Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности конфликтных отношений в воинских коллективах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей конфликтных отношений в воинских коллективах 6
1.1 Основные подходы в психологии по проблеме конфликтных отношений в коллективе 6
1.2 Анализ положения дел по проблеме конфликтных отношений в воинских коллективах и их профилактике 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей конфликтных отношений в воинских коллективах 36
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 36
2.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования 39
2.3 Содержание модели профилактики конфликтных отношений в воинских коллективах 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..66

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Конфликты – это непременный атрибут взаимодействия в любой отрасли жизни, начиная с межличностных отношений и заканчивая производственным процессом. Проблема преодоления и профилактики конфликтов рассматривалась в трудах таких ученых как А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.П. Валицкая, Н.В. Гришина, Р. Дарендорф, С.И. Емельянов, В.И. Журавлев, A.T. Здравомыслов, В.Т. Казанская, Л. Козер, М.М. Коряк, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина, А.И. Шипилов и пр. Однако своеобразие конфликтных отношений в воинских коллективах как предмет научного исследования разработан в меньшей мере, что позволяет считать выбранную тему исследования актуальной и практически востребованной.
В связи с пристальным вниманием общества к служебной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, изменения в федеральном законодательстве, ведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность армии, предъявляют новые требования к профессиональным, личным и деловым качествам военнослужащих, соблюдению ими норм служебной и профессиональной этики, добросовестному и эффективному исполнению служебных обязанностей. Эти требования включают в себя наличие у военнослужащих соответствующего образовательного уровня, навыков коммуникативного общения, психоэмоциональной устойчивости, определенных моральных и нравственных качеств, конфликтологической компетентности, а также адекватного социальным нормам правопослушного поведения.
При выполнении своих функциональных обязанностей военнослужащие систематически сталкиваются с чрезмерными физическими, психическими и умственными нагрузками, сопровождающимися при этом ненормированным режимом труда и нехваткой отдыха. Нередко профессиональная деятельность военнослужащих связана с конфликтными ситуациями.
Таким образом, исходя из изложенного, актуальность работы обоснована изначально конфликтогенным характером профессиональной деятельности военнослужащих, в условиях которой необходим специальный комплекс мер по развитию способности сотрудников к бесконфликтному взаимодействию в коллективе.
В связи с этим конфликтологическая компетентность военнослужащего, состоящая в способности прогнозировать возникновение конфликта, грамотно выстраивать линию поведения в нем и управлять им, становится одной из важнейших профессиональных компетенций военнослужащего.
Объект исследования: процесс профилактики и урегулирования конфликтов в коллективе.
Предмет исследования: особенности конфликтных отношений в воинских коллективах.
Цель исследования: выявить особенности конфликтных отношений в воинских коллективах.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что наиболее эффективные стратегии конфликтного поведения выбирают те военнослужащие, что характеризуются высоким эмоциональным интеллектом, развитой фрустрационной толерантностью и стрессоустойчивостью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы в психологии по проблеме конфликтных отношений в коллективе.
2. На основе анализа литературных источников раскрыть и обосновать психологические механизмы и способы влияния на разрешение конфликтов в воинских коллективах.
3. Разработать методику и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей конфликтных отношений в воинских коллективах.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка данных (корреляционный анализ).
Методики исследования:
1. Методика диагностики склонности к стрессам Дж. Дженкинсона. Данная методика была использована в рамках эмпирического исследования для диагностики степени приверженности стрессам испытуемых и их стрессоустойчивости.
2. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Данная методика была использована в эмпирическом исследовании для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности, испытуемых.
3. Тест на эмоциональный интеллект (EQ) Н. Холла. Данная методика была использована в эмпирическом исследовании для выявления способности испытуемых понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
4. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Данная методика была использована в эмпирическом исследовании для выявления характерного типа поведения личности в конфликте у испытуемых.
Выборка – в качестве испытуемых в исследовании выступят 40 военнослужащих в возрасте от 20 до 26 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Система профилактики деструктивных конфликтов в Вооруженных Силах РФ должна включать в себя инструменты предупреждения конфликта, а также систему диагностики и контроля над соблюдением прав всех членов воинского коллектива. Разработку и внедрение подобной системы необходимо сопровождать улучшением материальной обеспеченности, социальной защиты военнослужащих, а также реформами Вооруженных Сил РФ, направленными на соблюдение требований обороноспособности государства и геополитического положения.
Занимаясь профилактикой возникновения конфликтов в воинских коллективах, устраняя причины их вызывающие, в случае их возникновения грамотно используя способы их разрешения, конфликт можно трансформировать из средства деструкции воинского коллектива в элемент эффективного воздействия на воинское подразделение, позволяющий его стабилизировать, повысить результативность сотрудничества и повседневной деятельности. Однако для этого командиру необходимо обладать навыками и умениями ликвидации причин, которые вызывают конфликты, вовремя обнаруживать признаки приближения конфликтной ситуации, а в случае, если она уже возникла, найти наиболее результативные способы предупреждения ее трансформации в активный конфликт.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило выявить особенности конфликтных отношений в воинских коллективах.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были проанализированы основные подходы в психологии по проблеме конфликтных отношений в коллективе;
— на основе анализа литературных источников были раскрыты и обоснованы психологические механизмы и способы влияния на разрешение конфликтов в воинских коллективах;
— была разработана методика и проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей конфликтных отношений в воинских коллективах.
В результате эмпирического исследования по выявлению особенностей конфликтных отношений в воинских коллективах были получены следующие выводы:
— испытуемые военнослужащие высоко устойчивы к стрессу;
— для испытуемых военнослужащих наиболее характерна интропунитивная реакция на ситуацию фрустрации;
— наиболее характерной для испытуемых военнослужащих фрустрационной реакцией выступил эго-защитный тип реакции;
— наиболее представленными в группе опрошенных военнослужащих параметрами эмоционального интеллекта выступили такие как управление своими эмоциями, эмпатия и эмоциональная осведомленность;
— судя по среднему уровню эмоционального интеллекта, опрошенные военнослужащие обладают эмоциональным интеллектом, соответствующим их возрасту;
— структура выбора предпочитаемых стратегий поведения в конфликте у военнослужащих такова: компромисс предпочли 35% военнослужащих, сотрудничество – 20%, избегание – 20%, приспособление – 15%, соперничество – 10%;
— в ходе корреляционного анализа было выявлено 24 значимых корреляционных связей, как прямого, так и обратного характера;
— анализ полученных корреляционных связей позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что наиболее эффективные стратегии конфликтного поведения выбирают те военнослужащие, что характеризуются высоким эмоциональным интеллектом, развитой фрустрационной толерантностью и стрессоустойчивостью.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей конфликтных отношений в воинских коллективах

1.1 Основные подходы в психологии по проблеме конфликтных отношений в коллективе

Научное понятие «конфликт» впервые возникло на рубеже XIX-XX вв. в социологической науке. Представление о конфликте базировалось на установках о его неизбежности для общественной жизни, обусловленности свойствами человеческой природы (например, «инстинктом агрессии»).
Термин «социология конфликта» впервые ввел Г. Зиммель, обосновывая в одноименной работе важность и позитивную ценность конфликта.
Г. Спенсер, рассматривая конфликт социальный с позиций теории социал-дарвинизма, отождествляющей общество с организмом, считает его неизбежным явлением в истории человечества и стимулом социального развития.
М. Вебер, В. Парретто, Дж. Александер, называя конфликт «социальным спором», считают его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.
Л. Козер, Р. Дарендорф и др. предлагают «конфликтную модель общества», где в качестве конфликтующих сторон рассматриваются различные политические силы, классы, социальные группы, государства, преследующие несовместимые цели, борющиеся за свои интересы, власть, перераспределение национального дохода и т.д. [21].
В частности, Р. Дарендорф определяет конфликт как результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям подчинения и господства. Ценность конфликта он усматривает в предотвращении окостенения социальных систем, в становлении различного рода инноваций. Он считает, что подавление социального конфликта ведет к обострению его противоборств, а «рациональная регуляция» к контролируемой эволюции.
Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Дюркгейм рассматривают конфликт как аномалию социального взаимодействия, как своего рода социальную болезнь.
К. Лоренц главной причиной социальных конфликтов определяет агрессивность индивида и толпы. По его мнению, агрессия – постоянное состояние живого организма. Но при этом он не усматривает внутренних особенностей человеческой природы, а объединяет проявления агрессии животных и человека в один разряд.
К. Левин определяет конфликты как противоборство собственных и вынужденных сил, т.е. как противоречие между собственными потребностями и внешней, объективной, вынуждающей силой.
К. Боулдинг предпринимает попытку создания универсальной общей теории конфликта, согласно которой конфликт – всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды. По его мнению, все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения [37].
Множество зарубежных теорий акцентируют внимание на многомерности конфликтных явлений и основной единицей его анализа стремятся выделить социальное взаимодействие, его уровни, характеристики и особенности. Также огромное внимание уделяется внутренней детерминации конфликтных явлений; развивающей роли конфликта в ходе эволюции и возможностям перевода деструктивных конфликтов в конструктивное русло.
В отечественной психологии основное внимание уделяется социальной детерминации конфликта объективными социально-психологическими и экономическими условиями (С.И. Ерина, Ю.Г. Запрудский, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Вересов, Т.С. Сулимова, Н.И. Леонов и др.).
В.И. Брудный, В.А. Семенов, Н.В. Гришина, А.И. Анцупов, Б.И. Хасан и др. рассматривают конфликт как столкновение противоположных интересов, мнений, стремлений, несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе взаимодействия сторон конфликта [23].
Довольно стройную теорию конфликта создает Н.В. Гришина [20], она считает конфликт реакцией человека на препятствия по достижению целей совместной деятельности; на поведение других, не соответствующее ожиданиям; реакцию на почве несовместимости характерологических черт, различия культурных основ поведения и потребностей.
А.И. Анцупов [10] считает, что конфликт выступает одним из наиболее острых способов разрешения противоречий, которые возникают в результате взаимодействия и заключаются в противодействии субъектов конфликта, обычно сопровождаясь эмоциями.
Н.И. Леонов [33] акцентирует внимание на взаимовлиянии человека и среды, проявляющемся в поведении субъекта. Конфликт он определяет как форму проявления противоречия, не разрешенного в прошлом, но разрешаемого в настоящем.
В соответствии с субъектами – участниками конфликта в социальной психологии выделяют следующие основные его типы: внутриличностный, межличностный и между личностью и группой.
В конфликтологии анализ причин конфликтов определяется ориентацией на те или иные теоретико-методологические основания: парадигмы, подходы, теоретические схемы и принципы. Но следует учитывать, что существует универсальная причина любого конфликта – это наличие значимого противоречия, которое может осознаваться или не осознаваться участником конфликта, но всегда воспринимается как реальная угроза. К психологическим конфликтам, естественно, приводят психологические противоречия, связанные с личностью или межличностными отношениями/
В свое время психолог В.С. Мерлин [35] писал, что внешние условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких мотивов и отношений личности или становится невозможным, или ставится под угрозу. При этом, во-первых, уже в силу борьбы с природой возникают определенные трудности и препятствия для их преодоления; во-вторых, удовлетворение одних мотивов неизбежно порождает возникновение новых, еще неудовлетворенных; в-третьих, жизнь часто требует ограничения или подавления глубоких и активных мотивов. В результате нарушается психологическая целостность личности, что в свою очередь приводит к ее дезадаптации
Другие исследователи, рассматривая противоречия, связанные с субъективными факторами детерминации конфликта, систематизировали всю имеющуюся психологическую информацию о таких противоречиях, используя поуровневое системное их описание. Были выделены несколько уровней, или групп, психологических противоречий[36]..
Первый уровень связан с действием неосознаваемых субъективных факторов: мотивов, влечений, потребностей, инстинктов и т. п., из которых многие играют для личности отрицательную роль, – разнообразные страхи, ощущение собственной неполноценности, ожидание враждебности от окружающего мира и др.
Их источниками могут быть полученные в детстве психотравмы, влияющие на потребность в самоутверждении и лидерстве.
Возникая в результате столкновения неосознаваемых, но интенсивных побуждений с условиями реальности, подобные противоречия очень сложны и устойчивы именно в связи с тем, что причины их не осознаются, а, следовательно, ими невозможно управлять. Проявления их во многом зависят от особенностей восприятия, обусловленных влиянием психологических установок, вызванных действием этих факторов. В таких случаях формируются тяжелые внутриличностные конфликты, которые приводят к дезадаптации и дезинтеграции личности. Действие описанных противоречий сопряжено со скрытыми причинами, что определяет особую сложность и трудно разрешимость внутриличностных конфликтов [14].
Второй уровень психологических противоречий обусловлен действием индивидуально-типологических и характерологических факторов.
Степень их осознанности существенно выше предыдущих, следовательно, и больше возможность сознательного, произвольного влияния на них. Многие люди хорошо осознают влияние особенностей собственного темперамента или устойчивых черт характера на восприятие реальности и других людей, понимают психологические механизмы эмоциональных реакций и складывающихся отношений, что, однако, далеко не всегда влечет за собой произвольное регулирование поведения.
Факторы данного уровня также служат источником возникновения противоречий, которые наиболее четко проявляются в совместной деятельности, приводя к межличностным конфликтам. Действие этих факторов также может привести к дезадаптации и дезинтеграции личности, но их проявления существенно слабее, нежели в первом случае. Конфликты, вызванные такого рода противоречиями, не слишком сложны для разрешения. Нередко даже интроспективная психологическая или психологическая информация о субъектах общения может существенно повысить психологическую толерантность конфликтующих лиц и тем самым снизить остроту возникших противоречий.
Третий уровень психологических противоречий связан с особенностями направленности личности и ее опыта. Обычно они проявляются как несовпадение (столкновение) между чем-то ожидаемым (или желаемым) с реальностью (или реальными возможностями), например, между внутренней нормативностью поведения личности и требованиями соблюдения определенных правил. Такие противоречия также часто приводят к внутриличностным, межличностным, семейным конфликтам.
И теоретический анализ проблемы конфликтов, и конфликтологическая практика свидетельствуют о том, что очень часто имеет место сочетание психологических противоречий, своеобразное «комплексное психологическое противоречие», включающее в свою структуру противоречия всех трех рассмотренных уровней. В такой системе, надо полагать, преобладают противоречия, вызванные неосознаваемыми факторами, и именно они являются базисными или причинными, порождающими все остальные.
Проявления этих противоречий в поведении и отношениях весьма разнообразны, что и определяет множество видов психологических семейных конфликтов. В то же время существует ряд наиболее распространенных противоречий, которые по существу служат психологической основой любого конфликта. Речь идет о внутриличностном конфликте, который играет ключевую роль во многих конфликтных ситуациях и недооценка которого часто приводит к их ошибочной трактовке [44].
Одной из основных причин межличностных конфликтов является, наряду с внутриличностным конфликтом, психологическая несовместимость.
Точного и общепринятого определения этого феномена пока нет, однако в литературе он практически однозначно трактуется, как обусловленная субъективными причинами невозможность для личности осуществлять взаимодействие с другим лицом или лицами. Возникающее при этом острое противоречие может иметь разные причины и проявления – от несходства жизненных принципов до неприятия особенностей характера. Но при всех обстоятельствах – это личностное, субъективное противоречие и, следовательно, оно требует для своего изучения соответствующего подхода.
Несмотря на очевидную научную и практическую значимость проблемы психологической несовместимости, она остается мало изученной.
Вначале считалось, что конфликты вызывает просто неумение организовать совместную жизнь и деятельность; затем высказывалось мнение, что проблема может быть решена за счет высокой мотивации, разъяснения социальной значимости совместной деятельности, воспитательных и психологических воздействий. Однако практика показала несостоятельность таких подходов [16].
Анализ конфликтов, обусловленных психологической несовместимостью, весьма труден в связи с тем, что они могут принимать различную форму.
Диапазон их действия, как и продолжительность, очень широк.
В целом это весьма сложное явление, и разрешение конфликтов, вызванных психологической несовместимостью, представляет немалые трудности, главная из которых состоит в определении предмета конфликта и вида несовместимости.
В литературе описаны основные виды психологической несовместимости, приводящей к межличностному конфликту. Но авторы не касаются несовместимости, обусловленной имеющимися у его участников внутриличностными конфликтами, и связанных с психологической несовместимостью конфликтов, хотя надо полагать, что в них могут действовать те же закономерности, что и в конфликтах социального, либо профессионального характера.
Конфликты вследствие психологической несовместимости, связанной с особенностями направленности личности. Проблематичны или конфликтны также отношения рационально-практичных, рассчитывающих на «пользу» для себя, и личностей, ориентированных на строгое соблюдение норм поведения.
Конфликты, вызванные противоречиями, связанными с характерологической несовместимостью.
Конфликтогенными считают обычно такие черты характера, как недостаток эмпатии или избыток конформизма, упрямство, негативизм, раздражительность и т. п. Большинство из них представляет собой чрезмерно выраженные, неуправляемые черты, т. е. акцентуации характера. Поведение лиц с такими неблагоприятными для общения чертами, список которых можно было бы продолжить, как правило, приводит к конфликтам.
Конфликты, обусловленные противоречиями, связанными с несовместимостью ролевых функций.
В социальной психологии и психологии труда отмечается, что люди, выполняющие должностные функциональные обязанности в коллективе, ведут себя по-разному с точки зрения инициативности и доминирования. Связанное с этим нормальное структурирование групповой деятельности может дать как положительный, так и отрицательный эффект. Если, например, несколько человек претендуют на роль лидера, это часто приводит к острым конфликтам. Такое же действие нередко оказывает и стремление одного из участников конфликта к лидерству через подавление [43].
Конфликты, вызванные психологической профессиональной деформацией личности. Известно, что любая профессиональная деятельность сказывается на образе мыслей, мотивации деятельности, отношениях субъектов труда. Формируется так называемый профессиональный тип личности со специфическим профессиональным восприятием, мышлением, ценностями и отношениями, что можно оценивать как положительное явление, если это способствует эффективной деятельности. Однако восприятие реальности только сквозь призму профессиональных интересов определенным образом деформирует личность. Многие профессионально важные качества приобретают свойства психологических акцентуаций, и если сознательный контроль личности недостаточен, эффективность деятельности снижается.
Сложность разрешения таких конфликтов связана с низким уровнем продуктивной рефлексии и низкой самокритичностью указанных лиц.
Конфликты, вызванные длительным доминированием негативных функциональных состояний. Такие конфликты автор данной классификации связывает только с условиями труда. Действительно, в настоящее время можно считать доказанным, что в подавляющем большинстве случаев условия труда специалистов следует рассматривать как особые, а то и экстремальные. Возникающие в таких условиях негативные функциональные состояния личности приводят к истощению ее психологических ресурсов, изменяют восприятие реальности и провоцируют возникновение сильных отрицательных эмоций, различных стрессов и психического насыщения. Очень часто конфликты, вызванные психологической несовместимостью из-за негативных функциональных состояний, наблюдаются в творческих коллективах [22].
Среди причин межличностных конфликтов, наряду с внутриличностным конфликтом и психологической несовместимостью, не менее важную роль играет конфликтологическая некомпетентность. Очень часто конфликты возникают и развиваются в силу именно когнитивных причин: незнания состояния участвующих в конфликте людей, особенностей их поведения, динамики противостояния, т.е. тех факторов, которые стоят за применяемыми тактическими приемами. Это незнание усугубляет противоречия, провоцирует стихийные инциденты, препятствует их правильному разрешению.
Следует отметить, что термин конфликтологической компетентности является довольно новым и до недавнего времени в психологической литературе прямо не употреблялся, хотя подразумевалась необходимость соответствующих знаний и умений.
Сложное понятие конфликтологической компетентности предлагается рассматривать с системных позиций. Между ее структурными компонентами – гностическим, пространственным, конструктивным (регулятивным), коммуникативным, нормативным и рефлексивно-статусным – существуют иерархические связи. Базисным является гностический компонент. Знание сущностных характеристик конфликта служит основой для предвосхищения действий конфликтующих сторон (проектировочный компонент), формирования умений управлять конфликтом (регулятивный), выступать в качестве «третейского судьи», действовать с учетом информативных признаков (рефлексивно-статусный компонент). Системообразующим фактором может служить высокий уровень конфликтологической компетентности эффективного руководителя, принятый за эталон и тем самым направляющий его профессиональную активность, причем необходимо его соотношение с акмеологическими инвариантами профессионализма. Важно также определение иерархических связей в системе. Обобщение результатов теоретических и эмпирических исследований позволит определить и описать конфликтологическую компетентность как систему, что представляется нам особенно важным для перевода дисконфликтов в эуконфликт [48].
Конфликтологическая компетентность связана с социально-психологической, поскольку конфликт представляет собой одну из форм взаимодействия людей. Поэтому такие факторы, как морально-психологический климат, ценностно-ориентационное единство, соблюдение норм поведения, ролевое поведение и общение, неизбежно оказывают влияние на причины возникновения, характер конфликта и его динамику. Конфликтологическая компетентность тесно связана и с социально-перцептивной компетентностью, поскольку человек, влияющий на конфликт и стремящийся к его конструктивному разрешению, должен отличаться проницательностью, умением выявлять истинные мотивы поведения людей, предвидеть возможные стратегии конфликтного противоборства. Очевидны и связи конфликтологической компетентности с аутопсихологической, позволяющей развивать такие качества, как стрессоустойчивость, самоконтроль, саморегуляция, адекватная самооценка, что необходимо в условиях острых эмоциональных переживаний, сопровождающих конфликты.
Указанные системные связи открывают возможность достижения высокого уровня конфликтологической компетентности, поскольку развитие каждого из видов компетентности приводит к развитию конфликтологической компетентности в целом. При этом, чтобы придать данному процессу целенаправленный характер, необходимо разработать модели конфликтологической компетентности и алгоритмы ее продуктивного развития [25].
Итак, в самом общем виде конфликт можно определить как многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление. В соответствии с субъектами – участниками конфликта в психологии выделяют следующие основные его типы: внутриличностный, межличностный и между личностью и группой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы