Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности памяти и внимания у младших школьников с различным уровнем успеваемости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНООБРАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ 3
1.1. Общие характеристики младшего школьного возраста 3
1.2 Память и ее формирование в младшем школьном возрасте 3
1.3 Внимание и ее особенности в младшем школьном возрасте 3
1.4 Понятие «успеваемость» и ее характеристика для детей младшего школьного возраста 3
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3
2.1 Методологические принципы исследования 3
2.2 Планирование исследования 3
2.3 Характеристика выборки исследования 3
2.4 Методы и методики исследования 3
2.5 Математико-статистические методы 3
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ 3
3.1. Оценивание успеваемости среди мальчиков и девочек младшего школьного возраста 3
3.2 Исследование памяти и внимания детей младшего школьного возраста 3
3.3 Особенности внимания детей младшего школьного возраста с различным уровнем успеваемости 3
3.4 Особенности памяти детей младшего школьного возраста с различным уровнем успеваемости 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

  

Введение:

 

В системе образования, на данный момент, всё чаще можно столкнуться с проблемой развития социальной памяти и внимания у учащихся. Такая проблема касается и начальной школы. Динамические характеристики природной памяти могут ослабевать, и весь механизм запоминания необходимо запускать по пути произвольного запоминания, согласно Б.В.Зейгарник.
Также, психолого-педагогическая наука всё чаще делает акцент на том, что чем раньше организуется осознанная целенаправленная педагогическая деятельность, на предмет развития среди учеников тех или других качеств и характеристик, а также способности, тем будет более успешным результат. Поэтому, среди младших школьников акцент делается на внимание и память.
Память является психическим процессом, который направлен на сохранение, запоминание и воспроизведение прошлого опыта в сознании и деятельности. С. Л. Рубинштейн писал, что без памяти люди могли бы существовать только мгновение. Прошлое стало бы невозможным для будущего. Настоящее, по мере того как бы протекало, безвозмездно пропадало бы в прошлом. Память является основой любого психического явления. Это не только дар природы, а также результат целенаправленного воспитания.
Проблема развития памяти у учащихся при учебной работе является очень актуальной, ведь не достаточно успешное решение данной задачи обесценивает достаточно большие усилия педагогов, и делает маленького ребёнка, без взрослого человека, плохо приспособленным даже элементарным жизненным требованиям.
Изучение памяти междисциплинарной сфере, в разнообразных формах встречается на всех уровнях жизни, и состоит не только из процессов сохранения индивидуального опыта, а также и механизмов передачи наследственной информации. Сфера этих исследований достаточно широка, ведь затрагивает достаточно много наук.
Целью работы является исследовать особенности памяти и внимания у младших школьников с различным уровнем успеваемости
В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования особенности памяти и внимания у младших школьников с различным уровнем успеваемости
2. Исследование памяти у младших школьников.
3. Исследование внимания у младших школьников.
4. Выявить уровень успеваемости.
5. Сравнение памяти и внимания у младших школьников с разным уровнем успеваемости.
Объектом исследования являются младшие школьники
Предметом исследования – память и внимание у младших школьников
Гипотеза исследования — существует различие в развитии памяти и внимания у младших школьников с разным уровнем успеваемости
Теоретико-методологическая основа исследования состояла из теоретических подходов и концепций представителей как отечественных, так и зарубежных ученых как: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Долгова В.И., Рогова С.А. и др.
Методы исследования
Для данной работы использовались такие методы и методики как: теоретический анализ, сбор материала, эмпирическое исследование, которое включало использование 5 методик:
1. Слуховая память.
Методика «10 слов».
2. Зрительная память.
Использование методики Д. Векслера (1945)
Методика №3.
«Найди и вычеркни». Корректурная проба
Методика №4.
«Проставь значки».
Методика №5.
«Запомни и расставь точки».
Практическая значимость работы включает использование и анализ данных полученных, после обследования детей младшего школьного возраста, с целью оценить возможности их памяти и внимания. Также доказана эффективность применения нейропсихологических методик А.Р. Лурия, для изучения слуховой памяти ребенка. Материалы исследования могут быть использованы в работе логопедов, педагогов, психологов с детьми младшего дошкольного возраста с целью определить уровень памяти и внимательности у них.
Структура работы
Работа состоит из введения, основной части, которая включает 3 главы и 13 параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ряд авторов отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развиты устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
В эмпирической части исследования был проведен анализ особенностей развития внимания и памяти у младших дошкольников.
Диагностика свойств внимания выявила 80% детей нормы развития со среднепродуктивным и среднеустойчивым уровнем внимания, 65% детей со средним уровнем переключения и распределения, и 65% детей имеющих высокий уровень объема внимания.
На основании проведенного исследования мы подтвердили данные научных исследователей Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и заданную гипотезу.
После полученных данных об особенностях развития внимания у дошкольников были разработаны рекомендации и игры по улучшению внимания. Родителям важно знать, что ребенок быстро утомляется, и что это особенность его нервной деятельности. Дошкольнику нужно научиться контролировать свою деятельность. В воспитании ребенка нужно уделять время на игры, способствующие развитию внимания, такие как «Нанизывание бусинок», «Найди два одинаковых рисунка», «Разведчики».

 

Фрагмент текста работы:

 

Младший школьный период детства охватывает возраст от 5-7 до 10 лет.
М.И. Лисина [22] в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) и младший школьный возраст – 7-10 лет. Также М.И. Лисина [22] отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.
Средний дошкольный возраст в отдельный возрастной период выделяют не все ученые. Так, например, младший школьный возраст выделяет крупнейший ученый Н.И. Гуткина [10].
В период младшего школьного возраста происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В младшем школьном возрасте ребенок способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния.
На основе ранее приобретенных знаний социального характера школьник 5-7 лет способен осуществлять более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).
Ведущей деятельностью школьника 5-7 лет выступает интенсивная игровая деятельность. Процесс игры обеспечивает его возможностью выйти за пределы малого мира своей семьи и группы детского сада в мир взрослых людей и незнакомых видов деятельности. Игровая деятельность на протяжении дошкольного детства проходит длительный эволюционный путь [30].
В игровую деятельность ребенок 5-7 лет уходит целиком. Игровая деятельность и роль игры в развитии ребенка среднего дошкольного возраста изучена в исследованиях Л.С. Выготского [9], А.Н. Леонтьева [20], Д.Б. Эльконина [19] и др.
В младшем школьном возрасте игры становятся, преимущественно, коллективными. Основной целью игр начинает выступать имитация не действий взрослых, но отношений между людьми. Детей 5-7 лет начинают интересовать роли, исполняемые взрослыми, поэтому игры наполняются именно ролевым содержанием. В играх возникают правила, которым дети, по возможности, стараются следовать. Тематически игры достаточно разнообразны: есть и семейная тема (дочки-матери, семья), и сказочные вариации (начиная от традиционных сказочных персонажей, заканчивая героями современных мультипликационных фильмов, популярных среди ребят).
С одной стороны, младший школьник хочет во всем походить на взрослого, подражать его деятельности и характеру взаимоотношений с окружающими людьми, с другой стороны, большинство «взрослых» видов деятельности и отношений ему пока недоступно. Желание сублимировать свою потребность во взрослых действиях толкает ребенка на игровое воплощение своих потребностей. По мнению Л.И. Божович [6], именно этим противоречием и следует объяснять развитие творческой составляющей в игровой деятельности младших школьников.
По мнению Л.С. Выготского [9], постепенно именно творческая ролевая игра становится ведущей деятельностью школьника 5-7 лет, обеспечивая формирование подавляющего числа психологических особенностей детей.
Каждая игра имеет свои условия, выражающиеся в числе участников, привлеченном игровом материале, длительности, правилах и пр. Если поначалу (в младшем дошкольном возрасте) игровые условия не отличаются разнообразием, а скорее напоминают отдельные манипуляции с игрушками, то постепенно (в среднем дошкольном возрасте) содержание игры меняется.
Итак, подведя итог роли игры в развитии младшего школьника, отметим следующие положения:
— игровая деятельность – это самостоятельный вид развивающей деятельности дошкольников и младших школьников;
— игровая деятельность выступает самой свободной и спонтанной формой детской деятельности, позволяющей ребенку за счет своей неограниченности познавать окружающий мир, природу, социальные отношения между людьми;
— игровая деятельность выступает первой ступенью в структуре деятельности школьника, обеспечивая регламентацию его поведения, соблюдение общественных норм и правил;
— игровая деятельность выступает развивающей практикой, причем игра и развитие взаимосвязаны: игра обеспечивает развитие ребенка, а развитие ребенка обогащает саму игру;
— игровая деятельность обеспечивает свободу самораскрытия, дает возможность подсознанию стимулировать разум и творчество;
— игровая деятельность выступает главной сферой детского общения, позволяя получать детям опыт взаимодействия, поиска компромисса и социального поведения [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы