Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Общая характеристика подросткового возраста в концепциях отечественных и зарубежных ученых. Ведущие новообразования подросткового возраста 7
1.2 Анализ понятия «межличностные отношения». Компоненты межличностных отношений 18
1.3 Особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек в классном коллективе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Организация и проведение исследования: цель, задачи, психодиагностический инструментарий 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений в подростковом возрасте 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение:
Актуальность темы. Межличностные отношения проявляются во всех сферах человеческой жизни и являются одним из важнейших факторов формирования личности. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и др. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Отношения и взаимоотношения с людьми являются необходимыми и важными для человека любого возраста, поскольку развитие личности происходит непосредственно в социальном окружении и вхождение человека в общественную жизнь начинается с выбора типа построения взаимоотношений.
Как известно, подростковый возраст является одним из важнейших этапов социализации личности, погружения в систему человеческой культуры и общественных ценностей. Важность и значимость построения здоровых межличностных взаимоотношений усиливается в подростковом возрасте. В становлении личности подростка важную роль играют отношения с социальным окружением: семьей, коллективом сверстников и взрослых в школе. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своей группе.
Проблема особенностей формирования межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста является актуальной, поскольку относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Межличностное взаимодействие играет главное значение в формировании личности подросткового возраста и от того, как будет развиваться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование их личности.
Актуальность исследования связана с решением сложных задач коррекции межличностных взаимоотношений и формированием навыков позитивного общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Формирование навыков позитивного общения возможно лишь при условии совместной деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста. Для этого необходимо обеспечить внутренние и внешние факторы, которые активизируют такое общение. Правильно организованное межличностное общение подростков между собой глубоко влияет на их психическое и социальное развитие.
Развития теории межличностных взаимоотношений посвящены многочисленные научные исследования, в которых данная проблема рассматривается с разных точек зрения. Фундаментальное значение в этом смысле имеют труды Б. Ананьева, В. Бехтерева, Н. Денисовой, М. Касаткина, О. Лазурского и др., в которых представлена общая характеристика, структура и функции межличностных отношений.
Анализ научно-психологических источников свидетельствует о том, что значительный вклад в изучение межличностных отношений внесли такие отечественные исследователи как: В. С. Агеев (психология межличностных и межгрупповых отношений), А. А. Бодалева (личность и общение), Л. Я. Гозман (психология эмоциональных отношений), А.А. Ершов (межличностные конфликты в коллективе), Я. Л. Коломинский (психология взаимоотношений в коллективе), В. М. Мясищев (психология отношений), М. М. Обозов (психология межличностных отношений), Б.Д. Парыгин (социально-психологический климат в коллективе) и другие психологи.
Проблему межличностных отношений в коллективе исследовали: О. Леонтьев, А. Маслоу, Р. Немов, К. Роджерс и др. выдающиеся исследователи.
Несмотря на существование многочисленной литературы, в которой анализируется проблема формирования межличностных отношений, многие вопросы требуют дальнейшего углубленного исследования. В частности, это касается проблемы особенностей построения межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста.
Объектом исследования являются дети подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста.
Цель исследования: изучить психологические особенности межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста.
Задачи исследования:
— представить общую характеристику подросткового возраста в концепциях отечественных и зарубежных ученых и охарактеризовать ведущие новообразования подросткового возраста;
— проанализировать понятие «межличностные отношения», выделить компоненты межличностных отношений;
— охарактеризовать особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек;
— провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста;
— разработать рекомендации по гармонизации межличностных отношений подростков.
Теоретическая база: труды и монографии отечественных и иностранных специалистов в сфере психологии, ресурсы сети Интернет.
Методы исследования:
Для изучения особенностей межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста были использованы теоретические и эмпирические методы научного исследования:
1.Методы сбора теоретической информации: обзорно-аналитический (метод изучения и анализа литературы).
2. Организационные методы, а именно: сравнительный метод, состоящий в сравнении показателей групп испытуемых.
3. Эмпирические методы: психологическая диагностика.
4. Методы обработки данных: методы количественного и качественного анализа: математические методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ и др.). Статистические расчеты выполнены с использованием компьютерной программы для психологов — SPSS-20.
5. В качестве интерпретационных методов был выбран структурный метод.
Структура работы: Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, результаты проведенного исследования теоретических аспектов особенностей формирования межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста свидетельствует о следующем:
Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования дал возможность определить межличностные отношения как внутреннюю психологическую основу взаимодействия между людьми, субъективные связи и отношения, которые возникают между людьми в социальных группах
Межличностные отношения формируются и реализуются в процессе совместной деятельности и общения, являются их продуктом. В них проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные ею общественные нормы, и ценности. При этом, важнейшим звеном межличностных взаимоотношений является активность самой личности, ее собственные действия и поступки;
В подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности и общение со сверстниками для подростков имеет огромное значение. Благодаря общению, подростки строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами во многом определяют все остальные стороны поведения и деятельности подростков;
Психологические особенности общения, уровень коммуникативных способностей в подростковом возрасте зависят от гендерных различий, уровня общительности, а также статуса в группе сверстников.
В результате эмпирического исследования нами были выявлены особенности формирования межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста: полученная с помощью опросника межличностных отношений информация свидетельствует о том, что индекс объема интеракций по критериям «включение», «контроль» и «аффект» у девочек подростков несколько выше, чем у мальчиков. Это свидетельствует о том, что девочки более устремлены в стремлении удовлетворения потребности в межличностном общении. Более значимый показатель Ae (требуемое поведение) свидетельствует о том, что девочки-подростки более чем мальчики стремятся быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства. В исследуемой группе выявлено, что мальчики – подростки имеют больший уровень желания взять в свои руки руководство.
Отмечено, что разрыв между собственным и требуемым от окружающих поведением в стремлении включения и принятия в группу в подгруппе у девочек менее выражен, чем в подгруппе мальчиков-подростков.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что наименее выраженным стилем отношений в группе является индивидуалистический. В подгруппе девочек данный показатель составляет (2,68±1,31403), в подгруппе мальчиков он несколько выше и составляет (3,56±2,04). Наиболее выраженным в подгруппе мальчиков подростков является прагматический стиль отношений (5,6000±1,52753), у девочек данный тип выражен менее (5,0400±1,69509).
В среднем в подгруппе девочек наиболее выражен коллективистический стиль отношений (6,2400±1,58850), данный показатель у мальчиков находится на более низком уровне (4,8±1,97). Коллективистический стиль отношений как наиболее значимый выявлен у 11 мальчиков (44%) и 14 девочек (56%).
Результаты проведенного эмпирического исследования формирования межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста свидетельствуют о том, что в основном они имеют положительную тенденцию, характеризуются в большей степени общительностью, конструктивностью взаимоотношений, сплоченностью, сотрудничеством, дружелюбием. Однако существует часть подростков, которые имеют склонность к агрессивности в межличностных отношениях, часть детей направлены на себя во взаимодействии, не настроены на сотрудничество. Для работы с данными подростками целесообразно проведение работы по оптимизации межличностных взаимоотношений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Общая характеристика подросткового возраста в концепциях отечественных и зарубежных ученых. Ведущие новообразования подросткового возраста
Подростковый возраст является особым периодом в развитии человека. Его называют также критическим периодом биологической и психологической перестройки организма ребенка.
Подростковый возраст характеризуется периодом жизни ребенка между 10-15 годами. Согласно мнения большинства ученых относительно возрастной периодизаций психологического развития личности подростка, подростковый возраст определяется периодом «11 — 13 лет» — младший подростковый возраст, негативная фаза, и «13 – 15 лет» — старший подростковый возраст, положительная фаза [1; 18; 19; 20].
Подростковый возраст — время быстрых изменений, физиологических, психологических, социальных. Подростковый возраст включает в себя два периода: пубертатный и период социального созревания. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной интенсивностью и в разное время для каждого подростка.
Подростковый возраст — период сложных анатомо-физиологических изменений в организме человека. Физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и осложнениями, связанными с половым созреванием. В нем выделяют три стадии: стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости.
Отметим, что подростковый возраст является органическим продолжением младшего школьного возраста и одновременно отличается от него. Его называют переходным, потому что происходит переход от детства к юности в физическом, психическом и социальном аспектах. Подростковый период занимает исключительно важное место в процессе формирования личности, однако неоднозначно толкуется в психолого-педагогической литературе как «мутационная фаза развития» (Ф. Дольто), «…переходный, переломный, «транзитный» этап взросления», «последняя глава детства».
Подростковый возраст – это время активного формирования мировоззрения, интересов, системы ценностных представлений, развития рефлексии, изменению самооценки и формирование чувства взрослости. Переходный период – самое тяжелое время для личности. Он характеризуется ломкой мировоззрения, разочарованием в идеалах, крахом иллюзий. Но одновременно это и самый интересный период, когда личность вступает в новый этап своего развития, новый круг общения, новую субкультуру до которой она, наконец, «взрослая». Подростки – это будущие активные участники социальных процессов. Однако следует учитывать ограниченность их жизненного опыта, несформированность представления о морально-этических ценностях. Кроме того, проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, который выражается в неадекватности наличии «взрослых» потребностей и желаний и возможностей их реализации.
Г.М. Прихожан, констатируя особое положение подросткового периода отмечает, что это «…самостоятельная фаза, относительно независимая от других и, соответственно, ценная сама по себе. Без полноценного проживания этого периода многочисленные качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно» [106, с. 313].
Подростковый период взросления, переход от детства к юности как никакой другой этап онтогенеза личности характеризуется эмоционально-психологическими новообразованиями и акцентуациями [1, с.122].
На этом возрастном этапе происходит созревание личности сразу в трех сферах: половой (гормональная активность, половая идентификация, построение представления о привлекательности своего физического «Я», изменение психосексуального сознания), общеорганическое (изменение внешности, быстрое увеличение роста и внутренних органов, что непосредственно связано с половой и социальной сферами), социальной (усвоение новых норм и ценностей, отделение от мира взрослых и вхождение в референтные группы, эмоциональный фон в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью и полярностью. Так, подростковый возраст по сравнению с младшим школьным, характеризуется бесспорным развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни становится значительнее и устойчивее [19, с.121].
В раннем подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) центральными вопросами являются вопросы независимости и осознания себя, интерес к собственному телу, интерес к сверстникам, их ценностям и моделям поведения, уменьшается интерес к миру взрослых. Собственные ценности противопоставляются ценностям семьи. Подросток в этом возрасте погружен в себя, растет количество конфликтов по поводу школы, работы и дома, выбора друзей. У подростка появляется стремление быть в группе, появляются «герои», подросток центрируется на настоящем, становится эгоцентриком. Подросток становится более замкнутым или стеснительным, иногда от застенчивости и неуверенности в себе появляется некоторая развязность в поведении. Иногда появляется ощущение собственной неуязвимости, стремление проверить себя, что приводит к поведению, которое тяготеет с риском. Большинство подростков страдает от того, что их никто не понимает [20, с.83].