Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Профессиональное выгорание как предмет психологического исследования 8
1.2. Особенности профессионального выгорания педагогов спортивной школы 13
1.3. Факторы успешной коррекции и профилактики синдрома профессионального выгорания в профессиональной деятельности педагогов-тренеров 22
1.4. Методы коррекции и профилактики синдрома профессионального выгорания у педагогов-тренеров 33
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 47
2.3. Реализация программы психолого-педагогической коррекции профессионального выгорания тренеров 51
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема изучения профессионального выгорания в профессиональной деятельности человека становится все более актуальной вследствие того, что имеет ряд негативных последствий в виде ухудшения психологического и физического здоровья специалистов, нарушения системы межличностных контактов, развития негативных установок по отношению к профессиональной деятельности, снижения ее продуктивности и качества.
Профессиональная деятельность занимает существенное место в жизненном пространстве человека. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность как позитивное воздействие, предоставляя возможность для самореализации, так и негативное, нарушая баланс психического здоровья специалиста. Одно из таких негативных последствий получило название синдрома эмоционального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье специалиста.
В зарубежных исследованиях профессиональное выгорание как ответную реакцию на длительный профессиональный стресс рассматривают Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, С. Джексон, Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др. В отечественной научной традиции проблема профессионального выгорания в контексте взаимовлияния личности и профессии представлена в работах В.В. Бойко, О.И. Бабич, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Н.В. Самоукиной и др.
С точки зрения О.И. Бабич, синдром профессионального выгорания представляет собой сложное по своей структуре образование, состоящее из совокупности ряда негативных переживаний, вызванных тем или иным видом перегрузки. Это своего рода ответная реакция на продолжительный стресс, возникающий в межличностных коммуникациях, соответственно ярче всего выгорание проявляется у представителей профессий, относящихся к постоянному взаимодействию с другими людьми.
В данной работе нас интересуют особенности профессионального выгорания у педагогов спортивной школы, поскольку их профессиональная деятельность полна различного рода стрессогенных факторов, способствующих появлению синдрома профессионального выгорания: напряженный рабочий график, коммуникативные перегрузки, чрезмерное эмоциональное напряжение и др.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что профессиональное выгорание представляет собой важную научную проблему в связи с его влиянием на здоровье, работоспособность, производительность и качество труда педагогов. Согласно концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, в целях сохранения профессионального долголетия специалистов необходимо знание общих и специальных факторов риска с целью поиска путей возможного устранения или снижения их негативного влияния на субъектов труда.
Цель исследования: теоретически рассмотреть и опытно-экспериментальным путем проверить особенности синдрома профессионального выгорания в профессионально деятельности педагогов-тренеров.
Объект исследования: профессионального выгорания в профессионально деятельности.
Предмет исследования: особенности профессионального выгорания в профессионально деятельности педагогов-тренеров.
Гипотеза исследования: профилактика профессионального выгорания в профессиональной деятельности педагогов-тренеров возможна при реализации следующих допущений:
1) осуществить целеполагание профилактики профессионального выгорания в профессиональной деятельности педагогов;
2) сконструировать модель профилактики профессионального выгорания педагогов;
3) разработать и реализовать программу профилактики профессионального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности профессиональное выгорание как предмет психологического исследования.
2. Рассмотреть особенности профессионального выгорания педагогов спортивной школы.
3. Изучить факторы успешной коррекции и профилактики синдрома профессионального выгорания в профессиональной деятельности педагогов-тренеров.
4. Раскрыть методы коррекции и профилактики синдрома профессионального выгорания у педагогов-тренеров.
5. Провести эмпирическое исследования профессионального выгорания у сотрудников организации.
Методы исследования:
1. Теоретический метод — сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы:
• Тест «оценка удовлетворенности работой».
• Методика «Синдром профессионального выгорания» (диагностика уровня профессионального выгорания) (Бойко В.В.).
• Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе проведен комплексный анализ синдрома профессионального выгорания, раскрыто понятие синдрома и его причины, выявлена специфика данного феномена в педагогической деятельности. Практическая значимость работы обусловлена тем, что в результате проведенного исследования составлены рекомендации по профилактике профессионального выгорания воспитателей, а также может быть разработана программа профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современной научной литературе существуют разногласия в трактовке эмоционального и профессионального выгорания. Такая же картина отмечается в разработке методов исследования этого синдрома. Поэтому для более полной диагностики и анализа синдрома профессионального выгорания необходимо применение комплекса методических средств.
Согласно изученной литературе, к важнейшим признакам профессионального выгорания у тренеров следует отнести: — Появление дезадаптивности в профессиональной деятельности педагога; — Негативное изменение у педагога субъективного благополучия и изменения в эмоционально – волевой сфере, сопровождающиеся неудовлетворенностью результатами своего труда.
Профессиональное выгорание тренеров характеризуется изменением индивидуальных и личностными свойств и, возникшими в результате развития этого синдрома, особенностями характера и способностей.
Проблема профилактики профессионального выгорания у педагогических работников стоит остро и обусловливается действием некоторых неблагоприятных факторов: 1) Специфика работы педагога: сложность педагогического общения, ненормированный рабочий день, большое количество обязанностей у работников и т.д. 2) Большое психоэмоциональное напряжение разноплановые стрессовые ситуации при выполнении служебных обязанностей и необходимость мгновенного реагирования на них, при этом необходимо соблюдать правила этики и морали, быть собранным, вежливым, контролировать свои действия и поведение, а не только ситуацию и т.д.
Проходя практику, по научно-исследовательской работе, на базе спортивной школы олимпийского резерва № 1 было проведено наблюдение за тренерами. В результате наблюдения мое внимание привлекло 10 тренеров, у которых имелись симптомы профессионального выгорания.
Данным тренерам было предложено пройти ряд методик.
Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой), с помощью которой было выявлено, что из 10 тренеров, у 6-ти преобладает профессиональное выгорание по «редукции личных достижений», у 3-их преобладает «деперсонализация» и у одного тренера преобладает «эмоциональное истощение».
Тест «оценка удовлетворенности работой». С помощью данного теста были получены следующие результаты: 2-ва тренера не удовлетворены своей работой и 8-мь удовлетворены.
Диагностика уровня эмоционального «выгорания» (В.В. Бойко). Данная диагностика помогла выявить стадии «эмоционального выгорания», из 10-ти тренеров: 5-ро с «истощением», у 3-их «резистенция» и у 2-их «напряжение».
Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу, что тренера с симптомами профессионального «выгорания», удовлетворены своей работой, и профессиональное «выгорания» у них в большей степени из-за эмоционального «выгорания».

 

Фрагмент текста работы:

 

Термин «профессиональное выгорание» трактуется в психологии поразному. Каждое определение несет свою индивидуальную оценку и точку зрения. Часто профессиональное выгорание сравнивают с эмоциональным выгоранием. Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия (Бойко В.В., 1996) [6]. Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [4].
В зарубежной литературе этот синдром известен как burnout (англ.) — «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые этот термин был введен американским психотерапевтом X. Дж. Фреденбергом в 1974 году. Им была описана картина нарастающего эмоционального истощения, наблюдаемая и в процессе изучения представителей помогающих профессий. Именно тогда впервые был озвучен термин «профессиональное выгорание» и относился он, в первую очередь, к специалистам, работающим в кризисных центрах и психиатрических клиниках. С тех пор термин получил широкое распространение и, соответственно, множество разнообразных толкований и содержательно близких понятий. Самое популярное из них – эмоциональное выгорание. Так, в 1981 году Э.Морроу предложил яркий эмоциональный образ, который отражает внутреннее состояние работника, подверженного дистрессу профвыгорания: «Запах горящей психологической проводки» [цит. по 9].
Сегодня в наиболее общем виде под термином профессиональное выгорание понимается любое негативное изменение в состоянии и личности человека, возникающее под влиянием длительного воздействия стрессогенных факторов, связанных с трудовой деятельностью [12].
Проблема профессионального выгорания приобрела особую важность в связи изучением представителей помогающих профессий, в том числе врачей, психологов, сотрудников спецслужб, поскольку их деятельность связана с постоянным и интенсивным взаимодействием с людьми и чрезвычайной эмоциональной насыщенностью и вовлеченностью.
Мы, вслед за учеными (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.), рассматриваем термин профессионального выгорания в более узком понимании. Профессиональное выгорание – это эмоциональное истощение, возникновение и развитие которого обуславливается влиянием профессиональных стресс-факторов.
Можно выделить несколько групп факторов профвыгорания:
— организационные — непосредственно связанные с управлением и условиями работы;
— деятельностные — связанные с содержанием и характером деятельности;
— личностные, — связанные с мотивационными и индивидуально-психологическими особенностями специалиста [11].
В современных исследованиях (Е.В. Змановская, И.Ю. Маргошина) феномен профессионального выгорания определяется и объясняется составлением списка его основных проявлений или симптомов, объединяющихся в гомогенные группы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы