Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ 9
У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 9
1.1. Понятие о воображении: понятие, виды, формы. Психологические основы развития воображения в старшем дошкольном возрасте. 9
1.2. Мышление как познавательный процесс: особенности формирования мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте 19
1.3. Методы и средства развития мышления и воображения в период дошкольного детства 30
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 43
2.1. Процедура проведения исследования: определение целей, задач, подбор диагностического инструментария 43
2.2. Разработка и реализация программы мероприятий по развитию мышления и воображения у детей 5-6 лет 54
2.3. Анализ эффективности программы и выработка практических рекомендаций 62
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в период дошкольного детства происходит активное формирование всех познавательных процессов, однако особое место занимает развитие и формирование мышления и воображения. Процесс развития мышления дошкольников служит ведущей задачей воспитания, и мышление детей должно развиваться одновременно с развитием фантазии и воображения. Развитое воображение способствует развитию творческого мышления, исключающего шаблонность и установленные стандарты. Поэтому развитие воображения и мышления детей дошкольного возраста осуществляется в тесной взаимосвязи. В старшем дошкольном возрасте мышление благодаря включению ребёнка в деятельность, направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь мышления и памяти.
В настоящее время в условиях научно-технического прогресса обществом предъявляются высокие требования к развитию уровню мышления и воображения детей. Основой для развития творческой личности с активным воображением служат мыслительные способности, способности к быстрому восприятию и переработке информации. Задачи развития мышления и воображения должны решаться уже на этапе дошкольного детства, в период, когда происходит интенсивное развитие мышления, развиваются начальные формы абстракции, обобщения, умозаключения, появляются потребности в экспериментировании.
К проблеме развития детского воображения детей наука обращалась во все времена, и каждой отдельной эпохе были присущи особые традиционные подходы, приемы и методы. Дошкольный возраст общепризнанно является самым сензитивным периодом для развития воображения, потому что у ребенка еще не сформировано критическое отношение к происходящему, следовательно, тем эффективнее педагогическое воздействие. Слабая критичность мышления способствует активизации воображения ребенка, проявляющемся во всех видах деятельности ребенка. Работа по проблеме изучения воображения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в современных условиях, когда идет процесс непрерывного преобразования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат, приобретают особую значимость. Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному возрасту, во многом определяющему дальнейшее личностное развитие.
Проблема комплексного развития воображения и мышления детей дошкольного возраста актуальна в связи с тем, что воображение как психический процесс является одним из важнейших компонентов любой формы творческой деятельности и поведения ребенка. Именно в период дошкольного детства закладывается фундамент психического развития ребенка, интенсивно развиваются все психические познавательные процессы, среди которых особое место занимает воображение ребенка, являющееся условием творческого преобразования имеющегося у детей опыта. С позиций личностно ориентированного подхода воображение определяет путь личностного и творческого становления дошкольника.
По мнению отечественных и зарубежных психологов, развитие мышления являются одними из важнейших показателей уровня психического развития ребенка в целом и его готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Дж. Брунер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М И. Лисина, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). Развитию мышления способствует освоение детьми системой теоретических понятий (Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, А.З. Зак, С.Э. Ковалев, Л.К. Максимов, и др.).
Разработкой проблемы развития мышления занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, П.П. Блонский А.З. Зак, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, и др. Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория мышления и деятельности как двух сторон познания и преобразования действительности, общая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); психологические теории мышления (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, O.K. Тихомиров, С.Л. Рубинштейн и др.).
Заключение:
Анализ научно-методической литературы позволил достичь цели исследования и решить поставленные задачи.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития воображения ребенка. Воображение — это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в виде субъективно новых образов, представлений, идей, на основе образов восприятий, памяти.
Особенностями развития воображения дошкольников являются следующие: формирование произвольности воображения в ходе создания, планирования и реализации замыслов; превращение воображения в процесс фантазирования; освоение ребенком приемов создания образов; переход воображения во внутренний план, отсутствие необходимости в наглядных опорах. Особенностями развития мышления дошкольников являются: внеситуативность мышления; понимание причинности явлений вследствие развития рассуждений и речи; любознательные вопросы являются показателем проблемности мышления; планомерность мышления; переход к более сложным связям и отношениям; появление попыток объяснить явления; возникновение экспериментирования как способа применения собственных знаний; формирование умственных качеств гибкости, пытливости и самостоятельности.
Развитие мышления и воображения происходит в различных видах деятельности — игровой, продуктивной (изобразительной), конструктивной. Для развития мышления и воображения дошкольников требуется применение комплекса методов и приемов: наглядные, словесные, наблюдение, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности ребенка, а также арттерапевтических методик — рисуночной терапии, изотерапии, библиотерапии, сказкотерапии, игровой терапии, и т.д.
Исследование осуществлялось в форме педагогического эксперимента и включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе были разработаны критерии и показатели для оценки уровня сформированности мышления и воображения у старших дошкольников. По итогам первичной диагностики выявлено, что старшие дошкольники продемонстрировали недостаточную скорость процессов воображения; несформированность оригинальности образов воображения; бедность фантазии; недостаточную проработанность образов. О недостаточной сформированности наглядно-образного мышления дошкольников свидетельствует неразвитость зрительного анализа, планирования и действия в соответствии с образцом. Наличие низкого уровня творческих решений и уровня наглядно-образного мышления также предопределило необходимость проведения с детьми системы занятий на развитие мышления и воображения.
В рамках формирующего этапа исследования реализована система коррекционно-развивающих занятий для повышения уровня развития мышления и воображения старших дошкольников. Всего проводилось 10 коррекционно-развивающих занятий. Комплексный подход был ориентирован на включении в занятия различных дидактических игр, логических задач математического характера, рассказов, загадок, проблемных ситуаций, физкультурных пауз, театрализованной и продуктивной деятельности, и т.д. В ходе занятий дети постепенно переходили от предметного плана решения к умственному. Решение задач на поиск способа рациональной последовательности ходов происходило в умственном плане, некоторым детям потребовалась опора на реальные предметы для выстраивания замысла.
По итогам анализа результатов контрольного эксперимента выявлена положительная динамика в развитии воображения дошкольников, что подтверждает эффективность проведенных мероприятий. В итоге стали более выраженными, проработанными и оригинальными образы воображения; большей сформированностью отличается детализированность рассказов, что указывает на богатство фантазии у детей. Динамика произошла и в проработанности деталей рассказа — дети при описании главного образа давали множество характеристик. У большинства детей в рассказа присутствовали интересные образы, вызывавшие у окружающих продолжительные эмоциональные реакции. Дети к концу исследования демонстрировали лучшую скорость процессов воображения: быстро придумывали сюжет рассказа, старались придумать что-то новое, необычное, оригинальное, не слышанное ранее, и уже не ограничивались простым пересказом. Богатство фантазии проявлялось в большом количестве используемых образов (предметов, ситуаций и действий) в рассказах детей. Глубина и проработанность образов характеризуется подробностью деталей и характеристик воображаемых образов, занимающих в рассказах ключевое место. Эмоциональность образов воображения отмечается яркостью, привлечением внимания к рассказу, вызывает эмоциональные реакции.
У детей также отмечается положительной динамикой уровень принятия творческих решений, дошкольники в основном ориентировались на установку на преобразование наличного предметного материала. У детей активно развито репродуктивное воображение, проявляется эмоциональная включенность в творческий процесс. Позитивная динамика обнаруживается и в уровне сформированности наглядно-образного мышления дошкольников — у детей улучшились навыки зрительного анализа, планирования, действия в соответствии с образцом.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о положительной динамике показателей мыслительной деятельности и деятельности воображения.
Сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует об эффективности применявшихся на формирующем этапе коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие мышления и воображения детей. Мероприятия, проводимые со старшими дошкольниками, доказали свою эффективность, в итоге стали более выраженными, проработанными и оригинальными образы воображения; повысился уровень принятия творческих решений, а также уровень наглядно-образного мышления.
Становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования: доказано, что уровень сформированности наглядно-образного мышления обусловлена уровнем развития творческого воображения; развитые способности к неординарному мышлению предопределяют большую оригинальность образов речевого воображения (создания нового в вербальном плане); способность к принятию творческих решений прямо зависит от уровня развития воображения ребенка (перенос свойств знакомого предмета в новую ситуацию). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи и взаимозависимости между воображением и мышлением: развитие мыслительных операций и наглядно-образного мышления детерминировано образной и вербальной креативностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1. Понятие о воображении: понятие, виды, формы.
Психологические основы развития воображения в старшем дошкольном возрасте
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Воображение — это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности [58].
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений [9]. «Воображение, — согласно С.Л. Рубинштейну, — связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [51, с. 118].
«Основной признак процесса воображения, — пишет Е.И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления» [52]. Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, ориентированное на словесную описательную характеристику, означающую условное изображение качественно нового (чертежа, схемы) [5].
Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом происходит творческое комбинирование образов при устранении значимости памяти, сменяющейся мышлением, характеризующимся эмоционально окрашенным характером [65]
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, которые опосредуют особенности воображения. Воображение характеризуется совокупностью определенных процессов с элементами наглядности. В качестве обобщения при создании воображаемых образов выступает типизация, являющаяся процессом создания синтетического целостного образа.
В качестве еще одного приема воображения выступает и комбинирование, означающее подбор соответствующих предметов посредством комбинирования с помощью конкретных логических схем, с опорой на имеющийся опыт. Акцентирование служит еще одним способом создания творческих образов, это подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Определенное значение в деятельности воображения имеют приемы реконструкции, агглютинации, гиперболизации, аллегории [32]. В итоге предметно-практическая деятельность является источником операций воображения, своеобразным фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.