Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности профессиональной этики государственных служащих
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7
1.1. Понятие и принципы профессиональной этики государственных служащих 7
1.2. Значение профессиональной этики государственных служащих 9
1.3. Кодекс профессиональной этики государственных служащих 18
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 26
2.1. Формирование имиджа государственного служащего 26
2.2. Проблемы контроля и мониторинга соблюдения Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих 29
2.3. Этические основы противодействия коррупции государственного служащего в Республике Дагестан 34
3. РОЛЬ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 41
3.1. Зарубежный опыт формирования и регулирования этических норм государственных служащих 41
3.2. Отечественный опыт формирования и внедрения этики профессионального и служебного поведения государственных гражданских служащих на примере Республики Дагестан 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Введение:
Государственная служба построена на строгой иерархии и принципах эффективного взаимодействия. Нормы этого взаимодействия регламентирует Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих.
Этот документ — не просто свод правил. В его основе лежит целый перечень международных и российских документов, в том числе и главный закон страны — Конституция России, а также общепризнанные нравственные нормы общественной морали.
Государственный аппарат, вся его вертикаль — это сложная система власти, подразумевающая различные уровни подчинения, доступа к информации, ответственности и полномочий.
Для обеспечения слаженной и эффективной работы такого сложно структурированного «организма» требуются четкие правила поведения в рамках профессиональной служебной этики.
Рассматриваемый документ обязателен к применению всеми госслужащими вне зависимости от чина, группы, класса и занимаемой должности.
Основная цель документа — укрепление авторитета государственной власти, поддержание высокого уровня лояльности населения ко всем ее представителям и создание позитивного образа чиновника.
Применение Кодекса предусматривается, прежде всего, особым социально-правовым статусом госслужащих.
Все дело в том, что положение этой группы людей обуславливает не только влияние на них догм и правил общественной морали (неважно, задокументированы они где-либо или нет), но и влияние поведения самих государственных служащих на формирование этики служебного и межличностного общения, то есть чиновник является своего рода образцом для простых граждан и своих подчиненных.
На данный момент служебные отношения между госслужащими в нашей стране регулируются актуальным «Кодексом этики и служебного поведения».
В документе четко прописаны цели и задачи свода правил, их обязательность для служащих любых должностей и даже уровень ответственности за нарушения положений документа.
То, насколько госслужащие знают и соблюдают «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих», является одним из основных критериев качественной оценки их работы и поведения на службе.
К сожалению, несмотря на то, что указанный кодекс действует уже десять лет, количество нарушений особенно коррупционного характера остается стабильно высоким как в России в целом, так и в Дагестане, в частности, что свидетельствует о недостаточной эффективности принятого документа и механизма его реализации.
Данная ситуация требует тщательной проработки и принятия соответствующих мер, что дополнительно обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ особенностей профессиональной этики государственных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и принципы профессиональной этики государственных служащих,
— определить значение профессиональной этики государственных служащих,
— исследовать кодекс профессиональной этики государственных служащих,
— рассмотреть формирование имиджа государственного служащего,
— выявить проблемы контроля и мониторинга соблюдения Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих,
— исследовать этические основы противодействия коррупции государственного служащего в Республике Дагестан,
— рассмотреть зарубежный опыт формирования и регулирования этических норм государственных служащих,
— изучить отечественный опыт формирования и внедрения этики профессионального и служебного поведения государственных гражданских служащих на примере Республики Дагестан.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере профессиональной этики государственных служащих.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные аспекты профессиональной этики государственных служащих.
Теоретической основой исследования стали работы таких исследователей как Заруба Н.А ., Дрыгина Н.Н. , Шкатула В.И ., Крутых Е.В ., Щирова А.И ., Андреев М.А., Берзегова С.А., Иванников И.А., Браташова Ю.А., Герасимова О.Ю., Куршиева Н.М., Манушин Д.В., Вараксина А.О., Нужнова С.Л., Хашева И.А., Сологуб В.А., Черняк Т.В., Мухаметжанова В.С., Шаленко В.Н., Костенников М.В., Куракин А.В., Горин Е.В., Андриченко Л.В., Зинченко Г.П., Лукьянова В.Ю. и др.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные правовые акты.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы и предложения.
Проведенный в ходе исследования анализ научной литературы, материалов СМИ и интернета позволяет сделать вывод о том, что для Республики Дагестан характерны проблемы в сфере соблюдения этических норм государственными служащими, актуальные для всей России в целом.
Как показала практика, на сегодняшний день кодекс профессиональной этики не подкреплен каким-либо действительно действенным механизмом для его исполнения – существуют неясности, как с контролирующими органами, так и с санкциями за нарушения.
Кодекс этики предписывает вежливое участливое отношение к гражданам, но зачастую грубость и равнодушие, что называется, является меньшим злом, на фоне коррупции и многомиллионных хищений, корни этих явлений кроются гораздо глубже в воспитании государственных служащих, которым с детства не были привиты морально-этические нормы.
В целях минимизации нарушений и их негативных последствий представляется необходимым проводить дальнейшую государственную политику в рассматриваемом направлении, в том числе, с учетом зарубежного опыта.
Для того чтобы решить проблемы связанные с возможным неэтичным поведением государственных служащих необходимо провести ряд мероприятий.
Существующий кодекс этики не отвечает требованиям современных реалий, в связи с чем необходимо дополнительно или вместо него ввести Кодекс поведения или правил государственного служащего, положения которого будут носить не рекомендательный, а обязательный характер, в том числе, с установлением санкции за неисполнение правил.
Необходимо создать орган государственной власти на уровне Федерации, который будет непосредственно координировать деятельность, связанную с этическими вопросами в поведении чиновников.
Вопросы этики необходимо внести в общеобразовательной программы.
В этом отношении интересен опыт проведения курсов профессиональной подготовки для поступающих на госслужбу.
Данный курс может быть построен на интерактивных формах обучения, распространении видеоматериалов, использовании пособий, ситуационных задач, различных кейсов.
Поступающий на госслужбу гражданин должен знать, как ему вести себя в тех или иных сложных или двусмысленных ситуациях, каковы основы его взаимодействия с политическими и гражданскими институтами общества.
Как уже было отмечено, на уровне Российской Федерации и её субъектов, также как и во многих зарубежных странах, приняты кодексы этики.
Вместе с тем результативность их действия крайне низкая, в большинстве случаев государственные служащие либо формально расписываются за знание положений данного документа, либо вообще его никогда не читали.
В этой связи формирование кадрового состава государственных служащих, отвечающих профессиональным и этическим требованиям сегодняшнего дня, является сложной задачей.
Прежде всего, необходимо проводить профилактическую деятельность, предупреждать факты нарушения служебной этики.
Должны быть сформированы внутренние установки государственного служащего, а также применяться кадровые технологии, которые позволят еще на этапе собеседования не допустить к работе лиц, которые имеют коррупциогенные или иные личные интересы, не связанные с государственной службой.
Кроме того, в отношении действующих государственных служащих должны постоянно проводятся мероприятия, направленные на повышение их культурного и этического уровня.
Кроме того, необходимо вести постоянный мониторинг состояния нравственности среди сотрудников, особенно склонных к профессиональному выгоранию.
Цель такой деятельности сформировать о госслужащих нравственные установки и постараться устранить происходящую профессиональную деформацию.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Понятие и принципы профессиональной этики государственных служащих
В современном обществе невозможно обойтись без взаимодействия людей друг с другом. В сферы отношений, которые несут официальный характер, так или иначе, затрагивают нормы этикета.
Понятие «этика» собрала в себе и объединила такие незаменимые и важные компоненты, основанные на принципах моральных и нравственных норм, а также, поведение людей во взаимоотношениях друг с другом. Как никто другой, под данную категорию попадают государственные служащие, управленческая деятельность которой предполагает постоянный контакт с населением. Все это предопределяет необходимость обращения к правилам и нормам этического порядка в процессе своей профессиональной деятельности .
Актуальность темы связана с тем, что государственный служащий относится к профессии «человек — человек», где взаимодействие несет в себе профессионально значимую категорию. Поэтому важность овладения культурой общения и соблюдения профессиональной этики госслужащим приведет к повышению и укреплению авторитета каждого участника общения. Соблюдая нормы этикета, государственный служащий способствует повышению авторитета власти у общества, тем самым повысить доверие со стороны граждан.
Этика государственного служащего — один из молодых видов, первоисточник которого отнесен ко времени становления государственности.
По мнению, Дрыгиной Н.Н., «профессиональная этика» — система общих ценностей и правил поведения конкретной социальной группы, регулируемая нравственный характер взаимоотношениями на государственной службе, в границах их профессиональной деятельности, направленной на создание в коллективе комфортного социально-психологического климата .
В соответствии Конституции РФ, федеральных законов, законодательства субъектов РФ, другими нормативно — правовыми актами все государственные служащие в своей деятельности следовать моральным требованиям и нормам любого действующего кодекса.
Профессиональная этика государственного служащего формирует свою систему норм и принципов, основываясь на превалирующей в обществе морали.
К этическим принципам государственных служащих относятся:
-принцип законности — выступает важнейшим принципом. Верховенство Конституции РФ и ФЗ над иными нормативно — правовыми актами;
-принцип гуманизма — выражается в признании суверенитета и достоинства личности, уважения к человеку;
-принцип беспристрастности и независимости:
-принцип ответственности — наличие обостренного чувства личной ответственности государственного служащего перед обществом;
-принцип справедливости.
Перечисленные этические принципы лежат в основе этических кодексов государственной службы. Последствия нарушения или подмены одного принципа может привести к ослаблению другого. Следует подчеркнуть, что только совместное их применение определяют такой показатель, как «состояние здоровья» государства.
Таким образом, этические принципы задают общий вектор, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы. Задача этической нормы, как одной из простых форм нравственного требования, создать специфический стиль поведения, со всеми ограничениями и запретами для достижения общих целей.
Авторы считают, что профессиональная этика и деловой этикет является одним из важнейших показателей управленческой культуры. Требования
нравственного порядка к государственным служащим распространяются за рамки их служебной деятельности. Исполняя свои служебные обязанности или находясь вне службы, государственный служащий соответствовать правовому статусу и моральному облику данной категории, не допускать поступки, высказывания, действия, которые могут принести ущерб государственному органу.
Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, — этика государственных служащих, соблюдение ими профессиональных установок все это способствует позитивному формированию демократии в обществе, улучшая тем самым прозрачность деятельности госслужащих.
1.2. Значение профессиональной этики государственных служащих
На сегодняшний день в Российской Федерации происходит ряд разбирательств, связанных с высказываниями и поведением российских чиновников.
В свою очередь, этические кодексы в Российской Федерации, представляющие собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, носят лишь рекомендательный характер.