Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности обучения немецкой устной речи на среднем этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения устной иноязычной речи на среднем этапе обучения 6
1.1 Теоретические основы обучения устной иноязычной речи 6
1.2 Методические аспекты обучения устной речи 13
1.3 Психологические особенности обучения иностранному языку на среднем этапе 22
Глава 2. Методика проектного обучения устной речи на среднем этапе обучения с использованием аутентичных материалов 32
2.1 Система упражнений для обучения устной диалогической речи 32
2.2 Система упражнений для обучения устной монологической речи 36
2.3 Оценка результативности проектного обучения устной речи на среднем этапе обучения с использованием аутентичных материалов при обучении немецкому языку 43
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложения 63
Введение:
Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учениками умением общаться на иностранном языке, которое предполагает формирование иноязычной коммуникативной компетенции. В современных условиях расширения коммуникативных границ все большую актуальность и ценность приобретает необходимость формирования навыков и умений устной речи, которые в свою очередь позволят сформировать личность, способную осуществлять успешные коммуникации с носителями другого языка и культуры.
При обучении современному немецкому языку как иностранному особая роль отводится обучению устной речи как цели и как средству, поскольку она способна вызвать обеспечить мотивацию и интерес к изучению языка в современных школах. Именно развивающие возможности устной речи и являются причиной всевозрастающего интереса к ней методистов и учителей-практиков (Л.И. Агаюнова, И.Л. Бим, О.В. Володарская, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и др.).
Несмотря на такой повышенный интерес к данному вопросу все же существует ряд нерешенных методических проблем. Так, в современных исследованиях нет единого понимания, что необходимо подразумевать под основой обучения немецкоязычной устной речи — слуховое или зрительное восприятие, лексический материал, или связный текст. Относительно обучения монологической и диалогической устной речи также существуют различные точки зрения, в частности по поводу их соотношения в учебном процессе, по поводу их последовательности, по поводу регламентированости тематики и ситуативности. Не определена и система упражнений, которые направлены на развитие навыков устной речи, и их взаимосвязь с учетом различных видов устной речи (диалогической / монологической, подготовленной / неподготовленной). Наличие вышеперечисленных вопросов свидетельствует об актуальности более глубокого исследования особенностей формирования навыков немецкой устной речи.
Объект — процесс обучения устной речи на немецком языке в качестве иностранного.
Предмет исследования — комплекс упражнений, направленный на формирование навыков устной речи в условиях коммуникативно-направленного обучения.
Цель работы — выявить особенности обучения устной речи на немецком языке и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков монологической и диалогической речи в условиях коммуникативно-направленного обучения на среднем этапе обучения языку.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические, методологические и психологические аспекты обучения устной речи на среднем этапе;
разработать комплекс упражнений по обучению монологической и диалогической речи на среднем этапе;
провести апробацию и оценить результативности использования аутентичных материалов при обучении устной речи на среднем этапе.
В соответствии с целью и задачами данной работы были использованы следующие методы исследования: в работе используется комплексный метод исследования, включающий методы сравнения и абстрагирования, описательно-аналитический метод, наблюдение, опытно-экспериментальное исследования по оценке результативности использования аутентичных материалов при обучении устной речи на среднем этапе. Данные методы использовались не изолированно друг от друга, анализ проводился комплексно, с привлечением на каждом этапе работы тех приёмов и методов, которые более всего удовлетворяют поставленным целям и задачам исследования.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что рассмотрены особенности обучения устной монологической и диалогической речи, раскрыты психологические особенности обучения немецкому языку на среднем этапе, подобраны комплексы упражнений для обучения устной речи, а также проведена апробация и оценка результативности применения аутентичных материалов на уроках немецкого языка.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания немецкого языка, на семинарских и практических занятиях, в курсах лекций по «Методике преподавания немецкого языка».
Научная новизна исследования заключается в разработке серии дополнительных упражнений с использованием аутентичных материалов, которые можно использовать для формирования навыков устной немецкой речи на ситуативной основе.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы, включающего источники на русском и иностранных языках.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выделяются объект и предмет исследования, цель, задачи и методы.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы обучения устной иноязычной речи на среднем этапе обучения, даются определения основным понятиям, рассматриваются цели и содержание обучению устной речи на среднем этапе обучения.
Во второй главе разрабатывается комплекс упражнений по обучению монологической и диалогической речи на среднем этапе, а также проводится апробация результативности использования аутентичного материала при обучении устной речи школьников.
В заключение курсовой работы обобщены результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы.
Заключение:
Цель работы была выявить особенности обучения устной речи немецкого языка и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков монологической и диалогической речи в условиях коммуникативно-направленного обучения немецкой на среднем этапе обучения языку.
Устная речь охватывает основные виды речевой деятельности, такие как говорение, аудирование, чтение, монологическую и диалогическую речь;
Под обучением устной речи понимается сложный процесс, который находится в тесной связи с формированием и усовершенствованием лексических и грамматических навыков, а также умением применять их для создания неподготовленной речи.
Для обучения диалогической и монологической речи применяются разные комплексы упражнений.
Анализ отобранных пособий указывает на то, что упражнения в них направлены на формирование навыков как монологической, так и диалогической речи. В то же время упражнения на развитие навыков устной речи имеют общую тенденцию, а задания творческого характера на ситуативной основе, которые способствовали бы формированию навыков устной речи, практически отсутствуют.
Соответственно, нами была разработана серия дополнительных упражнений, которые можем использовать для формирования навыков устной немецкой речи на ситуативной основе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения устной иноязычной речи на среднем этапе обучения
1.1 Теоретические основы обучения устной иноязычной речи
Язык — это средство общения. В мире существуют и такие языки, которые стали средством культурного общения, одним из них является немецкий язык. Основа изучения любого языка, в том числе немецкого, заключается в общении, коммуникации, речевом взаимодействии на уроках [8].
В современной педагогической науке под общением зачастую понимается педагогическая категория, отражающая субъектно-объектные отношения, способные оказывать особое влияние на весь процесс воспитания, формирования и развития учеников. Соответственно, общение представляет собой взаимодействие людей, которые вступают в него в качестве субъектов. При этом активными субъектами общения могут быть как два человека (индивидуальное общение), так и больше (групповое общение).
Интегративной целью обучения общению, по мнению методистов, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, в частности немецкоязычной, которая подразумевает способность и реальную готовность учеников осуществлять общение на немецком языке и достигать взаимопонимания с носителями этого языка, а также воспитание и развитие учеников средствами учебного предмета.
Средством реализации общение являются различные виды речи. При этом, речь является заменой реальных объективных предметов в их обобщении, в частности, она способствует выведению воображения учащегося на новую стадию -«умение мысленно представить учебную ситуацию как для себя, так и для партнера (ожидаемо, вариативно, предположительно), причем ситуация воображается не отвлеченно, а исходя из представленного языкового информативного материала [1]. Рассмотрим подробнее виды речи: