Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности создания научно-популярных программ на российском телевидении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания научно-популярных телепрограмм 7
1.1 Понятие, классификация, история становления научно-популярных телепрограмм 7
1.2 Понятие и определение науки в системе СМИ 16
Глава 2. Анализ научно-популярных программ на современном российском телевидении 21
2.1 Особенности подготовки научно-популярных телепрограмм 21
2.2 Анализ тематики, жанровых особенностей и специфики построения научно-популярных программ «Чёрные дыры. Белые пятна» (телеканал «Культура»), «Чудо техники» (НТВ), «Истории из будущего» (Пятый канал), «Жить здорово» (Первый канал) 28
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 43
Введение:
На протяжении последних десятилетий российская тележурналистика развивается преимущественно в развлекательном сегменте. Так, с завидной скоростью в телеэфире «рождаются» все новые проекты и телепрограммы развлекательной тематики. Такие тенденции обусловлены, как примером многих западных телеканалов, так и спросом потребителей, которые в большинстве случаев выбирают к просмотру именно развлекательный контент.
Поэтому ряд исследователей на протяжении последних десятилетий подчеркивали проблему кризиса научно-популярной тележурналистики в РФ , которая нашла проявление в сокращении количества научно-популярных программ, снижении качества таких программ, ведь для их подготовки требуются значительные финансовые ресурсы и т.д.
Вместе с тем, в последние годы наблюдаются некоторые положительные тенденции в данной сфере. В европейских странах рост популярности телепрограмм о науке и технике отмечался еще в начале 200-х годов, что было связано с техническим ростом государств и способствовало некоторому повышению научной грамотности населения и дальнейшему развитию науки и техники в Европе .
В России такие тенденции только начали развиваться. Сегодня все большей популярностью у тележурналистов и телезрителей начинают пользоваться научно-популярные программы. Подготовка и трансляция научно-популярных программ – одна из важных задач на пути реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, которая была утверждена Указом Президента от 1 декабря 2016 г. № 642 .
С учетом вышесказанного, актуальной является тема данной выпускной работы: «Особенности создания научно-популярных программ на российском телевидении».
Об актуальности данной теми свидетельствует также частота обращения к ней в научных кругах. Так, отдельные аспекты научно-популярной тележурналистики анализируют такие отечественные исследователи как И.Ю. Лапина, Н.В. Дивеева, А.А. Тертычный, С.П. Суворова и др.
Целью исследования стало изучение специфики современных научно-популярных телепрограмм.
Для достижения указанной цели в выпускной работе были поставлены следующие задачи исследования:
— изучены понятие, классификация, а также история становления научно-популярных телепрограмм;
— рассмотрено понятие и определение науки в системе СМИ;
— описаны особенности подготовки научно-популярных телепрограмм;
— проведен анализ тематики, жанровых особенностей и специфики построения научно-популярных программ «Чёрные дыры. Белые пятна» (телеканал «Культура»), «Чудо техники» (НТВ), «Истории из будущего» (Пятый канал), «Жить здорово» (Первый канал).
Объектом исследования в выпускной работе выступает научно-популярная тележурналистика.
Предмет исследования – особенности создания научно-популярных программ на российском телевидении.
Информационную базу данного исследования составляют нормативно-правовые акты РФ, монографии и учебно-методические материалы по теории журналистики, а также научные публикации в периодических изданиях и с сети Интернет. Отдельную группу информационных источников составили выпуски телепрограмм научно-популярного направления, в частности программы «Чёрные дыры. Белые пятна» (телеканал «Культура»), «Чудо техники» (НТВ), «Истории из будущего» (Пятый канал), «Жить здорово» (Первый канал).
В процессе написания данной выпускной работы были использованы различные методы исследования:
а) общенаучные, в частности описательный метод, реферативно-аналитический и сравнительный методы, использованные для систематизации теоретического материала;
б) общелингвистические методы исследования, в частности, метод стилистического анализа;
в) специальные методы исследования СМИ, в частности метод контент-анализа, с помощью которого было произведено детальное исследование тематики, жанровых особенностей и специфики построения научно-популярных программ «Чёрные дыры. Белые пятна» (телеканал «Культура»), «Чудо техники» (НТВ), «Истории из будущего» (Пятый канал), «Жить здорово» (Первый канал).
Заключение:
Проведенный анализ научных источников показал, что научно-популярные телепрограммы являют собой специфический продукт тележурналистики – обработанные и упрощенные, перефразированные сведения о науке и технике, доступные для понимания широкой аудиторией.
В зависимости от целей научно-популярные телепрограммы могут быть классифицированы на: учебные, образовательные и собственно научно-популярные телепередачи. В зависимости от функций научно-популярная журналистика может быть систематизирована следующим образом: собственно «научно-популярная»; новостная; «техножурналистика»; гражданская или политическая научная журналистика. Также важной является также классификация научно-популярных программ по тематике. По данному признаку можно выделить монотематические и политематические программы, то есть программы на смешанные научные темы.
Среди основных признаков научно-популярных телепрограмм нами выделены следующие: научная тематика; целеустановка на популяризацию науки; доступность изложения широкому кругу телезрителей; преобладание аналитических жанров (научно-популярные документальные фильмы, интервью, рецензии, экспертные комментарии); преобладание тематики раскрытия достижений науки и прогноза научных открытий; использование специфических иллюстративных элементов (формулы, схемы, алгоритмы, чертежи, графики, диаграммы, спектограммы, таблицы и т.д.); наглядность и высокий уровень иллюстрированности; демонстрация в кадре новейшей техники, технологических процессов.
Анализ исторических особенностей развития научно-популярной тележурналистики показал, что ее развитие началось в период СССР в результате соответствующей государственной политики. Второй этап – этап спада спроса на данное направление журналистики – начался с распадом СССР. Третий этап развития научно-популярной тележурналистики начался с начала 200-х годов и сегодня имеет место рост спроса на программы научной тематики.
При этом наука в системе научно-популярных СМИ являет собой знания и данные, которые становятся предметом исследования, соответствующим образом изучаются, обрабатываются, упрощаются и преподносятся для широких масс населения в доступном для понимания виде.
Проведенный анализ позволил выделить особенности подготовки научно-популярных телепрограмм. Главными среди них названы следующие: значимость темы программ для широкой аудитории; высокий уровень достоверности представленных в программе научных данных; красочное и зрелищное представление научных данных; автор и ведущий должен быть не просто журналистом, а иметь также авторитет известного ученого, или же профессионала-журналиста в определенной тематической сфере; автор телепрограммы должен выступать свидетелем или же непосредственным участником описываемых событий.
Для создания научно-популярных телепередач важным является соблюдение ряда принципов, таких как: принцип научной глубины; принцип переосмысления научного материала; принцип доступности научных данных широкой аудитории; принцип занимательности изложения научного материала.
Также в исследовании выделены некоторые особенности работы оператора при создании научно-популярных телепрограмм: использование специальных видов съемки; проведение съемок в различных местах (лаборатории, операционные, заводы, шахты, транспорт и т.д.); необходимость проведения съемок в разных уголках планеты; зачастую значительные затраты времени на съемки; необходимость наличия специального снаряжения и оборудования.
Также нами были выделены лингвистические и стилистические особенности научно-популярных телепрограмм: использование публицистического или художественного стиля изложения, насыщение языка профессионализмами, научными терминами и определениями, заимствованными словами.
Практическое исследование на примере современных научно-популярных телепрограмм позволило сделать вывод о том, что научно-популярные передачи могут быть построены по разным схемам. Те программы, которые посвящены технике и технологическим инновациям, как правило, не ограничиваются съемками в телестудии, поскольку требуют демонстрации работы техники в действии, процессов производства технических инноваций, их испытаний и т.д. Все это требует съемки в различных условиях – на заводах, в лабораториях и т.д.
Если же программа посвящена социально-политическим, историческим, экономическим наукам, то ее съемки чаще ограничиваются телестудией.
В основе жанровой специфики научно-популярных телепрограмм чаще лежит интервью или же эксперимент, обзор. Если тематика программы связана с техникой, то в программах используются обзоры, испытания работы техники. Если программа посвящена нетехническим наукам, то основным жанром при ее создании становится экспертное интервью.
Общим признаком всех анализируемых в работе научно-популярных программ является участие в них известных квалифицированных экспертов, которые обязательно представляются телезрителям. Это повышает уровень доверия к телепрограмме в целом и к рекомендациям, которые й ней присутствуют.
Фрагмент текста работы:
Развитие российской науки на современном этапе требует не только финансовых вложений и технических предпосылок, но также и достаточной информационной поддержки, в основе которой должна лежать популяризация научных знаний среди широких слоев населения. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены с помощью научно-популярной журналистики, в частности телевизионных научно-популярных программ.
Сегодня уже сформировался значительный общественный запрос на научно-популярную тележурналистику. Он определяется различными факторами, среди которых выделяют причины внешнего порядка (в частности, государственная политика в научно-технической сфере, потребности научного сообщества) а также внутренние факторы (само состояние современной журналистики) .
Приступая к изучению особенностей научно-популярных телепрограмм, в первую очередь, необходимо определить место научно-популярных СМИ в типологии СМИ в целом. При этом следует отметить, что в литературе подчеркивается наличие проблем в этом вопросе. Так, М.В. Литке утверждает, что понятие научно-популярной журналистики на сегодня остается недостаточно определенным. Как утверждает исследователь, в различных источниках можно встретить множество терминов: «на¬учная», «научно-популярная», «научно-просветитель¬ская», «познавательная», «научно-познавательная» жур¬налистика. Все указанные термины в сознании ученых и журналистов-практиков зачастую используются в качестве синонимов, хотя их семантический смысл существенно отличается .
Прежде всего, следует разделять сущность научной и научно-популярной журналистики.
В этом аспекте отметим, что научные СМИ транслируют научные данные зачастую с минимальной обработкой. Они предназначены не для широкой аудитории, а для научного сообщества. То есть, научные СМИ выполняют преимущественно роль отражения и донесения результатов научных исследований до научных сообществ, то есть, роль обмена научной информацией. Соответственно, наука или научная информация для данной группы СМИ выступает непосредственно материалом для публикаций.
Научно-популярные СМИ не просто распространяют научную информацию, но обеспечивают ее обработку и упрощение, перефразирование с целью обеспечить доступность понимания научных данных широкой аудиторией. То есть, наука или научная информация в системе данной группы СМИ выступает не материалом для публикаций, а лишь материалом для дальнейшей обработки.В зависимости от целей научно-популярные телепрограммы могут быть классифицированы на следующие группы: учебные, образовательные и собственно научно-популярные телепередачи. И.Ю. Лапина в своем исследовании разграничивает указанные типы научно-популярной тележурналистики. Их сравнение проведено в табл. 2.Некоторые исследователи, разрабатывая типологию научно-популярной журналистики, ориентируются на ее функции. Так, Р. Абрамов предлагает классифицировать научную и научно-популярную журналистику следующим образом:
1) собственно «научная журналистика» или «научно-популярная» журналистика. Ее особенностью является то, что она призвана распространять информацию о научных открытиях и выполняет задачи популяризации научных знаний;
2) новостная научная журналистика, которая концентрируется на потоковом освещении происходящего в науке с акцентом на занимательность, наглядность, развлекательность. Ее миссия уже иная – на первый план выходят не задачи популяризации науки, а функция актуального информирования и развлечения;
3) «техножурналистика», которая соединяет в себе собственно научную журналистику, коммерческую журналистику, посвященную новинкам техники, и новостную научную журналистику. Особенностью данной журналистики является некоторая рекламная функция, которая реализуется в ходе описания технических новинок того или иного производителя;
4) гражданская или политическая научная журналистика, главными задачами которой является описание тенденций развития отечественной науки, ее проблем и перспектив. Такая журналистика выполняет идеологическую функцию .