Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности развития игровой выносливости у молодёжи занимающихся рекреационным мини футболом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности лиц 19-20 лет 6
1.2. Характеристика мини-футбола как средства рекреации 9
1.3. Понятие о выносливости и методах ее развития у занимающихся мини-футболом 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕКРЕАЦИОННЫМ МИНИ ФУТБОЛОМ 35
3.1. Оценка исходных показателей выносливости у занимающихся рекреационным мини футболом 35
3.2. Разработка и апробация методики развития игровой выносливости у занимающихся рекреационным мини футболом 38
3.3. Оценка эффективности развития выносливости у занимающихся рекреационным мини футболом 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Введение:
Актуальность. В настоящее время физическая культура и спорт относятся к объективной потребности общественного развития, которые выполняют необходимые для общества социальные функции, в том числе функции оздоровление молодежи.
Оздоровительно-рекреационная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека, которая имеет высокий уровень общей культуры и заботится о собственном здоровье [1, 7, 10]. Поэтому привлечение детей, молодежи и юношей к оздоровительно-рекреационной деятельности является первоочередной задачей специалистов по физической культуре.
Занятия мини-футболом выступают в качестве оптимальных средств оздоровительно-рекреационной тренировки, способных оказывать системное воздействие на организм занимающихся, а также на их функциональное и психологическое состояние. Привлекательность этого вида спорта характеризуется многими обстоятельствами, среди которых специалисты выделяют разнообразие примеров игры с возникновением бесчисленных комбинаций, широкие возможности для проявления силы, ловкости, выносливости [11].
Безусловным является то, что для конкретного вида соревновательной деятельности присущи специфические требования к организму спортсмена по проявления силы, выносливости, скорости, способности сочетания этих и других физиологических возможностей организма, а также проявление различных показателей анаэробной и аэробной работоспособности спортсмена [13].
Игровая выносливость в рекреационном мини-футболе характеризуется способностью поддержания заданного темпа игры в течение всего матча, так как физическая активность в данном виде рекреации относятся к высокоинтенсивным видам деятельности.
Высокий уровень игровой или специальной выносливости в рекреационном мини-футболе является одним из резервов борьбы с утомлением. Работа по развитию выносливости у футболистов всегда занимает важнейшее место при организации рекреационной деятельности.
Большинство научных публикаций, посвященных развитию выносливости у футболистов, свидетельствуют о преимущественном использовании в тренировочном процессе специализированных (игровых) средств, оказывающих комплексное воздействие на функции и системы организма спортсменов.
В данной ситуации представляется актуальным разработать и обосновать эффективность методики по развитию специальной выносливости у занимающихся рекреационным мини-футболом.
Объект учебно-тренировочный процесс подготовки в рекреационном мини-футболе.
Предмет исследования – средства и методы развития игровой выносливости в рекреационном мини-футболе.
Цель исследования – обосновать методику развития игровой выносливости у занимающихся рекреационным мини-футболом.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной научно-методической литературы по особенностям развития игровой выносливости у футболистов.
2. Оценить исходные показатели развития выносливости у занимающихся рекреационным мини-футболом.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики развития игровой выносливости у занимающихся рекреационным мини-футболом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент.
3. Педагогическое тестирование: оценка выносливости.
4.Методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика занятий рекреационным мини-футболом будет способствовать улучшению игровой выносливости у занимающихся.
Практическая значимость. Полученные практические результаты работы могут быть внедрены в практику работы общеобразовательных школ, колледжей, спортивных школ, фитнес-клубов для улучшения соматического здоровья и игровой выносливости у молодежи, а также в системе спортивной подготовки футболистов при организации тренировок или соревнований.
Заключение:
1. Обобщение научных данных, приведенных в литературных источниках, показало, что современный процесс спортивной тренировки футболистов требует максимального проявления всех физических качеств, а особенно – выносливости.
Физическая подготовленность футболистов является важнейшим фактором, определяющим активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Одним из составляющих этой подготовленности является высокий уровень выносливости, в частности, аэробных возможностей футболистов, который во многом определяет их физическую работоспособность и скорость восстановления после интенсивной мышечной работы. В качестве основных средств воспитания выносливости и повышения аэробных возможностей организма футболиста применяют беговые упражнения, задания технико-тактического характера, выполняемые поточным методом, двусторонние игры, в которых упражнения характеризуются невысокой мощностью, но большой продолжительностью. Проблема развития игровой выносливости у футболистов является актуальной задачей, так как ее нормальная степень развития является необходимым условием в процессе занятий рекреационным мини-футболом.
2. Результаты констатирующего эксперимента выявили, что у футболистов 9-10 лет экспериментальной и контрольной группы наблюдались сниженные показатели выносливости. В методику занятий были включены упражнения, направленные на повышение различных сторон аэробной мощности и емкости, что способствовало значительному улучшению игровой выносливости у футболистов 19-20 лет.
3. Результаты формирующего эксперимента показали преимущество занятий по разработанной методике занятий рекреационным мини-футболом с преимущественным развитием игровой выносливости у футболистов на этапе начальной подготовки. Данные индекса Гарвардского степ-теста после завершения исследования были достоверно выше у футболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 8,86 балла (р<0,05). Конечные результаты по тесту Bangsbo были достоверно лучше у футболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 500 м (р<0,05). Результаты оценки выносливости по тесту Купера после проведенного исследования свидетельствуют о том, что у 9 % футболистов ЭГ и 20% КГ наблюдались плохие результаты развития выносливости; у 10% участников ЭГ и 50% КГ – ниже средний уровень выносливости; у 63% участников ЭГ и 30% КГ – средний уровень выносливости, а высокий был лишь у футболистов ЭГ и составил 18%.
Анализ полученных повторных результатов позволяет нам сделать вывод о том, что занятия по разработанной методике с использованием арсенала легкоатлетических упражнений, специального инвентаря достоверно способствуют существенному повышению уровня выносливости у футболистов 19-20 лет.
Фрагмент текста работы:
Для более подробного анализа рассматриваемой темы, нам представляется важным изначально рассмотреть анатомо-физиологические особенности молодежи.
Юноши 19-20 лет имеют свои морфофункциональные и психологические особенности, которые необходимо учитывать при построении рекреационных занятий в мини-футболе.
У юношей 19-20 лет завершается рост опорно-двигательного аппарата, формирование скелетной мускулатуры. С точки зрения биохимических изменений в мышечных клетках, то в них значительно активизируются анаболические процессы, которые необходимы для роста организма. В них происходят изменения энергетического обмена, который становится более напряженным и менее устойчивым. Основная нагрузка падает на митохондрии, которые должны обеспечивать клетку необходимым резервом энергии за счет окисления углеводов и жиров [4].
Значительных изменений в строении мышечных волокон не происходит, однако происходят качественные изменения в поперечно-полосатой мускулатуре. Увеличение размеров туловища сопряжено с повышением темпов роста грудной и брюшной полостей. Быстро растут сердце и легкие, увеличиваются жизненная емкость легких и ударный объем сердца. Это создает возможность для снабжения органов и тканей кислородом при их напряженной работе.
Так, именно в эти годы при мышечной работе отмечаются самые высокие значения максимального потребления кислорода (в расчете на 1 кг массы тела) за весь период индивидуального развития. Такая особенность кислородного обеспечения сократительной активности скелетных мышц связана не только с преобразованиями в системе доставки кислорода, но и с характером энергетического метаболизма в самой ткани скелетных мышц.
К 19 – 20 годам у юношей высокого совершенствования достигает нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца и сосудов становится слаженной, реакция сердца на внешние раздражения делается более адекватной. Благодаря указанным особенностям заметно повышаются функциональные возможности сердечно – сосудистой системы, в частности возрастает выносливость сердца по отношению к физическим нагрузкам [4].
Высокая активность обменных процессов у юношей связана с большим количеством крови по отношению к весу тела. В возрасте 19 – 20 лет так же увеличивается резерв дыхания: 81 – 85 л/мин. Повышается диффузная способность легких, за счет экономичности кислородных объемов (возрастает мощность выполняемой работы) и способностью организма работать в долг. Повышается анаэробная производимость, что создает благоприятные предпосылки для развития выносливости.
В этом случае средством направленного воздействия на организм для приобретения нового спортивного качества будут кроссовый бег, гонки на лыжах (3 – 4 км.), переменный и повторный бег [4].
В биомеханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. В движениях двумя рукам и вырабатывается высокая согласованность их пространственных характеристик, в том числе при симметричных движениях.
Созревает механизм их временного согласования. Движения рук хорошо согласуются с движениями глаз. Возникает возможность точного произвольного управления отдельными мышцами и даже изолированными двигательными единицами. Управляемость мышечными группами рук, головы и шеи выражена лучше, чем других мышечных групп.
Уровень сочетания двигательных и вегетативных реакций повышается. Формируется постоянное соответствие темпа шагов и дыхания, тонкое сочетание моторных компонентов двигательных навыков с вегетативными функциями, согласование реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем [5].
Вторым важнейшим компонентом является созревание ассоциативных третичных полей коры головного мозга — передних лобных и задних нижнетеменных.
С помощью этого создается функциональная основа для извлечения полезной информации из множества афферентных сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих программ. Становится более точной пространственная ориентация движений, улучшаются процессы экстраполяции, предвидения предстоящих ситуаций.
Прогрессивные изменения в ходе функционального созревания мозга проявляются в избирательности системной организации когнитивной деятельности в соответствии с ее целями, в адекватной зависимости степени активации от трудности задачи.
Эффективность тактического мышления и переработка информации улучшается к 19 годам, а количество ошибочных решений уменьшается. В сензитивном периоде время принятия решения и общее время решения тактических задач сокращается. Рабочие доминанты, формирующиеся в высших отделах мозга, становятся стабильными, обеспечивая высокую помехоустойчивость юных спортсменов [12].