Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Организация работы с молодежью, социология , конфликтология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности межличностных конфликтов в студенческой среде

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 5
1.1. Анализ современных психологических концепций межличностных конфликтов 8
1.2. Юношеский возраст как возраст повышенной конфликтности в поведении 16
1.3. Причины межличностных конфликтов и пути их урегулирования 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Цель и задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
3.1. Исследование особенностей конфликтного поведения у студентов высших учебных заведений 49
3.2. Диагностика межличностных отношений среди юношей и девушек 49
3.3. Психокоррекционные мероприятия по предупреждению межличностных конфликтов между юношами и девушками (студентов ВУЗа) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

  

Введение:

 

Актуальность. Одним из признаков общества современного типа является высокая конфликтогенность. Конфликтогенность в обществе, рассматривается как процесс нарастания противоречий во взглядах, интересах и ценностях под влиянием эндогенных и экзогенных факторов, приводит к столкновению сторон и обостряет способы взаимодействия между ними [12, 22]. при этом, конфликтогенность общества является социальным явлением, системой объективных обстоятельств и субъективных образов, формирующих напряженность, как результат социального взаимодействия крупных социальных групп, включающих свою систему отношений и групповые интересы. Большие социальные группы охватывают социальные классы, политические партии, социальные слои, этнические общности, национальные образования, которые создаются на основе общих признаков (экономических, политических, этнических и др.). Конфликтогенность общества отражает наличие угрозы обществу. В конфликтогенности переплетаются объективные и субъективные конфликтогены. Конфликтогенности — промежуточное звено от устойчивого состояния социальной структуры к развертыванию социальных конфликтов [6, 11].
Конфликтогенность студенческой среды отличается слишком высокими показателями, что обусловлено, прежде всего, внутренними противоречиями юношеского возраста, переходностью социального положения от собственно ребенка к молодому человеку, от ученика к полноправному участнику сферы науки и производства, необходимостью в короткий срок адаптироваться к новой (в отличие от школьной) социальной среды и овладеть системой знаний и умений, достаточной для дальнейшей успешной социально-профессиональной социализации.
Выделяют несколько основных направлений исследования гармоничного и толерантного выхода из конфликтных ситуаций. В частности, это разработка понятийного аппарата и схем анализа конфликтов; типология конфликтов, установления их причин и стратегий решения; условия предупреждения и рекомендации по их конструктивному решению. Исследованию этих проблем посвятили свои научные разработки, Е. М. Бабосов, А. Я. Анцупов, В. Ф. Вишнякова, Г. И. Козырев, Н. В. Гришина.
Непосредственно освещали вопросы разрешения конфликтов в социально-педагогической среде А. И. Шкиль, Н. В. Аликина, А. Б. Бовт, В. Рахмаштаева, А. И. Степанова, Н. Д. Левитова, А. В. Степанова, И. Фурманова. Однако, на сегодняшний день еще не выяснены все аспекты данной проблемы, в том числе почти недостаточно изученной является проблема минимизации конфликтогенности и конфликтности в студенческой среде, конфликты в педагогическом процессе. Среди советских и российских исследований по проблематике конфликтов стоит отметить работы В.С. Агеева, А.Я Анцупова, С.В. Баклановский, Ф. Бородкина, Л. Выготского, Н.Ф. Вишняковой, Н.В. Гришиной, Е.И. Киршбаум, Н.Н. Коряк, А.А. Леонтьева, М.М. Обозов, В.Б. Ольшанского, А.В. Петровского, Л.А. Петровской, Т.А. Полозовой, А.И. Шипилова. За рубежом проблему конфликтов успешно разрабатывают И.С. Булах, А.В. Винославская, А.В. Волянская, А.М. Горняк, Л.В. Долинская, В. Ложкин, И.В. Кошевая, Н.Ф. Коротенькая, В.М. Кушнирук, М.И. Пирен, Н.И. Повьякель. Межличностные конфликты в студенческой среде стали предметом исследований К.М. Лысенко-Гелембьюк, Н.А. Макарчук, Л.П. Матяш-Заяц.
Несмотря на то, что еще в подростковом периоде формируются основные коммуникативные умения, в юношеском возрасте перед личностью возникают новые задачи, которые и обусловливают необходимость совершенствования уже сформированных умений. Новая социальная ситуация развития личности в юношеском возрасте обусловливает изменения в индивидуальных особенностях личности, в результате чего происходит обострение межличностных отношений. И хотя школа и другие учебные заведения пытаются дать юношам и девушкам знания, необходимые для дальнейшей жизни и получения профессии, юноши часто остаются наедине с проблемами, которые возникают в них при взаимодействии с родителями, преподавателями и сверстниками. Однако проблема влияния различных факторов на возникновение, течение и разрешение конфликтов в юношеском возрасте, особенно среди студентов, осталась вне поля зрения исследователей. Таким образом, учитывая социальную значимость проблемы и недостаточность научных разработок, посвященных изучению причин межличностных конфликтов в юношеском возрасте, была определена проблема исследования и выбор темы исследования «Особенности межличностных конфликтов в студенческой среде».
Объект исследования — межличностные конфликты у студентов.
Предмет исследования — межличностные конфликты и их профилактика в студенческой среде.
Цель исследования заключалась в выявлении и экспериментальном изучении факторов возникновения межличностных конфликтов среди студентов, а также разработка профилактических действий по их предупреждению.
Изучение литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: возникновение межличностных конфликтов в студенческой среде зависит от определенных стратегий и стилей поведения, которые выбирают студенты в конфликтных ситуациях, а корректирующее воздействие на уровень тревожности юношей и девушек, способствует снижению агрессивных реакций и выбору стратегии сотрудничества в конфликтных ситуациях.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Ознакомится с теоретико-педагогическими подходами к проблеме межличностных конфликтов в студенческой среде.
2. Исследовать основные психологические факторы возникновения межличностных конфликтов среди студентов.
3. Определить личностные качества студентов и их связь с уровнем конфликтности.
4. Разработать практические рекомендации по профилактике возникновения межличностных конфликтов среди студентов.
Методы исследования. Задачи исследования было реализовано путем применения системы теоретических и эмпирических методов. Среди них: теоретический анализ и систематизация научных данных по проблеме; наблюдение, направленное на выявление особенностей протекания межличностных конфликтов; беседы; анкетирование; активные методы социально-психологического обучения. Также были применены ряд конкретных методик, направленных на изучение социально-психологических факторов возникновения межличностных конфликтов среди студентов (Методика К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»; методика исследования межличностных взаимоотношений в коллективе Т. Лири; определение тревожности в адаптации Ю.Л. Ханина). Обработка результатов исследования проводилась с помощью традиционных приемов статистического анализа (количественный и качественный анализ).
Теоретико-методологическая основа исследования: общенаучные принципы развития, всеобщей связи изучаемых явлений, системности, единства сознания и деятельности; ведущие положения гуманистической психологии (А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс) основные положения о сущности и развитие личности (Л. С. Выготский, С. Костюк, С.Д. Максименко, С. Л. Рубинштейн); ведущие положения о закономерностях развития личности (С. Абрамова, И. С. Кон, Х. Ремшмидт) исследования об особенностях поведения субъекта в конфликтных ситуациях (Н.В. Гришина, И. Илийчук, Н.М. Коряк, В. Ласьков, В. Ложкин, В.М. Радчук) теоретические и методические основы социально-психологического тренинга (Г.А. Ковалев, Л. Петровская, Т.С. Яценко).
Научная новизна. Осуществлен комплексный подход к изучению социально-психологических факторов возникновения межличностных конфликтов среди студенческой молодежи. Расширены знания о проблеме межличностных конфликтов и конфликтного взаимодействия, детерминации выбора стиля поведения в конфликтах, психологических аспектов решения конфликтов. На материале изучения отношений между студентами и их индивидуальных особенностей уточнено влияние психологических факторов на возникновение и развертывание межличностных конфликтов.
Практическое значение. Полученные в результате выполнения дипломной работы данные о психологических факторов возникновения межличностных конфликтов в студенческой среде и разработана психокоррекционная программа позволят наладить систему воспитательной и профилактической работы со студентами по предупреждению конфликтов между ними.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что апробирован пакет диагностических методик и практические рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов среди студентов, которые могут быть применены практическими психологами средних и высших учебных заведений для повышения коммуникативной культуры современной молодежи с целью предупреждения межличностных конфликтов и формирования умений по их успешного решения.
Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе Московского педагогического Государственного Университета. Всего в исследовании приняли участие 100 студентов в возрасте от 17 до 20 лет.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка литературы (56 позиций). Общий объем диссертации — 60 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав научные источники с поставленной нами проблемы были выявлению, что проблема поведения в конфликтных ситуациях студенческой молодежи является актуальной, но малоизученной.
В основе классификации конфликтов может лежать любой его признак. В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов в вузе являются конфликты типа: «студент-студент»; «Студент-преподаватель»; «Студент-администрация».
Студенческий возраст — сложное время не только для молодежи, но и для окружающих, через огромные изменения социальных ролей, мировоззрения, которые проявляются на протяжении всего периода. Собственно, они и являются предпосылкой появления проблем и споров в студенческом возрасте. Кроме того, любые трудности в адаптации студентов в коллективе могут привести к конфликтам и нарушениям психологического климата студенческой группы.
В студенческом возрасте есть определенный набор типовых стилей поведения, тактик и приемов, которые проявляются в конфликтных ситуациях. В процессе количественного анализа мы обнаружили общие и индивидуальные особенности. Собственно на их основе нами были разработаны и предоставлены соответствующие рекомендации по преодолению негативных проявлений поведения в студенческом возрасте. Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте: партнерства и соперничества. Внутри этих стратегий существует пять основных тактик (или стилей) поведения: приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество, соперничество. Выделяют три основные стратегии, используемые в управлении конфликтом в студенческой среде: стратегия «выиграть-проиграть», стратегия «проиграть-проиграть», стратегия «выиграть-выиграть». Учитывая исследования ученых в этой области можно выделить три основных стиля поведения в студенческой среде: деструктивный, корректирующий и прогностический.
Проведенное экспериментальное исследование позволило нам выделить три группы студентов с разным уровнем конфликтности: высоким, средним и низким.
Исследование стратегий преодоления стресса, которые используются студентами, показало, что эмоционально ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственно при эмоциональном решении, для снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направленные на изменение реальной ситуации. Кроме того, было установлено, что студенты с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг стратегии (избегание, обвинение), связанные с снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям, а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обусловливают использование когнитивных копинг-стратегий.
Тревога как психическое состояние связана с самооценкой себя и своего места в системе социальных связей. У не тревожных исследуемых в структуре тревожности выявлена связь со страхом несоответствия ожиданиям окружающих, что подтверждает значимость переживания собственной социальной компетентности.
Все вышеперечисленное позволяет предполагать, что ситуации студенческой жизни являются для высоко тревожных исследуемых существенным фактором развития тревожности как личностного качества. Переживание социального стресса у испытуемых уменьшается после того, как стрессовый показатель становится менее значимым.
Студенты с низким уровнем тревожности больше ориентированы на достижение успеха, поскольку социальный стресс у них усиливается именно в отношениях, которые требуют активности, и желания соответствовать ожиданиям окружающих. Желание достичь успеха является проявлением актуальной потребности этих студентов, поскольку именно оно связано с межличностной тревожностью.
Показательно и то, что страх проверки знаний у этих лиц есть личностно-значимым, то есть таким, который обнаруживает их социальную компетентность, и поэтому связан со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и самооценкой, межличностной тревожностью.
Психолого-педагогические условия, направленные на гармонизацию личности и снижение тревожности у высоко тревожных личностей, должны заключаться в привлечении их к тем формам и видам социальной активности, которые бы позволили повысить самооценку и принятие себя, почувствовать собственную учебную и социальную компетентность.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1. Анализ современных психологических концепций межличностных конфликтов
Обобщая все выше сказанное, мы будем определять межличностный конфликт как ситуацию противостояния двух или нескольких участников, которая воспринимается и переживается ими (или по меньшей мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление противоречия и решения ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
Наличие конфликтов и апробация различных способов их решения — сопровождающая признак существования человечества. История человечества — не что иное, как отражение различных конфликтов, путей их решения и последствий, которые являются составными частями каждой эпохи. Такая же тенденция противоречивого развития характерна и для жизни каждого индивида. В целом конструктивно разрешенный конфликт становится стимулом для развития, основой для самосовершенствования личности. Однако, формирование личностной черты — конфликтности — мешает самоактуализации и саморазвития человека и усложняет его взаимоотношения с окружающими. Проблема конфликтности личности с каждым годом растет, поскольку интенсивные изменения общественного функционирования, экономическая нестабильность, рыночные отношения и расширение информационного пространства ведут к дестабилизации внутреннего личностного мира, обусловленной различными формами несоответствия внутренних ожиданий человека и внешних возможностей их реализации.
Проблема конфликтов и конфликтности уже давно попала в фокус научных исследований. Разнообразная палитра проблем конфликтных отношений представлена в работах многих зарубежных ученых прошлого и современности: В.Вундта, Г.Зиммеля, Фрейда, К. Юнга, Адлера, К. Хорни, Э.Берна, Я.Морено, Ф.Перлза, Э.Эриксона, К. Роджерса, Э. Фромма, В.Франкла и других. В отечественном опыте философской, а затем и психологической науки конфликты рассматривались И.Бердяевим, В.Соловьеву, Л.Выготский, А.Лазурським, А.Лурия, Н. Ланге, Леонтьев, С.Рубинштейна и другими.
Важность исследования психологических факторов возникновения конфликтов в течение жизнедеятельности и управления этим феноменом обусловлена тем, что они позволяют раскрыть глубинные основы конфликтной личности. Стремление проникнуть в природу данного явления привело к появлению большого количества публикаций, среди которых стоит выделить исследования теории конфликта О.О.Ершова, Л.О.Петровськои, Н.В. Гришиной, Ф. Бородкина, И.Н. Ковша, Т.М. Титаренко, В. Ложкина, Н.И. Повьякель, А.Т. Ишмуратова, М.И. Пирен, Ф.Ю. Василюка, А.Ф. Бондаренко, среди зарубежных ученых Л. Козера, М. Дойча, Д. Скотта и другие.
Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком является источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. И среди причин возникновения конфликтов нельзя игнорировать психологические особенности личности. Каждый человек своеобразная и уникальная.
Конфликтность, стала свойством личности, трудно преодолеть рациональным контролем, усилием воли. Конфликтность — не вина, а проблема таких личностей.
Определение природы конфликтного поведения зависит от понимания детерминации психики человека и, в частности, его поведения. Некоторые авторы выделяют отдельные внутренние детерминанты поведения (С. Л. Рубинштейн, Д.И. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, К. Абульханова-Славская). В работах других авторов (Н.В. Гришиной, Е.И. Степанова) сделаны попытки выделить детерминанты собственно конфликтного поведения.
В своих трудах Л.А. Петровская, Н. Гришина, В. И. Илийчук описали конфликтное поведение как такую черту личности, которая аккумулируется природными задатками индивида и его социальным опытом. Конфликтное поведение, по мнению этих авторов, обусловлена взаимодействием субъективных и объективных факторов. Конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом микросредой и самой личностью в трудах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова.
В исследованиях отечественных (Крогиус Н.В., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Ложкин Г.В., Повьякель Н.И., Карамушка Л.М.) и зарубежных (К. Томас, Р. Кипинс. К. Джонас) ученых рассматривается поведение в конфликте, ее стили, реализуются через отдельные тактики. Поведение в конфликте может меняться в зависимости от ситуации, в которой проходит конфликт, от индивидуальных качеств оппонента и понимание собственных возможностей. Попытки исследовать конфликтное взаимодействие общественно значимых межличностных отношений существовало на протяжении развития исторической фармации человечества. И одновременно как теоретическим, так и эмпирическим изучением проблемы конфликтов, характерным является выделение конфликта как феномена.
Несмотря на очевидное значение проблемы конфликтности личности для психологии мы не имеем сегодня полных изданий, посвященных этой проблеме. В какой-то степени это стало следствием недостаточного внимания науки к «негативной проблематике». В психологии немало работ, посвященных вопросам конфликта, однако труды, которые дают целостное и систематическое освещение проблем конфликтности личности, практически отсутствуют. Поэтому трудно найти необходимые данные, имеющие прямое отношение к источникам конфликтности личности, психологических законов, лежащих в основе любой способности разрешения противоречий между людьми как в личностной и профессиональной сфере, так и в социальном ржи.
Обучения, воспитания юношества — одна из сторон общественной жизни, в которой так же проходят различные конфликты, причиной которых чаще являются внутренние противоречия молодых людей, которые детерминированы в частности проблемами самоопределения. Самоопределение всегда остается одной из главных проблем, возникающих перед личностью в процессе самоактуализации. В условиях изменения ценностей и норм, образцов и стереотипов, являющихся основой жизненного выбора современных молодых людей, проблема конфликтности юношей становится еще более актуальной.
Анализ соответствующей литературы указывает, что неоправданно редко предметом психологического изучения является конфликтность в юношеском возрасте. Между тем, юность представляет собой период особой концентрации конфликтов на этапе личностной и профессиональной идентификации. Типичными в юношеском среде есть многочисленные конфликты, в которых субъекты, реализуя доминирующие возрастные потребности в достижениях, самореализации, в самоутверждении, само выражаются, соревнуются, отстаивают свои ценности, позиции, страсти.
По свидетельству Н.А. Макарчук, конфликтное взаимодействие выступает показателем развития общества, его динамики и формирования новообразований. Состояние противоречивости, активизация противоречий детерминируют преобразования старых систем общественной жизнедеятельности в новые, более совершенные формы. И одновременно от характера и направления конфликтной взаимодействия зависит вектор развития данных новообразований, их содержание и дальнейшая динамика. Существует много примеров деструктивной конфликтной взаимодействия, приводит к деградации определенных сфер общественной жизни и большие невоспроизводимые потери [11, 31].
Как показывают результаты исследований, нет единого подхода к определению и разграничению понятий «конфликтность» и «деструктивная конфликтность». К тому же, проблема деструктивной конфликтности в юношеском возрасте вообще остается открытой для научного изучения.
Анализируя базовые категории выше обозначенной проблемы, акцентируем внимание на понятии конфликтности. Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, которое отражает частоту вступления в межличностные конфликты и характер реагирования (когнитивного, эмоционального, поведенческого) в них. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими. Конфликтность личности определяется комплексным действием психологических (темперамент, уровень агрессивности, уровень притязаний, актуальный эмоциональное состояние, акцентуация характера и т.д.), социально-психологических (социальные установки, ценности, отношение к оппоненту, направленность во взаимодействии «на себя» и т. д.) и социальных факторов (условия жизни и деятельности, социальное окружение, общий уровень культуры).
Так, американский психолог Д. Майерс указывает на общность причин социальных конфликтов всех уровней — то межличностных или межгрупповых, или международных. Акцентируя внимание на главном противоречия человеческого существования — соблюдении узкоэгоистических интересов в ущерб общественным, ученый отмечает, что положительно мыслящие люди попадают в капкан взаимно деструктивных стратегий поведения, одновременно демонстрируют тревожные парадоксы человеческого существования [10, 20].
Конфликтная личность отличается особым психическим образованием — конфликтогенностью, которое имеет глубоко внутреннюю детерминацию, однако негативно влияет на все аспекты жизнедеятельности человека и его межличностное взаимодействие. По свидетельству Н.И.Повякель, высокая насыщенность современной жизни конфликтами, своеобразие каждого из них, избыток эмоций и переживаний, вызванных неправильной трактовкой самого конфликта или действий его участников, неумение адекватно воспринимать и интерпретировать конфликты, использование непродуктивных форм реагирования на конфликты — все это порождает конфликтогенность личности, среды, общества; приводит к развитию психосоматических заболеваний, неврозов, неадекватных психологических защит и стереотипов поведения, снижает работоспособность и влияет на эффективность профессиональной деятельности [13, 5].
Взаимное усиление действия внешних и внутренних факторов конфликтности личности способствует ее закреплению и трансформации в деструктивную форму. По нашему разумению, деструктивная конфликтность личности является психологическим феноменом, проявляется в деструктивной поведению в конфликтных ситуациях, выработке конфликтов и конфликтогенов, наличии деструктурирующих внутренних конфликтов.
Деструктивная конфликтность личности обусловлено комплексом личностных факторов, продуцирующих ее, влияние которых препятствует личностному росту и саморазвитию юноши [21, 22].
Студенческая аудитория конфликтной в силу его возрастных особенностей, но, когда студенты объединяются в учебные группы, процесс конфликтности может стать необратимым и уже от самих студентов зависят особенности протекания конфликтов в группе.
В педагогической практике [13] основными видами межличностных конфликтов в вузе являются: конфликты «студент-студент»; конфликты «студент-преподаватель»; конфликты «студент-администрация».
Межличностные конфликты среди студентов нередки. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. Д.) Провоцирует различного рода конфликты и не только в среде учебного заведения. Проблема заключается в том, что сама структура построения современного высшего образования по принципу подчинению и противопоставления ( «преподаватель-студент», «старший-младший», «сильный-слабый», «успешный-неуспешный» и т. Д.) Стимулирует юношескую конфликтность . Кроме того, студенты несут с собой в вуз в трансформированном виде все социальные противоречия общества. «Накладуючись» на не до конца сформированную юношескую психику, эти противоречия вместе с другими причинами порождают грубость, жестокость, озлобленность в межличностных отношениях студентов [10].
Исследования Г. В. Михайловой показали, что причины конфликтов среди студентов можно разделить четыре на группы:
1) психологические,
2) социально-психологические,
3) организационно-педагогические,
4) социально-экономические [6].
Личностные особенности членов группы являются наиболее типичными причинами конфликтов. Одни студенты уверены, что конфликты являются следствием различия интересов и жизненных ценностей, характеров и темпераментов, точек зрения. Другие уверены, что конфликты происходят из-за нежелания или неспособности членов группы понять другого, оказать помощь, уважать чужие интересы, мысли и считаться с ним. Грубость, бестактность, агрессивность в общении, обман, насмешка и презрение тоже являются причинами конфликтов.
К социально-психологическим причинам возникновения конфликтов среди студентов вуза можно отнести отсутствие сплоченности, отношения антипатии, конкуренции, борьбу за лидерские функции в группе и др.
К организационно-педагогическим причинам конфликта Г. В. Михайлова причисляет такие, как несправедливая оценка преподавателя, лояльное или предвзятое отношение преподавателя к отдельным членам группы и др., Т. Э. Недостатки в организации учебной деятельности студентов, в деятельности преподавателей.
Причины четвертой группы — социально-экономические, такие как экономическое положение, социальный статус, — упоминаются реже всех остальных. Различия членов учебной группы по экономическому положению, социальному статусу становятся причиной конфликтов в тех случаях, когда «одни уважают другого в связи с материальным положениемˮ [6].
Межличностные конфликты между студентами и преподавателями возникают на первых и последних курсах. В юношеском возрасте происходит укрепление личности, отстаивается позиция «Я взрослый», которая является причиной для возникновения конфликтной ситуации с преподавателем.
По мнению психолога М. Рыбаковой [3], среди конфликтов между преподавателем и студентом выделяются следующие конфликты:
• конфликты деятельности (возникают по поводу успешности студента, выполнения им учебных задач);
• конфликты поступков (возникают по поводу нарушения студентом правил поведения в вузе и вне его)
• конфликты отношений (возникают в сфере эмоционально-личностных отношений студентов и преподавателей).
Конфликты деятельности оказываются в отказе студента выполнить учебное задание или при плохом его исполнении. Это может происходить по разным причинам: утомление, тяжелое усвоения учебного материала, а иногда неудачное замечание преподавателя вместо конкретной помощи при осложнении в работе.
Подобные конфликты часто происходят со студентами, испытывающих трудности в обучении; когда педагог ведет предмет в группе непродолжительное время и отношения между ним и студентом ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на парах кураторов (тьюторов). В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что преподаватель часто выдвигает завышении требования к усвоению предмета, а оценки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Считается, что эта проблема очень актуальна в настоящее кредитно-модульной системе образования в высших учебных заведениях, где каждый балл непосредственно влияет на будущую оценку студента. Такие ситуации часто становятся причиной покидания обучения способными, самостоятельными студентами, а в других снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков возникают, если педагог ошибся при анализе поступка юноши, отсутствии выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Преподаватель корректирует поведение студентов путем оценки их поступков при недостаточной информации об их истинных причинах. Иногда он только догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между юношами, поэтому вполне возможные ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие студентов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы