Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 5
1.2. Характеристика речевого развития детей с общим недоразвитием речи………….. 13
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 27
2.1. Цель и задачи исследования 27
2.2. Характеристика участников эксперимента 27
2.3. Методика констатирующего эксперимента 30
2.4. Анализ результатов эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ 41
3.1. Цель и задачи формирующего эксперимента 41
3.2. Методика формирующего эксперимента 41
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования объясняется тем, что число детей, которые имеют дефекты речи, увеличивается с каждым годом. Как показывает практика, последствия недоразвития речи наблюдаются до самого конца обучения. Поэтому особенно важно, чтобы уже в дошкольных учреждениях с самых первых дней обучения педагоги обращали внимание на детей, имеющих нарушения речи, на ошибки, которые они допускают в произношении слов.
Таким детям требуется помощь психолога и логопеда, совместная работа которых с воспитателем, даст возможность осуществить дифференцированный индивидуальный подход к детям с общим недоразвитием речи, а также с нарушением фонематического слуха. Это возможно также и в рамках коррекции эмоционально-волевой сферы детей.
На сегодняшний день накоплены довольно обширные экспериментальные данные о непосредственном влиянии эмоциональных процессов на деятельность человека. Основной смысл результатов данных исследований заключается в том, что умеренные величины эмоционального напряжения способствуют целесообразности поведения и продуктивности деятельности, тогда как низкий и высокий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. В работах Венгер А.Л., Цукерман Г.А. рассматривается также другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только память, воображение, мышление, но и само эмоциональное поведение. Эмоции тесно связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами [7].
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОНР оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения (это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, которым скоро предстоит обучаться в школе), адаптацию в социуме.
Целенаправленная и своевременная коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОНР способствует социальной адаптации будущих учеников школы.
При этом в настоящий момент имеется лишь незначительное количество специальной педагогической литературы, которая отражает современные представления о характере эмоционально-волевой сферы, а также об особенностях их коррекции у данной группы дошкольников (Т.Е. Дубрынина, Е.И. Рогов). Все это объясняет актуальность исследования выбранной нами темы.
Объектом исследования выступают особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – система коррекционных мероприятий, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР.
Цель исследования – выявить особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи, подобрать и проанализировать методики, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы данной категории детей.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что своевременная диагностика, а также целенаправленная коррекционная работа будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Определить содержание и приемы коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР.
4. Апробировать и оценить эффективность предложенной методики работы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-психологической и педагогической литературы по проблеме;
2. Изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты;
4. Количественный и качественный анализ данных.
Новизна и практическая значимость исследования апробированы методы диагностики особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ОНР; апробирована система развивающих занятий, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе ГБОУ 2065 г. Москвы в подготовительной группе детского сада среди 20 детей в возрасте 6-7 лет (2 группы детей по 10 человек: одна с нормальным речевым развитием, вторая – с ОНР).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате теоретического анализа проблемы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР, мы можем сделать следующие выводы:
1) Эмоции – это психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
2) Воля – это сознательная саморегуляция поведения, которая проявляется в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, что осознаются субъектом как возможность и необходимость, способность человека к самомобилизации, саморегуляции и самодетерминации.
3) Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, что характеризуют содержание, динамику и качество его чувств и эмоций. Это не только предпосылка успешного усвоения знаний, но также данный процесс определяет успех обучения в целом, способствует развитию личности.
4) Общим недоразвитием речи называют речевое расстройство, при наличии которого у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом отмечается отставание в развитии речи, небольшой запас слов, дефекты фонемообразования и произношения. По степени тяжести проявления того или иного дефекта выделяют четыре уровня недоразвития речи.
5) Для дошкольников с ОНР характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: импульсивность, органический инфантилизм, гиперактивность, аффектные вспышки, нескоординированность эмоциональных процессов, тревожность, страх. Вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы у детей отмечаются личностные особенности, а также своеобразие формирования поведения. Дошкольники испытывают значительные трудности в выражении и дифференциации личных эмоций. В то же время затруднено социальное развитие ребенка, личностное становление — формирование самосознания и системы «Я».
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе было выявлено, что эмоционально-волевая сфера детей экспериментальной группы находится на достаточно низком уровне. У детей наблюдались различные эмоциональные проблемы, такие как повышенная тревожность, большое число страхов и т.д. Сила воли дошкольников также была критично низкой. Поэтому нами было принято решение провести систему коррекционных занятий с детьми экспериментальной группы, направленных на развитие у них эмоционально-волевой сферы.
На формирующем этапе коррекционная работа велась в два этапа: сначала мы работали над эмоциональными проблемами детей, затем над развитием у них воли. Нами использовались различные методы работы: сказкотерапия, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня эмоционально-волевой сферы детей по тем же самым методикам, что использовались нами на констатирующем этапе. Мы пришли к выводу, что по результатам проведенной коррекционной работы с детьми экспериментальной группы было обнаружено снижение эмоциональных проблем, сила воли дошкольников выросла.
Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась: своевременная диагностика, а также целенаправленная коррекционная работа действительно способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Все психические процессы – это специфический продукт деятельности мозга, то есть продукт, сущность которого заключена в отражении окружающей действительности.
В данном понимании слово «продукт» — это нечто субстанциональное, особого рода функциональные состояния.
Эмоциональные процессы – это один из видов этого состояния. Отечественные психологи отмечают, что эмоции являются особой формой отношения к явлениям и предметам действительности, выделяют три аспекта данных процессов:
1. Аспект переживания (Г.Ш. Шингаров, С.Л. Рубинштейн).
2. Аспект отношения (П.М. Якобсон).
3. Аспект отражения (Г.А.Фортунатов, Я.М. Веккер).
Согласно первому аспекту, специфичность эмоций заключается в переживании отношений и событий. Рубинштейн С.Л. отмечал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к его окружению, к тому, что он делает и познаёт» [29, с. 125].
Иной взгляд на определение эмоций заключается в том, что эмоции (чувства) — это форма активного отношения того или иного человека к окружающему его миру. Якобсон П.М. пишет, что «…человек не отражает пассивно или автоматически окружающую его действительность. Он, активно воздействуя на внешнюю среду, а затем, познавая ее, в то же время субъективно переживает своё отношение непосредственно к явлениям и предметам реального мира» [40].
Аспект отражения подразумевает, что эмоции (чувства) — это специфическая форма отражения значения какого-либо объекта для субъекта. Якобсон П.М. и Фортунатов Г.А. дают следующее определение эмоциональным процессам: «это отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам» [36].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы