Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Теория и методика физического воспитания дошкольного возраста

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности организации и проведения подвижных игр на свежем воздухе с детьми шестого года жизни в разное время года

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 6
1.1. Психофизиологические особенности детей старших дошкольников 6
1.2. Содержание и организация физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками 15
1.3. Роль подвижных игр на свежем воздухе для развития старших дошкольников 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА 30
2.1. Оценка исходных показателей здоровья и физической подготовленности старших дошкольников 30
2.2. Обоснование и апробация методики организации проведения подвижных игр со старшими дошкольниками в разное время года 40
2.3. Влияние методики подвижных игр на показатели здоровья и физической подготовленности старших дошкольников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для оптимального физического и психического развития ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости; владение основными движениями, контроль и возможность управлять ими.
Достижение данного уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком образовательной программы дошкольного учреждения. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором физического развития, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей шестого года жизни.
Одним из самых эффективных средств воздействия на организм детей для укрепления здоровья, всестороннего развития и повышения адаптационных возможностей являются подвижные игры на свежем воздухе [30, 31, 33]. Занятия подвижными играми на свежем воздухе положительно влияют не только на физическое развитие ребенка, а также и на формирование его личностных качеств: настойчивости, дисциплинированности, смелости, самостоятельности и целеустремленности. Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере. Анализ исследований Шебеко В.Н., Ермак Н.Н.; Шарманова С.Б., Федорова А.И. и других показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость) [4, 6, 7, 9]. У средних дошкольников интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение максимального развития двигательных качеств [3, 5].
Многие исследователи, такие как Семенова Т.А., Оконова Н.А., Скрипкин В.С., Шарикало Н.А. подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью дошкольника [23, 30, 40, 45].
Развитию физических качеств у дошкольников большое внимание уделяли такие ученые: Н.Ю. Васильева [3], Л.Д. Глазырина [4], Т.Г. Гурулева [5]. Вместе с тем учеными (Н.А. Шарикало [45], В.Н. Шебеко [49]) доказано, что игровая деятельность дошкольников создает благоприятные условия для их активного, личностного включения в процесс социализации и является оптимальным средством для развития физических качеств.
Важным средством физического развития детей и укрепления их здоровья являются подвижные игры, что неоднократно подчеркивалось такими исследователями как Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, П.Ф. Каптерев, В.В. Покровский, Э.Я. Степаненкова, Е.Г. Тимофеева и другими.
Таким образом, существует противоречие между недостаточной разработкой проблемы организации и проведения подвижных игр на свежем воздухе с детьми шестого года жизни в разное время года и объективной необходимостью их применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Цель исследования – апробация методики подвижных игр на свежем воздухе с детьми шестого года жизни.
Объект исследования – подвижные игры с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – организация подвижных игр на свежем воздухе с детьми шестого года жизни.
Гипотеза исследования. Организация подвижных игр на свежем воздухе с детьми шестого года жизни будет эффективна при следующих педагогических условиях:
1. Учете психофизических особенностей детей шестого жизни.
2. Специальном подборе подвижных игр для проведения на прогулке.
3. Соблюдении методических принципов построения занятий.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми шестого года жизни в психолого-педагогических исследованиях.
2. Уточнить особенности физического здоровья и физической подготовленности детей шестого года жизни.
3. Апробировать влияние методики подвижных игр на свежем воздухе в разное время года на показатели здоровья и физической подготовленности детей шестого года жизни.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, индукция, дедукция, сравнение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.
Практическая значимость. Полученные в работе результаты могут быть использованы педагогами в контексте создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В ходе решения первой задачи было выявлено, что современные научные данные свидетельствуют о положительном влиянии занятий подвижными играми на физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста. Применение подвижных игр на физкультурно-оздоровительных занятиях с детьми шестого года жизни способствует улучшению функционирования органов дыхания, кровообращения и оптимизации обмена веществ, воспитанию у детей внимания, целеустремленности, формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Большинство специалистов считает подвижные игры приоритетным средством физического воспитания детей дошкольного возраста. Однако, в научно-методической литературе наблюдается недостаточная определенность относительно особенностей проведения подвижных игр на свежем воздухе в разное время года для детей дошкольного возраста, что послужило предпосылкой для проведения исследования.
2. В ходе решения второй задачи исследования было установлено, что подавляющее число исследуемых дошкольников экспериментальной и контрольной группы имели недостаточный уровень физической подготовленности и функционального состояния кардиореспираторной системы, что послужило основой для разработки методики подвижных игр на свежем воздухе у детей шестого года жизни.
3. В ходе решения третьей задачи исследования было показано, что апробация методики подвижных игр на свежем воздухе позволила достичь весомых результатов улучшения физической и функциональной подготовленности дошкольников шести лет, которая подтвердила свою эффективность и значимость. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что после применения подвижных игр у дошкольников ЭГ достоверно улучшились все исследуемые показатели. В частности, бег 30 м улучшился у детей ЭГ на 0,7 с (<0,01), бег 10 м с хода – на 0,4 с (<0,05), количество раз отбиваний мяча с пола – улучшилось на 3,2 раза (<0,01), челночного бега – на 5 с (<0,01), гибкости – на 2 см (<0,05), что подтверждает эффективность подвижных игр на свежем воздухе.
За время педагогического эксперимента показатели функциональной подготовленности, за исключением частоты дыхания, у детей экспериментальной группы достоверно изменились (p≤0,05). Наибольший прирост наблюдался при анализе проб с произвольной задержкой дыхания на вдохе (пробы Штанге) и на выдохе (пробы Генча) (65,74 и 67,41% соответственно), что подтверждает эффективность проведения подвижных игр на свежем воздухе на показатели дыхательной системы дошкольников.
Достаточно высокие темпы прироста функционального состояния были зафиксированы и в показателе жизненной емкости легких, который составил 10,98%. Это подтверждает фундаментальные положения теории физического воспитания о том, что во время занятий подвижными играми у детей улучшаются показатели функционального состояния, в частности жизненной емкости легких.
Таким образом, можно утверждать, что правильная организация подвижных игр на свежем воздухе способствует значительному улучшению физической подготовленности детей шестого года жизни, что экспериментально подтвердила свою эффективность и значимость.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

1.1. Психофизиологические особенности детей старших дошкольников

По мнению ряда авторов, таких как Аркин Е.А., Гориневский В.В., Парамонова М.Ю., Семкина С.И., Овчинникова П.Ю. Тарасова Т.А., Степаненкова Э.Я., Семенова Т.А., Каптерев П.Ф., Покровский В.В. и других, дошкольный период является одним из важных этапов развития ребенка. Дошкольный возраст является важным моментом в развитии ребенка и сопровождается множеством качественных изменений во многих функциях организма. С другой стороны, физиологические и психофизиологические изменения ребенка не обеспечивают нужного уровня самостоятельности, который крайне необходим для адаптивного пребывания ребенка в детском учреждении и профилактики различных отклонений [2].
В этом возрасте происходят значительные изменения в деятельности всех физиологических систем детского организма, а к шести годам ребенок приобретает определенный уровень морфологического и функционального развития, который называют «школьной зрелостью». Если рассматривать данный вопрос с функциональной позиции, то возраст шести лет является одним из критических этапов развития, от которого могут зависеть все последующие периоды жизни ребенка [11, 15, 20].
Этот период можно считать сенситивным относительно становления процессов высшей нервной деятельности ребенка и морфофункциональных изменений в центральной нервной системе.
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [34, 40].
Согласно рекомендациям Т.А. Семеновой, Э.Я. Степаненковой, М.Ю. Парамоновой, С.И. Семкиной, П.Ю. Овчинниковой определение уровня физической подготовленности детей проводится посредством специальных тестов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы