Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности психологического консультирования по проблемам, связанным с самопринятием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Физический образ «Я» и самоотношение мужчин и женщин средних лет как проблема психологического исследования 8
1.1. Содержательная характеристика понятия «самоотношение» и его компонентов 8
1.2. Физический образ «Я», самоотношение и «Я-концепция» 14
1.3. Психологическая характеристика периода средней взрослости 23
Выводы по I главе 32
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет 34
2.1 Организация и процедура эмпирического исследования особенностей физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет 34
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет 36
2.3 Рекомендации по психологическому консультированию по проблемам физического образа «Я» и самоотношения 57
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение……………………………………………………………………..67
Введение:
Данное выпускное исследование посвящено проблеме физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-инструкторов.
Актуальность исследования. Изучение проблемы телесности человека является относительно новым направлением психологической науки (В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, А.Г. Черкашина). Большинство современных исследований на указанную тематику затрагивают либо общепсихологические вопросы соотношения душевного и физического начал в человеке, либо более частные аспекты восприятия тела, обусловленные способностью к деторождению или переживанию менопаузы (М.А. Воробьева, Т.А. Тарицына). В связи с этим необходимо отметить, что проблема восприятия тела как структурный компонент самоотношения раскрывается в науке не в полной мере. Поэтому изучение физического образа «Я» в структуре самоотношения кажется наиболее актуальной проблемой исследования.
Необходимость изучения указанной проблемы исследования обусловлена не только теоретической необходимостью, но и наличием социального запроса. Современный стандарт успешной личности одним из важнейших своих компонентов представляет телесную красоту. Современное общество и культура ввели собственные нормы правильного и красивого облика человека, и утверждают, что внешняя привлекательность позволит достичь успеха в любой области жизненных интересов. Стереотипы о теле, имеющем определенные физические пропорции и формы, оказывают сильное давление на сознание, как женщин, так и мужчин (П.П. Лисовский, С.Н. Трощенко). Сказанное приводит к искусственной первостепенности значения внешности в отрыве от социальной значимости и статуса носителя. Борьба за «идеальную красоту» принуждает людей использовать пластическую хирургию, соблюдать различные диеты и корректирующие тело телесные практики, что приводит к процветанию данных индустрий красоты и моды. Стремление приблизить имеющиеся физические данные к «стандарту красоты» (обычно совершенно недостижимому) приводят к тому, что люди не учитывают своих конституциональных и функциональных особенностей, вредят своему здоровью, формируют себе психологический комплекс неполноценности. В частности, пытаясь соответствовать навязанным извне эталонам красоты, люди нередко начинают страдать от различных нарушений пищевого поведения, например, нервной анорексии. Так, в США нервная анорексия занимает третье место по распространенности среди нервно-психических расстройств.
Острота проблемы адекватного восприятия собственного тела актуализируется в период средней взрослости (30-40 лет). Обычно катализатором недовольства своим внешним видом и неуверенности в собственной привлекательности выступает переживание возрастного кризиса середины жизни, а также закономерные функциональные и конституциональные изменения тела. Восприятия своего тела и общее самоотношение к себе оказываются связаны. Поэтому в случае неблагоприятного восприятия своего физического облика у человека формируется негативное отношение к себе, в целом, и наоборот – негативное самоотношение приводит к отрицанию своего тела.
Научно-методологической базой исследования выступили труды И.С. Кона, В.С. Мухиной, Л.Л. Налчаджяна, С.Р. Пантилеева, Е.В. Романовой, Е.Т. Соколовой, А.Ш. Тхостова, А.Г. Черкашиной, И.И. Чесноковой и др.
Цель исследования: определить особенности физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет.
Объект исследования: самоотношение мужчин и женщин средних лет.
Предмет исследования: физический образ «Я» и самоотношение у мужчин и женщин средних лет.
Общая гипотеза: предполагается, что у фитнес-тренеров 30-40 лет (мужчин и женщин) существует взаимосвязь между самоотношением и физическим образом «Я».
Частные гипотезы:
— предполагается, что существуют достоверные различия в уровне самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет (мужчин и женщин);
— предполагается, что позитивное восприятие своего физического «Я» у фитнес-тренеров 30-40 лет (мужчин и женщин) связано с адекватной самооценкой.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологическую характеристику периода средней взрослости.
2. Представить содержательную характеристику понятия «самоотношение» и его компонентов.
3. Изучить физический образ «Я», самоотношение и «Я-концепция».
4. Описать организацию и процедуру эмпирического исследования особенностей физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет.
5. Представить результаты эмпирического исследования особенностей физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет.
6. Сформулировать рекомендации по психологическому консультированию по проблемам физического образа «Я» и самоотношения.
Методы исследования:
— анализ литературы по проблеме исследования;
— синтез научных теорий и обобщение;
— тестирование;
— качественная и количественная обработка эмпирических данных;
Заключение:
По итогам выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленную во введении цель исследования и определить особенности физического образа «Я» и самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет.
Достижению цели исследования способствовала реализация перечня поставленных задач.
В результате выполнения работы были получены следующие основные выводы:
Период взрослости – наиболее благоприятный для формирования человека, он ставит его в ситуацию необходимости становиться зрелым. От периода с 30 до 40 лет индивидами ожидается продуктивность, работа на прогресс общества, расцвет, пик активности, созидание нового, развитие возможностей, профессиональное развитие, рождение детей, открытость, новаторство, продвижение идей на благо общества, накопление опыта и созидательных сил.
Самоотношение – это содержательная характеристика отношения индивида к собственному «Я». Для оптимального самоотношения характерны: высокий уровень самоуважения, ощущение себя ответственным за события своей жизни, позитивное отраженное самоотношение (не лишенное реалистичности), высокая (но не зашкаливающая) самоценность, высокий уровень эмоционального принятия себя, средние показатели самопривязанности, низкие показатели внутренней конфликтности и самообвинения. Человек с оптимальным самоотношением может позволить себе быть открытым (искренним) в отношениях с самим собой, т.е. не скрывать от себя свой истинный образ.
Физический образ «Я» – это совокупность всех представлений человека о собственном теле, которые сопряжены с эмоциональной оценкой и поведенческим рисунком. В связи с этим физический образ «Я» включает когнитивную, эмоциональную и операционально-действенную компоненты.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить частные гипотезы исследования о том, что:
— существуют достоверные различия в уровне самоотношения у фитнес-тренеров 30-40 лет (мужчин и женщин);
— позитивное восприятие своего физического «Я» у фитнес-тренеров 30-40 лет (мужчин и женщин) связано с адекватной самооценкой.
Что, в свою очередь, позволило подтвердить истинность общей гипотезы исследования о том, что у фитнес-тренеров 30-40 лет (мужчин и женщин) существует взаимосвязь между самоотношением и физическим образом «Я».
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы доказаны в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Физический образ «Я» и самоотношение мужчин и женщин средних лет как проблема психологического исследования
1.1. Содержательная характеристика понятия «самоотношение» и его компонентов
Самоотношение является структурным элементом более широкого понятия – самосознания.
Так, Б.Б. Айсмонтас в структуре самосознания выделяет следующие компоненты:
— самопознание (включающее в себя самоощущение, самонаблюдение и самоанализ);
— самоотношение (включающее в себя в самочувствие, самолюбие, скромность и гордость);
— саморегуляция, которая представлена краткосрочным (самооценка поступка) и стратегическим (самовоспитание) саморегулированием. [2, с. 65-67]
Самоотношение оказывает влияние на любое проявление личности, как в социальном, так и в профессиональном отношении. В психологической литературе близко к термину «самоотношение» используются такие понятия как «самоуважение», «самооценка», «отношение к Я» и др. Понятия «самоотношение» или «самоуважение» используются в процессе изучения представлений личности о себе как системе социальных установок по отношению к своей ценности для себя и других. Самоотношение включает в себя познавательный, эмоциональный и практический компоненты «Я-концепции». [1, c. 87-100]
Впервые термин «самоотношение» в отечественной психологической литературе был применен в рамках школы установок Д.Н. Узнадзе. По мнению представителей этой школы, самоотношение – это подкласс социальной установки, предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения.
По мнению В.В. Столина, отношение человека к себе позитивно в том случае, когда образ «Я» выступает условием, способствующим самореализации, а негативно тогда, когда образ «Я» – условие, препятствующее самореализации. Также, по мнению В.В. Столина, самоотношение может быть или конфликтным тогда, когда «Я» и способствует, и препятствует самореализации одновременно. [22, c. 3-11]
Исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, акцентируют свое внимание на его месте в системе саморегуляции, в которую «включены результаты самопознания и эмоционально-личностного отношения к себе».
Отношение личности к себе пронизывает все сферы ее психической активности, в том числе и профессиональную деятельность.
Самоотношение тесно связано с поведением, восприятием окружающего мира и людей и самовосприятием – переживанием собственной ценности и значимости. В самом самоотношении заложен механизм эго-защиты личности, который защищает ее от отрицательных эмоций в адрес собственного «Я», саморазрушения и потери самоценности.
У. Джемс выделяет два рода самоотношения: самодовольство и недовольство собой. Возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете – его успех или неуспех. Личность, которая с помощью собственных сил всегда достигала успеха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, не будет относиться к собственным силам с недоверием. В то время как, человек, потерпевший несколько неудач одну за другой, проникается неуверенностью и отступает перед проблемами, вовсе не превосходящими его силы. В результате вышеизложенного У.Джемс вывел формулу, описывающую качественный механизм формирования самоуважения: «самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым – дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания».
С точки зрения теории символического интеракционизма Я-концепция, как и большинство других значений, формируются, уточняются и укрепляются день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит.
Мнение каждого о своих способностях и физических данных, о том, каких поступков от него ожидают и т.д., возникает в процессе его участия в организованных группах. Именно это позволили Ч. Кули описать человеческое чувство личной определенности как «зеркальное Я». Концепция самого себя – это, по существу, отражение свойств человека такими, как они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основании реакций, приписываемых другим людям. Если с человеком постоянно обращаются так, как будто он представляет собой нечто особенное, он начинает чувствовать себя необычным и отличающимся от других. Что бы ни делали люди, все они очень чувствительны к реакциям других людей; они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром. [2, c. 65-78]
Итак, Я-концепция развивается в социальном взаимодействии. Дж. Мид утверждал, что каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения.
В своей знаменитой концепции А. Маслоу потребности самоуважения разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь.
Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку