Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности межличностного общения и агрессивности у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы межличностного общения и агрессивности у подростков 6
1.1Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2.Понятие агрессии и агрессивности в современной психологии 10
1.3. Основные подходы к пониманию агрессии агрессивности в западной психологии 21
1.4. Межличностные отношения и социальная перцепция подростков 29
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния степени агрессивности на межличностные отношения подростков 42
2.1 Общая характеристика экспериментальной выборки и методов исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования межличностных конфликтов подростков 48
2.3 Выводы и рекомендации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается рост агрессивных тенденций и стремлений среди взрослого населения в российском обществе, который обусловлен такими факторами как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана телевизоров.
Повышенная агрессивность взрослых отражается и на агрессивности детей.
В последнее время выраженная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе.
Различные проявления агрессии характерны для большинства школьников, которые, обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения. Однако у определенной категории детей агрессия продолжает сохраняться и развиваться, переходя при этом в устойчивое качество личности. В результате последнего теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие. В связи с чем своевременное выявление, профилактика и коррекция агрессивного поведения как фактора благоприятного социометрического статуса у подростков на сегодняшний день являются весьма актуальной. Актуальность темы нашего исследования является очевидной, поскольку в подростковом и юношеском возрасте происходи развитие социально-перцептивных качеств личности, становление самосознания и механизмов социального познания. Поведение человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка, маргинальным социальным положением, а также индивидуальными особенностями, которые сформировались у него на это время. Следует учесть также, что подростки являются важной социально-демографической игрой, особенности которой обусловлены возрастом, социальным статусом и ролью в обществе. Одной из ведущих потребностей личности школьника в этом возрасте есть потребность в общении с другими, что побуждает подростка к интенсивным взаимоотношениям с окружением.
В наше время резко возрастает необходимость совершенствования навыков общения и межличностного познания и взаимопонимания в подростковом и юношеском возрасте, поскольку нехватка таких социально-психологических навыков приводит к постоянным конфликтам с родителями и педагогами, а также дегармонизирует межличностные отношения среди подростков и лиц юношей, что выражается в агрессивном поведении и в некоторых случаях может грозить обществу.
Однако анализ научных трудов показал отсутствие целостного исследования проблемы агрессивного поведения как фактора социометрического статуса подростков, что и обусловило выбор темы данной работы.
Объект – агрессивность как фактор социально-психологический феномен подросткового возраста.
Предмет – Особенности межличностного общения и агрессивности у подростков.
Цель – изучить и выявить Особенности межличностного общения и агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: согласно внешних условий, к окружению уровень агрессии у подростков может различаться.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивности.
2. Изучить агрессивность в социологических и психологических исследованиях.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивности подростков в межличностном общении.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические:
«Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» по В.В. Бойко, определение «Самооценки комплекса неполноценности» по В.В. Бойко , тест “Индекс жизненного стиля” за Г. Плутчиком – на выявление защитных механизмов подростка и проективная методика “Несуществующее животное”. Для исследования агрессивности студентов колледжа и старших учеников интерната были выбраны следующие методики: методика Басса-Дарки и методика С. Дайхофф на определение внутренней агрессии, проективные методики «Рука» и «Несуществующее животное», методика Т.Лири.
База исследования: Нами было проведено исследование, на базе города…, Россия колледжа ….и школы – интерната І-ІІІ ст. Целью исследования было определение особенностей агрессивности подростков в межличностном общении.
Количество испытуемых — 60 человек, из них – 30 мальчиков, 30 девочек. Возраст исследуемых — 14-16 лет. Исследование проводилось в III этапа.
Методической основой исследования являются следующие труды: Проблема агрессивного поведения детей изучалась такими учёными, как Т.Б. Беневольская, Л.Берковиц, Л.С.Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Зимина, Т.В. Павлова, Е.О. Смирнова, И.А.Фурманов и др.
Проблема межличностных отношений исследовалась Я.Л. Коломинским, М.И.Лисиной, А.А. Реан, Т.А. Репиной, Н.Н Шкондой и др. Указанная проблематика находит свое решение в следующих направлениях исследования: онтогенетическое развитие общения (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Г. С. Костюк, А. М. Леонтьев, А. Г. Лурия, С. Л. Рубинштейн), влияние общения на социальное восприятие и познание (Г. М. Андреева, О. А. Бодалева, А. В. Брушлинский, Дж. Брунер, Ч. Шары, А. Миллер, Г. Ньюком, К. Роджерс, Э. Уилсон, Дж. Холмс и др.), невербальные характеристики Союза (В. А. Лабунская, А. Мехрабьян, А. Ю. Панасюк, А. Пиз, Э. Холл и т. п.), проблемы межличностных
Заключение:
Агрессия-это открытое, часто вредное, социальное взаимодействие с намерением нанести ущерб или другие неприятности другому человеку. Это может произойти либо в отместку, либо без провокации. В людях, фрустрация должная к преграженным целям может причинить агрессию. Агрессия человека может быть классифицирована как прямая и косвенная агрессия; в то время как первая характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение вреда кому-либо, вторая характеризуется поведением, направленным на причинение вреда социальным отношениям человека или группы.
Термин агрессия происходит от латинского слова aggressio, что означает нападение. Латынь была сама по себе соединением ad — и gradi-, что означало шаг. Первое известное использование датируется 1611 годом, в смысле неспровоцированной атаки. Психологическое чувство «враждебного или разрушительного поведения» восходит к английскому переводу письма Зигмунда Фрейда 1912 года. Альфред Адлер теоретизировал об «агрессивном драйве» в 1908 году . Специалисты по воспитанию детей начали ссылаться на агрессию, а не на гнев с 1930-х годов.
Этиологи изучают агрессию, как она связана с взаимодействием и эволюцией животных в естественных условиях. В таких условиях агрессия может включать в себя телесные контакты, такие как укусы, удары или толчки, но большинство конфликтов решаются с помощью угроз и запугивающих толчков, которые не причиняют физического вреда. Эта форма агрессии может включать отображение размера тела, рогов, когтей или зубов; стереотипные сигналы, включая выражения лица; вокализации, такие как песня птиц; выпуск химических веществ; и изменения в окраске.
В определениях, обычно используемых в социальных науках и науках о поведении, агрессия-это действие или ответ человека, который доставляет что-то неприятное другому человеку.[3] некоторые определения включают, что человек должен намереваться причинить вред другому лицу. Хищническое или оборонительное поведение между представителями разных видов не может рассматриваться как агрессия в одном и том же смысле.
Агрессия может принимать разнообразные формы, которые могут быть выражены физически, или передаваться вербально или не вербально: в том числе анти-хищник, агрессия, оборонительная агрессия (вызванная страхом), хищническая агрессия, агрессия доминирования, интер-мужской агрессии, резидент-интрудер агрессия, материнская агрессия, видовая агрессия, сексуальные агрессии, территориальной агрессии, изоляции-индуцированная агрессия, раздражительная агрессия, а мозг-стимуляция-индуцированной агрессии (гипоталамус). Существует два подтипа человеческой агрессии: (1) контролируемо-инструментальный подтип (целенаправленный или целенаправленный); и (2) реактивно-импульсный подтип (часто выявляет неконтролируемые действия, которые неуместны или нежелательны). Агрессия отличается от того, что обычно называют напористостью, хотя термины часто используются взаимозаменяемо среди мирян (как в таких фразах, как «агрессивный продавец»).
Агрессия может иметь адаптационные преимущества или негативные последствия. Агрессивное поведение-это индивидуальное или коллективное социальное взаимодействие, представляющее собой враждебное поведение с намерением нанести ущерб или вред. Обычно различают две широкие категории агрессии. Один включает аффективную (эмоциональную) и враждебную, реактивную или ответную агрессию, которая является ответом на провокацию, а другой включает инструментальную, целеустремленную или хищническую, в которой агрессия используется как средство достижения цели. Примером враждебной агрессии может быть человек, который бьет кого-то, кто оскорбил его или ее. Инструментальной формой агрессии было бы вооруженное ограбление. Исследования в области насилия по целому ряду дисциплин в определенной степени поддерживают различие между аффективной и хищнической агрессией. Однако некоторые исследователи ставят под сомнение полезность враждебного и инструментального различия в людях, несмотря на его повсеместность в исследованиях, потому что большинство реальных случаев связаны со смешанными мотивами и взаимодействующими причинами.
Был предложен ряд классификаций и аспектов агрессии. Они зависят от таких вещей, как является ли агрессия словесной или физической; включает ли она реляционную агрессию, такую как скрытое запугивание и социальное манипулирование; [9] предназначен ли вред другим или нет; осуществляется ли он активно или выражается пассивно; и направлена ли агрессия прямо или косвенно. Классификация может также охватывать связанные с агрессией эмоции (например, гнев) и психические состояния (например импульсивность, враждебность). Агрессия может происходить в ответ на несоциальные, а также социальные факторы и может иметь тесную связь со стилем борьбы со стрессом. Агрессия может проявляться с целью запугивания.
На оперативное определение агрессии могут влиять моральные или политические взгляды. Примерами являются аксиоматический моральный взгляд, называемый принципом ненападения, и политические правила, регулирующие поведение одной страны по отношению к другой. Аналогичным образом в спортивных состязаниях или на рабочем месте некоторые формы агрессии могут быть санкционированы, а другие-нет (см. агрессия на рабочем месте). Агрессивное поведение связано с проблемами адаптации и несколькими психопатологическими симптомами, такими как Антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности и периодическое взрывное расстройство.
Биологические подходы концептуализируют агрессию как внутреннюю энергию, высвобождаемую внешними стимулами, продукт эволюции через естественный отбор, часть генетики, продукт гормональных колебаний. Психологические подходы концептуализируют агрессию как деструктивный инстинкт, ответ на фрустрацию, аффект, возбуждаемый негативным стимулом, результат наблюдаемого обучения общества и
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы межличностного общения и агрессивности у подростков
1.1Психологические особенности подросткового возраста
Изучение подросткового возраста представляет собой определение механизмов личностного становления индивида. Это сложный возрастной период, представленный образованием негативных проявлений, обусловливающих зачастую дисгармоничность личностного развития. Достигая подросткового возраста, индивид стремится проявлять независимость, автономность и самостоятельность, не терпит ограничение своей активности. Сфера коммуникаций значительно расширяется и отличается многообразием, ответственность становится очень значимым качеством личности [20, с. 189].
На первой стадии подросткового возраста (10-11 лет) личности свойственно своеобразное отношение к себе (принятие себя). Характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить самих себя.
На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», основывающаяся на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [14, с. 124].
Чувство ответственности формирует у подростков критическое отношение к планированию своей деятельности, вырабатывает механизмы, способствующие анализу и переоценке поступков. Стремление к реализации себя в общественно полезной деятельности со временем трансформируется в потребность в познании «Я» подростка со стороны социума. Соответственно развивается мотивация на реализацию себя для других, потребностно-мотивационная сфера подростка опосредована личностным становлением.
Алгоритм рассмотренного пути подростка можно обозначить как приобщение к обществу, самоутверждение в социально значимой деятельности, выбор социальной позиции. Перемещение интересов и ориентаций подростков из привычной семейной среды во внешний мир сопровождается серьезной динамикой мотивационной сферы подростка [6, с. 3-11]. Ведущими мотивационными стратегиями подросткового возраста в контексте личностного совершенствования становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение подростков.
Подростковый возраст характеризуется выраженным стремлением быть похожим на взрослых, иногда форсируя период взросления, и предъявляя требования относиться к подростку как к взрослому человеку, что противоречит реальной ситуации [13, с. 119]. В подростковом возрасте акцентируется внимание на собственных недостатках, а желательный образ Я формируется из ценимых ими достоинств других людей. Идеал для подростка комбинирует качества как значимого взрослого, так и сверстника, что оказывается сложным для восприятия.
Отличительная особенность детей подросткового возраста – это их стремление к общению со сверстниками, и, как следствие этого, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых. Эта изоляция способствует автономии подростков и их склонности к образованию замкнутых групп, отличающихся независимостью. Подростков отличает выраженная потребность и в интимно-личностном общении, обусловленном периодом полового созревания, отличительными особенностями которого становятся появление чувства взросления, становящегося центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Этим характеризуется эмансипированность подростка [25, с.81].
Подростков отличает нестабильность поведенческих характеристик. Это выражается в перепадах настроения, аффективности, эмоциональной лабильности. В подростковом возрасте в качестве одного из основных механизмов самосознания выступает рефлексия, служащая для осознания подростком внутреннего мира как собственного, так и окружающих. Одним из специфических новообразований служит формирование самокритичности подростков. Показателем социального развития выступают идеалы, которые также начинают формироваться в подростковом возрасте.
У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним воздействиям, которые к концу подросткового периода стабилизируются и объединяются в совершенно определенную Я-концепцию — центральное новообразование. В подростковом наряду с приятельством возникает дружба, возникает первая влюбленность. В контактах подростки отличаются критикой и избирательностью.
В процессе социализации подростки стремятся примкнуть к неформальным группировкам — сознание групповой принадлежности, солидарности дает ему чувство эмоционального благополучия [19, с. 137].
Идентификация со сверстниками позволяет подростку наиболее адекватно удовлетворить потребность в оценке и потребность самому оценивать партнера. Важным фактором во взаимоотношениях подростка со сверстниками выступает наличие таких механизмов, как психологическое отвержение, изоляция подростка, которая может спровоцировать негативные психические состояния и эмоциональную фрустрацию, снизить уровень самооценки [19, с. 417].
Взаимоотношения подростков зависят от самооценки. Самооценка предполагает существование взаимозависимости между Я-концепцией и идеальным Я. Часто подростки самооценивают себя, сопоставляя собственные внешние данные, физическое развитие, умственные способности и