Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫХ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 6
1.1 Сущность семьи как социально-психологического феномена 6
1.2 Особенности функционирования семей с разным стажем семейной жизни 11
1.3 Супружеские конфликты: понятие, виды, особенности 19
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Методология и программа исследования 35
2.2 Методы и методики исследования 38
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Введение:
В современной социальной и демографической ситуации В Российской Федерации наблюдаются несколько достаточно негативных тенденций, которые заключаются в снижении рождаемости, снижении воспитательной функции семьи, увеличении количества неполных семей. Все эти тенденции могут быть связаны с тем, что происходит увеличение количества разводов, снижается представление о ценности семьи в картине мира молодых людей, находящихся в репродуктивном возрасте. Молодые люди зачастую отказываются создавать семьи, делают это в достаточно позднем возрасте. Большое количество семей распадается на разных стадиях семейной жизни. Следует отметить, что распадаются как семьи с достаточно большим стажем семейной жизни, так и семьи молодые, просуществовавшие небольшой период времени.
Специалисты отмечают в процессе функционирования семьи несколько стадий, которые имеют различные характеристики семейного взаимодействия. Так, на ранних стадиях семейной жизни происходит притирка, люди начинают открывать для себя ранее незамеченные характеристики и привычки своей второй половины, однако в это период достаточно сильны еще романтические чувства, которые позволяют преодолеть некоторые несоответствия. В дальнейшем романтические чувства уходят, и если к этому моменту определенные разногласия еще не преодолены, то это может стать весомой причиной для распада семьи. Семьи же с достаточно большим стажем семейной жизни изучили друг друга, выработали определенный стиль взаимодействия, что способствует определенному уровню удовлетворенности браком и вероятно будет способствовать большей вероятности сохранения семьи.
Можно предположить, что на всех стадиях семейной жизни можно выделить определенные факторы, которые влияют на вероятность разрушения семьи. В частности, таким фактором может быть поведения супругов в семейных конфликтах. Более конструктивные стратегии поведения супругов, вероятно, будут способствовать сохранению семьи, тогда неконструктивные стратегии взаимодействия в конфликте представляют собой фактор, повышающий вероятность развода супругов. Можно предположить, что особенности поведения супругов в конфликте определенным образом связаны со стажем семейной жизни. Соответственно, исследование поведения супругов с разным стажем семейной жизни в конфликте является достаточно актуальным, для понимания возможностей оказания психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии.
Цель исследования: изучить особенности поведения в супружеском конфликте семей с различным стажем семейной жизни.
Объект исследования: супружеские отношения.
Предмет исследования: конфликт.
Задачи исследования:
1. Определить сущность семьи как социально-психологического феномена;
2. Проанализировать особенности функционирования семей с разным стажем семейной жизни;
3. Изучить теоретические представления об особенностях протекания супружеских конфликтов в семьях с разных стажем семейной жизни;
4. Провести эмпирическое исследование особенностей поведения в супружеском конфликте семей с разным стажем семейной жизни,
5. Проанализировать данные проведенного эмпирического исследования.
Гипотеза: конфликтные ситуации на разных этапах семейной жизни имеют существенные различия: по причинам конфликтов и стратегиям поведения в конфликте.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных, методика анализа взаимодействия супругов в конфликтной ситуации Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской; методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Килмена, методика изучения степени удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, «Шкала семейной адаптации и сплочённости».
Новизна исследования: в данном исследовании производится сравнительный анализ особенностей поведения в конфликте трех групп семей с различным семейным стажем.
Практическая значимость исследования: понимание особенностей конфликтного взаимодействия в семьях с разных стажем семейной жизни необходимо для работы психологов, работающих с супружескими отношениями.
Заключение:
Таким образом, супружеский конфликт — разновидность семейного конфликта, который возникает между супругами на основе нарушения этики супружеских отношений, биопсихологической несовместимости, противоположности интересов и потребностей, различных взглядов на воспитание детей, различного отношения к родственникам и т. п.
Конфликты характерны для всех стадий семейной жизни. Следует отметить, что семья представляет собой систему, для продуктивного существования и развития которой имеют значение все элементы и процессы, происходящие в ней, в том числе конфликты. В определенном смысле конфликт имеет определенной конструктивное значение для семьи, позволяя решить определенные важные вопросы функционирования семьи, взаимоотношений между супругами. Однако конструктивное влияние конфликта возможно при конструктивном подходе супругов к разрешению конфликтов.
Исследователи отмечают, что для семей с разным стажем семейной жизни характерным является разное поведение в конфликтных ситуациях, разные причины, которые вызывают конфликта, различная интенсивность конфликтного противодействия. Ученые выделяют определенные особенности функционирования семьи на разных этапах семейного цикла, наличие кризисных явлений. В том числе происходит определенная притирка и выработка определенного стиля поведения супругов в конфликте. Если данный стиль можно отнести к конструктивному стилю, то можно говорит о прочности и устойчивости семейной системы. Если же стиль поведения в конфликте относится к деструктивным, то высока вероятность разрушения семейной системы.
Анализ научной литературы позволил нам сформулировать гипотезу: конфликтные ситуации на разных этапах семейной жизни имеют существенные различия: по причинам конфликтов и стратегиям поведения в конфликте.
Для проведения эмпирического исследования был выбран ряд методик, направленных на изучение особенностей конфликтного взаимодействия супругов, а также уровня удовлетворенности браком на разных стадиях жизненного цикла семьи.
В результате исследования было установлено, что наиболее благополучной в плане всех исследуемых показателей является группа семей со стажем семейной жизни более 10 лет, наименее – со стажем семейной жизни 5-10 лет. Во всех группах обнаружены различия в стратегиях поведения в конфликте, причинах конфликтного поведения, уровне удовлетворенности браком, соответственно, можно говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Достоверность полученных данных подтверждается математическим анализом полученных данных. Корреляционный анализ эмпирических данных также подтвердил наличие взаимосвязи между склонностью к выбору конструктивной стратегии поведения в конфликте, уровнем удовлетворенности в браке и стажем семейной жизни. Не было обнаружено значимой взаимосвязи между общим уровнем конфликтности в семье и стажем семейной жизни.
В целом результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что выдвинутая гипотеза была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫХ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Сущность семьи как социально-психологического феномена
Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [13].
Семья выполняет ряд функций. Воспитательная функция состоит в том, что она реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.
Хозяйственно-бытовая функция заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой; содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном труде физических сил. Если общество не создает условий для обеспечения молодой семьи собственным жильем, то отсутствие семейного крова частенько становится причиной разладов и разводов. Молодые родители не выдерживают бремени материальных трудностей, что ведет к безотцовщине и безнадзорности детей [21].
Эротическая функция обеспечивает удовлетворение сексуально-эротических потребностей супругов. С точки зрения общества важно, что семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения, обеспечивает продление человеческого рода. Если в супружеских отношениях, с одной стороны, вследствие психологического барьера, присутствует сексуальная дисгармония, то получение супругами радости в интимном отношении становится невозможным. С другой стороны, если сексуальная распущенность и измены одного из супругов попирают чувство целомудрия другого, то это также становится причиной развода.
Эмоциональная функция способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии, уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению психического здоровья граждан. Если в семье отсутствует атмосфера мира и взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям, то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология разрушителя с девиантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения делает развод единственным выходом [21].
Социокультурная функция сохраняет национальные традиции; направлена на эстетическое взаимообогащение родственников; обеспечивает выполнение социальных норм поведения; реализует желание в совместном проведении отдыха; играет значительную роль в повышении культурного уровня развития общества. Если семья не живет национальными традициями и не формирует собственные, то она не складывается как единая система и живой организм родовой преемственности. Слабые внутриродственные связи не способны выдержать жизненных испытаний и приводят к разводу [28].
Духовно-нравственная функция утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения божественной заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех жизненных обстоятельствах и иметь общую судьбу. В семье создаются наилучшие условия для раскрытия духовного роста и творческого потенциала каждой личности. Отсутствие духовных оснований в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношений, порождает безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость, негативно влияет на все функции. Нарушение функций семьи — это особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют и препятствуют выполнению семьей своего предназначения. В таком случае супружеский союз в буквальном смысле «раздирается» внутриличностными противоречиями, растет число семей, духовно неграмотно и психологически беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор, обид, конфликтов, кризисов и разводов
Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы XX столетия Людвигом фон Берталанфи. С точки зрения этой теории семья представляет собой открытую систему, — которая нуждается в обмене с окружающей средой. Однако каждая отдельная семья всегда скрывает свою тайну, и в этом она закрыта от окружающей среды. Значит, семья система открыто-закрытая. Уже здесь происходит смешение и наложение функций. Кроме того, семья — система самоорганизующаяся. А это значит, что она построена по принципу целесообразности и все ее поведение является целесообразным [4].
Источник преобразования находится внутри самой семьи. Необходима цель, которая бы определила всю жизнедеятельность семьи в целом и структурировала в нужном направлении. Семья — система первичная по отношению к каждому входящему в нее члену (элементу). Это значит, что закономерность, по которой существует семья, может отличаться и не соответствовать закономерностям, по которым существуют (стремятся существовать) члены семьи — ее элементы. Система «семья» регулирует членов семьи, иногда в противоположном их намерениям направлении. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными и подчиняются правилу функционирования систем. Но это семья, а не производственный коллектив, в котором все однозначно починены общей цели. И каждый член семьи как человек — тоже система, к тому же не менее сложная: соединяющая физическую, химическую, биологическую и социальную константы в единую