Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности развития силы юношей 15-16 лет занимающихся плаванием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Морфофункциональные особенности юношей 15-16 лет 6
1.2. Понятие о силе и ее видах 11
1.3 Средства и методы развития силовых способностей у пловцов 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Методы исследования 20
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ 15-16 ЛЕТ 23
3.1. Оценка исходных показателей силовых способностей у пловцов 15-16 лет 23
3.2. Методические основы построения занятий для развития силовых способностей у пловцов 25
3.3. Эффективность методики развития силовых способностей у пловцов 15-16 лет 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Как большинство отраслей человеческой деятельности, сфера спорта характеризуется исключительно интенсивным развитием и непрерывным ростом спортивных достижений. Это требует от спортсменов максимальной мобилизации резервных возможностей организма и высокого уровня физической работоспособности [1, 2, 5].
Возросший уровень соревновательной деятельности на международных спортивных форумах вынуждает тренеров и спортсменов искать более эффективные средства и методы тренировки. Такой подход позволит решать специфические задачи, направленные на развитие физических качеств и совершенствование физических качеств спортсменов.
Во время соревнований пловцы показывают высокие уровни специальной и силовой выносливости, а также технической и тактической подготовки [3, 6].
Физическая подготовка пловца должна соответствовать современным требованиям вида спорта и характеризоваться высоким уровнем функциональных возможностей, а также силы.
Важной задачей учебно-тренировочного процесса у пловцов является выбор структуры и содержания отдельного тренировочного занятия, направленного на формирование или совершенствование силовых способностей.
При этом правильно выстроенная тактика тренировочного процесса может способствовать не только развитию физической подготовленности, но и росту спортивного мастерства [8, 9, 10].
Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств у спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.
В последние годы заметно увеличилось количество работ, связанных с изучением особенностей функциональной подготовленности пловцов. При этом совершенствование такого вида подготовки рассматривается как один из самых перспективных путей повышения эффективности всей системы спортивной подготовки в пловцов. Признавая высокую значимость таких исследований, отметим, что они ориентированы на моделирование строго детерминированных форм организации тренировочного процесса и использования определенной системы средств и методов спортивной тренировки при подготовке к главным соревнованиям.
Функциональный тренинг (кроссфит) занимает ведущее место среди методов развития силовых качеств.
В контексте актуальной проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с применением различных средств для развития силы у пловцов, с помощью которых успешно решаются разнообразные задачи спортивной тренировки. Однако в то же время, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в исследовании особенностей развития силовых способностей и физической подготовленности пловцов.
Объект исследования: тренировочный процесс пловцов.
Предмет исследования: средства развития силовых способностей у пловцов 15-16 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность методики кроссфита в развитии силовых способностей пловцов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию физических качеств у пловцов.
2. Изучить исходные показатели силовых способностей у пловцов.
3. Обосновать методику кроссфита у пловцов и экспериментально проверить ее эффективность.
На основании изучения научно-методической литературы в данной работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика функционального тренинга, внедренная в процесс тренировок пловцов, будет способствовать повышению их уровня физической подготовленности, в том числе и силовых способностей.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы тренерами, тренерами-преподавателями, в процессе развития физической подготовленности пловцов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Важным компонентом тренировочного процесса спортсменов, занимающихся плаванием, есть внедрение наиболее целесообразных средств, подходов, методических приемов, направленных на развитие силовых способностей. Установлено, что при сохранении общих принципов организации спортивной подготовки и связанных с ними принципами построения тренировочного процесса, решение основных проблем находится в плоскости модернизации системы тренировочных и соревновательных нагрузок. Доказано, что процесс формирования тренировочных нагрузок является следствием и логическим завершением реализации функции управления. Он ориентирован на достижение максимальной готовности к высокому спортивному результату в престижных турнирах на протяжении длительного соревновательного сезона.
Анализ современной литературы и эмпирического опыта специалистов по подготовке пловцов свидетельствует, что современная система спортивной тренировки в плавании основывается на современной методологии, а также на системе научно-обоснованных методов управления учебно-тренировочным процессом. Вместе с тем современные тенденции развития вида спорта актуализируют необходимость поиска новых резервов повышения результативности спортивной тренировки. Разработанная методика повышения силовых способностей у пловцов основывалась на применении кроссфита. Она позволяла рационально сочетать в себе интервальные нагрузки, оказывающие на различные стороны физической подготовленности пловца. Кроме этого, в рамках программы использовали элементы функционального тренинга, которые были подобраны для соответствующего развития основных силовых способностей и элементы психофизической тренировки — с целью оптимизации восстановительных процессов в организме за счет саморегуляции процессов дыхания и мышечной релаксации. Результативным средством для формирования силовых способностей является кроссфит, сочетающий в себе разнообразие по направленности силовых упражнений.
1. Анализ литературы показал, что физическая подготовленность пловца должна включать высокие резервные возможности кардиореспираторной системы и физических качеств, в том числе и силовых способностей для успешной соревновательной деятельности.
Программа физической подготовки пловца по развитию силы может предусматривать выполнение силовых упражнений в трех режимах работы: динамическом (изотоническом), статическом (изометрической) и промежуточном.
2. Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, было установлено, что у пловцов отмечалось недостаточное развитие силовых качеств, что явилось базовой предпосылкой для разработки нестандартной методики для их совершенствования.
3. Результативность методики кроссфита нашла свое отображение на формировании силовых способностей пловцов. У пловцов экспериментальной группы отмечен значительный прирост в динамике изменения показателей силовых способностей: подтягивания из виса на высокой перекладине – на 4 раза (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 5 раз (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре на брусьях – на 5 раз (р<0,05), количества прыжков через скакалку за 20 с увеличилось на 10,10 раз (р<0,05), приседания со штангой – на 9,7 кг (р<0,05), жима штанги – на 6 кг (р<0,05).
Среди пловцов экспериментальной группы по завершению формирующего эксперимента отмечено достоверно более высокие по сравнению с их сверстниками из контрольной группы такие показатели: количество прыжков через скакалку за 20 с на 6,1 раз (р<0,05), приседания со штангой – на 7,69 кг (р<0,05), подтягивания из виса на высокой перекладине – на 2,9 раза (р<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лежа – на 2,9 раза (р<0,05), жима штанги – на 4,2 кг (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии кроссфит-тренинга для развития силовых способностей у пловцов. Таким образом, можно применять данную методику в учебно-тренировочном процессе пловцов для улучшения их физической подготовленности.

 

Заключение:

 

Актуальность исследования. Как большинство отраслей человеческой деятельности, сфера спорта характеризуется исключительно интенсивным развитием и непрерывным ростом спортивных достижений. Это требует от спортсменов максимальной мобилизации резервных возможностей организма и высокого уровня физической работоспособности [1, 2, 5].
Возросший уровень соревновательной деятельности на международных спортивных форумах вынуждает тренеров и спортсменов искать более эффективные средства и методы тренировки. Такой подход позволит решать специфические задачи, направленные на развитие физических качеств и совершенствование физических качеств спортсменов.
Во время соревнований пловцы показывают высокие уровни специальной и силовой выносливости, а также технической и тактической подготовки [3, 6].
Физическая подготовка пловца должна соответствовать современным требованиям вида спорта и характеризоваться высоким уровнем функциональных возможностей, а также силы.
Важной задачей учебно-тренировочного процесса у пловцов является выбор структуры и содержания отдельного тренировочного занятия, направленного на формирование или совершенствование силовых способностей.
При этом правильно выстроенная тактика тренировочного процесса может способствовать не только развитию физической подготовленности, но и росту спортивного мастерства [8, 9, 10].
Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств у спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.
В последние годы заметно увеличилось количество работ, связанных с изучением особенностей функциональной подготовленности пловцов. При этом совершенствование такого вида подготовки рассматривается как один из самых перспективных путей повышения эффективности всей системы спортивной подготовки в пловцов. Признавая высокую значимость таких исследований, отметим, что они ориентированы на моделирование строго детерминированных форм организации тренировочного процесса и использования определенной системы средств и методов спортивной тренировки при подготовке к главным соревнованиям.
Функциональный тренинг (кроссфит) занимает ведущее место среди методов развития силовых качеств.
В контексте актуальной проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с применением различных средств для развития силы у пловцов, с помощью которых успешно решаются разнообразные задачи спортивной тренировки. Однако в то же время, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в исследовании особенностей развития силовых способностей и физической подготовленности пловцов.
Объект исследования: тренировочный процесс пловцов.
Предмет исследования: средства развития силовых способностей у пловцов 15-16 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность методики кроссфита в развитии силовых способностей пловцов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию физических качеств у пловцов.
2. Изучить исходные показатели силовых способностей у пловцов.
3. Обосновать методику кроссфита у пловцов и экспериментально проверить ее эффективность.
На основании изучения научно-методической литературы в данной работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика функционального тренинга, внедренная в процесс тренировок пловцов, будет способствовать повышению их уровня физической подготовленности, в том числе и силовых способностей.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы тренерами, тренерами-преподавателями, в процессе развития физической подготовленности пловцов.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Морфофункциональные особенности юношей 15-16 лет

Пловцы 15-16 лет имеют свои морфофункциональные и психологические особенности, которые необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе [16].
Прогрессивные изменения в ходе функционального созревания мозга проявляются в избирательности системной организации когнитивной деятельности в соответствии с ее целями, в адекватной зависимости степени активации от трудности задачи [17].
Все приведенные выше данные свидетельствуют о дисбалансе и дисрегуляции в системе мозгового обеспечения когнитивной деятельности и поведения пловцов за счет различий в динамике структурно-функционального созревания регуляторных и мотивационных нейронных систем, связанных с позитивным подкреплением, что приводит к определенным поведенческим последствиям [5].
У юношей 15-16 лет продолжается рост опорно-двигательного аппарата, т. е. интенсивно увеличивается длина тела, особенно конечностей. При этом формирование скелета происходит неравномерно, и установившиеся в предыдущем возрасте пропорции тела изменяются.
С точки зрения биохимических изменений в мышечных клетках, то в них значительно активизируются анаболические процессы, которые необходимы для роста организма. В них происходят изменения энергетического обмена, который становится более напряженным и менее устойчивым. Основная нагрузка падает на митохондрии, которые должны обеспечивать клетку необходимым резервом энергии за счет окисления углеводов и жиров [2].
Поперечно-полосатая мускулатура конечностей интенсивно растет, однако значительных изменений в строении мышечных волокон не происходит, следовательно, происходят лишь значительные количественные, а не качественные изменения мышц.
Увеличение размеров туловища сопряжено с повышением темпов роста грудной и брюшной полостей. Быстро растут сердце и легкие, увеличиваются жизненная емкость легких и ударный объем сердца. Это создает возможность для снабжения органов и тканей кислородом при их напряженной работе.
Так, именно в эти годы при мышечной работе отмечаются самые высокие значения максимального потребления кислорода (в расчете на 1 кг массы тела) за весь период индивидуального развития. Такая особенность кислородного обеспечения сократительной активности скелетных мышц связана не только с преобразованиями в системе доставки кислорода, но и с характером энергетического метаболизма в самой ткани скелетных мышц. Мышцы вступают в этап так называемых пубертатных дифференцировок, в ходе которых меняется метаболический профиль многих волокон [5].
К 15–16 годам у пловцов высокого совершенствования достигает нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца и сосудов становится слаженной, реакция сердца на внешние раздражения делается более адекватной. Благодаря указанным особенностям в старшем школьном возрасте заметно повышаются функциональные возможности сердечно – сосудистой системы, в частности возрастает выносливость сердца по отношению к физическим нагрузкам [13].
Высокая активность обменных процессов у пловцов связана с большим количеством крови по отношению к весу тела. В возрасте 15–16 лет так же увеличивается резерв дыхания: 81 – 85 л/мин. Повышается диффузная способность легких, за счет экономичности кислородных объемов (возрастает мощность выполняемой работы) и способностью организма работать в долг. Повышается анаэробная производимость.
К 15 – 16 годам у пловцов заметно увеличивается общая выносливость. Таким образом, создаются благоприятные условия для воспитания специальной выносливости. В этом случае средством направленного воздействия на организм для приобретения нового спортивного качества будут кроссовый бег, гонки на лыжах (3 – 4 км.), переменный и повторный бег [15].
В биомеханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. В движениях двумя рукам и вырабатывается высокая согласованность их пространственных характеристик, в том числе при симметричных движениях.
Созревает механизм их временного согласования. Движения рук хорошо согласуются с движениями глаз. Возникает возможность точного произвольного управления отдельными мышцами и даже изолированными двигательными единицами. Управляемость мышечными группами рук, головы и шеи выражена лучше, чем других мышечных групп.
Уровень сочетания двигательных и вегетативных реакций повышается. Формируется постоянное соответствие темпа шагов и дыхания, тонкое сочетание моторных компонентов двигательных навыков с вегетативными функциями, согласование реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем [42].
Вторым важнейшим компонентом является созревание ассоциативных третичных полей коры головного мозга — передних лобных и задних нижнетеменных.
С помощью этого создается функциональная основа для извлечения полезной информации из множества афферентных сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих программ. Становится более точной пространственная ориентация движений, улучшаются процессы экстраполяции, предвидения предстоящих ситуаций.
Эффективность тактического мышления и переработка информации улучшается к 15 годам, а количество ошибочных решений уменьшается. В сензитивном периоде время принятия решения и общее время решения тактических задач сокращается. В старших классах дети могут делать правильный выбор из многоальтернативных ситуаций, сохранять высокую умственную работоспособность в напряженных условиях деятельности, в ситуациях с дефицитом времени. Рабочие доминанты, формирующиеся в высших отделах мозга, становятся стабильными, обеспечивая высокую помехоустойчивость юных спортсменов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы