Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Педагогика/психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ — КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 8
1.1. Основные закономерности развития речи и её взаимосвязь с другими психическими процессами 8
1.2. Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 13
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования познавательной деятельности у детей с ОНР 17
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 23
2.1. Объем выборки и ее характеристика 23
2.2. Характеристика методов и методик исследования 26
2.3. Методы статистической обработки 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 29
Выводы по 3 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

  

Введение:

 

На сегодняшний день проблема заключается в развитии познавательных процессов у дошкольников. Развитие познавательных процессов играет важную роль в развитии личности в целом и имеет большое значение для дошкольника, так как степень формирования этих процессов во многом определяет успех в дальнейшей учебной деятельности. Проблема особенностей когнитивного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности дошкольников, на протяжении многих лет занимала одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Многие педагоги и психологи прошлого, как иностранные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Дж. Пиаже, В. Стерн и др.), занимались этой проблемой так же, как и отечественные (П.П. Блонский, В. П. Вочмен, П. Ф. Каптер, Э. И. Конрад, А. А. Смирнов и др.).
В настоящее время возрастная психология предоставляет широкую и разностороннюю информацию о состоянии и динамике когнитивных процессов у детей. Наряду с вышеуказанной проблемой на современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их образования с целью повышения эффективности корректирующих действий (Н. Н. Лалафеев, Н. Н. Малофеев Гончаров, О.И. Кукушкин, Е.А. Стребелев, Г.В. Чиркин и др.). Одним из условий реализации этого процесса является учет возрастных особенностей и особенностей развития детей с различными нарушениями развития. Исследователи в области коррекционной педагогики говорят, что дети с особыми образовательными потребностями представляют собой большую группу детей с нарушениями речи, среди которых есть дети с общим недоеданием. Дети этой категории должны быть обеспечены максимально возможным уровнем умственного развития, выявления и учета индивидуальных и психологических характеристик, чтобы использовать все свои потенциальные возможности, а также разработку и внедрение корректирующих и развивающих технологий, направленных на полное формирование и развитие всех видов деятельности (Н.Х. Малофеев, Е.А. Стребелев, Г.В. Чиркин, Е.Л. Черкасов).
В специальных исследованиях обобщены научные данные, отражающие этиологию и природу ОНР у дошкольников, описаны клинические аспекты его проявления, выделены уровни развития речи. У детей с ОНР наряду с неосведомленностью всех средств языка есть особенности развития высших психических и моторных функций, эмоционально-волевой сферы, которые указывают на системный характер нарушения речевой деятельности. Отклонения в формировании высших психических функций тормозят процесс коррекции дефектов развития речи, снижают его эффективность. Логопеды традиционно рассматриваются в логопедии в тесной связи с психическим развитием ребенка. Многие нарушения речи напрямую связаны с недостаточным развитием неречевых процессов и функций (внимание, гнозис, память и т.д.). Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от их характера) негативно влияют на все психическое развитие ребенка, влияют на его деятельность, поведение. Дефектная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование познавательной активности детей: у них наблюдается снижение речевой памяти; страдает производительность памяти; вербально-логическое мышление; Недостаточная стабильность внимания, низкая умственная работоспособность. Дети с ОНР часто имеют особенность эмоционально-волевой сферы. Для детей характерны повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм, агрессивность и т.д. Несмотря на то, что в психологии и педагогике имеется много материалов, освещающих проблему развития детей с патологией речи, сегодня проблема когнитивного развития детей остается недостаточно изученной. категории.
Любое нарушение речи, так или иначе, негативно отражается на психическом развитии ребенка в целом вследствие её ключевой роли в опосредовании формирования всех высших психических функций, а потому у детей с нарушением речи, как правило, наблюдается задержка формирования произвольной памяти, словесно-логического мышления, сопровождающаяся низкой умственной работоспособностью.
Актуальность темы данной работы заключена в том, что в настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития и исследователями выявлена прямая взаимосвязь уровня речевого развития с уровнем познавательных процессов.
Цель работы – выявить особенности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – когнитивная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования – когнитивная сфера детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет свою специфику и характеризуется недоразвитием определённых познавательных процессов.
На основе цели и гипотезы исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы к изучению проблемы формирования когнитивной сферы детей с общим недоразвитием речи.
2. Провести частотный анализ показателей когнитивной сферы детей с ОНР и представить её общую характеристику.
3. Посредством сравнительного анализа выявить значимые различия показателей когнитивной сферы детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием.
4. На основе корреляционного анализа выявить значимые взаимосвязи изучаемых показателей.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методики: Методика диагностики внимания «Проставь значки» (тест Пьерона-Рузера), Методика диагностики внимания «Шифровка», Методика диагностики памяти «Составление картинки по памяти», Методика диагностики памяти «Запомни и расставь по точкам», Методика диагностики мышления «Гибкость мышления», Методика диагностики мышления «Нахождение аналогий», Методика диагностики речи «Составление рассказа по картинкам».
3. Математико-статистические методы (качественно-количественная обработка данных).
Научная новизна и теоретическая значимость. На основе теоретического анализа были выделены и представлены особенности когнитивной сферы дошкольников с ОНР, позволяющие лучше понять механизм нарушения формирования речи и скорректировать коррекционную работу с данной категорией детей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, речь рассматривается как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь является условием возникновения высших, свойственных только человеку, психических функций, обеспечивает произвольную регуляцию и контроль деятельности. Речевая деятельность опосредует, «обслуживает» различные виды деятельности: трудовую, игровую, учебную, коммуникативную и познавательную деятельность в целом, в том числе мнестическую. Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.
Общее недоразвитие речи — тяжелое нарушение речи при условии первично сохранного слуха и интеллекта. Вследствие него нарушаются все структурные компоненты речи, а конкретно: фонетика, фонематика, лексика, грамматический строй. ОНР может выступать отдельным нарушением или являться результатом других, более сложных дефектов.
Дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, отличаются невысоким уровнем становления ведущих свойств внимания. Наблюдается слабая устойчивость внимания, невозможность его распределения. Речевой дефект негативно действует на формирование памяти. Регулярно забываются сложные инструкции, опускаются части поручений, меняется последовательность выполнения. Распространены повторения при описании предметов, изображений. Есть отставание от ровесников в развитости наглядно-образного мышления, проблемы овладения аналитико-синтетическим процессом, сравнением. Характеристика детей с ОНР затрагивает и моторную деятельность. Им свойственна нарушенная координация тяжелых движений, низкая скорость и ловкость у большего числа дошкольников. Они плохо перекидывают мяч из одной руки в другую, прыгают на одной ноге, не могут танцевать под музыку, опираясь на ритм. По-особому формируется мелкая моторика. Это заметно при выполнении простых действий, таких как застегивание одежды, завязывание шнурков. Изначально сохранные интеллектуальные способности тормозятся в формировании из-за первичной речевой патологии.
Во второй главе был представлен аппарат исследования, который включал в себя цель, задачи, методы и методики исследования. На основе анализ медицинских карт представлена характеристика экспериментальной группы детей, имеющих диагноз ОНР III уровня, а так же представлены диагностические методики, на основании которых можно комплексно оценить уровень сформированности когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В третьей главе представлены, показали развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и без речевых нарушений. Показали развития когнитивной сферы представлены по методикам, направленные на изучение памяти, внимания, мышления и речи.
Итак, сделаем выводы по представленным результатам:
1. Уровень концентрации внимания у старших дошкольников с ОНР был оценен как низкий. Дети крайне не усидчивы, редко сосредотачиваются на предметах и явлениях. Дети допускали более двух ошибок или совсем не смогли выполнить задание. Они были не внимательны при объяснении задания экспериментатором, отвлекались на посторонние действия. Это указывает на недостаточное развитие внимания у детей.
Дети без речевых нарушений, за время работы не отвлекались, практически не допускали ошибок, выполняли самостоятельно, проявляли высокую сосредоточенность ребенка в процессе выполнения заданий, не допускает ошибок, ребенок способен быстро переключаться с одного задания на другое. Дети сконцентрировались на задании, не отвлекаясь на внешние раздражители, при этом не сделали ни одной ошибки, уложились в отведенное время для работы.
2. У детей с ОНР страдают несколько свойств внимания, таких как: концентрация, устойчивость, продуктивность. Уровень концентрации внимания, переключаемость и его устойчивость на низком, очень низком или среднем показателях.
Дети без речевых нарушений в целом получили высокий уровень (90%) уровня переключения, устойчивости, распределения и объема внимания. Дети без ошибок заполнили все геометрические фигуры в соответствии с образцом. Наблюдалось только единственное исправление или единственный пропуск заполненной фигуры, но это является приемлемым.
3. Уровень наглядной кратковременной памяти старших дошкольников так же находится на низком уровне. Целостный образ восприятия картинки — на очень низком уровне, не смогли воспринимать картинку по частям, уровень воспроизведения картинки — на низком уровне.
Все дошкольники без речевых нарушений выполнили задание с первой попытки и без нарушений, таким образом, уровень наглядной кратковременной памяти находится на высоком уровне.
4. В результате исследования объема памяти было выявлено, что в группе детей с ОНР 50% детей имеют средний уровень и 50% детей низкий уровень объема зрительной памяти. Тогда как объем зрительной памяти дошкольников с без речевых нарушений в целом находится на высоком уровне.
5. Все дошкольники с ОНР показали ригидное мышление. Дети оказались не способны быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, испытывали затруднения в изменении субъективной программы деятельности.
Тогда как дети без речевых нарушений, обладают пластичным мышлением. Они легко и быстро переходят от одной деятельности к другой, оперативно реагируют на изменение входной ситуации, быстро принимают адекватные решения.
6. 80% дошкольников с ОНР показали низкий уровень умений устанавливать причинно-следственные связи.
80% детей без речевых нарушений, обладают высоким уровнем умений устанавливать причинно-следственные связи. Дошкольники подбирали максимальное количество аналогий и давали больше всех правильных ответов.
7. В основном рассказ (пересказ) в группе детей с ОНР составлен по наводящим вопросам. Последовательность изложения резко нарушена, есть искажения смысла, согласованность и причинно-следственные связи не раскрываются. Бедность содержания, отрывочность, незавершенность сюжета не отмечены. История состоит в основном из неправильных предложений, существует крайняя нищета языковых средств. История очень короткая, не закончена. Дети без речевых нарушений показала высокий уровень развития связной речи. Дети составляли рассказ по картинкам самостоятельно. Рассказ полностью передавал содержание текста, соблюдалась согласованность и последовательность изложения. Использовались разнообразные языковые средства, грамматические нормы родного языка соблюдены. Речь у детей ровная, иногда были отмечены одиночные паузы.
Таким образом, уровень развития внимания, памяти, мышления и связной речи у дошкольников с ОНР значительно ниже, чем у детей без речевых нарушений.
Рекомендации:
— для детей, имеющих низкий уровень сформированности познавательной сферы необходимо организовать дополнительные индивидуальные занятия, направленные на развитие:

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ — КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

1.1. Основные закономерности развития речи и её взаимосвязь с другими психическими процессами

Речевая деятельность играет важную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека. Речь является основным фактором опосредования, что означает, что ни одна сложная форма умственной деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.
Возникновение речи существенно перестраивает всю психическую сферу человека: такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание, формируются в человеке только при участии речи и опосредуются ею. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все остальные психические процессы.
В человеческом разуме процессы мышления и воображения тесно связаны с речевой деятельностью, формируя специфически человеческий вид психической деятельности — речевое мышление [43].
Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами. Таким образом, будучи включенным в процесс восприятия, он делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация заученного материала (фиксация зрительно-чувственных представлений с помощью соответствующих определений слов, понятийных слов) способствует значимости запоминания и воспроизведения; Роль речи в организации и развитии функций внимания чрезвычайно важна, когда человек регулирует свое поведение и т. д.
Связь речи с другими аспектами психического развития очень дифференцирована и специфична для каждого из компонентов речи. Чтобы выявить эту связь, каждый из компонентов речи — фонетика, лексика, грамматика — должен быть разбит более детально. Если мы возьмем произношение звуков, то это в основном зависит от слухового восприятия, от кинестетической функции, от их взаимодействия друг с другом, а также с аналитическими и синтетическими процессами; произношение слоговой структуры слова основано на функции формирования строки, на процессах последовательности [27].
Восприятие речевых звуков происходит при взаимодействии слуховых и кинестетических раздражителей, поступающих в кору. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным выделение отдельных фонем. В этом случае первичные формы аналитико-синтетической деятельности играют большую роль, благодаря чему ребенок обобщает признаки одних фонем в отличие от других.
Синтетически-аналитическая деятельность также включает в себя сравнение собственной несовершенной речи ребенка с речью старших, без которой невозможно формирование произношения, а также других компонентов речи. Недостаточность хотя бы одного из этих процессов влияет на развитие произношения в целом[47].
Формирование семантической стороны речи имеет свою специфическую предпосылку как обобщенное субъективное восприятие и, следовательно, логические процессы, благодаря которым происходит понимание, категоризация, обобщенное отражение окружающей действительности.
Усвоение словарного и грамматического строения не происходит механически. Значения воспринимаемых и используемых слов развиваются вместе с расширением и углублением понимания окружающей действительности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы