Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности стрессоустойчивости студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Феномен стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Методы исследования стрессоустойчивости 10
1.3. Учебная деятельность студентов как источник стресса 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ 21
2.1. Описание процедуры эмпирического исследования стрессоустойчивости у студентов: цели, задачи, методы и методики 21
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования стрессоустойчивости у студентов разных курсов 22
2.3. Рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов разных курсов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Введение:
В современном динамично развивающемся мире главной ценностью является сохранение здоровья человека как одной из важных объективных составляющих его жизнедеятельности. При этом определяющим фактором, способствующим повышению работоспособности личности и координи-рующим некоторые характеристики здоровья, выступает психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости (стрессоустойчивости) является залогом сохранения, разви-тия и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Социально-экономические преобразования современного общества создают повышенные требования к стрессоустойчивости личности. В усло-виях современного образования учебную деятельность студентов можно охарактеризовать, как потенциальную возможность возникновения и раз-вития различных стрессогенных ситуаций. Для студентов становятся акту-альными проблемы преодоления стресса. И им необходимы знания о воз-можностях и способах своего поведения, которые они могут получить только вместе с жизненным опытом. Формирование стиля совладающего поведения начинается в подростковом возрасте.
В мировой психолого-педагогической науке накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости: раскрываются понятия стрес-са и стрессоустойчивости, рассматривается природа стресса, его виды, способы преодоления, причины возникновения стресс-факторов, уровни стрессоустойчивости, особенности стресса и стрессоустойчивости в спор-тивной, военной и учебной деятельности, структура стрессоустойчивости: Л. М. Аболин, В. А. Бодров, Б. Х. Варданян, П. Б. Зильберман, Р. Э. По-пова, Н. В. Суворова, А. А. Андреева, М. Л. Хуторная, Ли Канг Хи, Р. М. Шагиев, А. Л. Рудаков, Т. С. Тихомирова, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, А. А. Реан, С. В. Субботин, A. Lehtonen, О. В. Лозгачева, М. М. Калашни-кова, Т. Г. Бохан, В. В. Банников, С. Ю. Визитова, А. А. Баранов и др.
Стресс и стрессоустойчивость впервые были рассмотрены Г. Селье. «Стресс» он описал как «совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомео-стаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма».
Стрессоустойчивость в современной психолого-педагогической науке определяют, как «характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности». Например, М.Л. Хуторная считает, что стрес-соустойчивость – это «интегративное психологическое образование, вклю-чающее в себя личностный компонент, определяющий развитие когнитив-ной, мотивационной и эмоционально-регулятивной функции и поведенче-ский компонент, включающий актуализацию и применение антистрессовых стратегий. А по мнению Б.X. Варданян, стрессоустойчивость — это «свой-ство личности, которое обеспечивает гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности».
Стрессоустойчивость – это компонент психического здоровья людей, то есть важнейший фактор социальной стабильности общества. Возраста-ющие нагрузки негативно влияют на психику современного человека, что приводит к состоянию эмоционального напряжения, которое является од-ним из серьезных факторов развития различных заболеваний.
На сегодняшний день для человека на передний план выходит забо-та о сохранении своего психического здоровья и формировании стрессо-устойчивости. Психическое здоровье — это путь к уверенной в себе лично-сти без внутренних конфликтов, живущей в гармонии с собой и внешней средой. На этом пути человеку необходимо познать свои особенности пси-хики, что может позволить не только укреплять здоровье, но и предупре-ждать возникновение болезней, а также самосовершенствоваться.
Однако остается немало вопросов, связанных с пониманием специ-фических особенностей стресса и стрессоустойчивости у студентов.
Формирование стрессоустойчивости у студентов в процессе обучения является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов: О. В. Лозгачева, Т. В. Середа, M. Л. Хуторная, Е. Г. Щукина, А. А. Андреева и др.
Исходя из всего вышеперечисленного, актуальность настоящего ис-следования определяется следующими пунктами:
1. До настоящего времени не разработана система социально-психологических тренингов формирования стрессоустойчивости.
2. Не достаточно изучены проблемы социальной поддержки в стрес-согенных ситуациях.
3. Отсутствуют профилактические мероприятия, способствующие формированию стрессоустойчивости и, основывающиеся на современных методах психологической коррекции стресса у взрослого.
Объект исследования: стрессоустойчивость студентов.
Предмет исследования: особенности проявления стрессоустойчивости у студентов.
Цель: выявить особенности проявления стресса у студентов в период обучения.
Гипотеза: Уровень стресса у студентов возрастает в зависимости от курса обучения, что свидетельствует о значительном влиянии обучения (повышения нагрузки) на уровень стрессоустойчивости. Что в свою оче-редь свидетельствует о целесообразности психологической поддержки студентов для оптимизации поведения в стрессовых ситуациях с целью снижения физиологических и психологических нагрузок на организма и повышения уровня стрессоустойчивости.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-дач:
— рассмотреть феномен стрессоустойчивости в отечественной и зару-бежной психологии;
— рассмотреть методы исследования стрессоустойчивости;
— рассмотреть учебную деятельность студентов как источник стресса;
— описать процедуру эмпирического исследования стрессоустойчиво-сти у студентов: цели, задачи, методы и методики;
— представить анализ результатов эмпирического исследования стрессоустойчивости у студентов разных курсов;
— разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов разных курсов.
Эмпирическая база исследования – Московский гуманитарный ин-ститут в г. Подольске. В исследовании приняли участие 62 студента 1-4 курсов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности при-менения разработанных на основании анализа рекомендаций для форми-рования и повышения уровня стрессоустойчивости студентов, обучаю-щихся в различных ВУЗах.
Цель и задач исследования определили структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных ис-точников и приложений. Во введении определены актуальность, объект, предмет и задачи исследования. В первой главе раскрыты теоретические аспекты исследования стрессоустойчивости студентов. Во второй главе представлены результаты эмпирического изучения стрессоустойчивости у студентов разных курсов. В заключении содержаться выводы по результа-там исследования.
Заключение:
Современная студенческая молодежь характеризуется, с одной сто-роны, недостаточной внутренней профессиональной мотивацией, а с дру-гой — сильной эмоциональной отзывчивостью, желанием проявить себя и самоутвердиться в выбранной профессии. Это определяет актуальность поиска педагогических методов формирования готовности студентов к успешной профессиональной деятельности.
В свою очередь достижения и успех в профессиональной деятельно-сти можно считать лучшим стимулом и мотиватором для поддержания ин-тереса к учебе и нацеленности на достижения и в ней. То есть можно ска-зать, что для формирования профессиональной компетентностной лично-сти в жизни студентов важное место должна занимать учеба, которая со-гласно проведенному исследованию является одой из причин формирова-ния стресса.
Таким образом, студенческий возраст требует от студента серьезного эмоционального напряжения. С одной стороны, причина возникновения стрессовых ситуаций являются особенности процесса обучения. Причина-ми, вызывающими состояние стресс во время обучения у студентов явля-ются: адаптация к обучению, большая учебная нагрузка, зачеты, экзамены, иные формы контроля учебной деятельности, неуспеваемость, несоблюде-ние режима дня, отсутствие интереса к дисциплине, конфликт с преподава-телями и др. С другой стороны, причинами возникновения стрессовых си-туаций могут являться и личностные факторы: смена места жительства, конфликты с окружающими, неумение распоряжаться денежными сред-ствами и др.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о прямо пропорцио-нальной зависимости между уровнем стрессоустойчивости студентов и возможностью (скорость и легкость) справляться со стрессовой ситуацией.
Психологи смогли определить причины появления стресса у студен-тов:
Отказ. Студент во время своего пребывания в учебном заведении может получать множество отказов. В этом случае молодежь может испы-тывать разочарование и опустошение.
Страх неизвестности часто мешает достичь высот. Если вы переста-нете бояться неудач, а запасетесь терпением и уверенностью, то получите желаемое. То, что студент не успевает сделать за день, должно быть гра-мотно распределено на следующий.
Отсутствие распорядка приводит к стрессам. Нельзя откладывать все вечно на завтра: когда накопится много дел, студент рискует развить нега-тивную сторону своего психоэмоционального состояния.
Требовательность родителей. Коллектив. Смена обстановки и круга общения могут повлиять на тех людей, кому сложно социализироваться.
Учебный стресс может появиться из-за темпа современной жизни, по-стоянной спешки, пробках на дорогах, потери важных документов, ключей и т. д. Если информация, преподнесенная преподавателем, невразумитель-на. Лучше сразу переспросить, уточнить, попросить указать на ошибки. Причин может быть очень много, все зависит от характера и воспитания человека.
Анализ литературных источников показал, что в значительной сте-пени уровень стрессоустойчивости находится в зависимости от наслед-ственных особенностей функционирования нервной системы. В зависимо-сти от уровня стрессоустойчивости в психолого-педагогической литерату-ре встречается следующая классификация людей: стрессонеустойчивые, стрессотренируемые, стрессотормозные, стрессоустойчивые.
На сегодняшний день стресс для студентов не является чем-то сверхъестественным. Наоборот, это естественная реакция организма на стресс, стрессовую ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми каждый человек сталкивается каждый день. Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профес-сиональной, с учебной. Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с осо-бенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие.
Таким образом, мы можем говорить, что стресс является неотдели-мой частью жизни каждого студента. Базовая индивидуальная характери-стика содержания стресса – это адаптация, другими словами, стрессо-устойчивость.
В рамках настоящего исследования под стрессоустойчивостью было принято «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциональной ситуации и, тем самым, содействующее эффективному выполнению дея-тельности».
В данном исследовании участвовали студенты 1-4 курсов в возрасте 18-25 лет. Таким образом, уровень стрессоустойчивости в обеих группах выборки не имеет существенных различий. Стресс возникает у студентов по различным причинам, он может быть связан как с личными причинами, так и с обучением в высшем учебном заведении.
Таким образом, цель исследования достигнута. В ходе исследования было выявлено, что студенты 1-2 курса испытывают стресс от большой учебной нагрузки и сложности учебников. Популярные способы снятия стресса – сон и интернет. У студентов 3-4 курсов появляется нежелание учиться и, следовательно, появляется страх перед будущим. Популярным способом снятия стресса является сон и общение с друзьями.
По ходу исследования была разработана программа по снижению и профилактики учебного стресса студентов. Программа состоит из 4 этапов включающая: диагностику, лекции о подготовки к экзаменам и организа-ции своего отдыха, семинар включающий разработку своих личных упражнений и рекомендаций и повторная диагностика. Также разработан комплекс упражнений, помогающий снизить стресс в период обучения.
Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия: нельзя занижать самооценку; справедливо относиться к уровню знаний; стараться не перенапрягаться; нельзя ставить на первое место уче-бу, сессию и экзамены. Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или га-зировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад. Про-хладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиоло-гия человека должна всегда работать над контролем. Необходимо не толь-ко контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе. В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хо-рошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов.
Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто исполь-зуют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появ-ление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якоре-ния. Такие методы часто используют люди разных возрастов. Поход в му-зей поможет расслабиться
Если учащейся во время экзаменов находится в состоянии стресса и при этом выпил много кофе, у него может подняться давление и появятся проблемы с сердцем. Когда причины стресса не выявлены, и он не прохо-дит, то проблема может перейти на органы и сильно отразиться на состоя-нии человека. Начнется активация симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Такие процессы негативно сказываются на чело-веческой самооценке. Учебный процесс нарушается, человек не может со-средоточиться. Портится самочувствие и настроение. Давление увеличива-ется, постепенно разрушая кровеносные сосуды. Такие факторы сильно влияют на учебный процесс и работоспособность. Ускоренное сердцебие-ние и сильное перенапряжение негативно влияют на здоровье, поэтому студенты обращаются за помощью к алкоголю и специальным препара-там, чтобы нейтрализовать нервное состояние.
Такие методы расслабления приводят к зависимости и еще больше портят без того непростую ситуацию. Из-за стресса студенту сложно со-средоточиться на учебе Заключение Формирование стресса у человека может начаться даже в процессе общения не с теми людьми, и для его нейтрализации необходимо прикладывать некоторые усилия.
Стресс – это частая проблема у многих людей. С ней могут сталки-ваться дети начальных классов во время учебы, а также подростки и сту-денты технического вуза разных специальностей. Главное, вовремя заме-тить эту проблему и устранить причины появления.
Существует множество методов, которые можно попробовать в до-машних условиях. Факторы, которые могут положительно повлиять на жизнь человека – это нормальный сон, полноценный отдых, здоровое пи-тание и физические упражнения. Если человек будет следить за своим со-стоянием и контролировать эмоции, стресса можно легко избежать.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССО-УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1. Феномен стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии
В настоящее время в психологии существует огромное и многооб-разное количество определений таких понятий как «стресс» и «стрессо-устойчивость». Понятие «стресс» произошло от английского «нажим, дав-ление, напряжение». В психологическом словаре понятие «стресс» рас-сматривается как «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий».
Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко под стрессом понимают состояние психического напряжения, которое возникает у человека «в процессе дея-тельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [3].
Основоположником изучения стресса является Ганс Селье, который под стрессом понимал «неспецифический ответ организма на любое предъ-явленное ему требование» [37].
Р. Лазарус в свою очередь стал одним из первых, предпринявших попытку отделить психологическое понимание стресса от физиологическо-го. Ученый предположил, что физиологический стресс связан с действи-тельным раздражителем, а эмоциональный или психический следует рас-сматривать как реакцию человеческого организма (с учетом и опорой на личный опыт и знания) на ситуацию, которая представляется человеку трудной, несущей угрозой [25].
Основная индивидуальная характеристика содержания самого стрес-са — это адаптация или стрессоустойчивость.
На основании проведенного анализа литературных источников, можно говорить об отсутствии единого подхода к формулировке понятия «стрессоустойчивость».