Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности навыков изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития 5
1.1 Психофизиологические особенности детей с ЗПР 5
1.2 Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР 9
1.3 Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР 21
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей рисунка детей с ЗПР 31
2.1 Особенности симметричного построения рисунка 35
2.2 Особенности изображения предметных форм 37
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития 51
Заключение 72
Список литературы 77
Введение:
Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности ребенка (рисунки, поделки и др.) — это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитии ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.
Важной особенностью детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению. Ребенок, имеющий задержку психического развития отличается замедленным темпом развития психики, который выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, неустойчивостью внимания, сниженном объеме памяти, преобладанием игровых интересов, быстрой утомляемостью и пресыщаемостью.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.
На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях. До сих пор отсутствует научно обоснованная система использования изобразительной деятельности в обучении и воспитании детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена следующими соображениями:
Во-первых, в дошкольном и младшем школьном возрасте изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
Во-вторых, дети с нарушениями в развитии выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности.
Объект исследования: процесс формирования графических навыков у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методика формирования навыков, необходимых для создания выразительного, предметного содержания в процессе изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития.
Цель исследования — проектирование работы по развитию графических навыков у детей с задержкой психического развития.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
1. Изучить психофизиологические особенности детей с ЗПР;
2. Рассмотреть виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР;
3. Определить значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР;
4. Исследовать уровень сформированности навыков изображения предметных форм у детей с задержкой психического развития;
5. Составить методические рекомендации для воспитателей по формированию графических навыков у детей с задержкой психического развития.
Методы исследования:
— эксперимент;
— наблюдение;
— количественная и качественная обработка материала.
Структура работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Заключение:
Коррекционные возможности изобразительной деятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности — это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:
— разработка коррекционно-направленной системы художественного развития, формирование основ художественной культуры;
— разработка содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства;
— осуществление средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.
Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.
В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.
Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).
Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:
— воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
— развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;
— формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;
— формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;
— развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;
— развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.
Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Диагностическая работа проводилась в специализированном детском саду МДОУ №120 города Москвы компенсирующего вида. В занятии участвовали 10 детей-дошкольников с задержкой психического развития в возрасте 6 лет (подготовительная группа).
Анализ строения рисунков детей показал, что у 2 дошкольников с задержкой психического развития, участвовавших в эксперименте, линия прорисована хорошо, а у 8 — слабо и прерывисто. Анализ формы дерева показал, что 4 дошкольников нарисовали дерево шаровидной формы, 3 — круглой, 3 — с ветками в разные стороны.
Величина дерева у 4 дошкольников была нормальная, у 2 маленькая, у 2 большая, у 2 пропорции со значительными искажениями. Пропорции на рисунке соблюдены у 4 испытуемых детей, и у 6 не соблюдены. Уровень развития графических навыков: у 4 детей — выше среднего, у 4 детей — средний, у 2 — ниже среднего.
Общаясь с природой, старший дошкольник стремится в рисунке выразить своё отношение к ней, и делает это с помощью различных выразительных средств. Так, линия — основной элемент в детских рисунках, выступает как средство изображения и как средство выражения отношения к изображаемому.
Цвет несёт те же функции. Но в рисунках эти функции были поделены: в одних рисунках цвет выполняет изобразительную функцию (ствол дерева — коричневый, крона — зеленная, цветы — розовые), в других — выразительную (листва светло-зеленая и темно-зеленая).
Линия, цвет, форма используются как основные средства выразительности в рисунках, но цвет чаще, чем все остальные средства: так как цвет связан для детей с эмоциональными переживаниями.
По окончании проведенной диагностической работы были составлены методические рекомендации по формированию графических навыков у детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития
1.1 Психофизиологические особенности детей с ЗПР
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров [23, с.61]. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
В основу их подхода положен этиологический принцип, позволяющий различить четыре варианта такого развития:
задержка психического развития конституционального происхождения;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрально-органического генеза [8, с.114].
Задержка психического развития встречается довольно часто. Здесь речь идет не об устойчивом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой перезагрузке в интеллектуальной деятельности. Эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуальный (непроградиентный, пассивный), реже — генетический характер.
Сейчас достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с задержкой психического развития. Но, несмотря на это, проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем [23, с.55-57].
Несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрого истощения, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основании этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте инфекционными заболеваниями (Т.А., Власова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкова, 1990) [23, с.61-63].
Психологические особенности детей такие:
• неустойчивое внимание;
• недостаточная наблюдательность по отношению к языковым представлениям;
• недостаточное развитие способности к переключению;
• недостаточное развитие словесно-логического мышления;
• недостаточная способность к запоминанию словесного материала;
• недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области речевых явлений;
• недостаточная сформированность произвольной сферы в общении и деятельности.
Задержка психического развития — выражается в малой целеустремленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания.
Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма, характером нейродинамических расстройств [53, с.89].
I. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально волевая сфера находится на более ранней стадии развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их переживании.
Поверхности и неустойчивости, легкая внушаемость. Трудности в обучении, нередко наблюдаются у этих детей в младших классах, связанные с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов [27, с.212].
Дети такого варианта не могут учиться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им нужно специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем учиться со всеми.
II. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
• детскими неврозами;
• астенией.
Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, робостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванные режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети — «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых проблем (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия. Рассмотрим особенности развития такого ребенка.
Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.
III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствуют правильному формированию личности ребенка.
Неблагоприятные условия среды, рано возникшие длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно — психической сферы, нарушения сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально — органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.