Психолого-педагогическое образование Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРЕВОЖНОСТИ 6
1.1. Исследование феномена тревожности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Возрастные особенности проявления и причины тревожности 19
1.3. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребенка в группе сверстников 41
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование тревожности в среднем и старшем дошкольном возрасте 47
2.1. Общая характеристика программы эмпирического исследования тревожности в среднем и старшем дошкольном возрасте 47
2.2. Результаты эмпирического исследования тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста 49
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по работе с тревожными детьми 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЯ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

  

Введение:

 

Актуальность. Дети дошкольного возраста проявляют тревожные состояния в собственном поведении, проецируя в социум свое внутреннее психологическое самоощущение. То есть, ребенок является неблагополучным внутренне, испытывает комплекс негативных переживаний. В таком контексте тревожность дошкольников представляет собой определенный способ психологической защиты.
Так, чаще всего в детском коллективе неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками. Тревожность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Также на детскую тревожность оказывают влияние и отношения внутри семьи.
В настоящее время изучению тревоги посвящено большое количество работ (Долгова В.И., Капитанец Е.Г. [Долгова]; Прихожан А.М. [Прихожан]; Микляева А.В., Румянцева П.В. [Микляева]). Для достаточно полного их анализа необходимо уточнить некоторые теоретические и методологические положения. Прежде всего – важно четкое концептуальное различение понятий тревоги, как состояния, и тревожности, как черты личности. Чаще всего термин «тревога» используется для описания негативного психического состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Это состояние возникает, когда индивид воспринимает определённые раздражители или ситуацию как несущую в себе непосредственно или потенциально элементы угрозы, опасности, вреда (Прихожан А.М. [Прихожан]).
Объект данной работы: тревожность как психологическое состояние.
Предмет исследования: проявления тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить тревожность у детей дошкольного возраста и взаимосвязи с тревожностью.
Исходя из поставленной цели следует решить ряд задач:
— представить исследование феномена тревожности в зарубежной и отечественной психологии;
— представить возрастные особенности проявления и причины тревожности;
— показать влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребенка в группе сверстников;
— представить общую характеристику программы эмпирического исследования тревожности в среднем и старшем дошкольном возрасте;
— дать результаты эмпирического исследования тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
— предоставить психолого-педагогические рекомендации по работе с тревожными детьми.
Гипотеза исследования заключается в том, что в дошкольном возрасте тревожность ребенка связана с групповым статусом.
Теоретическая значимость Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования методических основ работы с проявлениями тревожности детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методики по определению тревожности дошкольников в группе сверстников могут служить эффективным инструментом определения тревожных проявлений в группе дошкольников.
Методы, используемые в данном исследовании:
1. Анализ научно-психологической литературы по феномену тревожности.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Тестирование.
5. Метод проектов.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1912 имени Бауыржана Момышулы».
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи было представлено исследование феномена тревожности в зарубежной и отечественной психологии. Выявлено, что различные исследователи с различных точек зрения рассматривают представленную проблематику, однако же общим остается то, что тревожность представляет собой стрессовое состояние организма, которое вызвано переживаниями различной этимологии и возникающее на той или иной почве. Так, данная проблема носит выраженный психологический характер. Также ряд ученых делают вывод о том, что зарождение тревожности происходит именно в период дошкольного возраста.
В ходе решения второй задачи были представлены возрастные особенности проявления и причины тревожности. Выяснено, что в большинстве случаев тревожные дети чаще бывают послушными, застенчивыми, дисциплинированными, выполняют все поручения взрослых, соблюдают общепринятые правила, так как при таких условиях они чувствуют себя в безопасности, стараясь тем самым избежать неудачи. Обычно они при этом замкнуты, малообщительны, безынициативны и избегают контактов с людьми, от которых «исходит угроза».
В ходе решения третьей задачи было выявлено влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребенка в группе сверстников. Так, ребенок с достаточно завышенной степенью тревожности чаще всего воспринимает угрозу своей самооценке в виде любой критики. В частности, у него происходит становление совершенно неадекватной заниженной самооценки. Наиболее распространенным при этом проявлением заниженной самооценки представляется непосредственно повышенная тревожность, которая заключается в склонности к беспокойному самоощущению в совершенно разнообразных ситуациях.
В ходе решения четвертой задачи была дана общая характеристика программы эмпирического исследования тревожности в среднем и старшем дошкольном возрасте. Было выяснено, что апробация данного исследования проходила в 2019 году среди средних и старших дошкольников на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1912 имени Бауыржана Момышулы» г. Москвы по пяти диагностическим материалам тревожности.
В ходе решения пятой задачи были представлены результаты эмпирического исследования тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Было выяснено, что существует достаточно емкая взаимосвязь детской тревожности и группового статуса или коммуникативности, навыков к общению. Кроме того, также было выявлено, что мальчики являются более тревожными, чем девочки, что демонстрируют также их рисунки. При этом наблюдается, что у всех родителей адекватный уровень тревожности за своих детей. В целом, дети имеют тревожность тогда, когда у них имеются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
В ходе решения шестой задачи были представлены психолого-педагогические рекомендации по работе с тревожными детьми.
Таким образом, задачи данной работы являются решенными.
Цель представленного исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРЕВОЖНОСТИ

1.1. Исследование феномена тревожности в зарубежной и отечественной психологии

Если рассматривать те проблемы, которые существуют на сегодняшний день в области практической психологии, можно заметить, что одно из ведущих мест ее деятельности и тематики отводится непосредственно проблемам, которые связываются с психическими состояниями личности. Если рассматривать структурообразование психических состояний, которые представляются предметом научного исследования, особенно важным рассматривается такое состояние как тревожность [Столяренко, С.54]. При этом следует отметить, что огромное количество исследователей, которые занимаются темами тревожности соглашаются в том, что изначально идентифицирована проблема тревожности, беспокойства была в характерологических исследованиях З. Фрейда. Непосредственно им было этимологизировано представленное состояние в качестве эмоционального, то есть такого, в котором содержится определенное количество неопределенности и каких-либо ожиданий.
Тревожность, соответственно, рассматривается в настоящее время в качестве достаточно тяжелой проблематики психологии как научной области в современной действительности [Григорович].
Само по себе понятие тревожности в настоящее время применяется неоднозначно, или, иначе, не в единственном значении. При этом отмечается то, что сложность согласованности в понимание представляемого аспекта заключается непосредственно в том, что ученые, которые занимаются исследованиями тревожности, зачастую применяют в своих исследованиях этимологические понятия, которые являются различными по своей природе.
Можно говорить также и о том, что первопричиной существующей неопределенности в этимологическом значении относительно концептуальной действительности тревожности рассматривается то, что данное понятие используется, в большинстве случаев, как обозначение несколько идентичных, однако же, несмотря на это, различных понятий. Следует сказать о том, что некоторая упорядоченность, которая присутствует красной линией в рассматриваемой теме, представляется определенным выделением самостоятельных семантических единиц. В частности, в данной ситуации речь идет о следующих компонентах: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:
1) интерес-волнение,
2) радость,
3) удивление,
4) горе-страдание,
5) гнев,
6) отвращение,
7) презрение,
8) страх,
9) стыд,
10) вину [Глозман, С.57].
Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [Глозман, С. 66].
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [Вилюнас, С. 68].
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. [Тревога и тревожность, С. 234] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Существует несколько типов тревожности, различающихся симптомами и условиями возникновения:
— общее тревожное расстройство — характеризуется постоянным предчувствием беды, маловероятных катастрофических последствий, снижением внимания, нарушением памяти, повышенной чувствительностью к звукам, яркому свету;
— посттравматическое стрессовое расстройство — развивается после внешней психологической травмы, и выражается в раздражительности, нервозности, желании избавиться от воспоминаний, неоднократном переживании ситуации во снах, мыслях;
— обсессивно-компульсивное расстройство — тревожность выражается в одержимости, навязчивых идеях. Ритуалы приносят временное облегчение;
— фобии — описывают неконтролируемый страх или устойчивое переживание тревоги в определенных условиях или присутствии некого объекта: боязнь темноты, высоты, смерти, болезни, замкнутого пространства;
— панические атаки — беспричинные приступы страха, возникают внезапно, длятся в течение 10-20 минут. Может присутствовать тошнота, боль в груди, повышенное потоотделение, учащенный пульс, дискомфорт в нижней части живота.
Можно сказать, что испытывать тревогу — значит, сталкиваться с эмоциональной реакцией, состоящей из сложной совокупности чувств и когнитивных предубеждений при отсутствии специфического стимула — например, паука или отвесной скалы перед нами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы