Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ У БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН РАЗНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП 8
1.1 Понятие о мотивационно-потребностной сфере личности 8
1.2 Безработица как социально-психологический феномен 23
1.3 Психологические особенности безработных граждан разных профильных групп 27
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ У БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН РАЗНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 38
2.3 Практические рекомендации по результатам исследования 59
Выводы главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Изучение мотивации профессиональной деятельности человека является весьма важным, поскольку общепринятым в науке и практике является понимание того, что эффективно трудиться может человек при условии, если он обладает оптимальной мотивацией к деятельности. И особое место в данном направлении психологических исследований принадлежит изучению проблемы особенностей мотивации безработных. И в данной работе изучаются особенности мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп.
Степень изученности проблемы. В настоящее время существует множество определений того, что собственно представляет собой мотивация и мотивы. Также имеют место различные классификации мотивов. Однако некоторые исследователи выделяют несколько наиболее часто формирующихся мотивов обобщенного характера. К ним относятся мотивы достижения, взаимодействия, общения, управления, власти, воздействия (в том числе агрессивного, насильственного) на других людей, сотрудничества, оказания помощи. Перечисленные мотивы по своему характеру очень близки соответствующим потребностям, но представляют их определенную конкретизацию. Существуют и другие классификации мотивов, в частности, В.И. Ковалева, который выделяет четыре группы мотивов, А.Н. Леонтьева, выделяющего две группы мотивов в зависимости от их содержания. Что касается изучения особенностей мотивации безработных, то до настоящего времени имеет место объективный недостаток как зарубежных, так и отечественных исследований, посвященных проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы безработных граждан. И обычно мотивация безработных исследуется в рамках более широкого поля изучения, направленного на исследование психологии безработицы и безработных
в целом. В то же время исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп может помочь в выявлении определенных мотивационных факторов, которые наряду с другими, как психологическими, так и непсихологическими факторами, могут обуславливать безработный статус гражданина, принадлежащего к разным профильным группам.
Следовательно, заявленная проблема является актуальной и значимой. И в данной работе мы в определенной мере пробуем восполнить дефицит ее изучения в психологии.
Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности.
Предмет исследования – мотивационно-потребностная сфера безработных граждан разных профильных групп.
Цель исследования – выявление особенностей мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы особенностей мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп.
3. Выявить и описать специфические особенности мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп
4. Составить практические рекомендации по результатам исследования.
Гипотеза исследования – мотивационно-потребностная сфера личности безработных граждан разных профильных групп имеет ряд специфических особенностей.
Методы исследования. В нашей работе мы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические методы (методы опроса и тестирования) и методы статистической обработки (S — критерий Джонкира).
Методики исследования:
1. «Методика изучения социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.
2. Методика «Смысложизненные ориентации» в адаптации Д.А. Леонтьева, СЖО;
3. Методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса;
4. Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.
Теоретико-методологической базой исследования были общенаучные и специальнонаучные принципы проведения научного исследования – принципы системности, развития, объективности, доказательности и т.д.; концепции изучения мотивационно-потребностной сферы личности Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, Г. Олпорта,
Ш. Шварца и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки эффективных рекомендаций с целью cнижения количества безработных граждан. Полученные эмпирические результаты также могут быть полезны сотрудникам центра занятости населения при работе с безработными гражданами.
Выборку составили 60 человек, безработные представители разных профильных групп в возрасте от 30 до 47 лет. В исследовании приняли участие представители 3 профильных групп – педагогическая, медицинская, техническая профильные группы. В каждой выборке было по 20 испытуемых. В выборку вошли 26 мужчин и 34 женщины.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе государственной службы занятости населения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем дипломной работы составил 70 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы у безработных граждан разных профильных групп предполагало изучение данной проблемы на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В результате теоретического анализа проблемы было выявлено, что личность есть особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Мотивационно-потребностная сфера личности – это совокупность мотивационных образований личности (нужда, потребности, мотивы, направленность и т.д.), которые обуславливают активность человека и процесс его психического развития в целом. Также было выявлено, что безработица обуславливается превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. При этом с психологической точки зрения безработица представляет собой разновидность социально-экономической депривации личности. Социально-экономическая депривация – это вынужденное полное или частичное ограничение потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности. И у безработных, являющихся представителями разных профильных групп, имеют место как сходства, так и различия в их психологических особенностях. Сходства психологических особенностей данных групп безработных обуславливается, прежде всего, схожей для них стрессогенной ситуацией безработицы.
В результате эмпирического изучения проблемы было выявлено, что безработные педагогической профильной группы отличаются от других профильных групп большей выраженностью такой установки в мотивационно-потребностной сфере, как «Ориентация на процесс». В то же время безработные медицинской профильной группы отличаются от других профильных групп более сильной выраженностью таких установок в мотивационно-потребностной сфере, как «Ориентация на результат» и «Ориентация на альтруизм». Также безработные технической профильной группы отличаются от других профильных групп большей выраженностью такой установки в мотивационно-потребностной сфере, как «Ориентация на деньги». Кроме того, безработные педагогической профильной группы отличаются от других профильных групп большей выраженностью таких смысложизненных ориентаций, как ориентация на результат в жизни и общий показатель осмысленности жизни. А безработные медицинской профильной группы отличаются от других профильных групп большей выраженностью смысложизненной ориентации на цель в жизни. Также было выявлено, что безработные педагогической, медицинской и технической профильных групп обладают равной выраженностью мотивации к избеганию неудач, которая в основном характеризуется как высокая. И безработные педагогической, медицинской и технической профильных групп характеризуются равной выраженностью мотивации к успеху, которая в основном характеризуется как средняя и низкая.
В целом, на основании проведенного исследования был подтверждена его гипотеза. И это позволяет говорить о том, что мотивационно-потребностная сфера личности безработных граждан разных профильных групп имеет ряд специфических особенностей (подтверждение гипотезы исследования).
В качестве перспективы дальнейшего исследования проблемы можно рассматривать учет более широкого спектра социально-демографических характеристик испытуемых, а также больший арсенал психодиагностических методик для изучения мотивационно-потребностной сферы личности.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ У БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН РАЗНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП

1.1 Понятие о мотивационно-потребностной сфере личности

Прежде чем обратиться к характеристике мотивационно-потребностно сферы личности необходимо раскрыть само понятие личности.
Начнем с того, что, по мнению А.Г. Асмолова, в общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие
общества [3].
Как отмечает Б.Г. Ананьев, личность, с одной стороны, определяет конкретного индивида (человека) как фигуры деятельности, в единстве его личных свойств (единичное) и его общественных ролей (общее). С другой стороны, личность воспринимается как общественное свойство индивида, как заодно интегрированных в нем социально значительных черт, образовавшихся в процессе косвенного и прямого соглашения данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, фигурой труда, общения и познания [33].
По замечанию С.Л. Рубинштейна личность представляет собой совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [40].
Обратимся к рассмотрению структуры личности. Начнем с того, что человек как личность с позиции психологии характеризуется следующими качествами:
— самосознание, которое является основой развития умственной активности, независимости человека в его суждениях и поступках и ориентированным, прежде всего на познание себя, улучшение себя и поиск смысла жизни;
— активность — желание выйти за рамки реализованных возможностей, за пределы ролевых предписаний, разнообразить среду деятельности;
— Я-образ — система представлений человека о себе реальном, себе идеальном, себе ожидаемом, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, уровне притязаний, чувстве самоуважения;
— направленность — устойчивая система мотивов, убеждений, потребностей, идеалов, интересов, и т.д.;
— способности, качества и свойства, обеспечивающими успешность исполнения конкретной деятельности;
— характер — целостность постоянных индивидуальных качеств человека, обусловливающих характерные для него пути поведения и эмоционального реагирования.
Особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие определённого человека, устанавливают его оригинальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее оригинальность. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, потребностях, интересах, и свойствах личности [20; 26; 37].
А теперь необходимо заметить, что одной из основополагающих сфер личности в ее структуре является мотивационно-потребностная сфера, которая включает в себя такие психологические феномены, как нужда, потребности, мотивы, мотивация, направленность личности и т.д.
Чтобы понять сущность мотивационно-потребностной сферы личности необходимо проанализировать зарубежные и отечественные теоретические подходы к исследованию мотивации.
Среди зарубежных теоретических подходов к исследованию мотивации в XX веке выделяются следующие основные теории – психоанализ, бихевиоризм, когнитивные, биологизаторские и потребностные теории.
Нужно подчеркнуть, что психоанализ задал новые горизонты для изучения мотивационной детерминации поведения. Согласно З. Фрейду вся психическая деятельность исходит из внешних и внутренних (влечение внутри соматического источника раздражителя) раздражителей. Раздражение влечения есть потребность. З.Фрейд выделяет два основных типа влечений, исходя из тех целей, на которые они направлены: стремление к жизни, конструктивная энергия (эрос) и стремление к смерти, деструктивное начало в человеке (танатос). Желание выражает качество влечения (его отношение к цели и объекту). Итак, влечение – движущая сила деятельности, желание – направленность на конкретную цель. Это желание и будет ближайшим мотивом деятельности. Значительная часть мотивов – результат борьбы различных тенденций в психическом аппарате. З.Фрейд в своей теории рассматривал причинную обусловленность и движущие силы человеческого поведения. Нужно отметить, что в целом, начиная с З. Фрейда, представители психоанализа придавали ключевое значение в регуляции поведения и деятельности человека бессознательному уровню психики, который включает в себя мощные влечения сексуального, либо агрессивного характера (В. Райх, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Данные влечения, как правило, требуют своего непосредственного удовлетворения и блокируются специальным компонентом психики – «Сверх-Я». И в своей сущности поведение человека есть внешняя реализация его «Я» на основе взаимодействия «Оно» и «Сверх-Я» [23].
Согласно позиции В. Райха, мотивация есть то, что движет человеческим поведением. При этом в мотивации выделяются как созидательные, так и деструктивные влечения. Оба вида влечений преимущественно имеют социальную природу и развиваются на базе соответствующих врожденных инстинктов, которые являются по отношению к ним первичными. Деструктивные влечения в свою очередь есть результат воздействия на личность негативных социальных условий. В то же время созидательные влечения в первую очередь содержат в себе сексуальную энергию, берущую свое начало от биологической созидательной энергии. Также по мнению В. Райха мотивация обуславливает так называемые стили поведения человека, выполняющих роль защитных механизмов, которые регулируют отношения личности с окружающей действительностью, обеспечивая определенную психическую разрядку [7].
Э. Фромм полагал, что в основе поведению любого человека лежат врожденные бессознательные потребности, которые находятся друг с другом в антагонистических отношениях и являются движущими силами личностного развития – это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность определяет стремление человека к социуму, его желание ассоциировать свою личность с другими представителями данного социума, усваивать доминирующие в социуме идеалы и убеждения. С другой стороны, вторая потребность определяет стремление человека изолироваться от общества, других людей, освободиться от социального давления и требований к его поведению. И данные две потребности есть не что иное, как причина наличия в человеке противоречий внутреннего плана, возникновения конфликта мотивов, поскольку человек всегда испытывает выраженное стремление каким-либо образом соединить данные противоположные тенденции своего поведения [23].
Согласно представителям классического бихевиоризма (Д. Уотсон, Б. Скиннер) термин мотивации является слишком общим и недостаточно научным, а экспериментальная психология под видом мотивации изучает на самом деле лишь потребности, влечения или драйвы, которые являются по своей сущности чисто физиологическими феноменами. Кроме того, поведение человека в соответствии с позицией бихевиористов мотивируется стимулом, который непосредственно вызывает реакцию. Т.е. здесь сама по себе мотивация выносится во внешний план и ключевая роль в поведении животного и человека принадлежит стимулам [14].
В ответ на критику классических положений бихевиоризма, возникло направление необихевиоризма. Рассмотрим позицию необихевиористов в отношении сущности мотивации человека. Среди них можно в первую очередь отметить таких исследователей, как Э. Торндайк, К. Халл, М. Миллер, Э. Толмен.
Общим для необихевиористов является введение промежуточной переменной (потребности, мотива и др.) между стимулом и реакцией (S —> конструкт —> R). Кроме того, данные исследователи рассматривают, как правило, два компонента, которые обуславливают поведение – мотивационный компонент и ассоциативный компонент. Первый компонент связывает силу влечения и привлекательность объекта, а ассоциативный компонент определяет соответствие существующей связей фактора раздражения и реакции актуальным внешним и внутренним стимулам [7].
Именно Э. Торндайку принадлежит первое указание на ключевое значение мотивационного компонента в научении. Обосновывая данное положение автор констатирует, что пища только тогда вызывает ощущения удовлетворения организма и формирует новые связи в поведении, когда у организму присутствует чувство голода [11].
Когнитивные теории мотивации были одними из первых концепций, которые понимали мотивацию как осознанное психическое образование. Начало данной традиции положил У. Джемс, который еще в конце XIX в. выделил несколько типов принятия решения. Среди них особое место принадлежит формированию намерения и стремлению к действию. А само принятие решение трактовалось ученым как сознательный преднамеренный мотивационный акт. При этом в качестве мотивов такого решения выступают объекты мысли, которые задерживают окончательное действие, либо, наоборот, ему способствуют. В свою очередь вторая половина XX в. ознаменовалась появлением в рамках когнитивного подхода мотивационных концепций, авторами которых были Р. Кеттелл, Дж Роттер, Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд. Общим для этих авторов было то, что все они признают за сознанием ключевую роль в детерминации поведения человека [6; 7].
Р. Кеттелл разработал модель так называемой динамической решетки устремлений. Мотивационными диспозиции в данной модели являются «эрги», которые представляют собой не что иное, как влечения биологического уровня, а также «энграммы», отражающие собой не биологическую природу, а историю жизни индивида. Эрги – это инстинкты или врожденные склонности; энграммы – это чувства и комплексы. Также эргам присущи определенные эмоциональные качества и биологические цели, чего лишены другие факторы из числа базовых диспозиций, для которых характерны социальные и культурные установки, скорее приобретаемые, чем наследуемые биологически, например, отношение к профессии, к религии или к собственному Я. В то же время мотивационные диспозиции – эрги – в зависимости от ситуационного побуждения могут актуализироваться по-разному. Их интраиндивидуальные изменения Р. Кеттелл (он говорит об изменениях уровня эргического напряжения) попытался разложить на компоненты при помощи факторного анализа. Наряду с двумя константными компонентами — конституциональным и индивидуального опыта – он приписал каждому эргу еще три вариативных компонента. Первый – ситуативное побуждение, второй – физиологическое состояние и третий – имевшее место или отсутствовавшее
удовлетворение [23].
Согласно Дж. Роттеру, мотивация есть то, что определяет поведение человека и удовлетворение им основных потребностей. Большую роль в мотивации играют цели человека. Люди – это целенаправленные индивидуумы, стремящиеся к максимизации поощрения и минимизации, либо избеганию наказания. Потребности – это совокупность типов поведения различного характера, имеющие одинаковые наборы подкреплений [24].
В то же время в русле когнитивных теорий мотивации были выработаны и введены в науку новые понятия, которые описывают мотивационные явления. Среди данных понятий можно выделить такие, как социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний и т.д. [24].
Особое место в зарубежной психологии занимают так называемые биологизаторские теории, одним из представителей которых является У. Макдауголл, предложивший авторскую теорию мотивации. Согласно теории У. Макдауголла человек обладает двенадцатью различными инстинктами. Например, такими, как бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, самоутверждение, родительский инстинкт, инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания [7].
Концепция У. Макдауголла получила наименование гормической, поскольку главной движущей силой как биологического, так и социального поведения рассматривалась энергия врожденной и инстинктивной природы – так называемое «горме». Данная энергия в конечном счете обуславливает то, как индивид воспринимает объекты окружающего мира, а также его эмоциональное состояние и действия (умственные и телесные) на пути к достижению цели. Например, человек видит привлекающий его объект, которые соответствует удовлетворению одному из его инстинктов, далее возникает определенное эмоциональное состояние и умственно прорабатываются человеком возможные пути для достижения данного объекта. При этом каждый инстинкт имеет свое соответствие в эмоциональной сфере индивида, т.е. свою эмоцию, способную из кратковременного состояния переходит в более устойчивое и организованное образование, т.е. чувство [7].
Еще одним из представителей биологизаторских теории можно считать Э. Холта, который занимал крайнюю позицию биологического редукционизма в вопросах мотивации. Э. Холт пытался обнаружить связь мотивации с конкретными химическими питательными веществами, которые употребляет организм. Ученые проводит аналогию организма с двигателем внутреннего сгорания, работа которого напрямую зависит от количества и качества топлива. Тем самым характеристики пищи могут обуславливать поведение животных и человека [7].
Переходя к потребностным теориям мотивации, которые получили свое развитие с 20-х гг. XX в., необходимо отметить основных их представителей – это в первую очередь К. Левин, Г. Олпорт, Г. Мюррей, А Маслоу, Ф. Герцберг и др.
К. Левин свои взгляды на мотивацию поведения человека изложил в сформулированных им моделях личности и окружения.
В модели личности ученый использует такие понятия, как «энергии» и «напряжение», а в модели окружения – «силы» и «целенаправленное поведение».
Согласно К. Левину большую роль в поведении играют цели действия, которые можно рассматривать в качестве своеобразных квазипотребностей, т.е. производных потребностей. При этом действенность намерения человека определяет не интенсивностью самого намерения, а силой истинной потребности, лежащей в основе квазипотребности. Как подчеркивает автор, объекты, служащие для удовлетворения потребностей и разрядки напряжения, имеют свой побудительных характер или валентность. Данная характеристика выделяет объекты из окружающей действительности и вызывает у индивида целенаправленное поисковое поведение [18].
При наблюдении человеческого поведения в различных ситуациях К. Левину удалось выявить психологическую структуру окружающей действительности. Данную структуру ученый обозначил термином психологического пространства или поля. Поле включает в себя различные области, структурирующие психологически потенциальные действия и события. Некоторые области соответствуют потенциально позитивным или негативным событиям, а другие – представляют инструментальные возможности действия, т.е. имеют значение средства действия [7].
Г. Олпорт в своей теории личности, рассматривал и вопросы мотивации поведения человека. Как отмечает ученый, можно выделить мотивацию зрелой и целостной личности, а также мотивацию незрелой и несформированной личности. И первая мотивация кардинально отличается от второй. Мотивация незрелой личности характеризуется доминированием ситуационно возникших мотивов, которые вызываются различными внешними и случайными стимулами. Также согласно позиции Г. Олпорта, любая адекватная мотивационная теория должна соответствовать следующим требованиям:
— признание согласованности мотивов во времени;
— признание различных видов мотивов;
— признание реальной уникальности мотивов [23].
Г.А. Мюррей полагал, что потребности представляют из себя форму проявления интенциональной сущности психики, которая побуждает индивида к реализации определенных форм поведения, которые необходимы для его сохранения и развития. Автор выделяет различные психогенные потребности, такие, как потребности в агрессии, доминировании, достижении, избегании неудач, независимости понимании и т.д.
Нужно отметить, что Г.А. Мюррей является одним из первых зарубежных ученых, который пришел к рассмотрению мотивов как устойчивых личностных диспозиций. При этом согласно автору целенаправленное поведение есть результат взаимодействия личностных и ситуационных факторов [16].
А. Маслоу принадлежит разработка подробной классификации потребностей личности. В частности, автор выделяет следующие уровни потребностей:
1) Физиологические (витальные) потребности – это врожденные первичные потребности. К ним относятся потребности в утолении голода, жажды, наличии жилища, одежды и т.д.
2) Потребности в безопасности и стабильности – данные потребности разделяются на физические и экономические. Первые заключаются в необходимости обеспечения индивидом отсутствия угрозы своей жизни и здоровью, а вторые – в стремлении избежать экономических трудностей.
3) Потребности в любви и принадлежности.
4) Потребности в чувстве собственного достоинства и статусе – среди данные потребностей выделяются, как производные, потребности во власти и достижениях.
5) Духовные потребности (потребности в самовыражении) – это высший уровень потребностей человека, который для того, чтобы реализовать свой потенциал, должен добиться возможности полного самовыражения.
По мнению А. Маслоу удовлетворение человеком своих потребностей начинается от низшего уровня к более высоким уровням и до высшего. При этом удовлетворение потребностей более низкого уровня является обязательным условием удовлетворения потребностей более высоких
уровней [23].
На современном этапе развития теорий мотивации в зарубежной психологии ученые все более обращались к анализу понятия мотива. И часто мотив здесь рассматривается как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Например, в 1994 г. Ж. Годфруа отметил, что мотив представляет собой определенное соображение, согласно которому должен действовать субъект. В то же время Ж. Годфруа не смешивает понятия мотива и мотивации, а разделяет их. Мотивация согласно Ж. Годфруа представляет собой совокупность мотивов, которые задают направление поведения личности, а мотив – это соображение субъекта, которое задает линию его поведения [24].
Еще более радикальную позиции в вопросе природы мотива занимает Х. Хекхаузен, который полагает, что мотив является неким конструктом мышления, т.е. определенным теоретическим допущением или построением, а не реально существующим психологическим феноменом (Хекхаузен, 1986). По мнению Х. Хекхаузена, никаких мотивов не существует, поскольку их нельзя наблюдать и поэтому они не могут рассматриваться в качестве фактов действительности. Мотивы – это лишь конструкты нашего мышления, которые условны и только облегчают описание наблюдаемого поведения и объяснение его причин. Поэтому и существует определенная путаница с понятием мотива в двухтомной монографии Х. Хекхаузена. Здесь мотивом считаются либо потребность, либо личностные диспозиции, либо, наконец, внешние и внутренние причины поведения. В целом, Х. Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение, которое вызывает активность человека и определяют направленность его поведения [21; 22].
Таким образом, мы проанализировали различные подходы к исследованию мотивации в зарубежной психологии.
Обратимся к характеристике взглядов ученых на мотивацию в рамках отечественной психологии.
Еще в начале XX столетия А.Ф. Лазурский в своих «Очерках науки о характерах» рассматривал вопросы побудительных сил поведения человека. В данном труде автор подробно проанализировал имеющиеся на тот период времени представления о желаниях и влечениях, потребностях, мотивах индивида. Кроме того, А.Ф. Лазурский сформулировал свои авторские положения об устойчивости решений и способности к внутренней задержке побудительных импульсов. Данная внутренняя задержка обуславливает так называемую борьбу мотивов, которая А.Ф. Лазурским понимается как процесс, в котором все важнейшие запросы и потребности человека выступают нередко с чрезвычайной яркостью. Также А.Ф. Лазурский, анализируя волевой процесс, выделял в нем «силу и слабость желаний и влечений», «наклонность к борьбе мотивов», «к обсуждению мотивов», «ясность, определенность желаний». При этом он отмечал зависимость сознательного волевого усилия от степени развития стремлений. И мотивы рассматривались автором как свойственные этапам принятия решения и его исполнения [9].
Следует заметить, что вышеприведенные взгляды А.Ф. Лазурского на мотивацию не потеряли полностью своей актуальности и в наше время [9].
Проблему мотивации рассматривал и такой отечественный психолог, как Н.Н. Ланге. Так, он в 1914 г. сформулировал собственное понимание мотивации. Согласно Н.Н. Ланге в психике человека присутствуют три основные мотивационные образования – влечения, желания и хотения. Влечения по Н.Н. Ланге – это непосредственное проявление первоначальных инстинктов организма.; хотения – это влечения, которые вызывают различные действия организма по удовлетворению имеющихся влечений; желания – это психические образования, которые отражают собой осознание индивидом объекта удовлетворения влечения. И мотивация в своей сущности есть совокупность данных образований, которые направляют и регулируют поведение. Также Н.Н. Ланге сформулировал идею о том, чем отличаются влечения от хотений, и пришел к выводу, что хотения представляют собой влечения, которые переходят к активным действиям. Т.е. хотение есть не что иное, как своеобразная «деятельная воля» [8].
Далее в течение 20-х гг. XX в. большое распространение в России приобрели биологизаторские взгляды на природу мотивации. Среди ученых, которые придерживались данной позиции, можно назвать В.М. Боровского и Н.Ю. Войтониса [4].
Так, например, В.М. Боровский усматривал первичную мотивацию поведения в сдвигах физиологических ритмов организма. Выступая против идеалистического понимания инстинктивного поведения, он показал, что в мотивации этого поведения, т.е. в том, что принято называть побуждениями или влечениями, нет ничего сверхъестественного, оторванного от материального мира. Внутреннее побуждение, подчеркивал он, всегда является сдвигом корреляции физиологических ритмов в организме в сторону установления наиболее выгодной в данных условиях коррелированности ритмов всех физиологических процессов. В этом постоянном восстановлении внутреннего равновесия В.М. Боровский усматривал основу жизнеспособности организмов [4].
Что касается взглядов Н.Ю. Войтониса, то по мнению данного ученого первопричиной и основой мотивации поведения являются более или менее значительные и длительные отклонения от нормального уровня физиологических функций, нарушения внутренних ритмов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Эти сдвиги выражаются в появлении потребностей, на удовлетворение которых и направлено поведение [4].
Особое место в отечественных теориях мотивации занимает позиция Л.С. Выготского, который выполнил довольно обстоятельный анализ проблемы детерминации поведения и мотивации личности. Характеризуя взгляды Л.С. Выготского на мотивацию в первую очередь заметим, что он трактует мотивацию как некую совокупность мотивов поведения. По мнению Л.С. Выготского, в психике человека имеются два параллельных уровня развития – высший и низший, которые и определяют высшие и низшие потребности человека и развиваются параллельно. Низшие потребности по Л.С. Выготскому – это потребности, которые относятся к базовым биологическим потребностям индивида и удовлетворение которых не требует произвольной регуляции поведения, а осуществляется естественным путем. Высшие потребности – это потребности социального характера, удовлетворение которых осознанно и произвольно и связано с функционирование высших психических функций. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью [5].
Довольно продуктивную и конструктивную позиции в отношении понимания мотива занимает отечественный психолог А.Н. Леонтьев, который в 1956 г. писал о том, что мотив побуждает отдельное, частное действие. С другой стороны, в более поздние годы он уже говорил о том, что мотивом может обладать только деятельность, а действие не имеет своего отдельного мотива. Если рассматривать действия в составе деятельности, то естественно, в этом случае деятельность мотивированна и задается каким-либо мотивом, а конкретные действия в этой деятельности отдельного мотива не имеют, однако они тоже мотивированы. Однако если действием является определенный поступок, то он в любом случае должен иметь мотив, поскольку совершается сознательно и имеет определенную цель. Поступок – это действие, которое реализуется человеком независимо от актуальной ситуации его реализации и имеющихся ткущих условий [10].
На основании вышеизложенного можно говорить о том, что в отечественной психологии существуют различные определения мотивации, в которых она трактуется как:
— как совокупность мотивов ее составляющих (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин);
— как процесс психической регуляции деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.А. Файзуллаев);
— как процесс действия мотивов и как механизм, который определяет возникновение, направление и способ реализации конкретных видов деятельности (А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин) и т.д. [7; 16; 17; 19; 25].
В целом, можно утверждать, что мотивы являются довольно динамичными психологическими образованиями, способными изменяться в зависимости от того, как меняется актуальная ситуация реализации того или иного поведения или деятельности. Однако мотивы в определенной мере инерционны, поскольку они не могут моментально быть перестроенными в ответ на резкую смену условий. А данный факт может уже объясняться так называемым явлением борьбы мотивов.
Тем не менее, в настоящее время наиболее продуктивной позицией у исследователей является, по нашему мнению, понимание мотивации как характеристики совокупности мотивов, которые свойственны тому или иному индивиду или той или иной форме поведения.
Следует отметить, что мотивация, как правило, современными исследователями рассматривается как процесс. И здесь мы имеем дело с понятием мотивационного процесса, который имеет определенные стадии и этапы. Здесь целесообразно подробнее остановиться на позиции одно из современных отечественных психологов Е.П. Ильина, который на основе обобщения различных зарубежных и отечественных подходов к мотивации разработал свою авторскую концепцию [7].
Прежде всего, Е.П. Ильин четко разграничивает понятия потребности, мотива и мотивации.
Потребность – это отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием. При этом нужда – это не только дефицит чего-то, но и как желание обладать привлекательным, нужным, необходимым для достижения цели объектом или как желание устранить неприятное ощущение или переживание (либо усилить их, если они приятны).
Мотив – это то, устойчивое личностное свойство субъекта, которое побуждает его выполнять определенные действия. Является конечным результатом мотивационного процесса (мотивации).
Мотивация – это мотивационный процесс, процесс действия мотива на поведение, и как механизм, который обусловливает возникновение, направление и способы реализации конкретных форм деятельности [7].
По мнению Е.П. Ильина, стадии мотивации, их количество, а также их внутреннее содержание обуславливаются, прежде всего, видом стимулов, которыми могут быть не только физические раздражители, но и различного рода социальные факторы [7].
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся [12].
Таким образом, были проанализированы теоретические взгляды отечественных психологов на мотивацию. И тем самым нам удалось раскрыть сущность мотивационно-потребностной сферы личности, являющейся основополагающей сферой в ее структуре и во многом определяющей весь ход личностного развития человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы