Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности современной российской журналистики эпох on-line
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Специфика журналистики в эпоху on-line 6
1.1. Интернет как фактор формирования журналистики нового типа 6
1.2. Функции и специфические черты онлайн-журналистики 13
1.3. Жанрово-стилистические особенности интернет-журналистики 22
Глава 2. Анализ характерных особенностей российской интернет-журналистики 34
2.1. Исследование жанрово-стилистических особенностей российских интернет-изданий (на примере «Lenta.ru», «Русский репортер») 34
2.2. Лингвистические особенности онлайн-СМИ 43
2.3. Роль социальных сетей, блогов и видеохостингов в современной российской журналистике 52
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Введение:
Современный этап развития цивилизации характеризуется различными тенденциями, но одной из наиболее важных, даже, можно с уверенностью сказать, самой важной такой тенденцией является массовая информатизация общества, проникновение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Именно под воздействием данного фактора сегодня отмечаются кардинальные изменения в экономике, менеджменте, политике, социологии, психологии, и прежде всего, в сфере масс-медиа.
Развитие интернета дало толчок всем сферам жизни общества, облегчило не только обмен новостями, но и просто мыслями, суждениями, эмоциями и т.п. Особенно сильным является влияние информационной революции на сферу медиа. Именно под воздействием влияния новых информационных технологий сегодня происходит кардинальное изменение функций и популярности различных медиа, повышается их влияние на жизнь общества. Более того, возникают новые медиа и масс-медиа, способы передачи информации и ее получения.
На электронных страницах современных интернет-медиа трансформируются привычная форма и содержание СМИ: изменяется характер взаимоотношений журналистов и аудитории, модифицируются стили и жанры журналистики.
Поэтому изучение особенностей современной российской журналистики эпохи on-line является достаточно актуальным. Об этом свидетельствует и недостаточная изученность отдельных вопросов данной темы в научных кругах. Так, например, малоизученной остается жанровая специфика онлайн-изданий: большинство исследований журналистских жанров проведено на примере печатных СМИ, тогда как сфера интернет-журналистики проанализирована в жанровом аспекте только в нескольких научных публикациях. Так, А.В. Колесниченко описывает вопросы востребованности жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ, А.С. Лавров исследует жанры Интернет-журналистики в теоретическом аспекте, Е.М. Пак изучает подходы к определению понятия жанра Интернет-журналистики, а также вопросы конвергенции жанров сетевой журналистики, А.Р. Сафина исследует особенности жанров Интернет-СМИ и т.д. При этом в научной литературе практически отсутствуют исследования жанров на примере конкретных онлайн-изданий.
Принимая во внимание актуальность этих вопросов, целью исследования в данной работе является обобщение особенностей современной российской журналистики эпохи on-line.
В соответствии с поставленной целью задачи исследования были сформулированы следующим образом:
— охарактеризовать интернет как фактор формирования журналистики нового типа;
— описать функции и специфические черты онлайн-журналистики ;
— изучить жанрово-стилистические особенности интернет-журналистики;
— провести исследование жанрово-стилистических особенностей российских интернет-изданий (на примере «Lenta.ru», «Русский репортер»);
— описать лингвистические особенности онлайн-СМИ ;
— оценить роль социальных сетей, блогов и видеохостингов в современной российской журналистике.
Объектом исследования в данной работе выступает современная журналистика.
Предметом исследования являются особенности современной российской журналистики эпохи on-line.
Информационную базу данного исследования составляют монографии и учебно-методические материалы по теории коммуникации и журналистики, а также публикации современных исследователей. Эмпирическую базу исследования составляют публикации в интернет-изданиях «Lenta.ru», «Русский репортер», «Рамблер» за 2018-2019 годы.
В процессе исследования применялись такие методы исследования: а) общенаучные, в частности описательный метод, реферативно-аналитический и сравнительный методы, использованные для систематизации теоретического материала; б) общефилологические: метод интерпретации; сравнительный анализ языкового материала; в) общелингвистические методы исследования, в частности, метод стилистического анализа.
Структура работы включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Исследование характерных особенностей интернет-изданий как основного элемента интернет-журналистики позволило выделить такие их признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Также для интернет-изданий характерны модифицированные жанры журналистики (например, использование лонгридов), оперативность (частое обновление контента), преобладание авторских текстов.
В целом, для интернет-изданий характерны такие следующие преимущества по сравнению с другими видами СМИ: оперативность; неограниченный объем выпусков изданий; возможность сохранения архивов; доступность; неограниченный географический охват; возможность повторного использования информации; низкая себестоимость. Вместе с тем, одной из проблем в работе журналистов интернет-изданий являются трудности к получению доступа к первичной информации (репортажи важных событий, интервью известных личностей и т.д.).
Жанровая специфика интернет-изданий связана, во-первых, с возможностью использования характерных жанров (лонгридов), а во-вторых, со значительной модификацией и смешением жанров.
Эти выводы были подтверждены в процессе практического исследования публикаций интернет-изданий. Так, проведенное исследование показало, что на страницах онлайн-издания «Lenta.ru» активно используются не только традиционные жанры журналистики, но и публикации в жанре лонгрида, который характерен именно для Интернет-журналистики. При этом в исследуемом издании встречаются лонгриды-репортажи, лонгриды-обзоры, а также коммерческие лонгриды. Также исследование показало, что в издании довольно часто используются модифицированные и смешанные жанры, что характерно для современной журналистики в целом. В интернет-версии печатного издания «Русский репортер» чаще встречаются публикации в традиционных жанрах. При этом они также сопровождаются фотоматериалами, но в гораздо меньших объемах.
Рассмотренные в работе стилевые приемы и языковые средства интернет-изданий свидетельствуют о том, что язык современных интернет-изданий имеет свои характерные особенности. Во многом это определяется тематикой публикаций. Так, например, статьи о новых информационных технологиях наполнены неологизмами (преимущественно англицизмами). Но главной особенностью таких публикаций является их разговорный стиль, что подчеркивается использованием простонародной речи, популярных фразеологических оборотов, жаргонизмов, а иногда даже и ненормативной лексики. Указанные особенности публикаций в интернет-изданиях обусловлены тем, что зачастую онлайн-издательства не редактируют статьи авторов, сохраняя особенности их речи. Это создает особый стиль каждого интернет-журналиста. Вместе с тем, все рассмотренные языковые средства имеют за цель приблизить журналиста к читателю, установить между ними тесный эмоциональный контакт, побудить дочитать статью до конца и т.д. Некоторые языковые особенности интернет-изданий также связаны со спецификой восприятия журналистского текста с мониторов и других устройств. В частности, различные аббревиатуры и сокращения способствуют уменьшению объема текста и оптимизации удобства его прочтения для читателей.
Также проведенное исследование показало, что интернет-СМИ сегодня тесно связаны с соцсетями, блогами, видеохостингами (канал Ютуб) и способствуют развитию друг друга. Журналист может делиться своим контентом в социальных сетях или блоге, на Ютубе. Чем больше журналист пользуется социальными сетями, тем выше его погруженность в события. Также социальные сети дают возможность постоянно повышать профессиональные навыки.
Фрагмент текста работы:
Интернет являет собой новую информационную технологию, которая получила свое распространение в конце ХХ – в начале ХХI века. Основной функцией сети Интернет является поиск информации и осуществление коммуникации. Так, в сети Интернет применяются поиск:
— по всему содержимому документа – полнотекстовый поиск;
— по метаданным – это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой — по изображению – поиск по содержанию изображения;
— по гиперссылкам, обеспечивающим переход к другим документам в соответствии с ассоциативными связями;
— адресный поиск; адресами документов могут быть адреса веб-серверов и веб-страниц, элементы библиографической записи и т.д. .
Возникновение сети Интернет предоставило новый, уникальный по скорости и низкой цене канал доставки информации потребителю. Начал формироваться сегмент «новых медиа» — медиакомпаний, основным каналом дистрибуции контента для которых стал Интернет. При этом «новые медиа» начали предлагать рынку новые виды контента, которые не могли предложить традиционные медиа: социальные сети, поисковики, онлайн- новости, интернет-магазины, а также контент, произведенный самими потребителями (так называемый Web 2.0) .
Сущность и особенности сетевых медиа как новых информационных технологий можно описывать с разных точек зрения. При этом можно выделить технический, социологический, журналистский подход.
Технический аспект анализа сущности Интернет-технологий в медийном пространстве требует характеристики их технической структуры. Так, в общем случае современные сетевые средства коммуникации являют собой Интернет-площадку, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию и коммуницировать между собой .
С точки зрения социологии сущность Интернет-технологий сводится к тому, что он являют собой специфическое средство коммуникации. В то же время, сетевые медиа можно рассматривать как форму интернет-активности пользователей Интернета.
В то же время, при журналистском подходе понятие Интернета ассоциируется со средствами массовой информации и коммуникации. При этом тема идентичности некоторых Интернет-медиа и традиционных СМИ является довольно дискуссионной. Так, вопрос о том, правомерно ли рассматривать блоги и социальные сети как новый тип СМИ, довольно часто обсуждается на страницах научных изданий.
В этом аспекте верным кажется мнение, согласно которого Интернет-ресурсы – это не всегда средства массовой информации, но при этом они являются средством коммуникации. Массовыми они становятся в том случае, когда имеют более чем тысячную аудиторию. То есть, массовые онлайн-медиа — это сети, адресованные широкой аудитории пользователей, внутри которых они могут реализовать различные типы информационных, коммуникативных, интегративных, профессиональных и других отношений. При таком подходе к данному типу СМИ иногда можно отнести также и блоги, а также странички в популярных социальных сетях: «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Fасеbооk» и др. .
Pew Research Center совместно с Фондом имени Найт выявили, что среди американцев 63% пользователей Twitter и 63% пользователей Facebook используют эти сети для получения новостей об общественных событиях. Для представителей молодого поколения, или так называемого поколения Y, Facebook бьёт все остальные медиа как основной источник политической информации. Для 61 % молодых американцев эта платформа является главным каналом новостей. Но и для старших поколений эта сеть становится все более значимым ресурсом. Доклад Института Reuters 2015 года также показал, что все большее количество новостных СМИ ищут доступ к аудитории через социальные сети в таких странах как США, Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Италия, Испания, Дания, Финляндия, Бразилия, Япония и Австралия .