Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности профессиональной деятельности классного руководителя в современной общеобразовательной школе (на примере МБОУ СОШ №2 г. Поронайска).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 5
1.1 Основные функции и должностные обязанности классного руководителя 5
1.2 Инновационная деятельность классного руководителя 10
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 19
2.1 Формы и направления работы классного руководителя с ученическим коллективом 19
2.2 Взаимодействие классного руководителя с субъектами педагогического процесса 25
2.3 Специфика работы классного руководителя с семьями учащихся 46
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 53
3.1 Методические рекомендации по использованию информационных технологий при организации деятельности классного руководителя 53
3.2 Эффективность предложенных рекомендаций 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

В настоящее время система современного общего образования характеризуется переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования ко всей педагогической де¬ятельности в целом, а также ко всем субъектам педагогического процесса. Введение ФГОС требует нового учителя, имеющего иной уровень квалификации, готового к перестройке всей образовательной деятельности в условиях быстро изменяющейся информационной среды.
Современная школа в условиях нынешней реальности столкнулась с технологической, психологической неготовностью педагогов к переходу на новые стандарты, именно поэтому важным является анализ особенностей профессиональной деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе.
Вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Теоретико-методологическая основа работы состоит в том, что особенности профессиональной деятельности классного руководителя широко исследованы в работах таких авторов как Т.А. Вайзер, В.И. Долгова, М.Ю. Ела¬гина, О.М. Краснорядцева, В.А. Сластенин, Е.Н. Фран¬цева и др.)
Цель исследования – анализ основных особенностей и характеристик профессиональной деятельности классного руководителя в современной общеобразовательной школе.
Объект исследования – деятельность классного руководителя.
Предмет исследования – характерные особенности профессиональной деятельности современного классного руководителя.
Гипотеза исследования: готовность классных руководителей к инновациям и эффективной педагогической деятельности сказывается на общем качестве работы классного руководителя в образовательном учреждении и связана с эффективным управлением трудовой мотивацией, для которой характерны такие условия: как внутренняя мотивация классных руководителей с преобладанием мотивации достижений, а также благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем изучения профессиональной деятельности классного руководителя в современных условиях.
2. Осуществить практический анализ профессиональной деятельности классного руководителя.
3. Разработать предложения по совершенствованию системы работы классного руководителя в общеобразовательной школе.
Для реализации целей и задач настоящего исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ и синтез;
2. Эмпирические методики:
1) методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)
2) методика оценки психологического климата в педагогическом коллективе (О.С.Михалюк, А.Ю. Шалыто)
3) методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (К.Замфир)
Практическая значимость исследования. Результаты данной работы могут быть полезны организациям, внедряющим проекты инновационного управления, т.к. на основе данного исследования можно внедрять практические рекомендации по повышению мотивации классных руководителей к инновационной деятельности в рамках данного проекта.
Структура работы: общий объем настоящего исследования составляет 72 страницы, включает 13 таблиц и 5 рисунков. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время система современного общего образования характеризуется переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования ко всей педагогической де¬ятельности в целом, а также ко всем субъектам педагогического процесса. Введение ФГОС требует нового педагога, классного руководителя, имеющего иной уровень квалификации, готового к перестройке всей образовательной деятельности в условиях быстро изменяющейся информационной среды.
Существенным отличием современной педагогики сегодня является значительное число исследований, в которых на первый план выступает личностное начало в профессии классного руководителя, его самореализации, в успешности педагогического взаимодействия. Определяя по-разному профессиональное развитие современного классного руководителя, специалисты данного направления в качестве фундаментального условия этого процесса, как правило, называют развитие профессионального самосознания педагога.
При личностно-ориентированном взаимодействии, когда смыслом обучения является развитие каждого ребенка как личности, наблюдается равноправие позиций классного руководителя и ученика как со-учащихся, со-воспитывающих, сотрудничающих людей. В ходе такого взаимодействия именно классный руководитель создает условия для самостоятельной постановки ребенком познавательных проблем и задач. Классный руководитель не преподает, а актуализирует имеющуюся у ребенка тенденцию к росту, к развитию; при этом признаются ценностями чувства, эмоции, переживания и педагога, и учеников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные точки зрения относительно определения направлений и содержания деятельности классного руководителя, но все они едины в том, работа классного руководителя должна охватывать такие стороны жизнедеятельности классного коллектива, как здоровье, обучение, общение и воспитание подрастающего поколения.
При этом основной результат работы классного руководителя зависит от ряда условий:
1) стратегической устремленности и долгосрочной перспективы планирования процессов воспитания и развития;
2) направленности содержания воспитательной деятельности на развитие учащихся;
3) системности осуществления воспитательного взаимодействия и сотрудничества с родителями;
4) ориентации воспитательного процесса на развитие индивидуальности учеников;
5) технологичности работы педагога-воспитателя;
6) диагностической оснащенности деятельности классного руководителя.
Четкое знание классным руководителем своих основных функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него миссию.
Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериев относительно инновационных направлений деятельности самим педагогом и администрацией образовательного учреждения.
На современном этапе развития социума, с появлением новых информационных и технических возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся информационные технологии с целью повышения эффективности своей работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1 Основные функции и должностные обязанности
классного руководителя

Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации.
Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя [24, с. 7].
В настоящее время классный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Современный классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие [12, с. 74]:
1) сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;
2) социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;
3) педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Следовательно, основными задачами классного руководителя являются [3, с. 61]:
1) помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;
2) организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;
3) формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника.
Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
По мнению Г.Н. Сибирцовой, классный руководитель должен выполнять следующие функции (Таблица 1) [6, с. 17]:

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы