Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Психологическое благополучие как психологическая проблема 8
1.1. Понятие психологического благополучия 8
1.2. Особенности подростков 22
1.3. Особенности полных и не полных семей 33
Выводы по теоретической части исследования 44
Глава 2 Программа изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей 46
2.1. Основные понятия, цель, задачи, гипотезы исследования 46
2.2. Предмет, объект, выборка, методы исследования 47
Глава 3 Результаты изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей 52
3.1. Изучение психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей 52
3.2. Изучение особенностей психологического благополучия по методике Рене Жиля 55
3.3. Уточнение особенностей психологического благополучия при помощи методики А.Я.Варга, В.В.Столин 57
3.4. Сопоставительный анализ полученных результатов 59
2.5. Выводы по эмпирической части исследования 60
Заключение 62
Практические рекомендации 64
Список литературы 66
Введение:
В последние десятилетия проблема психологического благополучия личности все чаще становится предметом изучения. Это вызвано практической необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения. Анализ исследований по данной проблеме показал, что одним из ключевых аспектов благополучия является эмоциональный комфорт, который включает в себя характер переживаний, самоотношение, субъективное отношение к собственной жизни, психоэмоциональный фон отношений [5]. Многие работы посвящены изучению отдельных аспектов проблемы: тревожности и агрессивности [3]; влиянию социальных изменений на формирование жизненных планов; переживанию подростков, находящихся в экстремальных условиях; взаимосвязи психологического состояния подростка с адаптацией [2]. Исследователи связывают психологическое благополучие с психологическим здоровьем, состоянием гармонии между различными составляющими личности: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими [1]. Так О.В. Хухлаева выделяет аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационной компонент психологического здоровья.
Предпосылкой и необходимым условием поддержания психологического благополучия является сохранения психологического здоровья личности как «состояния психологического, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности ее эффективного взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно реализовывать свои индивидуальные ресурсы» [1, С. 26]. На психологическое благополучие и психологическое здоровье личности оказывают влияние ряд факторов: объективные факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды понимают как факторы макроуровня (социально-экономические, культурные, общественные), так и факторы микроуровня (семья, ближайшее окружение). Именно они наиболее значимы для психологического благополучия детей и подростков.
Недостаточное внимание к проблеме психологического благополучия на ранних этапах становления личности становится фактором риска дезадаптации во взрослом возрасте. Обеспечение психологического комфорта позволяет предотвратить неблагоприятные последствия развития. Своевременная и качественная диагностика психологического благополучия детей позволяет осуществлять проведение адекватных коррекционных мер, предотвращающих возникновение нежелательных тенденций в развитии личности, появление различных форм отклоняющегося поведения, трудностей школьной и внешкольной деятельности подростка, в том числе депрессивного состояния. В связи с этим актуальным является изучение психологического благополучия у подростков.
Cреди ученых, занимавшихся исследованием психологического благополучия в подростковом возрасте, можно выделить: Ю.С.Бородинчика, А.В. Воронину, О.А. Елисееву, О.А. Идобаеву, В.Н. Колесникова, Ю.И. Мельника, У.Б. Кузнецова, Н.Н. Лешинского, О.В. Лебедева, Г.В. Литвинову, Е.М. Павлову, Н.В. Панкова.
О.В. Лебедева отмечает, психологическим благополучием понимается: «наличие у человека психического здоровья (отсутствие выраженных психических заболеваний); личностного здоровья (оптимальная внутренняя согласованность, сбалансированность, различных изначально заданных и прижизненно образующихся мотиваций, характерологических и культурологических черт разного уровня и содержания друг с другом, а также с познавательными, психофизиологическими и физиологическими возможностями построения поведения [14].
Одним из факторов формирования психологического благополучия у подростков является семья. Воспитательную роль семьи трудно переоценить, но возникает проблема, как минимизировать негативные влияния семьи на воспитание подростка, и наоборот, максимизировать положительные влияния. Данное исследование будет посвящено решению этой проблемы.
Отсутствие в семье одного из родителей вне зависимости от причины оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ребёнка. Известно, что утрата ребёнком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной и наркотической зависимости, невысокому чувству собственного достоинства и заниженной оценке собственных способностей.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на высокую теоретическую разработанную темы семьи и психологического благополучия в подростковом возрасте, в настоящее время нет однозначного ответа на то, является ли состав семьи условием психологического благополучия подростков.
Цель исследования – изучить особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы благополучия подростков из полных и неполных семей.
2. Изучить особенности межличностных отношений подростков и их восприятие внутрисемейных отношений.
3. Изучить особенности родительских отношений к подросткам из полных и неполных семей.
4. Выявить особенности психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей.
5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Объект исследования – подростки из полных и неполных семей.
Предмет исследования – психологическое благополучие подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: мы предположили, что:
Заключение:
В настоящие время влияние детско-родительских отношений на психологического благополучие подростков. является неотъемлемой частью в работе педагога-психолога. В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области. Таким образом, «психологического благополучие», мы рассматриваем его как внутреннее переживание и осознание психологического комфорта обобщенного характера, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей человека. Психологического благополучие человека связано как с характером переживаемых эмоций, так и с возможностью и умением эти эмоции выражать.
Основы психологического благополучия детей закладываются в семье.
Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье и самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей.
В результате эмпирического исследования были выявлены особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. Было установлено, что подростки из полных семей имеют более выраженные показатели по шкалам психологического благополучия, чем подростки из неполных семей, при этом некоторые из показателей (позитивное отношение, личностный рост и цели) более выражены у мальчиков из полных семей, чем у девочек. Также в результате исследования было установлено, что подростки из полных семей более положительнее относятся к матерям, чем их сверстники из полных семей. При этом было установлено, что подростки из полных семей более любознательны чем их сверстники из неполных семей. При изучении типов родительских отношений было установлено, что среди семей подростков из полных семей имеют более выраженные показатели такие типы отношений как как симбиоз и кооперация. Среди родителей подростков из неполных семей более выражены показатели по стилю отношения инфантилизация.
Статистический анализ полученных данных показал, что высоко значимые положительные корреляции наблюдаются между шкалами отношение к матери, к родным, к другу, любознательность и показателем психологического благополучия подростков, как из полных семей, так из неполных семей. Обратная взаимосвязь была выявлена между показателем закрытость/отгороженность и психологическим благополучием. Также была выявлена прямая взаимосвязь между таким типом родительских отношений как кооперация и психологическим благополучием подростков. Обратная взаимосвязь была выявлена между такими типами отношения как симбиоз, инфантилизация и психологическим благополучием подростков.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: существует взаимосвязь между психологическим благополучием подростков и особенностями внутрисемейных отношений, а также особенностями родительских отношений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологическое благополучие как психологическая проблема
1.1. Понятие психологического благополучия
Вопрос детерминант психологического благополучия в настоящее время является актуальным направлением в зарубежной и отечественной психологии. Понятие «благополучие» часто используется в медицине, экономике, биологии, философии и педагогике, но «до сих пор более 60% работ, в названиях которых встречается слово «благополучие», относятся к вопросам экономики и только менее 5% составляют работы по психологии» [8].
Благополучие – это многогранное понятие. Смысловое значение слова «благополучие» в психологическом словаре, это «спокойное и счастливое состояние» [65]. Так же данный термин используется в качестве синонима счастья, благоприятного психического и физического состояния.
Количество исследований в области психологического благополучия в последние 60 лет неуклонно растет. Изучение психологического благополучия пронизывает различные социальные дисциплины. Необходимо отметит, что возрастающий научный интерес к проблеме психологического благополучия существует и в различных направлениях психологии [58].
При знакомстве с различными исследованиями мы отмечаем, что сегодня феномен благополучия описывается в интегративной и динамичной концепции, которая включает в себя субъективные, социальные и психологические аспекты.
Рассматривая исторические предпосылки изучения благополучия, следует отметить два подхода, в основе которых лежит трактовка психологического благополучия:
-гедонистическая традиция, которая подчеркивает такие конструкции как счастье, положительное и негативное влияние, удовлетворенность жизнью;
-эвдемонистическое учение, в котором подчеркивается позитивное психологическое функционирование человека и его развитие [56].
В настоящий момент нет единого общепринятого мнения о том, как соотносятся между собой понятия субъективного и психологического благополучия; субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью; субъективного благополучия и счастья. Например, ряд исследователей (К. Рифф, Э. Динер, С.Ю. Семенов) считают, что субъективное благополучие является составляющей психологического благополучия, в то время как существует мнение (Н.К. Бахарева, Л.В. Куликов, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов, Г.Л. Пучкова), что психологическое благополучие часть субъективного. Некоторые исследователи используют данные понятия как синонимичные (Н. Брэдбурн, Е.Н. Панина, Е.Е. Бочарова и др.).
Однако, несмотря на различия в подходах, большинство исследователей полагают, что психологическое благополучие является многомерной конструкцией.
Первые упоминания об исследованиях в области психологического благополучия как самостоятельной категории мы находим в зарубежных трудах, теоретическую базу для которых в 1969 году составили работы Нормана Брэдбурна. Он впервые вводит понятие «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Его работы ознаменовали отход от психиатрической практики к изучению психологических реакций простых людей в их повседневной жизни. Его суждения вытекают из заинтересованности в том, как люди справляются с ежедневными трудностями, с которыми они сталкиваются [8].
Автор отмечал, что психологическое благополучие (которое также упоминается как счастье) – это переменная, которая имеет первостепенное значение, и связывал свою трактовку психологического благополучия с идеями Аристотеля об эвдемонии, согласно которой, наивысшим благом для человека является счастье. Исследование Н. Брэдбурна было сосредоточено на различиях между положительными и отрицательными аффектами. Человек будет обладать высоким уровнем психологического благополучия в той степени, в которой он будет иметь доминирование положительных эмоций над отрицательными [8].
В своих исследованиях Н. Брэдбурн отмечает, что «он не подразумевает под понятием психологическое благополучие ряд других понятий, таких как самоактуализация, самооценка, автономия, но, в то же время, возможно, эти понятия имеют области взаимного пересечения». Н. Брэдбурн создал модель структуры психологического благополучия, которая представляет собой баланс, достигаемый переменным преобладанием двух видов аффекта – негативного и позитивного [8].
Американский психолог, основоположник позитивной психологии М. Селигман, считает, что объектом исследования должны стать «сильные стороны человека, его созидательный потенциал и позитивное функционирование; в качестве новой цели психологии выдвинул благополучие личности или процветание» [цит. по 12]. Данный автор отмечал, что теория благополучия – теория добровольного выбора, а элементы благополучия – это то, что выбирают люди самостоятельно. Каждый элемент, по мнению М. Селигмана, должен удовлетворять трем критериям:
1.Способствовать благополучию.
2.Представлять для многих людей самостоятельную ценность, а не средство для достижения целей.
3.Поддаваться описанию и измерению независимо от других составляющих (самостоятельность) [цит. по 12].
Описанным критериям соответствуют следующие критерии, составляющие благополучие:
-положительные эмоции;
-достижения;
-хорошие отношения с людьми;
-вовлеченность; — смысл.