Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности создания интеллектуального ток-шоу на современном телевидении (на примере программы И.Волгина «Игра в бисер»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I Особенности освещения литературных тем в отечественном телеэфире 7
1.1. Специфика программ о литературе на телевидении в СССР 7
1.2 Особенности литературных передач в постсоветский период и в современном эфире 7
Глава II Своеобразие интеллектуальных программ «Игра в бисер» на канале «Культура» 27
2.1 Проект «Игра в бисер»: особенности формата 27
2.2 Реализация культурно-просветительской функции в интеллектуальной программе И. Волгина 38
Заключение 46
Список литературы 51

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современное телевидение, будучи в системе средств массовой информации одним из самых доступных, обладает огромным потенциалом сохранения и ретрансляции важной для общества информации, в том числе традиционных ценностей и смыслов духовной культуры. Поэтому представляется особо значимым как для будущего всего общества, так и для личностного роста каждого человека в отдельности то, какие именно образцы и модели нравственного и духовного поведения пропагандируют программы, включенные в эфир отечественного телевещания.
Отечественное телевидение, чье становление пришлось на советские годы, в полной мере было предопределено особенностями той эпохи, когда его деятельность, как и функционирование всех социальных институтов в целом, подвергалось жесткой цензуре, строго регламентировалась и контролировалась государством. Испытывая давление идеологических барьеров, запретов и цензуры, национальная культура была закрыта, не имея возможности обогащаться и подпитываться разнообразием различных культур и ценностей, проходя через эти жесткие барьеры, будучи «зашоренной» идеологическими рамками и установками. В то же время телевидение, развивая рефлексивные и креативные способности человека, воспитывая на лучших образцах мировой и отечественной культуры его этические установки и эстетические вкусы, и в те сложные времена способствовало формированию основ духовного восприятия мира. Эпоха наложила отпечаток на становление и первые этапы развития и расцвета телевидения, но не отняла у него важнейшей функции, которую оно с блеском реализовывало – культурно-просветительскую.
В годы демократических преобразований с характерной для этого этапа истории страны массовой экспансии западных медийных продуктов (преимущественно низкопробных) на отечественных телеканалах стали доминировать не лучшие образцы западного образа жизни («way of life») с присущей им агрессивной формой навязывания иного, ценности и мораль потребительского общества, чуждые исторической памяти народа , а духовная жизнь народа, его традиции и нормы морали, в середине 90-х годов подверглись мощному и негативному, агрессивному влиянию извне .
На современном этапе развития, для которого характерным является поиск новых форм и форматов телевизионных передач, поиск тех способов подачи материала, который будет востребован телеаудиторией. Особое значение этот поиск приобретает в отношении передач культурно-просветительских жанров и направлений, в том числе литературных.
Степень разработанности проблемы. Особености реализхации телевидением культурно-просветительских задач были подвергнуты исследованию и раскрыты в фундаментальных исследованиях классиков телевидения еще в советские годы. Феномен телевидения в них раскрывался не только в контексте составной части средств массовой информации, но и в целом как элемента духовной культуры общества. Выводы, аргументированно и обоснованно сделанные в данных фундаментальных исследованиях (причем, не только отечественных, но и зарубежных), касались антигуманизма ценностей «массовой культуры», пагубности коммерциализации телевидения и отчуждении вследствие этого от сферы искусства коммерческого телевидения, функционирующего на основе рекламы. И хотя многие выводы, сформулированные в те годы, остаются актуальными и для современного телевидения, тем не менее, реальность много усложнилась, стала включать палитру пластов и плоскостей, требующих научной рефлексии и осмысления.
Таким образом, для понимания задач современного отечественного телевидения и его языка, необходим актуальный анализ сложных процессов, происходящих в настоящее время на отечественном телевидении, в контексте духовного развития общества.
Несмотря на наличие определенного числа работ, посвященных различным аспектам избранной проблематики – истории телевидения, жанрового разнообразия его в историческом контексте, комплексного исследования становления и функционирования литературных передач на телевидении, а тем более – конкретно интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер» с Игорем Волгиным пока не предпринималось.
Цель исследования – выявить и обосновать особенности формата литературных программ на телевидении на примере ток-шоу «Игра в бисер» И. Волгина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 выявить специфику программ о литературе на телевидении в СССР;
 рассмотреть особенности литературных передач в постсоветский период и в современном эфире;
 раскрыть особенности формата проекта «Игра в бисер»;
 рассмотреть специфику реализации культурно-просветительской функции в интеллектуальный программе И. Волгина.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы: диалектический, объективности и системности научного знания, единства логического и исторического подходов. В ходе исследования были использованы также такие научные методы познания, как сравнительный анализ, дедукция и индукция.
Теоретической основой исследования стали труды Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, И.Д. Фомичевой; исследования ученых, заложивших основу изучения истории, теории и практики отечественного телевещания В.Л. Цвика, А.Я. Юровского.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе проведенного исследования сформулируем основные выводы.
Анализ, проведенный в первой главе исследования, посвященный аналитическому обзору и анализу представленности литературных передач в советский и постсоветский период становления и развития отечественного телевидения, позволяет зафиксировать, что в советский период литературные передачи на телевидении были жанрово разнообразны, телевидение демонстрирует интереснейшие образцы культурно-просветительских, в том числе литературных программ. Что касается постсоветского периода, то, хотя все каналы в той или иной степени обращаются к литературе, подлинное присутствие ее на современном российском телевидении по большому счету обеспечивается лишь каналом «Культура», при этом прослеживается тенденция использовать не только забытые, но удачно актуализированные под современные запросы телезрителей форматы литературных передач, но и попытки обратиться к новым жанрам и форматам.
Вторая глава исследования, посвященная рассмотрению телевизионных передач о литературе, в которых обыгрываются концепты «знания» в соотношении с критериями «ума», «интеллектуальности» и «культуры», позволяет сделать вывод, что в последние годы вырабатывается культурный язык, соединяющий формы западной развлекательной продукции и «советского ретро». На примере литературных телепередач были рассмотрены программы, которые строятся на основе ключевых понятий из «традиционной» высокой культуры, но существуют в форматах массовой культуры, в виде телевизионной игры и ток-шоу – на примере программы И. Волгина «Игра в бисер». В этой связи уместно и актуально утверждение, что истинные творческие искания – те, в результате которых побеждает человеческий разум и доброта.
Аналогия с «Игрой в бисер» Г. Гессе названия интеллектуального ток-шоу И. Волгина далеко не случайно: вне культурного контекста понять сущность игры невозможно, ибо только в игре человек реализует себя как существо, творящее культуру. Культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается. Игра возводится в ранг культуры, когда в ходе игры рождаются эстетические или моральные ценности, когда игра повышает интенсивность жизни индивидуума или группы – через священный ритуал и праздничное состязание. Так литературная передача такого «изысканного» формата реализует культурно-просветительскую функцию для современного искушенного телезрителя.
Как сочетаются торжество цивилизации (в виде многообразных техногенных достижений) и возвышение человеческого духа? Утилитаризм, польза и материальный интерес, с одной стороны, и творчество как трансденденция, выход за пределы обыденной реальности, с другой стороны? Или, иными словами, возможны ли пути разрешения парадоксальной ситуации провозглашения экзистенциальной свободы как лейтмотива европейской цивилизации и реальной не-свободы человека в современном обществе, культивирующем ценности homo Consúmens?
Эти и другие вопросы связывают лейтмотивом практически все телепередачи И. Волгина, гости которой пытаются в литературе, творениях через диалог в ходе Игры «поиграть» смыслами «вечножизненных», философских проблем бытия человека.
На основе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
Телевидение становится массовым с середины 50-х годов, и практически сразу же начинают проявляться его специфические особенности, дифференцируются и усложняются программы, задачи и способы подачи материала, более разнообразными и значимыми становятся выполняемые телевидением функции,
Связь телепередачи Игоря Волгина с одноименным романом Германа Гессе проявляется не только в названии, но и в особенностям формата интеллектуального ток-шоу. Если роман Г. Гессе представляет собой сюрреалистический роман, замаскированный под философское эссе, то телепередача в формате интеллектуального ток-шоу – это не просто диалог-полилог экспертов и ведущего с участвующей в нем публикой, но и «игра со смыслами», формирование собственного мнения, спор и доказывание, вовлеченность зрителей, поэтому интеллектуальное ток-шоу Игоря Волгина являет собой новый формат.
Диалоговая форма (незапрограммированное «нанизывание», то есть не жестко прописанный сценарий, а именно игра – то есть уход по неизвестной линии рассуждения), встреча с «мудрейшими» (экспертами, специалистами, писателями, критиками и т.д.), «игра со смыслами» — и в то же время ориентированность на телезрителя, интерактивная вовлеченность – все эти черты характеризуют особенности формата «интеллектуального ток-шоу» Игоря Волгина.
Таким образом, формат телепередачи, выбранный И. Волгиным, несмотря на то, что одноименное название романа Г. Гессе вышел в свет в середине прошлого века, оказался удачным в плане реализации культурно-просветительской функции. Объясняется это, на наш взгляд, тем фактом, что прежние форматы телепередач о литературе, востребованные и удачные для того типа культуры и реалий общества, в настоящее время, время интернета и иных культурных кодов, смыслов и реалий, менее востребованы телезрителем. И дело не только в коммерциализации культуры, как выраженной тенденции современности, но и в том, что нынешняя аудитория, не менее интеллектуальная и «ищущая». Речь идет именно о новом формате, новой подаче литературного «материала». Игровой и интеллектуальный характер телепередачи Игоря Волгина является той спецификой, тем форматом, которые привлекают к ней аудиторию.
Игра устанавливает порядок в жизни и искусстве. Эта глубокая связь с идеей порядка является причиной того, что игра в значительной степени находится в сфере эстетического. Игра призвана эстетизировать действительность, она склонна быть красивой; одним из важнейших признаков игры является напряжение: именно этот признак придает игре тот или иной эстетический смысл, поскольку напряжение игры испытывает силы игрока.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I Особенности освещения литературных тем в отечественном телеэфире

1.1. Специфика программ о литературе на телевидении в СССР
Анализ истории телевидения в России позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием. Критерием этапности, безусловно, выступает создание новых студийных телевизионных технических средств, но в ракурсе исследуемой темы мы будет рассматривать эти этапы, в том числе, с точки зрения развития тематики и содержания литературных программ на ТВ.
Созданная 22 марта 1951 года Центральная студия телевидения структурно была представлена следующими подразделениями: общественно политическая редакция, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и редакция литературно драматического вещания,
Существовавшая в 1951-1965 годах литературно-драматическая редакция Центральной студии телевидения, с 1988 года была переименована в Главную редакцию литературно-художественных программ, с 1991 года – в Студию литературно-художественных программ, наконец, весной 1996 года она была упразднена.
Литературно-драматическая редакция, в свою очередь, включала следующие отделы: телевизионных спектаклей; классики и занимательных передач; литературы и изобразительного искусства; театральных передач.
В качестве главных редакторов ее возглавляли в разные годы Николай Карцов, Константин Кузаков, Виктор Козловский.
Вещательная сетка еще не имела четко выраженной структуры – не было постоянной привязки по времени новостных и музыкальных программ, кинофильмов и программ познавательного характера, телевизионных фильмов, спектаклей и концертов.
До 14 февраля 1956 года, когда в эфир вышла Вторая программа ЦТ, в стране существовал и транслировался в эфир один-единственный канал.
С самого своего возникновения телевидение развивалось невероятно быстрыми темпами. И каждый новый этап его развития соответственно характеризовался рождением новых телевизионных жанров: от информационных выпусков новостей до бесед и выступлений в студии, от научно-популярных, развлекательных, информационно-аналитических до художественных и культурно-просветительских программ.
Что касается непосредственно литературных телепередач, то они представлены были разнообразными рубриками (табл. 1).
Телевидение становится массовым с середины 50-х годов, и практически сразу же начинают проявляться его специфические особенности, дифференцируются и усложняются программы, задачи и способы подачи материала Проявляются его специфические особенности. Телевизионная программа постепенно усложняется в соответствии с усложнением задач, вставших перед телевидением. Определяются первые эстетические нормы и критерии, вырабатываются основополагающие приемы и методы создания телевизионного продукта. Так, в программную сетку включаются кинофильмы, в том числе документальные. Следовательно, еще в период становления телевидение отвечало социальным потребностям, выполняя важнейшие телевизионные функции (информационную, образовательную и культурно-просветительскую) .
В середине 60-х годов XX в. можно говорить о собственно телевизионной журналистике, программах, жанр которых определяется; прослеживается тенденция к созданию «собственного продукта» .
Культурно-просветительские программы в целом, в том числе литературные телепередачи, получили свое развитие в советский период, а для советской модели телепублицистики характерны такие черты, как идеологизация, менторство, монологичность, назидательность, отсутствие плюрализма мнений .
Первоначально советское ТВ было представлено 3 каналами: Первым, Вторым и Третьим. Первый был основным информационным, общественно-политическим и художественным каналом, второй – информационно-публицистическим и художественным, третий – научно-популярным и учебным (табл.2).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы