Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности представления родителей о воспитании самостоятельности у детей два года жизни в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания самостоятельности у детей второго года жизни в семье 6
1.1. Развитие самостоятельности у детей в раннем возрасте 6
1.2. Особенности воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье 17
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни в семье 27
2.1. Организация и методика исследования представлений родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни 27
2.2. Рекомендации для родителей по воспитанию самостоятельности у детей второго года жизни в семье 41
Выводы 51
Список использованной литературы 55
Приложение 59
Введение:
Актуальность исследования. На современном этапе уделяется особое внимание решению проблем, направленных на создание условий для воспитания самостоятельной, ответственной личности, способной к самоопределению.
Научный анализ результатов психолого-педагогических исследований ученых в области дошкольной педагогики и детской психологии свидетельствует, что проблема становления самостоятельности в раннем возрасте остается одной из наименее разработанных. Она освещалась в теоретических трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Зеньковского, Е.Л. Исаева, В.И. Слободчикова, В.С. Мухина, М.А. Непомнящей, Д.И. Фельдштейна. Эмпирических данных относительно воспитания самостоятельности и предпосылок ее становления в первые три года жизни ребенка недостаточно.
Особую актуальность проблема формирования самостоятельности приобретает в аспекте особенностей представления родителей о воспитании самостоятельности детей раннего возраста. Как известно, ранний возраст является сензитивным для формирования субъекта деятельности, общения и познания, позитивного восприятия и доверия к миру, усвоения определенных социальных позиций (Н.П. Авдеева, Н.М. Аксарина, С. Бадер, Л.И. Божович, Н.В. Гавриш, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Т.А. Пироженко). Однако родители не всегда имеют правильные представления относительно процесса воспитания самостоятельности маленького ребенка, что в целом сказывается на уровне социально-психологического развития детей раннего возраста. Своевременное выявление представлений родителей о воспитании самостоятельности позволяет оперативно обнаружить определенные нарушения процесса воспитания самостоятельности и корректировать их. Этим, а также недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе, обусловлена актуальность темы данной работы.
Цель исследования: выявить представления родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни в семье.
Объектом исследования является развитие самостоятельности детей раннего возраста.
Предметом исследования являются особенности представлений родителей о воспитании самостоятельности у детей два года жизни в семье.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и особенности развития самостоятельности у детей раннего возраста.
2. Выявить представления родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни в семье.
3. Разработать методические рекомендации для родителей по воспитанию самостоятельности у детей второго года жизни.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования;
анкетирование родителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать для дальнейших разработок данного вопроса, а также в процессе организации взаимодействия ДОО с родителями в целях воспитания самостоятельности у детей второго года жизни.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута цель исследования − выявлены особенности представлений родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни в семье.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Определена сущность понятия самостоятельность, описаны особенности в развитии самостоятельности у детей раннего возраста.
В результате решения данной задачи было установлено, что самостоятельность − это способность личности осуществлять независимые действия, поступки и пр.; это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, оно связано с активной работой мысли, чувства и воли; это волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность; это свойство, которое заключается в способности выходить за пределы ситуационных поведенческих ограничений и ролевых предписаний (мотивация достижения).
У детей второго года жизни необходимость возникновения самостоятельности определяется развитием самой жизни: ее сложными условиями, требующими от ребенка способности быть инициативным, независимым, оптимистичным. В результате пробуждения в данном возрасте активности ребенок может развиваться в содержательную, целенаправленную личность, способную найти свое место в жизни.
Поскольку навыки самоорганизации и самостоятельности у детей второго года жизни еще недостаточно развиты, родители должны уделять значительное внимание разъяснению основных аспектов выполнения поручений, являющихся в данном возрасте основным средством воспитания самостоятельности. Постепенно дети при выполнении общих трудовых поручений начинают проявлять необходимые навыки самостоятельности и самоорганизации, и поэтому нужно постепенно повышать требования к детям и особенностям выполнения ими поручений.
2. Проведено эмпирическое исследование представлений родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни в семье.
Выборку данного исследования составили 40 человек, которые имеют детей второго года жизни. Возраст испытуемых – от 25 до 35 лет.
В качестве методики исследования было выбрано анкетирование, так как это письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
Для достижения цели исследования была разработана анкета для родителей, которая позволила нам выявить представления родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни в семье.
2. Выявлены особенности представлений родителей о воспитании самостоятельности у детей второго года жизни в семье и разработаны методические рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у детей данной возрастной категории:
− под самостоятельностью большинство родителей понимают «желание ребенка самому выполнять какие-то действия» и «самостоятельное выполнение действий, направленных на самообслуживание»;
− родители совместно с детьми выполняют следующие виды деятельности: рисование; приготовление пищи; уборка кровати после сна; чтение книг; уборка игрушек;
− большинство родителей дают элементарные поручения своим детям;
− большинство родителей обладают высокой степенью понимания важности воспитания самостоятельности в семье и считают, что нужно воспитывать самостоятельность с раннего возраста: «Чтобы воспитать взрослую самостоятельную личность»; «Чтобы дети могли ставить перед собой цели и достигать их»; «Самостоятельным людям проще достигать успехов»; «Это жизненная необходимость, без которой человек неспособен осуществлять какую-либо деятельность»; «Чтобы были хорошими помощниками»;
− роль семьи в воспитании самостоятельности у ребенка большинство родителей понимают следующим образом: «В семье закладываются основы самостоятельности»;
− в дальнейшем родители планируют: приобщать детей к совместной деятельности в быту; давать поручения; как можно чаще давать ребенку самостоятельно выполнять задания в процессе совместной деятельности; поощрять самостоятельные действия ребенка.
Таким образом, мы установили, что анкетируемые родители в своем большинстве имеют адекватное представление о самостоятельности у детей второго года жизни и особенности ее воспитания у детей данной возрастной категории, однако некоторые родители неправильно понимают самостоятельность детей. Такая ситуация возможно связана с тем, что некоторые родители считают своих детей слишком маленькими для того, чтобы что-то делать самостоятельно либо по причине гиперопеки.
3. На основе полученных результатов анкетирования родителей детей второго года жизни для родителей были разработаны рекомендации по воспитанию самостоятельности у детей второго года жизни, которые были обобщены в следующие условия: 1. Дать возможность ребенку переживать собственный опыт успешных самостоятельных действий в достижении желаемого результата. 2. Четко определить лимит дозволенного: что, когда и где можно делать. 3. Положительное оценивание деятельности ребенка, его результатов, а главное – тех усилий, которые приложил ребенок до достижения желаемого результата.
На основе выделенных условий были предложены рекомендации для родителей: 1) привлекать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше; 2) не наказывать ребенка трудом: работа должна приносить радость и удовольствие; 3) не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой; 4) не подгоняются ребенка, ждать, пока она закончит работу сам; 5) всегда благодарить ребенка за помощь или тщательно выполненное поручение; 6) не забывать хвалить ребенка за ту работу, которая требовала от него особых усилий; 7) как можно меньше запрещать ребенку; нужно пытаться предлагать способы, которые категорически не запрещают делать ребенку те или иные вещи; 8) позволять детям делать выбор; 9) всегда нужно помнить, что ребенок второго года жизни должен принимать решение в соответствии со своим возрастом и способностями; 10) сначала нужно предлагать ребенку два варианта выбора, по мере его взросления и готовности к принятию решений увеличивать количество вариантов; 11) необходимо научить ребенка второго года жизни просить о помощи; 12) прежде чем что-то сделать вместо ребенка необходимо словесно рассказать ему как следует поступить; 13) надо уметь договариваться с детьми; 14) постепенно уменьшать свое присутствие и контроль за вещами, которые ребенок уже научился делать; 15) верить в то, что ребенок может справиться с любыми трудностями; 17) учить ребенка на собственном примере и пр.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект проблемы воспитания самостоятельности у детей второго года жизни
1.1. Развитие самостоятельности у детей в раннем возрасте
Исследование вопроса воспитания самостоятельности индивида имеет длительную историю. Ее корни достигают философских трактатов ученых Древней Греции, имеющие дальнейшее развитие в работах таких известных отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, К.А. Абульхановв-Славская, П.Б. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и педагогов как Т.Г. Алмазова, Ш.А. Амонашвили, П.И. Пидкасистый, Г.А. Цукерман и др., которые отмечали, что самостоятельность является одним из главных качеств субъекта, которое предполагает наличие конкретных характеристик, свойств, умений и навыков.
А.Б. Воронцов отмечает, что самостоятельность является основным вектором взросления, поскольку представляет собой инициативное, ответственное поведение, которое не зависит от чьего-либо влияния, совершается без помощи со стороны, своими силами [7, с. 37].
Среди исследователей длительное время велись дискуссии о том, в каком именно возрасте и в каком виде проявляется самостоятельность, какое поведение ребенка считается самостоятельным. Одни ученые (В. Крутецкий, М. Левитов, В. Селиванов и др.) отмечают, что настоящая самостоятельность характерна лишь для взрослого человека; другие (В. Бабий, Т. Быстрова, К. Оспанова, Л. Ростовецкая) под самостоятельностью понимают развитое качество, проявляющееся у подростков; некоторые исследователи (Ш. Амонашвили, Г. Цукерман и др.) описывают ярко выраженную самостоятельность у детей шестилетнего возраста; однако такие исследователи, как Г. Година, Т. Гуськова, О. Кононко, О. Люблинская, доказывают, что тенденции к самостоятельности проявляются уже у детей третьего года жизни в период кризиса «Я сам». Несмотря на то, что мнения исследователей в вопросе определения терминов противоречивы, они сходятся в том, что самостоятельность представляет собой важнейшую характеристику индивида, без которой он не будет полноценным. Обусловлено это зависимостью исследуемого феномена от следующих факторов: физиологическое, психологическое, социально-личностное развитие ребенка; индивидуальные особенности ребенка.