Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Особенности организации консультативной работы педагога-психолога с родителями (на примере Муниципального дошкольного образовательного учреждения — Детский сад комбинированного вида № 50 «Дефектолог», муниципальный г.о. Люберцы, Московская обл.)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Роль родителей в формировании личности детей дошкольного возраста 8
1.2 Формы и методы работы педагога-психолога с родителями в процессе своей деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Изучение состояние консультативной работы с родителями в условиях детского сада комбинированного вида и анализ ее эффективности 24
2.2 Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности консультативной работы педагога-психолога с родителями имеющих детей с ОНР 30
Заключение 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение:
Современная образовательная система ориентирована на полноценное и гармоничное развитие личности ребенка.Несмотря на большое значение образовательных учреждений в данном процессе, приоритетная роль в воспитании и формировании личности ребенка принадлежит семье. Соответственно, возникает необходимость организации грамотного и продуктивного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В настоящее время отмечается то, что родители и другие члены семьи ребенка имеют доступ к огромному количеству информации относительно закономерностей развития ребенка дошкольного возраста, особенностей и эффективных приемов воспитательного воздействия. Однако полезная информация зачастую перемешана с бесполезной или даже вредной. Также следует отметить, что необходимость обеспечения определенного материального дохода семьи, возросшая нагрузка на родителей является фактором, который не позволяет родителям проводить достаточное количество времени со своим ребенком и заниматься его развитием. Родители предпочитают в большинстве случаев дать ребенку гаджет либо включить ему мультфильмы, нежели провести с ним определенное время.
Подобная ситуация становится источником проблем в развитии психической деятельности, обучении, формировании поведения, морально-нравственных установок ребенка и др. В данном случае образовательные учреждения, и в особенности педагог-психолог, призваны оказать содействие и помощь родителям в налаживании продуктивного общения с ребенком, выборе оптимальной стратегии поведения, преобразовании в целом взаимоотношений в семье. Кроме того, педагог-психолог участвует в формировании эффективного взаимодействия семьи и сада.
Одним из значимых направлений деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения выступает психологическое консультирование. Выделяется несколько форма и направлений в организации подобной работы. Групповое консультирование преследует своей цель решение типичных проблем конкретного возраста или преодоление трудностей, выявленных в группе семей. Индивидуальное консультирование позволяет работать с конкретной семьей и решать проблемы отдельно взятого ребенка и его родителей. Соответственно, выбор максимально эффективных методов и форм организации психологического консультирования психолога-педагога в дошкольном образовательном учреждении в отношении семьи представляется весьма актуальным направлением деятельности этого специалиста.
Заключение:
Проведенный анализ консультативной деятельности педагога-психолога детского сада комбинированного вида № 50 «Дефектолог» г. Люберцы продемонстрировал, что несмотря на достаточно тщательное и взвешенное планирование консультативного направления деятельности специалистом существуют определенные сложности в реализации данного направления деятельности. Так, групповое направление консультирования реализуется достаточно полно, тогда как индивидуальные формы консультирования страдают.
Данная ситуация предполагает необходимость преобразования подхода педагога-психолога к осуществлению консультативной работы в дошкольном образовательном учреждении с родителями воспитанников с общим недоразвитием речи. Нами предложен проект, который описывает основные цели, задачи и особенности осуществления консультативной деятельности в рамках детского сада в отношении родителей дошкольников. Рассмотрены разнообразные особенности и факторы, которые необходимо учитывать с той целью, чтобы повысить эффективность консультативной деятельности, а также стимулировать интерес родителей к активному участию в ней и обращению с проблемами к педагогу-психологу.
Таким образом, консультативное направление деятельности в профессиональных обязанностях педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида является весьма значимым, достаточно сложным и требующим учета большого количества аспектов и деталей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль родителей в формировании личности детей дошкольного возраста
Преобладающее значение семьи в развитии личности ребенка достаточно подробно прописано в законодательных документах международного и отечественного уровней: в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе, Законе «Об образовании в Российской Федерации». В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль иных социальных институтов, призванных помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (указано на то, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они должны сформировать базу для физического, морального и умственного развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [8, гл. 4 ст. 44].
А. В. Мудрик в своих исследованиях определяет понятие семьи следующим образом: «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимной моральной взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, образцов поведения» [17].
Именно семья в силу осуществляемых ею функций становится основой для самоопределения и личностного развития ребенка, который заимствует от родителей переходит большое количество личностных смыслов, которые имеют значение базы для его последующего самоопределения и идентичности, согласно представлениям О. В. Солодянниковой. Однако следует отметить, что не всегда семья имеет оптимальный потенциал для развития ребенка в силу непродуктивных стратегий семейного воспитания, неконструктивного стиля коммуникации родителей между собой и с ребенком, недостаточного уровня культуры и т. д. В условиях непродуктивных взаимоотношений родителей с ребенком (например, без учета его личностных характеристик) у него формируется отрицательная картина представлений о себе, по этой причине происходит нарушение и мировосприятия [3]. Именно эти факты обуславливают необходимость грамотной и своевременной поддержки семьи со стороны образовательных учреждений и т.д.