Энергетическая политика и дипломатия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности правового регулирования разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском регионе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ 8
1.1. История становления и развития международно-правового статуса Каспийского моря и правового режима использования его недр 8
1.2. Общая характеристика основных современных источников международного и внутригосударственного права в сфере разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море 17
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ 26
2.1. Современное состояние и перспективы совершенствования правового регулирования в части разграничения дна и недр Каспийского моря 26
2.2. Проблемы и перспективы совершенствования правового регулирования добычи углеводородов на трасграничных месторождениях Каспия 41
2.3. Правовые проблемы охраны окружающей среды в Каспийском море в связи с недропользованием 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении длительного времени Каспийский регион представляет большой интерес для нескольких государств, на протяжении длительного времени в силу исторически сложившихся причин пять государств не могли определить ни правовой статус этого региона, ни порядок использования его богатств, что создавало многочисленные трудности.
Много лет заинтересованные стороны шли к созданию и подписанию единого документа, который позволил бы снять все острые вопросы при максимальном соблюдении прав заинтересованных сторон, наконец, в 2018 году это эпохальное событие состоялось, и была принята Конвенция по Каспию.
Безусловно, этот долгожданный документ, работа над которым заняла почти 20 лет, содержит ответы на многие вопросы, которые были камнем преткновения, но, в то же самое время острее встали вопросы экологии, в частности Россия настаивала на том, что Каспий-это экологически уникальный водоем прокладка трубопроводов должна быть согласована со всеми каспийскими странами, в то время, как ее оппоненты утверждали, что такого согласования достаточно лишь от стран, через территорию которых будет проложен нефтепровод.
Многие вопросы, касающиеся экологии региона остались открытыми, скорее всего Конвенции будет дополняться протоколами, конкретизирующими отдельные вопросы, но в любом случае, это огромный шаг в урегулировании правового статуса Каспия, который оказался в очень непростой ситуации.
Нефтедобыча крайне негативно влияет на природный и животный мир Каспия, создает угрозу техногенных катастроф и разлива нефти, гибели ценных пород рыб.
В то же время, государства просто не готовы отказаться от использования такого значительного природного ресурса, поскольку речь идет о больших деньгах и увеличении товарооборота.
Соответственно, впереди еще очень длинный путь по поиску золотой середины, баланса между меркантильным интересом и сохранением природного богатства, от того, насколько осознанно государства подойдут к этому вопросу, зависит, какое наследство в итоге получат будущие поколения.
Тезис о разумном рациональном использовании природных богатств неоднократно озвучивал Президент России В.В. Путин, который обозначил среди стратегических направлений развития страны – сохранение и бережное использование природных ресурсов страны.
Представители всех стран прекрасно понимают, что запасы исчерпаемы, и экономика государства не может держаться исключительно на нефтедолларах, тем более что скачки цен на нефть в условиях мирового финансового кризиса наглядно показали, насколько опасна такая привязка, и чем она может грозить.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ особенностей правового регулирования разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить историю становления и развития международно-правового статуса Каспийского моря и правового режима использования его недр,
— дать общую характеристику основных современных источников международного и внутригосударственного права в сфере разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море,
— исследовать современное состояние и перспективы совершенствования правового регулирования в части разграничения дна и недр Каспийского моря,
— выявить проблемы и перспективы совершенствования правового регулирования добычи углеводородов на трасграничных месторождениях Каспия,
— рассмотреть правовые проблемы охраны окружающей среды в Каспийском море в связи с недропользованием.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные аспекты правового регулирования разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области права таких ученых как Анненков В.И., Аникин В.И., Бумагина Е.Л., Валиева З.Э., Волохов В.И., Грановская М.А., Дмитриева И.А., Иванов О.П., Конышев В.Н., Ксенофонтов В.Н., Кукарцева М.А., Колосова И.В., Лукин А.В., Манойло А.В., Мозель Т.Н., Неймарк М.А., Петрова Т.П., Рудницкий А.Ю., Рыхтик М.И., Сергунин А.А., Смирнов Г.Н., Соловьев Е.Г., Сурма И.В., Трифонова И.А. и др.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральные законы, международные правовые акты.
Хронологические рамки исследования составляют период с начала восемнадцатого века (Персидский поход Петра I 1722-1723 гг.) до наших дней.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Новизна исследования состоит в комплексности предпринятого анализа правового регулирования разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах правового регулирования разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море, позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере правового регулирования разведки и разработки нефтегазовых ресурсов в Каспийском море.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Проблема правового статуса Каспия возникла в 1991 году. Раньше море и шельф делили между собой две страны — СССР (до этого Российская империя) и Иран. После распада Советского Союза прикаспийских государств стало пять.
Проблема осложнялась уникальностью Каспия. Ученые до сих пор спорят о классификации: одни называют водоем озером, другие — морем. Осложнялись переговоры богатством шельфа. Объем разведанных запасов углеводородов для каспийского региона составляет 12 млрд тонн. Объем предполагаемых запасов нефти и газа достигает 50 млрд тонн. Работа над Конвенцией о статусе Каспийского моря велась с 1996 года. Главы прикаспийских государств встречаются в нынешнем формате с 2002 года. Саммит в Актау — пятый по счету.
12 августа главы стран «каспийской пятерки» подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Ее текст доступен на сайте Кремля. Дипломаты отказались от споров о море и озере и разработали особый правовой статус. Согласно документу, размер территориальных вод каждой страны равен 15 морским милям, их внешняя граница приобретает статус государственной. Основная площадь водной поверхности акватории моря остается в общем пользовании сторон. В частности, они могут сооружать искусственные острова с 500-метровыми зонами безопасности. При этом государства региона обязались учитывать экологический фактор при реализации крупных проектов и нести ответственность за экологический ущерб в том случае, если он будет причинен. Дно и недра акватории Каспийского моря страны поделят между собой путем заключения двусторонних соглашений. Пользование акваторией будет регулярно обсуждаться на уровне заместителей министров иностранных дел, в течение полугода состоится первая встреча. Конвенция вступит в силу с момента ратификации всеми участниками. Документ носит бессрочный характер.
Эксперты отмечают, что долгое время одним из препятствий подписания конвенции была позиция Ирана. Тегеран считал, что имеет право претендовать на больший кусок шельфа. В 2001 году Иран и Азербайджан едва не вступили в вооруженный конфликт из-за одного из каспийских месторождений.
Главный минус конвенции — она позволяет Туркменистану и Азербайджану построить Транскаспийский газопровод для транспортировки среднеазиатских углеводородов в Евросоюз. Впрочем, специалисты говорят, определенные усилия Ашхабаду и Баку потребуются для того, чтобы согласовать с остальными странами региона вопросы экологической безопасности. Кроме того, сейчас Туркменистан поставляет газ только в Китай, Пекин намерен наращивать объем закупок, а значит, передела европейского рынка энергоносителей в ближайшем будущем ждать не стоит.
Конвенция о Каспии 2018 года решила многие давно наболевшие вопросы, однако, в большей части они касаются политических и стратегических моментов, при этом вопросы экологии остались недостаточно освещенными.
На сегодняшний день получается, что каждое из государств может осуществлять добычу нефти и недропользования на своей территории способами, которое оно считает возможным с ограничениями, установленными международным законодательством.
При этом, необходимо отметить, что более детально рассматриваемые вопросы должны найти свое отражение в двусторонних соглашениях, Однако и в них вопросы экологии не могут быть четко прописаны, одно государство не может диктовать другому, каким образом, оно должно реализовывать нефтедобычу в рамках своей территории, тем более применять санкции в случае выявления каких-либо нарушений.
Общество так устроено, что выполнять какие-либо жёсткие предписания оно начинает только под угрозой серьезных санкций, что касается вопросов экологии, то, как правило, они рассматриваются уже с позиции убытков, то есть суд может обязать ту или иную нефтедобывающую организацию возместить убытки, причиненные экологии, в случае наступления каких-либо неблагоприятных последствий, являющихся следствием её действий.
Вместе с тем, считаем совершенно неправильным ждать таких серьезных негативных обстоятельств, для того чтобы адекватно на них реагировать.
Поясним эту мысль следующим образом, существует Европейский суд по правам человека, существует международный Арбитраж, также иные региональные и международные организации, действующие в различных сферах, но при этом не существует организации, наделенной властными полномочиями и способной применять санкции в отношении нарушителей экологического законодательства. Целесообразно было бы создать комиссию по экологии, которая не только бы занималась мониторингом последствий, наносимых в результате нефтедобычи, но и обладала бы реальными полномочиями. Комиссия должна обладать полномочиями по составлению актов, назначению штрафов вплоть до полного запрета осуществлять добычу. Безусловно, такое предложение может вызвать большой протест сторон Конвенции, поскольку они являются суверенными государствами, и вправе осуществлять на своей территории разработку и добычу нефти самостоятельно, но только независимая организация, образованная по соглашению всех сторон, сможет стать независимым арбитром, координировать деятельность и реально уберечь Каспий от экологической катастрофы.
В заключение хочется отметить, что какие бы планы не строили представители разных государств, жизнь вносит свои коррективы – внезапно разразившаяся пандемия показала, как важно иметь запасы и финансовую подушку.
Сейчас ресурсы Каспия велики, но они не безграничны, поэтому особенно важно рационально подойти к добыче и использованию ресурсов, возможно пересмотреть экспортную политику в сторону уменьшения топливных поставок в иные страны и большее внимание уделить вопросам экологии, чтобы оставить достойное наследство потомкам.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ В КАСПИЙСКОМ МОРЕ
1.1. История становления и развития международно-правового статуса Каспийского моря и правового режима использования его недр

Впервые проблема политико-правового статуса Каспийского моря в современном понимании возникла после персидской кампании Петра I (1722-1723) и русско-иранских войн 1804-1813, 1826-1828.
Последовавшие за этими походами и войнами Петербургский (1723 год), Рештский (1729 год), Гюлистанский (1813 год) и Туркманчайский (1828 год) российско-персидские трактаты предоставили России исключительное право иметь военный флот на Каспии «навсегда» .
Персия сохранила право только на торговое судоходство. Так, в статье V Договора Гулистана, предоставляющей равные права российским и персидским торговым судам, плавающим в Каспийском море, отмечается: «… кроме российской державы, никакая другая держава не может иметь военный флаг на Каспийском море».
Это означало полное подчинение Каспийского моря российской юрисдикции — Каспий в те времена был внутренним водоемом в России.
Среди русско-персидских договоров второй половины XIX века конвенции 1881 и 1893 годов, определяющие границы России и Персии, также занимают важное место в кодификации Каспия. Эти правовые нормы действовали до 1917 года.
После революции 1917 года в России новое большевистское правительство отказалось от своего исключительного военного присутствия на Каспийском море. Соглашение между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года аннулировало все соглашения, заключенные до него царским правительством.
Каспийское море стало государственным водоемом для Сторон: оба государства получили равные права на свободное плавание, за исключением случаев, когда в состав экипажей иранских судов могут входить граждане третьих стран, которые используют службу в недружественных целях. Договор 1921 года не предусматривал морской границы между Сторонами.
В августе 1933 года был подписан следующий договор, участниками которого стали новые субъекты международного права — Советский Союз (вместо РСФСР) и выступавший под новым названием Иран (вместо Персии). Стороны подтвердили положения Договора 1921 года, но внесли в соглашение новую концепцию прикаспийской 10-мильной рыболовной зоны. Это было сделано для того, чтобы контролировать и сохранять живые ресурсы водохранилища.
В условиях Второй мировой войны, которая началась в 1939 году, СССР, опасаясь, что нацистская Германия усилится в Иране, в том числе на Каспии, настаивал на заключении нового соглашения о торговле и судоходстве в Каспийском море с Тегераном.
Правовой режим Каспийского моря был ранее определен Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года. В соответствии со статьей XI настоящего Договора право судов обеих Сторон свободно плавать в Каспийском море под своим собственным флаг признан.
В статье 14 этого Договора, «признавая важность рыболовства на южном побережье Каспийского моря для нормальных поставок продовольствия в Россию, правительство Персии согласилось заключить соглашение с соответствующим продовольственным органом РСФСР о функционировании эти промыслы на особых условиях, которые должны были быть выработаны к тому времени» .
В октябре 1927 г. в Москве было подписано Соглашение между СССР и Ираном об эксплуатации рыболовства на южном побережье Каспийского моря. В марте 1940 г. СССР и Иран подписали Договор о торговле и судоходстве.
При подписании настоящего Соглашения стороны обменялись письмами, согласно которым Каспийское море было Советским, а Иранское море.
В соответствии со статьей 13 Договора 1940 года, в соответствии с принципами, провозглашенными Договором от 26 февраля 1921 года между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией, только суда, принадлежащие Союзу Советских Социалистических Республик или Ирану, могут быть расположены на всей территории страны. Каспийского моря и равноправных граждан и торговых и транспортных организаций одной из договаривающихся сторон, плавающих соответственно под флагом Союза Советских Социалистических Республик или Ирана.
Бывшие советские прикаспийские республики не признавали договоры, заключенные Советской Россией и СССР. В результате в этом критическом регионе сформировался правовой вакуум.
Однако в конце XX и начале XXI веков ряд стран заключили соглашения о разделе дна Каспийского моря с учетом норм и принципов международного права и соглашений.
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях реализации суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года справедливо отмечает, что существующий правовой режим Каспийского моря не отвечает современным требованиям и не в полной мере регулирует отношения прикаспийских государств.
Дно Каспийского моря с юридической точки зрения не является континентальным шельфом, поскольку оно не соответствует критериям, изложенным в статье 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Следует отметить, что 1995 г. привнес новый механизм в решение Каспийской проблемы: был учрежден постоянно действующий институт переговоров по определению международно-правового статуса Каспия в форме рабочих групп на базе МИД прибрежных государств. И в июне 1995 г. в Тегеране в качестве единственного способа принятия решений по Каспию был определен принцип консенсуса.
Принцип консенсуса был подтвержден и в совместном Заявлении о сотрудничестве по использованию Каспийского моря, сделанном Президентами Республики Казахстан и России 27 апреля 1996 г.
В пункте 1 Заявления указывалось, что «Новый правовой статус Каспия должен быть определен прикаспийскими государствами на основе консенсуса. Никто не вправе решать вопрос о правовом статусе Каспийского моря в одностороннем порядке…» , а в пункте 4 стороны высказали убеждение, что взаимное участие в освоении природных ресурсов Каспийского моря отвечает их обоюдным интересам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы