Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности организации предметно-пространственной среды для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Психолого-педагогический анализ понятия «творчество». Особенности детского творчества 8
1.2. Современное состояние проблемы речевого развития детей. Особенности речевого творчества в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития дошкольников 20
1.4. Создание предметно-пространственной среды для речевого творчества дошкольников в рамках театрализованной деятельности 24
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Организация и методика проведения диагностики речевого творчества у старших дошкольников 30
2.2. Анализ результатов диагностики речевого творчества детей 31
2.3. Педагогический проект организации предметно-пространственной среды для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 34
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Приложение 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Модернизация современного дошкольного образования требует поиска эффективных, инновационных психолого-педагогических средств, обеспечивающих познавательное и творческое развитие каждого ребенка, его личностную самореализацию.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В становлении личности ребенка-дошкольника важнейшее значение имеет освоение родного языка и связной речи, в которых интегрируется вся совокупность линий психического развития. Активное усвоение ребенком всех сторон речи – фонетической, грамматической, лексической, происходит в период дошкольного детства.
Значимость проблематики речевого развития детей старшего дошкольного возраста нашла отражение в лингвистических, психологических, педагогических исследованиях, рассматривающих: взаимообусловленность речи и мышления в онтогенезе (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн), механизмы порождения речевого высказывания (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия), речь как средство общения (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина). В исследованиях психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Конина, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская, А. А. Пешковский, О. И. Соловьева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Л. В. Щерба, Д. Б. Эльконин) обоснован и представлен комплексный подход к решению задач речевого развития дошкольников.
Важным этапом развития речи ребенка дошкольного возраста является овладение им свободным, творческим обращением с элементами языка, то есть, элементарным словесным творчеством.
К начальному этапу становления личности в дошкольном возрасте предъявляются достаточно высокие требования, не только как к периоду формирования предпосылок личностного и творческого развития и саморазвития ребенка, но и как к периоду, во многом определяющему кго дальнейшее развитие. На современном этапе происходит активный поиск новых эффективных технологий с целью максимального развития творческого потенциала дошкольников. Теоретически тема развития творчества детей дошкольного возраста раскрыта и проанализирована многими исследователями (Д. Б. Богоявленская, Д. Векслер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, В. И. Дружинин, Е. Е. Кравцова, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. П. Торренс, А. П. Усова), однако в недостаточной степени освещается такой аспект проблемы, как развитие речевого творчества детей в условиях дошкольной организации.
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования заявлена организация и модернизация предметно-пространственной развивающей среды ДОО, которая позволяет обеспечить максимальную реализацию способностей, возможностей и интересов ребенка.
В изучении и совершенствовании предметно-пространственной развивающей среды ДОО можно выделить несколько научных направлений: выявления и обоснования факторов ее воздействия на познавательное развитие дошкольников (В.И. Андреев, Г.Г. Григорьева, П.Ф. Каптерев, М. Монтессори, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Л. Новоселова, С.Т. Шацкий, Л.К. Шепетис и др.); исследования ее потенциала с точки зрения амплифицирования сознания ребенка и создания условий для развития ведущих психических процессов у детей (Дж. Гилфорд, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Е. Торранс, Д.Б. Эльконин, Э. Холл и др.).
Основными научно-теоретическими подходами в изучении предметно-пространственной развивающей среды являются: детерминированность предметно-пространственной развивающей среды ДОО и психического развития ребенка; реализация эстетического потенциала предметно-пространственной развивающей среды; эффективное использование предметно-пространственной развивающей среды ДОО для построения моделей человеческих отношений и поведения и освоения их детьми.
Воздействие предметно-пространственной развивающей среды проявляется в разнообразной, не только игровой деятельности детей, сведения о чем широко представлены в научной литературе по дошкольной педагогике и психологии (С. Л. Новоселова, Л. И. Новикова, Л. Ф. Обухова, Л. А. Парамонова, М. Н. Полякова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Е. А. Флерина, и др.). В связи с этим, к предметно-пространственной развивающей среде предъявляются требования информационной емкости, духовного и эстетического богатства, комфортности, эргономики, целостности микро- и макро- пространства деятельности детей и взрослых, единства и сбалансированности традиционных и инновационных компонентов, логики освоения детьми различных видов деятельности, в соответствии с принципом восхождения от простого к сложному (Г. Г. Кравцов, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Л. М. Кларина, Л. П. Стрелкова и др.). Потенциал предметно-пространственной развивающей среды ДОО для творческого и личностного развития дошкольников может быть реализован только при условии обеспечения комплекса данных требований.
Однако, специальная направленность развивающей предметно-пространственной среды на стимулирование и становление речевого творчества детей, освещается недостаточно. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью интенсификации процесса развития речевого творчества старших дошкольников посредством организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание и условия использования предметно-пространственной среды для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевое творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-пространственная развивающая среда как условие развития речевого творчества дошкольников.
Гипотеза исследования: эффективность использования потенциала предметно-пространственной развивающей среды в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста будет обеспечено, если:
— в группе детского сада будут представлены предметы и материалы, стимулирующие активную речевую деятельность детей, мотивирующее ребенка действовать с ними, свободно выбирать и сопровождать свои действия речью;
— в нее будут не только входить предметы и материалы, необходимые для творческого развития ребенка, но и содержаться возможности для овладения необходимыми способами речевого творчества;
— в пространстве группы будут созданы центры активности для мотивации детей (игровые, познавательные. творческие зоны), для их вовлечения в самостоятельные виды речевой деятельности и творчества.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить ряд задач исследования:
1. Выявить сущность и значение развития речевого творчества детей в дошкольном возрасте на основе анализа научно-теоретической литературы.
2. Проанализировать состояние предметно-пространственной развивающей среды в ДОО с позиций соблюдения требований ФГОС ДО и влияния на стимулирование речевого развития детей.
3. Изучить особенности содержания и организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации, направленной на развитие речевого творчества старших дошкольников.
4. Определить критерии и показатели оценки уровня развития речевого творчества старших дошкольников и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать проект предметно-пространственной развивающей среды, направленной на развитие речевого творчества старших дошкольников
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:
— теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение;
— экспериментальные: наблюдение; тестирование; методы качественного и количественного анализа; интерпретация результатов, статистическая обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе материалы по выявлению динамики развития речевого творчества старших дошкольников в ДОО подтверждают развивающей потенциал предметно-пространственной среды и могут быть использованы воспитателями, педагогами и родителями.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад №…… «………….», г. ………………………, в исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы из …. наименований, приложение. Общий объем работы …… страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результатов эмпирической работы позволяет сделать следующие выводы:
1) Овладение творческой деятельностью детей старшего дошкольного возраста совпадает с активным речевым развитием, что позволяет говорить о возможности и необходимости изучения речевого творчества детей. Речевое развитие старших дошкольников с использованием театрализованной деятельности, имеющей жанровое, содержательное, языковое, художественно-творческое своеобразие, стимулирует творческую активность и речевое творчество детей.
2) Педагогическими условиями, обеспечивающими успешное развитие речевого творчества старших дошкольников являются: положительное, эмоциональное, культурно-этическое общение воспитателя с детьми в игровой деятельности и режимные моменты; активизация творческих проявлений старших дошкольников в речевой деятельности, совершенствования навыков творческого, выразительного рассказывания по воображению; наличие специальной методики работы по развитию умений детей к сочинению и разыгрыванию сказок в театрализованной деятельности.
3) Реализация данных условий обеспечивается организацией педагогически целесообразной предметно-пространственная развивающая среда ДОО. Основными принципами такой среды являются: принцип эмоциональной насыщенности и выразительности; принцип разнообразия и обновления впечатлений, побуждающих познавательные интересы, творческую и речевую активность ребенка; принцип организации пространства для общения, позволяющего установить оптимальный контакт между детьми. Характеристиками современной развивающей предметно-пространственной среды являются: насыщенность, вариативность, полифункциональность; доступность, трансформируемость, безопасность.
4) Включение в предметно-пространственную развивающую среду дошкольной образовательной организации разнообразных функциональных зон, насыщенных познавательным и игровым материалом, позволяет интенсифицировать и более полноценно реализовывать идеи развивающего обучения. С помощью проектирования театрализованной зоны в ППРС у старших дошкольников происходит активизация и развитие речевой, игровой и творческой деятельности. Оптимальными для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста являются различные виды настольных театров, а также материалы для театрализованных игр, направленные на визуализацию образов, моделирование творческого речевого взаимодействия, самостоятельного сочинения сюжетов. Театрализованная деятельность со старшими дошкольниками должна отличаться эмоциональностью, яркостью, опираться на привлечение красочного иллюстративного материала.
5) Проведенная диагностика показала, что большинство обследованных старших дошкольников, участвовавших в эксперименте, имеют недостаточный уровень речевого творчества – примерно в равных пропорциях представлены низкий, средний и высокий уровень; хотя они не испытывают особых затруднений в коммуникативном контакте и речевом взаимодействии со сверстниками в игре и в свободной деятельности.
6) Проект ориентирован на то, что театрализованная деятельность может выступать как эффективное средство развития речевого творчества детей: способствовать активизации словаря и грамотности речи детей, совершенствовать ее интонационную выразительность, овладение разнообразными навыками речевого общения, и т.д. Особенно благоприятными для этого являются театрализованные игры, так как выбор этически окрашенного сюжета и вариативность игровых ситуаций позволяют стимулировать творческое отношение к слову в занимательной форме и с учетом индивидуальных особенностей детей. При планировании, организации и проведении театрализованной деятельности в предметно-пространственной развивающей среде следует ориентироваться на:
— необходимость предварительной работы по обогащению чувственного, коммуникативного, социального опыта детей – пластические и мимические этюды по наблюдению и воспроизведению поз, жестов, эмоций людей; движений и голосов; моделирование коротких диалогов с нормативными речевыми оборотами и т.д.;
— понятность и доступность тем и сюжетов для театрализованных игр, предлагаемых дошкольникам;
— переключение детей в ходе театрализованной деятельности с одного вида деятельности на другой, в соответствии с сюжетом – речевой диалог, выразительные жесты, походка, мимические реакции, вокализация и др.;
— соблюдение темпа театрализованной игры в зависимости от особенностей восприятия детей; если присутствует наглядный материал (игровые предметы, атрибуты, элементы костюмов), время увеличивается, чтобы обеспечить творческие проявления детей.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогический анализ понятия «творчество»
Особенности детского творчества

Проблема детского творчества является одной из самых исследуемых в психологии и педагогике.
Феномен «творчество», представляет собой важнейшее качество человеческой личности и деятельности, которое характеризуется поиском и созданием нового, неповторимого продукта с использованием оригинальных приемов, способов деятельности. То есть, как процесс творчество всегда оригинально и связано с объективной или субъективной новизной [45].
В психологии «творчество» интерпретируется как родовая черта человека и высшая форма его деятельности, которые выступают условием совершенствования человечества в целом. По определению Я.А. Пономарева «творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества» [38, с.43].
Сущность творчества как культурно-исторического явления, раскрывается в единстве трех аспектов – психологического, личностного и процессуального. Это единство выражается в том, что творчество, как созидательная деятельность, связана с наличием у человека определенных качеств: соответствующего уровня интеллектуальных способностей, аналитических умений, быстроты реакции, нестандартности мышления, творческого воображения, развитой интуиции, самостоятельности и потребности в самоактуализации, в самосовершенствовании [27].
Как высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, творчество требует мобилизации всех его психических процессов, а также постоянного обогащения знаний, умений, жизненного и духовного опыта, которые реализуются затем в творческой деятельности. В свою очередь, как указывает Н.Н. Николаенко, творческая деятельность представляет собой не стихийное выражение неосознанных действий, а сознательную деятельность, в процессе которой человек постоянно совершенствуется и духовно обогащается [32].
В самом общем определении творчество понимается исследователями (Б. М. Теплов; К. К. Платонов; Л. А. Венгер; Н. С. Лейтес, и др.) как особый вид деятельности человека, нацеленный на создание нового продукта, достижение индивидуального оригинального результата. Поэтому реализовываться творчество может в самых разных предметных областях (искусства, науки, производства, техники и т.д.), когда открываются новые возможности развития и совершенствования, как для личности, так и для явлений и процессов.
С точки зрения новизны создаваемого продукта, как результата творческой деятельности, употребление понятия «детского творчества» представляется не обоснованным, поскольку в большинстве случаев невозможно говорить о его объективной новизне. Но при этом, для самого ребенка новизна результата его творческой деятельности чрезвычайно высока, хоть и носит субъективный характер. На основании этого, Л. А. Парамонова считает возможным выделять специфические особенности детского творчества [35].
1. Субъективная новизна творческого результата.
2. Высокое удовольствие, получаемое ребенком не столько от результата, сколько от самого процесса творческой деятельности.
3. Легкий и непосредственный переход ребенка в творческой деятельности от спонтанного, иногда кажущегося бессмысленным экспериментирования, к увлеченному и целенаправленному получению результата.
Данные особенности, с одной стороны, свидетельствуют о несовершенстве психических процессов ребенка, находящихся в процессе становления, с другой стороны, о необходимости ориентироваться на них с целью достижения успеха в развитии детского творчества [35].
Творческая деятельность, независимо от предметного направления, безусловно зависит от имеющегося у индивида опыта – жизненного опыта и опыта творческой деятельности, а также опирается на специфические психические процессы, среди которых в процессе творчества доминируют воображение и творческое мышление.
Роль воображения в творческом процессе неоспорима, так как от его развитости, во-многом, зависит рождение и воплощение творческого замысла. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. В отечественной психологии, в частности в работах Н. С. Лейтеса, воображение интерпретируется как самостоятельное рождение новых образов, которые находит свое воплощение в оригинальных творческих продуктах [27].
Что касается развития воображения, то оно, как писал Л. С. Выготский, происходит в творческой деятельности, начиная с самого раннего возраста, под воздействием игры, познавательных и учебных занятий, литературы и искусства [9].
Главное противоречие проблемы развития воображения в детском возрасте является то, что оно опирается на разнообразный, богатый жизненный опыт, которого у детей дошкольного возраста еще нет, не смотря на то, что есть высокая степень готовности к фантазированию и сочинительству.
О. М. Дьяченко проанализировала типы решения детьми задач на воображение, что дало основания для выделения способов построения воображаемых образов [14]:
1) распознавание, усмотрение в незавершенном рисунке определенного объекта и его дорисовывание в соответствии с возникаемым образом – «опредмечивание»;
2) превращение заданного изображения в отдельную деталь нового образа, отличающего оригинальностью, что придает решению задачи творческий характер – «включение».
Несмотря на высокую значимость воображения в творческом процессе, даже при его интенсивности, это не может быть достаточным для творчества, в связи с чем, необходимо решение и других задач (по Л. А. Парамоновой):
— развитие как образного, так и логического мышления детей;
— развитие целеполагания посредством формирования произвольности мышления и деятельности;
— развитие навыков свободной и самостоятельной деятельности поведения, которые выражаются в способности выбора темы, средств и самого вида деятельности [35].
Другой важнейший компонент творчества – это развитое творческое мышление, которое формируется с рождения, проходя путь от ориентировочно-исследовательского рефлекса через познавательный интерес к окружающей действительности к мысленному оперированию образами, как известными, так и созданными самостоятельно. Именно творческий характер мышления позволяет ребенку доводить свой замысел до воплощения в деятельности, по необходимости варьируя, меняя, дополняя его.
Очевидно, что воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны в процессе творческой деятельности и в равной мере характеризуют детское творчество.
Безусловно, творческий процесс у детей характеризуется не только развитостью воображения и творческого мышления, чрезвычайно важна мотивация к творчеству, владение инструментальными художественными умениями и навыками, целеустремленность в воплощении творческого замысла. Так же как воображение и творческое мышление, они требуют специального целенаправленного развития в результате организованного педагогического воздействия.
В соответствии с вышесказанным, мы считаем обоснованными компоненты детского творчества, выделенные Г. Г. Григорьевой [11]:
1. Преобразование имеющегося опыта, способность «входить» в условные ситуации и обстоятельства посредством развитого творческого воображения.
2. Увлеченность, захваченность деятельностью, способствующая активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
4. Развитость специальных способностей, обеспечивающих успешное решение творческих задач в активной деятельности.
5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.
6. Возникновение потребностей в творчестве.
Если говорить о содержательном определении детского творчества, то его следует понимать как способность не только воссоздавать, но и преобразовывать воспринятое, привнося в него собственный взгляд, развиваемую в процессе обучения и воспитания. Развитие детского творчества связано с личностным совершенствованием и совершенствованием творческих навыков и умений, переходом на все более высокий уровень владения ими.
Детское творчество имеет преимущественно индивидуальную траекторию развития, так как в значительной степени зависит от личностных особенностей и одаренности ребенка, однако, существуют некие общие особенности, присущие его развитию в различные возрастные периоды.
Обобщая вышесказанное, можно выделить показатели, которыми в психологии характеризуется детское творчество. К ним, кроме уже упоминавшейся субъективной новизны творческого продукта, относят [6]:
— оригинальность материалов и способов деятельности, а также полученных результатов;
— вариативность решения творческой задачи;
— интеллектуальная активность ребенка;
— возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы