной черты.
Изучение сложного предложения как структурно-семантического объединения предикативных частей и как особой самостоятельной единицы синтаксиса.
Рассмотрение дифференциальных признаков сложного предложения.
2. Рассмотрение сочинительной и подчинительной связи как основных способов грамматической связи предикативных частей в составе сложных предложений.
Рассматриваются предикативные единицы, которые являются компонентами сложного предложения, связанные сочинительной, подчинительной или недифференцированной связью.
3. Рассмотрение сложного сочинённого предложения как структурно-семантического типа сложного предложения.
Сочинительная связь рассматривается как основной способ связи и реализации синтаксических отношений между предикативными частями сложного сочинённого предложения, а так же сочинение в оппозиции подчинению.
Изучение дифференциальных признаков сложного сочинённого предложения.
4. Рассматриваются сложносочинённые предложения открытой и закрытой структуры, а так же однородного и неоднородного состава.
Рассматриваются сложноподчинённые предложения с обратимыми и необратимыми частями, и данные типы структур в их соотношении и противопоставлении.
Изучение распределения семантико-синтаксических типов сложносочинённого предложения по этим типам структур. Рассмотрение особенностей типологии сложносочинённых предложений.
5. Рассмотрение структурно-семантической характеристики сложного подчинённого предложения. Так же рассмотрение общей характеристики сложного подчинённого предложения и его дифференциальных признаков. На защиту вынесено рассмотрение основных элементов, которые структурируют семантико-синтаксические модели сложного подчинённого предложения.
6. Рассмотрение особенностей и сложностей классификации сложноподчинённых предложений нерасчленённой структуры. Местоименный тип сложноподчиненного предложения, его структурно-семантическая характеристика, основные разновидности, отграничение от смежных структур.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых сокращений и списка литературы из 30 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе работы, по мере решения поставленных задач, была достигнута цель работы — выявить особенности построения сложных многочленных синтаксических конструкций.
Можно сделать следующие выводы:
1. Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более объединённых предикативных частей, которые функционируют как единая коммуникативная единица. Предикативная часть по строению схожа с простым предложением, но находясь в составе СП, она теряет признаки простого предложения. Предикативная часть не имеет собственную интонацию и смысловую самостоятельность, но взаимодействуя со второй частью СП, формируется целостное развёрнутое сообщение.
2. Основные средства связи сложного предложения: сочинительные и подчинительные союзы; союзные слова (реляты); корреляты; опорные слова в сложноподчинённых предложениях нерасчленённой структуры и интонация.
3. Дополнительные средства связи сложного предложения: парадигма; анафорические и катафорические местоимения; структурная неполнота одной из предикативных частей; грамматикализованные лексемы; семантическая соотносительность лексического наполнения предикативных частей; нефиксированный или фиксированный порядок предикативных частей; параллелизм строения.
4. Классификация СПП относительно семантико-структурной особенности основывается на типах придаточной части бывает: определительная; изъяснительная; обстоятельственная; присоединительная; сравнительная; сопоставительное отношение между частями; пояснительное отношение между частями.
5. Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, где предикативные части соединяются взаимосвязанностыю своего значения и строения, ритмомелодическими средствами, без использования союзов или относительных слов.
6. Выделяют нескольких видов бессоюзных сложных предложений: однородные и неоднородные.
7. Типы интонации рассматриваются, как основа построения СП. По данной классификации БСП бывают: перечислительные; сопоставительные; предложения обусловленности; объяснительные; присоединительные предложения.
8. Основой для построения многочленных сложных предложений могут служить комбинации различных синтаксических связей и объединения синтаксических структур разных типов. Синтаксический анализ многочленного сложного предложения может быть полным и частичным.
9. В кодифицированном литературном языке преимущественно используются союзные сложные предложения, в научной и деловой речи допускаются лишь определённые формы бессоюзных предложений. В художественной литературе данный вид СП используется часто для имитации разговорного языка, например, в драматических произведениях и в речи героев в художественной прозе.
10. Применение БСП в разговорном языке характеризуется особенностью их формальной и смысловой организации. В данных предложениях смысловые отношения между частями предложения исключают эксплицитного выражения, так как они должны выявляться говорящим из содержания частей предложения, опираясь на общие знания слушающего и говорящего.
11. БСП с недифференцированной синтаксической связью бывают типизированной структуры и не типизированной структуры.
12. Классификация сложносочинённых предложений считается достаточно устойчивой, так как основывается на характере смысловых отношений между частями ССП и в соответствии с семантическими группами используемых союзов. Выделяют соединительные, разделительные, противительные, пояснительные и присоединительные классы СП. Постепенно меняются лишь характеристики семантических групп внутри данных классов.
13. Более распространённая классификация сложноподчиненных предложений (СПП) основана на особенностях придаточных частей (членах предложения). Так как принцип основан на ПЧ, то выделяют подлежащие, сказуемые, дополнительные, определительные и обстоятельственные части предложения. При этом обстоятельственные части имеют свою разновидность: придаточные места, образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, условия и уступительные.
14. СПП бывают расчленённые и нерасчленённые. К нерасчленённым относится особый тип данных предложений — местоименный тип. Местоименно-соотносительные СПП — это СПП нерасчленённой структуры, где связь между предикативными частями основывается на соотношении двух близких по семантике местоимений или местоименных наречий. Первое местоимение (коррелят) находится в ГЧ, а второе выступает в качестве союзного слова. Относительно конструктивной части СПП данной группы, коррелят является обязательным компонентом, так как ПЧ присоединяется к нему и придаёт ему свой смысл.
Особенности построения сложных многочленных синтаксических конструкций, несмотря на сложность изучения и классификации, являются неотъемлемой частью русского языка, знание которой позволяет лучше понимать и пользоваться русской речью. Данные синтаксические конструкции способствует передачи чувств и эмоций автора, указывают на многогранность и глубину русского языка.
В романе М. Шолохова «Поднятая целина» встречаются все виды сложных предложений. Это подчеркивает глубокое владение языком писателя, умение развернуто и красочно описать быт казачьего хутора после революции.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Грамматическая сущность сложного предложения
1.1. Понятие о сложном предложении
Сложное предложение (СП) является синтаксической единицей высшего порядка, если сравнивать его с простым предложением.
Сложное предложение состоит из двух и более объединённых предикативных частей, которые функционируют как единая коммуникативная единица. Предикативная часть по строению схожа с простым предложением, но находясь в составе СП, она теряет признаки простого предложения. Предикативная часть не имеет собственную интонацию и смысловую самостоятельность, но взаимодействуя со второй частью СП, формируется целостное развёрнутое сообщение. Например: «Мы опять без сговору столкнулись с ней: собираясь вниз, держала ключ в руке» (В. Набоков).
СП – это полипредикативная коммуникативная единица, которая характеризуется структурной и семантической целостностью, имеет интонационное идентичное оформление. Основные признаки СП, которые противопоставляют его простому предложению [4, 11]:
• Наличие в СП нескольких предикативов обусловливает наличие сложной системы взаимосвязи и особого отношения между данными частями, для чего используются различные средства предикативных частей и использование для этого специальных средств, которые будут подробнее рассмотрены в пункте 1.2..
• Наличие в СП нескольких пропозиций, то есть две и более событийных или логических пропозиций и несколько событий или ситуаций, объединённых в семантическую структуру. Например: «На небе гасли звёзды, вставало солнце».
Выделяют несколько видов пропозиций [2, 4]:
• Событийная пропозиция, которая связана со сферой бытия, движения, физической или социальной деятельностью;
• Логическая пропозиция отражает отношения, которые устанавливаются в процессе мыслительной деятельности или логических рассуждений.
Полипропозитивности не несёт абсолютный характер, так как в сложном предложении можно применять асимметрию между количеством предикативных частей и пропозиций.
Асимметрия относительно предикативов и пропозиций проявляется в простых предложениях, характеризующихся несколькими пропозитивами. Подобные предложения осложнены обособленными определениями, обстоятельствами и приложениями, которые представлены в виде свёрнутых пропозиций и предложениями с именами событийной семантики. Атак же предложениями с вторичными именными предикат. Например: «С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым» (Л. Н. Толстой).
Стоит отметить, что не все СП являются полипропозитивными. Например: «Хорошо, что он сделал это». Это сложноподчинённое предложение, где придаточная часть (ПЧ) выражает пропозицию (сообщается об определённом «положении дел»), главная часть (ГЧ) — выражает субъективное отношение говорящего к сообщаемому (модус).
Сложноподчиненное предложение, которое состоит из двух предикативных частей, является монопропозитивным, что указывает на тот факт, что полипредикативности может соответствовать монопропозитивность.
СП является единицей, содержащей различные аспекты [23, 28]:
• Структурный аспект характеризуется полипредикативностью и развёрнутым набором структурных элементов, необходимых для объединения предикативных частей СП;
• Семантический аспект характеризуется смысловой завершённостью и семантическим единством, часто отмечается полипропозитивность;
• Коммуникативный аспект характеризуется целостным коммуникативным заданием и интонационной законченностью.
Структурный аспект СП формируется по схемам, где все элементы обусловлены полипредикативным характером. Для объединения предикативных частей, которые отличаются по строению и семантике, необходимо соблюдать их структурное, смысловое и интонационное приспособление друг к другу.
Схема СП состоит из основных и дополнительных средств связи. Основные средства связи [5, 13]:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы