Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности самоотношения к физическому образу «Я» у людей с расстройством пищевого поведения в юношеском возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ ФИЗИЧЕСКОГО Я У ЛЮДЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ. 8
1.1. Образ физического Я как структурная единица Я-концепции личности 8
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 18
1.3. Причины нарушения пищевого поведения в юношеском возрасте 26
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ «Я» У ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 41
2.1 Организация исследования: описание методики, выборки 41
2.2 Анализ и описание полученных результатов 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

  

Введение:

 

Юношеский возраст – это период бурного развития и перемен в личности. Именно на этом этапе онтогенеза происходит становление самосознания, развивается его Я-Концепция, которая включает представление о себе, своем внешнем виде, личности, формирование его представлений обществе и собственном месте в нем. Субъект стремится быстрее стать взрослым, занять свое место в обществе, больше узнать о взрослой жизни и приобщиться в ней.
Долгое время социализация и взросление личности происходило в референтных группах, социальных институтах, то в настоящее время в связи со стремительно нарастающей информатизацией и цифровизацией общества, значительная часть этих процессов переносится в сеть Интернет, разнообразные сайты и Интернет сообщества. У большого количества представителей данного поколения имеются гаджеты, которые позволяют выходить в Интернет. Доступные тарифы, мобильные сети, бесплатный Wi-Fi в торговых центрах, кафе и т. д. делает доступ к интернет-ресурсам практически неограниченным. Этот фактор не может не оказать влияния на развитие личности и социализацию молодого поколения. Поколение молодых людей, которые появились на свет в начале XXI века учеными обозначается, как поколение Z – поколение, которое росло и развивалось в условиях бурной и интенсивной информатизации.
Влияние Интернета имеет как позитивные, так и негативные эффекты для развития личности молодого человека. С одной стороны, мировая сеть открывает юноше доступ к неограниченному количеству информации, знаний, дает возможности общения с представителями разных стран, профессий и др. С другой стороны, в Интернет-пространстве часто встречаются достаточно неадекватные личности, которые пропагандируют разрушительные формы и стратегии поведения. В частности, посещение социальных сетей может приводить к нарушениям образа Я и пищевого поведения.
Образ «Я» — это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, параметры, который человек считает типичными для своей личности, могут быть весьма разнообразными — атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими свойствами субъекта, в том числе объекты, с которыми человек себя ассоциирует, характерные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т. д. Все указанные образы интерпретируются как составляющие целостного «Я» и в более общем виде представляют собой физическое «Я» — образ, или схему, тела, социальное «Я» — роли, с которыми субъект себя отождествляет, возрастное «Я» — восприятие себя в качестве представителя конкретного возрастного периода, половую идентичность — все характеристики индивидуальных сочетаний мужских и женских свойств, детерминированных биологическим полом и психологическими аспектами, психологическое «Я» — неотъемлемые эмоциональные реакции и характеристики процесса мышления, а также константные потребности и мотивы .
В настоящее время на формирование образа физического «Я» конкретного субъекта оказывают воздействие не только объективные физиологические факторы, но даже в более значительной степени социальные, которые могут иметь форму суждений, мнений, представлений, стереотипов, эталонов, доминирующих в культуре сообщества. По этой причине с образом тела в большей степени соотносится такой феномен, как «культурное тело», которое содержит в своей структуре и непосредственно образ тела, и схему тела, и социальные составляющие внешности, такие как одежда, прическа, косметика и т. д. Соответственно, образ физического «Я» представляет собой социокультурное явление, конкретное содержание и важность которого обусловлена социальной спецификой культуры и психологических состояний индивида .
Так, в социальных сетях, например, пропагандируются определенные образы красоты, как правило, это люди худощавого телосложения. Однако можно отметить, что предлагаемые разнообразными блогерами стандарты красоты зачастую достигаются за счет средств пластической хирургии и косметологии, а также с помощью обработки фото в графических редакторах. Однако аудитории достигнутая форма преподносится исключительно как результат правильного питания и физических тренировок. Кроме того, блогеры предлагают схемы питания, которых они придерживаются сами, однако эти схемы оказываются нереалистичными и вредными. Тем не менее, в юношеском возрасте, когда человек подвержен значительному влиянию референтной группы и придает большой значение внешней оценке своих данных и их соответствия определенным эталонам, молодые люди оказываются подвержены значительному влиянию своих кумиров в виртуальном пространстве. Зачастую попытки достигнуть нереалистичных параметров фигуры приводя к расстройствам пищевого поведения, таким как анорексия и булимия. С другой стороны, набирает активность течение боди-позитива, приверженцы которого предлагают «принимать и любить себя» при наличии определенных физических несовершенств. Однако при наличии у ребенка патологических форм ожирения такая политика и убеждения поощряют переедание, нанося непоправимый вред здоровью ребенка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нами было проведено исследование взаимосвязи образа физического Я и расстройств пищевого поведения.
Цель исследования: проанализировать особенности взаимосвязи самоотношения к физическому образу Я и расстройств пищевого поведения в юношеском возрасте.
Объект исследования: представители юношеского возраста.
Предмет исследования: специфика взаимосвязи самоотношения к физическому образу Я с расстройствами пищевого поведения в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психологические особенности юношеского возраста;
2. Проанализировать представления ученых о расстройствах пищевого поведения;
3. Реализовать эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей самоотношения к физическому образу Я у представителей юношеского возраста;
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования.
Гипотеза: возникновение нарушений пищевого поведения в юношеском возрасте связано с неадекватным образом физического Я.
Образ физического Я представляет собой значимый компонент самосознания человека. Данный феномен исследовался большим количеством ученых и исследователей. Большинство из них приходят к выводу о том, что образ физического Я представляет собой первую ступень или уровень самосознания личности. С осознания собственных физических данных себя как физического объекта начинается развитие самосознания. Наличие физического тела, соотнесение своего тела и себя – это первый этап развития самосознания, который происходит в младенческом возрасте. В дальнейшем происходит совершенствование и расширение параметров данного конструкта. Представления человека о своем теле углубляются: с одной стороны, он получает больше знаний о своих физических возможностях, с другой, также развивается и осознание собственных недостатков, также восприятия их окружающими. Оценка со стороны других людей оказывает значительное влияние на формирование образа физического Я, а на это основе, и самооценки, и Я-концепции в целом.
Большое значение формирование физического образа Я имеет на этапе юности. В данном возрасте происходит самоопределение во все направлениях жизнедеятельности, а также осознание собственных качеств. Кроме того, формируется представления о том, как должно выглядеть идеальное физическое Я и как этот эталон соотносится с реальным положением дел.
Идеальный образ физического Я формируется на основе большого количества факторов. Одним из наиболее значимых факторов являются те стереотипы об идеальном теле и внешнем виде, которые закладываются средствами СМИ, пропагандируются в виртуальном пространстве. Как правило, это весьма стройное тело, при этом с достаточно выраженным рельефом мышц. Зачастую такие образы достигаются с помощью фотошопа, косметической и эстетической медицины, и не могут быть достигнуты соблюдением правильного питания и физическими занятиями. Современные молодые люди проводят в виртуальном пространстве значительную часть собственной жизни. Достаточно большое количество юношей и девушек имеют страницы, блоги в сети, на которых ведут достаточно активный образ жизни, выкладывая свои фотографии, видео. Для таких субъектов имеет большое значение та оценка, которую им дают люди, посещающие их страницу. Однако такая оценка зачастую бывает неадекватной, тем не менее у молодых людей возникает уверенность в том, что их физические параметры недостаточно хороши и для достижения успеха необходимо изменить состояние своего тела, как правило, похудеть.
Однако убеждение в том, что успешный человек должен обладать определенными параметрами тела, которое закладывается в подростковом юношеском возрасте, часто становится причиной развития неадекватного и во многих случаях опасного, разрушительного пищевого поведения. Нормальное пищевое поведение направлено на удовлетворение физических потребностей человека в энергии и питательных веществах. Однако в современном обществе питание часто выполняет иные функции: снижение напряженности негативных эмоций -человек «заедает» тревогу, стресс и др., не умея по-другому преодолеть неблагоприятную ситуацию, либо, наоборот, теряет аппетит в стрессовых условиях. В некоторых случаях выбор той или иной стратегии пищевого поведения становится инструментом для достижения тех или иных параметров физического тела. Однако, как правило, желаемые неадекватные формы не могут быть достигнуты только коррекцией образа питания, для этого требуются методы хирургической и косметологической медицины. Молодые люди, не понимая этого, продолжают ужесточать введенные ограничения, что приводит к возникновению расстройств пищевого поведения. При этом восприятие образа физического Я по-прежнему остается неадекватным – психологической удовлетворенности не наступает.
Нарушения пищевого поведения возникают тогда, когда прием пищи начинает выполнять для человека определенные психологические функции: снижение тревожности, уменьшение воздействия стрессовых факторов, преодоление излишней эмоциогенности. Ученые предполагают, что возникновение нарушений пищевого поведения связано также и с неадекватным формированием образа физического Я. Это стало гипотезой нашего исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Часть исследователей явление «образ физического “Я”» дифференцируют, как структуру самосознания (А. Н. Дорожевец, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и др.), как результат интрацепции (И. Б. Бовина, Е. Б. Березина, А. Ш. Тхостов и др.) и как высшую психическую функцию (Е. С. Язвинская). Это говорит об отсутствии единого мнения и концепции в изучении обозначенного феномена, что осложняет его исследование.
Первым в своих исследования начал использовать термин и интерпретировать «телесное Я» в структуре психического У. Джемс. В структуре личности он выделил две «стороны»: Я сознающее и Я эмпирическое или познаваемое .
С точки зрения Джемса к познаваемому компоненту личности («Мое») может быть отнесено все то, что непосредственно субъект может обозначить, как принадлежащее ему: собственное тело и психические способности, а также материальные, социальные, творческие достижения и т.д. Таким образом, исследователь анализирует три составляющих личности: «физическое Я» (тело человека и принадлежащие ему материальные блага), «социальное Я» (общественный статус и социальные роли) и «духовное Я» (совокупность психических особенностей и свойств).
Такие же компоненты структуры личности могут быть и обозначены, как ее уровни: «различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке… можно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной — наверху и различными видами материальных (находящихся вне нашего тела) и социальных личностей в промежутке» . Если более подробно остановиться на телесном Я, то У. Джемс выделяет вектор его изучения с научной позиции и выделяет как аспект, имеющий большое значение для целого направления психологии телесности: «являются ли тела принадлежащими НАМ или они и есть МЫ САМИ?»
Е. Т. Соколова, которая реализовала анализ теоретических исследований образа физического Я в психологии, рассматривает уровневую классификацию Р. Шонца, в которой «телесное Я» имеет статус стадии в формировании самосознания субъекта – выработка телесной самоидентичности . Для ребенка начальным пунктом в овладении окружающим миром выступает, в первую очередь, его собственное тело. Именно за счет телесных раздражителей он осваивает способность дифференцировать такие феномены: «внутри» и «снаружи», «там и здесь», за счет присвоения телесного опыта — выделяет себя из картины мира в качестве активного субъекта.
На основании психоаналитической теории О. В. Лаврова в своем представлении о телесности в интегративной психотерапии обозначает телесное «Я» как субъекта, активно выражающего себя в физическом существовании, имеющего возможность «получать чувственный опыт, переводимый в образы и концепты, и возможностью выражать себя в телесной экспрессии». Согласно представлениям Лавровой телесное «Я» имеет значение обязательного бытийного компонента Эго и представляет собой субъективное отображение объективного телесного состояния, в том числе половой принадлежности. Именно телесное «Я» характеризуется половой идентичностью, спецификой сексуальности, инстинктами выживания и продолжения рода, гомеостатическими потребностями и мотивами, а также — образом и концепцией своего тела.
В исследованиях, ориентированных на изучение «телесного Я», до настоящего времени применяется определение «схема тела», как синонимичного ему. Например, в большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко в комментарии к определению феномена «Я-концепция» содержится информация, что физический Я-образ представляет собой один из уровней Я-концепции и идентичен схеме тела . Однако в психофизиологии и клинической психологии дефиниция «схема тела» имеет абсолютно иное значение. Это создаваемый мозгом образ тела, отображающий его структурную организацию и представленный в соответствующих сенсорно-моторных зонах мозговой коры. Схема тела обеспечивает регуляцию положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий. Физиологическую основу схемы тела составляет функциональная система нейронов коры головного мозга, интегрирующая поток чувствительных импульсов от собственного тела и его частей.
А. Ш. Тхостов в своей монографии «Психология телесности» указывает на психосоматическую целостность субъекта и анализирует «нормальную» телесность и патологию телесности. В его психофизиологической концепции тело представляет собой универсальный зонд и должно осознаваться только в пределах своих границ, разграничивающих мир и субъекта. Оно полностью подчинено субъекту. В состоянии нормального функционирования тело как бы «прозрачно», оно не осознается. В случае соматического заболевания тело начинает выполнять роль собственного объекта сознания. Помимо этого, тело получает статус собственного объекта осознания при овладении новыми моторными действиями, при невозможности реализовать определенные действия, т. е. при функционировании на границе собственного потенциала. Тело — это одновременно Я и не-Я, но вместилище моего истинного Я, через которое Я способно выражать свою сущность .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы