Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Социальная работа

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности социальной работы в сфере образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Теоретические аспекты 
изучения социальной работы в сфере образования
  6

1.1.
Социальная работа в системе образования
. 6

1.2.Интеграция
целей и задач социальной работы и современного образования как один из путей
достижения социального благополучия
. 18

1.3.Роль и
место социального работника в образовании
. 28

2.   Изучение  опыта социальной работы в сфере
образования   МАОУ ХМР "СОШ д.
Ярки"
. 40

2.1.  Деятельность социального работника в МАОУ ХМР
"СОШ д. Ярки"
. 40

2.2. Оценка эффективности  социальной работы в сфере образования   МАОУ ХМР "СОШ д. Ярки". 58

Заключение. 66

Список использованной литературы.. 69

  

Введение:

 

О чем актуальность??? 
Актуальность
исследования. Происходящие на сегодняшний день в России политические и
экономические перемены усложнили функционирование основных социальных
институтов общества, в том числе, и системы образования. Нестабильность
последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему
происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем,
проблемы детей, требуют пристального внимания. В этих сложных условиях
актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой,
реабилитацией как отдельного ребенка, обучающегося в учреждении системы
образования, так и его семьи. Ученик сегодня нуждается в квалифицированной
социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в
профессиональных кадрах — специалистах социальной работы. Социальная работа в
системе образования — важнейшая составная часть пространства социальной работы.
Социальная работа в этой сфере как самостоятельное направление деятельности
только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных    работников в данную сферу на всех ее
уровнях. Образование выполняет очень важную функцию — развитие личности,
включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное
развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для
обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

( О какой проблеме идет речь? Конкретизировать! ) Степень научной разработанности проблемы развития
социальной работы в сфере образования: нашла своё отражение в научных работах,
публикациях в научной справочной и учебной литературе.

некорректно
так делить

Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в образовании положено в
трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, Е.Н.
Медынского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д.Ушинского и др.

Изучением
данной темы занимались следующие ученые:   С.И
Григорьев, Г.П Медведева, М.В Фирсов; Л.Д. Павленок; А Бруднов, Г.П Медведева,
С.Н Слободина и др.   Особое значение для нас имеют
исследования, выполненные в рамках научной школы П.П Блонского: исследование
специфики развития профессионализма работника (Т Лодкина, И Клемантович);
обоснование взаимосвязи продуктивного обучения (А.А Реан, Л.Н Ходунова);
формирование готовности социального работника к работе с детскими общественными
организациями (А.М Столяренко); реализация духовного воспитания детей в
учреждении образования (Л.Н. Ходунова, Н.В Мартишина); научно-методическое обеспечение
деятельности учреждения образования (В.А Романова, Е.Н Медынский);  

Организационные
основы подготовки специалистов социальной работы и социальной педагогики за
рубежом варьируются по многим показателям. Системы обучения отличаются по
продолжительности, по структуре, по содержанию изучаемых дисциплин, по
присваемой квалификации, по характеру выдаваемого диплома. Интересно
проследить, как исторически складывались эти особенности, и какой вид имеет
сегодня система подготовки специалистов в странах, где социальная работа
занимает одно из ведущих мест в защите прав граждан, развитии институтов
гражданского общества и достижении социальной справедливости. К этим странам в
первую очередь следует отнести США, Великобританию, Германию, Францию,
Нидерланды и ряд других Европейских стран.

Образование
социальных работников началось в этих странах в виде ученичества в
благотворительных агентствах. По сути, оно появилось тогда, когда еще не было
дано определение социальной работы как профессии, не существовало научных
теорий, объясняющих поведение личности в социуме, не сложились методы
социальной работы, и не была выработана технология социальной помощи. Кроме
того, не были разработаны способы и методы подготовки социальных работников в
стенах учебных заведений.

Целью
работы является анализ особенностей социальной работы в сфере образования.

Объект
исследования: социальная работа в сфере образования.

Предмет
исследования: особенности социальной работы в сфере образования.  
(цель не может совпадать с предметом)

Задачи:

1.
Охарактеризовать особенности социальной работа в системе образования.

2.
Выделить особенности интеграции целей и задач социальной работы и современного
образования как один из путей достижения социального благополучия.  

3.
Охарактеризовать деятельность социального
работника в МАОУ ХМР "СОШ д. Ярки."  
Объединить в одну задачу

4. Подвести итоги оценки эффективности 
социальной
работы в сфере образования  
МАОУ ХМР "СОШ д. Ярки." (
Анализ
эффективности….. А критерии у Вас есть?)

Практическая
значимость
дипломной
работы
работы
состоит в возможности использования результатов разработки и апробации
программы социальной работы в системе образования для оптимизации процесса
оказания социальной помощи учащимся и их семьям, испытывающим социальные
трудности.

МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ?????

Методы
исследования: анализ литературы по теме исследования, проектный метод.

База
исследования: МАОУ ХМР "СОШ д. Ярки, где
обучается 116 детей,из них  семья в
соц.опасном положении -1, малообеспеченные- 15, многодетные- 10,  с ребенком с 
ОВЗ-24.

  Где статистика?

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальная работа — это такой вид профессиональной деятельности, в которой
реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во
многих других профессиях.

Профессиональный долг социального работника должен
исключить такие ситуации, в которых бы был унижен или поставлен в неловкое
положение клиент, задето его самолюбие, поэтому общаясь с людьми, социальный
работник должен учесть их эмоции.

К примеру, если необходимо правдиво составить социальное
представление о семье, нуждается ли она в помощи или нет. В этом случае
социальный работник должен побеседовать с членами этой семьи, и не формально, а
имея интерес подойти к каждой проблеме и разобрать каждую ситуацию [4, с.45].

К сожалению, бывают такие случаи, что в семьях, где
дети действительно нуждаются в помощи государства или лишения прав родителей,
социальные работники такую семью как бы не замечают, зато, где детей любят, но
живут бедно, не оказывают материальную помощь, а сразу составляют акты и подают
дело в суд, не разобравшись в ситуации.

Поэтому социальный работник в процессе своей работы
должен осознавать свой профессиональный долг и добросовестно выполнять свои
обязанности.

Социальная работа, содержит определённую структуру,
произвольный элемент которой органически сплочён и взаимодействует с другими,
выполняя особые функции.

Таким образом, социальная работа выступает в роли
целостной системы. Так, доктор исторических наук, действительный член Академии
социальных наук, Академии социального образования, Международной академии
педагогических наук Фирсов М.В. в структуре социальной работы акцентирует
внимание на следующие элементы:

– социологические, психологические теории, которые
выступили фундаментом для социальной работы;

– объединение познаний в социальной работе
(операциональные, субъективные, объективные, профессиональные);

– позиции социальной деятельности (общие,
концептуальные, операциональные, этические).

Социальная работа – это вид гуманистической
деятельности, включающей в себя широкий диапазон взаимодействий её субъектов,
задачей и результатом которых представляются положительные для функционирования
человека общественные перемены.

В своей основе социальная работа представляет собой
нормативную деятельность. Она непосредственным образом связана с нравственными
ценностями и социальными нормами, а также с поведением людей, которые могут
быть социально одобряемыми или неодобряемыми, «хорошими» или «плохими»,
агрессивными и девиантными или конформными и правопослушными.

Исключительную важность приобретает организация и
проведение социально-педагогической работы с семьей, имеющей детей;
профилактика семейного неблагополучия; организация деятельности семейных клубов
и родительских объединений.

Так понятие «социальная работа» представляется как
особый вид деятельности направленной на оказание помощи людям, попавшим в
сложные жизненные обстоятельства и неспособные самостоятельно решить свои
проблемы.

Следует также отметить, что высокоэффективность
социальной работы – это умение системы и любого из её элементов удовлетворять
социальные потребности населения.

Для оценки эффективности деятельности социальной
работы используются следующие критерии: базовая информация о состоянии системы
социальной работы, намеченные цели её функционирования и полученные результаты.

Заключение пишется 
на основе выполнения поставленной цели и задач. – переписано!

 

  

 

 

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

 1
Теоретические аспекты  изучения
социальной
работы в сфере образования

1.1. Социальная работа в
системе образования

Социальная работа, появилась, как общественный феномен или особенная сфера
деятельности людей, пройдя обусловленный путь развития, на сегодняшний день
динамично развивается в виде профессиональной деятельности.

Существует множество трактовок понятия «социальная работа». Рассмотрим
наиболее известные из них.

Холостова Е.И. определяет «социальную работу» как всеохватывающий
социальный институт: её носители проявляют помощь всем лицам вне зависимости от
общественного положения, национальности, вероисповедания, расы, половой
принадлежности, возрастных рамок и прочих факторов. Единое условие в этом
вопросе – потребность в помощи и неосуществимость собственными силами
пересилить жизненные затруднением.

Социальная работа, как особенный вид профессиональной
деятельности, она имеет специфические идеалы и ценности, которые складываются в
процессе поведения специалиста [6, с.51].

Профессиональный
долг должен выражать определенные нравственные обязанности в работе
специалиста, которые он выражает к своим коллегам, обществу, но, главное к тем
людям, которые нуждаются в его помощи.

( о ком будете
писать о «социальном работнике» или «социальном педагоге»)
Перед
социальным работником  стоит ряд важных
задач таких как: поиск форм; методов; технологий работы с агрессивными детьми,
направленных на реабилитацию детей, профилактику в качестве устранения условий,
прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и
действия подростков. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального работника.
Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении
возникающих проблем. Работая с агрессивными детьми, социальный работник и
классный руководитель совместно проводят не только
коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу.

Социальная
работа в системе образования только начинает формироваться как особое
направление социальной сферы Российской Федерации. В связи с этим необходимо
указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и
обозначить соответствующие области работы, в которых она должна действовать:

    дошкольное образование (уход, воспитание и
обучение в яслях, детских садах, дневных группах, подготовительных классах и
др.);

    работа с молодежью (обучение, поддержка,
организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь
подрастающему поколению в профориентации, работа с молодежными клубами и др.);

    обучение в детских домах и детских домах
(обучение, поддержка, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие
самостоятельности и т. д.);

— формы,
содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование,
социальная работа на предприятиях, организации самопомощи, семейные
консультации и др.);

  — социальная и образовательная помощь семье
(консультации, помощь в решении бытовых проблем, мероприятия по поддержке
семьи);

    социальная работа в школе [25]. (Ссылка ).

Социальная
работа в системе образования приобретает все большее значение в социализации личности.

  дети-инвалиды с сохраненным интеллектом,
дети-сироты, дети из многодетных и социально незащищенных семей. Достаточно
четко обозначены приоритеты социальной поддержки этих групп: прежде всего,
социальная и бытовая материальная помощь, обеспечение жизненно важных
потребностей и решение сегодняшних проблем;

   
проблема неуспевающего ребенка, которая выходит за рамки чисто
педагогической проблемы и становится одной из самых острых и практически
неразрешимых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в
развитии, нуждающихся в специальной подготовке, а об учениках массовой школы с
сохраненным интеллектом, которые тем не менее испытывают трудности с начальным
образованием, которые накапливаются из года в год и приводят к неуспеваемости,
ухудшению здоровья.. нарушение психологической и социальной адаптации. Такие
дети бросают школу, даже не получив начального образования. Они не могут
посещать среднюю школу из-за вторичной неграмотности и составляют группу риска
для девиантного поведения со всеми вытекающими последствиями. К ним также
относятся те, кто даже после получения профессионального образования остается
функционально неграмотным
[22].  (ССылка)

В последние
годы количество детей с проблемами школьного образования в России неуклонно
растет [18,с.74].

В
настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято
рассматривать
и понимать как:

1)               
медицинский
– семья, где наблюдаются
медико-биологические отклонения у членов
семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному
функционированию семьи.

2)               
социально-административный

семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как
малопригодные или непригодные для
проживания
и развития детей.

3)               
психолого-педагогический–семья, где
нарушены внутрисемейные и внешниесоциальные связи, что ведет к личностной
деформации членов семьи.

4)               
Семейные недостатки негативно влияют на формирование личности
ребенка. Воспитание детей в условиях негативного эмоционального и
психологического семейного микроклимата определяется ранней утратой потребности
в общении с родителями, эгоизмом, близостью, конфликтом, упрямством,
неадекватной самооценкой (низкой или высокой), горечью, неуверенностью в себе,
отсутствием дисциплины, уходом из дома и т. д. Все это свидетельствует о том,
что дети из семей в социально опасном положении имеют больше причин для
пополнения рядов сторонников жесткой линии и правонарушителей
[12].

Что касается понятия «семья в социально опасном положении », то
существуют разные взгляды. Используется для описания его недостатков, терминов
«функционально неспособная», «семья в кризисной ситуации», «аморальная семья»,
«семья с насилием в отношении членов семьи», «семья, где есть серьезные ошибки
и просчеты при воспитании детей», «конфликтная семья», семья алкоголиков и
наркоманов, семья, где есть осужденные или заключенные в тюрьму. Целью
которого, является сохранение целостности семьи, защита ее прав в обществе и
права членов семьи в семье. Это можно сделать как посредством обязательных мер
юридического характера, так и путем создания условий для преодоления причин и
последствий их собственных бедствий только семьей или с помощью специалистов
(учителей, психологов, врачей, социальных работников) .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы