Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности работы воспитателя с детьми ОВЗ в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации работы воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» 7
I.1 Цели и задачи группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада 7
I.2 Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 16
I.3 Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» 25
Вывод по главе 1 34
Глава II. Экспериментальная программа индивидуального обучения и педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Разработка и реализация программы индивидуального обучения и педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» 40
2.3 Анализ и обобщение результатов 48
Вывод по главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 57
Введение:
Актуальность исследования. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья – это цели, на достижение которых направлен Государственный стандарт дошкольного образования.
Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27) [40].
Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию дефицитов в их развитии. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.
Для того чтобы действительно произошло включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, необходимо, прежде всего, изменить взгляд педагогов на процесс обучения и воспитания. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такой подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Создание инклюзивного образовательного пространства невозможно без творческого вклада всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, социальных партнёров. В связи со сложностью организации инклюзивного детского сада актуальным становится вопрос о готовности учреждения, педагогического коллектива, родителей и воспитанников к включению детей с особыми потребностями в единый образовательный процесс.
В настоящее время лишь незначительное количество дошкольных организаций готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, но, самое главное, недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями.
На сегодняшний день, на наш взгляд, ресурсом для становления инклюзивного образования могут быть группе кратковременного пребывания «Особый ребенок», которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Актуальность исследования и проблемы обусловили выбор темы исследования: «Особенности работы воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Объект исследования — воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – работа воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Цель – разработать и внедрить программу индивидуального обучения и педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Для достижения были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме организации работы воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок».
2. Изучить вопрос реализации инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания.
3. Выявить особенности организации инклюзивного образовательного пространства в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок».
4. Разработка и внедрение программы индивидуального обучения и педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок».
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Гипотеза: Мы предполагаем, что если будут созданы условия для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного детства, то это окажет положительное влияние на успешную социализацию, обеспечению их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования составляют работы Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А., Выготского Л.С., Малофеева Н.Н., Самарцевой Е.Г., Ивановой М.К., Афанасьевой А.М. и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
— теоретические методы: анализ, синтез, проектирование.
— эмпирические методы: анкетирование, целенаправленное наблюдение, количественный и качественный анализ данных исследования.
Базой исследования послужило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Красногорск. В исследовании принимали участие 16 детей.
Выпускная квалификационная (бакалаврская работа) состоит из введения, глав: теоретической эмпирической; выводов, списка литературы приложения.
Заключение:
Таким образом, группы кратковременного пребывания – это одна из форм дошкольного образования, которая направлена, в первую очередь, на облегчение социализации и адаптации дошкольников. Такая форма может рассматриваться как наиболее целесообразная для детей с ОВЗ, адаптация и социализация которых и так затруднена в силу особенностей их развития.
Для эффективной работы подобной группы необходима разработка адаптированной образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутов, которые бы учитывали все особенности категорий детей, посещающих подобные группы.
Наблюдение за поведением и деятельностью детей, посещающих группы кратковременного ребенка для детей с ОВЗ «Особый ребенок», показало, что у этих детей в большей или меньшей степени страдают все сферы развития: речь, общение, игровая деятельность, когнитивные процессы. Соответственно. Программа деятельности воспитателя в такой группе должна учитывать все эти особенности. Оптимальным в данном случае является составление индивидуальных образовательных маршрутов и проведение индивидуальных занятий со специалистами, а также индивидуальной работы воспитателя.
Опыт деятельности групп кратковременного пребывания для детей с ОВЗ «Особый ребенок» доказывает их эффективность.
Зачастую, пройдя через посещение такой группы, ребенок получает возможность полноценно посещать общеразвивающие группы или подготавливается к дальнейшему продуктивному обучению в школе именно благодаря индивидуальному подходу, осуществляемому в них.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы организации работы воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»
I.1 Цели и задачи группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада
Группа кратковременного пребывания (ГКП) строит свою деятельность на базе общеобразовательных программ дошкольного образования, осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от полутора до трех лет на основе современных методов организации игровой деятельности, а также реализует на практике принцип преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду. ГКП является очень важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка, поскольку позволяет детям получить первый опыт ранней социализации и адаптации к дошкольному образовательному учреждению максимально мягко и бережно [21].
Основными целями организации групп кратковременного пребывания являются:
осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в дошкольном образовательном учреждении;
содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту, расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира;
взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников [21].
Основными задачами, которые призвана решать группа кратковременного пребывания являются:
организация периода адаптации ребенка к детскому саду;
формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;
налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;
укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;
развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
развитие основных видов деятельности;
подготовка детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение [12].
В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе данного вида, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширение его адаптационных возможностей, приобщение к миру человеческих ценностей, развитие основных сфер — эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе игровых развивающих занятий по образовательной программе.
Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей раннего возраста состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов ГКП направлена на:
содействие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
повышение культуры общения между взрослыми и детьми;
привлечение внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями [13].
Особое внимание уделяется доадаптационному периоду общения с семьей, поскольку в это время происходит формирование положительного настроя семьи на посещение детского сада, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и детей. Оптимальной формой работы по данному направлению является первичное психологическое консультирование, которое проводит педагог-психолог. Закономерно, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, наши педагоги проводят веселые игровые и развивающие занятия.
Развивающие занятия проходят в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Игры и упражнения предлагаются с постепенными усложнениями, если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка [36].
Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Именно ситуативно-деловое общение со взрослым создает все условия, необходимые для развития познавательных способностей, речи и игровой деятельности. Продолжительность игрового занятия не более десяти минут, с учетом возраста каждого ребенка, его психофизических особенностей и личностных характеристик.
Организация и осуществление непосредственной образовательной деятельности осуществляется на основании примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработчиками и редакторами которой являются Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Организация единой «идеальной» модели развития современного человека на этапах дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности предполагает постановку и решение определенных приоритетных задач, которые основываются на идее формирования психологических новообразований, наиболее значимых для каждого возрастного периода развития. Так, завершая свое посещение группы кратковременного пребывания, по окончании процесса социальной адаптации, дети переходят в образовательную группу полного дня. Таким образом, ребенок привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.
На второй (дошкольной) ступени системы непрерывного образования у детей происходит формирование таких новообразований, как навыки совместных режиссерских и ролевых игр, развитие произвольности, формирование наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, развитие эмоциональной сферы и воображения, обогащение конкретно-чувственного опыта и развитие эмпатии, возникновение первичных моральных инстанций, представлений о добре и зле, о других людях и о себе [31].
На данном этапе развития предполагается решение следующих приоритетных образовательных задач:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста) [36].
На ступени начальной школы важнейшим новообразованием считается сформированность психологической готовности к школьному обучению, понимаемой как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения. Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью таких психологических образований, как интеллектуальное развитие, дифференцированное восприятие и концентрация внимания, развитие сенсомоторной координации «глаз-рука», «внутренней позиции школьника», мотивации учения, внеситуативно-личностного общения со взрослым, произвольностью и умением общаться со сверстниками [6]. Этот период развития предполагается решение следующих образовательных задач:
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
Кроме того, единство и целостность психолого-педагогического направления предоставляет возможность выстроить крепкий психологический фундамент, на котором закладываются самые ранние и устойчивые новообразования, позволяющие ребенку полноценно развиваться.
Ранний дошкольный возраст и является той первой ступенью, базой и фундаментом, на котором выстраивается не только образовательная деятельность, но и путь личностного развития каждого ребенка [6].
Нормативно-правовая основа организации группы кратковременного пребывания отражена в следующих документах:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Всеобщая декларация прав человека.
3. Конституция РФ.
4. Семейный кодекс РФ.
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
7. СанПиН.
8. Постановление правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
9. Письмо Минобразования России от 10.04.2000 №106/2316 «О программе развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях».
10. Решение коллегии Минобразования России от 29.01.2002 «О ходе всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду» [12].
Перечислим основные документы, необходимые для открытия группы кратковременного пребывания:
1. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения групп кратковременного пребывания.
2. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» (как в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей, так и при реализации дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста и родителям за плату) с полным их перечнем.
3. Смета расходов на содержание группы кратковременного пребывания.
4. Штатное расписание.
5. Положение о группе кратковременного пребывания.
6. Договор между МБДОУ и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания.
7. Приказ о создании группы кратковременного пребывания в МБДОУ.
8. Рабочая программа группы кратковременного пребывания.
9. Режим работы группы.
Основными функциями группы кратковременного пребывания являются:
‒ охрана жизни и здоровья детей;
‒ коррекция физического и психического развития и здоровья детей;
‒ обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
‒ забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
‒ обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
‒ диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
‒ координация деятельности органов местной власти в целях обеспечения потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады [28].
Задачи и функции группы определяются применительно к районным, экономическим и другим условиям. Группы (группа) открываются приказом муниципального органа управления образованием на базе образовательного учреждения при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, а также психолого-педагогических требований к устройству образовательных учреждений различного вида, определяемых нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ.
Финансовые средства группы кратковременного пребывания образуются:
‒ из средств бюджетного финансирования согласно установленному нормативу затрат на содержание детей в дошкольных учреждениях;
‒ родительских взносов за дополнительные образовательные услуги в соответствии с Уставом ДОУ и лицензией на образовательную деятельность; ‒ добровольных пожертвований;
‒ других источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Нормативы наполняемости групп: ‒ от 1 года до 3 лет – 15 детей; ‒ от 3 до 7 лет – 20 детей. В разновозрастных группах: ‒ при наличии любых двух возрастов – 20 детей; ‒ любых трех возрастов – 10 детей. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп с меньшей наполняемостью. Продолжительность занятий и режим работы в группах организуется с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей [28].
Положение о группах кратковременного пребывания направлено на реализацию положений Международной конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 №124-ФЗ, закона РФ «Об образовании», п. 5, ст. 18, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, п. 21, Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, п. 21. Положение предназначено для регулирования процесса создания и функционирования групп кратковременного пребывания, создаваемых на базе образовательного учреждения (детский сад любого вида). Группа функционирует по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день, в зависимости от потребностей родителей (их законных представителей). Медицинское обслуживание, коррекция здоровья детей осуществляются штатным медицинским персоналом Учреждения, который наряду с администрацией Учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников Группы.
Штатное расписание составляется руководителем образовательного учреждения в зависимости от вида Группы и утверждается Учредителем образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения определяет функциональные обязанности каждого работника Группы. На основании рассмотренной нормативной базы групп кратковременного пребывания, можно сказать о том, что нормативное регулирование вопросов групп кратковременного пребывания сформировалась достаточно широкая государственная система законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу информации и документации групп кратковременного пребывания [28].