Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …
10
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровьесберегающие технологии», основные подходы к ним в научных исследованиях …..…………………..….
10
1.2. Значение использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе …………………………………………………………………
21
1.3. Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в процессе работы с младшими школьниками …………………….…………..
33
Выводы по первой главе ……………………………………………………….. 41
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……….…..
43
2.1. Оценка исходных показателей физического здоровья и физической подготовленности детей в начальной школе …………………..………………
43
2.2. Методика реализации здоровьесберегающих технологий у детей с различными уровнями здоровья ………………………………………..………
49
2.3. Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе у детей на показатели физического здоровья и физической подготовленности ………………………..…………………….….

62
Выводы по второй главе ……………………………………………………….. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… 75
ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества [2, 3]. На фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний про основы здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепление здоровья школьников приобретает все большую актуальность [7,8]. В современной концепции модернизации образования есть раздел «образование и здоровье», где ребенок представлен как не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок и стресса.
В последнее время вызывает беспокойство катастрофическое ухудшение здоровья молодежи. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. Анализ учебной деятельности учебных заведений в условиях здоровьесберегающих педагогических технологий показывает, что объективно существуют противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности научно-педагогического персонала образовательных учреждений и современными потребностями общества в инновационных подходах специалистов-новаторов с творческим, научным мышлением; между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении и фактическим состоянием здоровья детей. Очевидно, что воспитательная система, изменения в содержании и организации деятельности учебных заведений, их инновационная направленность должны быть тесно связаны с проблемой сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса [9].
Анализ современной педагогической практики в учебных заведениях свидетельствует о том факте, что большинство заболеваний у младших школьников детерминировано, в том числе и недостатками осуществления учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, что приводит к объективной потребности в повышении эффективности системы работы педагогического персонала по здоровьесбережению обучающихся посредством организации и осуществления методической работы учебного заведения по вопросам здоровьесбережения субъектов образовательной деятельности. Многочисленными исследованиями доказано, что работа в школе по формированию культуры здоровья школьников ведется, как правило, в трех направлениях: вводятся щадящие компоненты в режим дня, идет поиск «здоровьесберегающих» технологий обучения младших школьников, внедряются авторские программы по валеологии. К сожалению, практически не затронутой остается задача использование здоровьесберегающих технологий психолого-педагогическими средствами. Однако в определении здоровьеформирующих образовательных технологий Н.К. Смирнова указано, что это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [38].
Исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы здоровьесбережения молодого поколения находилось в поле повышенного внимания отечественных ученых (Т.В. Ахутина, А.В. Васийчук, Л.А. Деминская, А.А. Дарюга, С. Гримблат). Обстоятельный анализ факторов формирования здоровьесберегающей образовательной среды в учебном заведении осуществили А. Ващенко, В. Звеков, А. Клестова, К. Оглоблин и другие.
Итак, несмотря на существенный интерес ученых, проблема сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста остается недостаточно разработанной в психологическом отношении. Так, не определен достаточно полно комплекс знаний, умений и навыков, здоровьесберегающей работы с младшим школьником и его семьей; не определены теоретико-методологические подходы, на основе которых может быть разработана психологическая основа, связанная с практическим применением заданий по сохранению и укреплению здоровья младшего школьника, не сконструирована технология внедрения данной системы. Все это предопределяет недостаточный уровень подготовки учителя начальных классов к работе, связанной с сохранением и укреплением здоровья младшего школьника, а также исследованием здоровьесберегающих образовательных технологий в целом.
Таким образом, здоровье и отношение к здоровью учителей и школьников имеет большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются тем звеном социализации, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, а также формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Анализ имеющихся исследований позволил выявить противоречие между снижением уровня здоровья младших школьников с одной стороны, и недостаточным обоснованием здоровьесберегающих технологий для такого контингента с учетом уровня здоровья, с другой; между потребностью повышения эффективности процесса физического воспитания и недостаточным его методическим обоснованием у детей младшего школьного возраста, которые требуют разрешения.
В связи с вышеизложенным определена проблема исследования: какова эффективность здоровьесберегающих технологий, основанная на использовании дифференцированных средств физического воспитания с учетом здоровья и уровня физического состояния.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования здоровьесберегающих технологий для младших школьников на основе изучения физического компонента здоровья.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Предмет исследования: особенности использования здоровьесберегающих технологий с обучающимися начальной школы.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач исследования:
 уточнить сущность понятий «здоровье», «здоровьесберегающие технологии» в современных психолого-педагогических исследованиях;
 показать значение использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
 выделить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
 оценить уровень физического здоровья и физической подготовленности учащихся начальных классов к школе;
 разработать и экспериментально обосновать эффективность использования здоровьесберегающих технологий с детьми младшего школьного возраста для улучшения их физического здоровья и физической подготовленности к обучению в школе;
 представить педагогические рекомендации, направленные на использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
 теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
 эмпирические: метод эксперимента с использованием следующих тестовых и диагностических заданий: дыхательные пробы Штанге, Генча, индекс Скибинского, оценка жизненной емкости легких, индекса Руффье, соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко, физической подготовленности;
 методы количественной и качественной обработки результатов исследования: математическая обработка эмпирического материала, интерпретация.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в течение 2017-2020 годов.
На первом этапе (2017-2018 учебный год) осуществлялось изучение научно-методической литературы отечественных авторов по проблеме оптимизации физического воспитания детей младшего школьного возраста, улучшения их здоровья, применения различных здоровьесберегающих технологий, написание курсовой работы.
Второй этап (2018-2019 учебный год) включал определение цели, задач исследования, разработку, организацию и проведение педагогического эксперимента по изучению соматического здоровья детей и их физической подготовленности проверка эффективности использования разработанной методики здоровьесберегающих технологий у детей младшего школьного возраста.
На третьем этапе (2019-2020 учебный год) осуществлялось обобщение и интерпретация полученных результатов теоретического и эмпирического исследования; сделаны выводы о реализации задач исследования, сформулированы практические рекомендации, подготовлен текст выпускной квалификационной работы.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Болховский образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект, предмет исследования, указаны методы исследования и другие методологические характеристики.
В первой главе «Теоретические аспекты использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе» охарактеризованы ключевые понятия исследования: «здоровье», «здоровьесберегающие технологии», изучены основные подходы к ним в научных исследованиях, определено значение использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе, выделены педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в процессе работы с младшими школьниками.
Во второй главе «Реализация педагогического исследования по укреплению здоровья детей в начальной школе» описана методика реализации здоровьесберегающих технологий у детей с различными уровнями здоровья, определена эффективность реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе у детей на показатели физического здоровья и физической подготовленности.
В заключении сформулированы выводы и основные результаты исследования.
В приложении представлены требования СанПиНа, примерный конспект занятия с элементами йога-аэробики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования, его результаты докладывались и обсуждались на I внутривузовском конкурсе научных статей «Лучшая статья молодого ученого-2019» (Диплом II степени), студенческой научной конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы младшего школьного возраста и консультирования в образовании» в рамках фестиваля «Мир науки-2019» в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева.
Результаты исследования изложены в публикации автора:
1. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе // Вестник научного студенческого общества. Сборник статей. Выпуск 7. – Орел: ООО «Горизонт, 2019. – 528 с. (С. 314-315).
Общий объем работы составляет 80 страниц. Работа содержит 4 рисунка, 9 таблиц, 2 приложения, список литературы включает 46 источников (печатных источников за последние 10 лет – 91%).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического благополучия, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологическим базисом для физического и психического благополучия. Термин «здоровьесбережение» («сохранение здоровья», «охрана здоровья», «укрепление здоровья») сегодня достаточно часто используется в научных трудах, однако, не имеет однозначного определения, что обусловлено двумя основными причинами: до недавнего времени понятие здоровьесбережения было определенным образом монополизировано медицинской отраслью; здоровьесбережение личности как приоритетная педагогическая задача, как непосредственный результат образовательной деятельности обсуждается в педагогике недостаточно глубоко.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности общеобразовательного учреждения, направленного на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
2. Роль здоровьесберегающих технологий состоит в создании соответствующих условий обучения ребенка в школе, рациональной организации учебного процесса, обеспечении гармоничного развития природных способностей личности: ее ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством, в обеспечении школьнику возможности сохранения здоровья за период обучение в школе, формировании у него необходимых знаний, умений и навыков по соблюдению здорового образа жизни, умения использовать полученные знания в повседневной жизни.
3. Условиями реализации здоровьесберегающих технологий являются следующие: обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, проведение физкультминуток на уроках, актуализация важности уроков физической культуры.
4. Проведенное исследование показало, что в подавляющем большинстве исходные показатели физического здоровья детей младшего школьного возраста являлись пониженным, что вело к созданию неблагоприятного физиологического фона для успешного обучения, формирования социально дееспособного молодого поколения.
5. На основе полученных данных была разработана методика реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Целью данной методики было создание определенных условий для внедрения педагогических технологий, которые сохранили бы и улучшили здоровье детей младшего школьного возраста. В первую очередь педагог должен соблюдать санитарно-гигиенические нормы: проверить освещение; температурный режим; проветрить классную комнату; соблюдать правила гигиены и чистоты в классе; создать уют. Также необходимо формировать у школьников понятие о здоровом образе жизни и прививать любовь к занятиям физической культурой, а также систематически заниматься оздоровительной физической культурой с использованием средств йога-аэробики.
Результаты формирующего эксперимента показали, что у 30% детей группы А, у 10% группы Б и у 20% группы В наблюдался средний уровень физического здоровья, у 40%, 30% и 40% соответственно – ниже среднего, у 30%, 60% и 40% – низкий.
У детей группы А произошли изменения в процессе исследования в показателях теста на гибкость (наклон туловища из положения сидя) – результат улучшился на 181,81% (p<0,05), а также показателях силовой выносливости мышц спины (66,13%, p<0,05) и брюшного пресса (76,21%, p<0,05).
Статистически значимых изменений претерпели такие показатели у детей группы Б: на 9,51% уменьшилось время бега на дистанции 30 м; на 18,06% уменьшилось время выполнения упражнения «челночный бег» 4 по 9 м; на 17,13% улучшился результат в прыжке в длину с места (p<0,05); на 75,00% улучшился результат наклона туловища вперед; на 37,06% улучшился результат силовой выносливости мышц спины.
Статистически значимых изменений претерпели такие показатели у детей группы В: на 10,72% уменьшилось время бега на дистанции 30 м; на 19,27% уменьшилось время выполнения упражнения «челночный бег» 4 по 9 м; на 8,36% улучшился результат в прыжке в длину с места; на 75,00% улучшился результат наклона туловища вперед; на 25,62% улучшился результат силовой выносливости мышц спины.
Полученные позитивные результаты улучшения физического здоровья также способствовали улучшению показателей успеваемости школьников, их способности усваивать, анализировать и запоминать учебный материал. Особо значимые результаты по улучшению успеваемости были отмечены у детей группы В, которые изначально имели трудности с запоминанием и переключением внимания при освоении новых предметов. Однако позитивные изменения в усвоении программы были также отмечены и в группе Б, которые изначально имели ограниченные возможности здоровья.
6. При работе с детьми начальной школы необходимо придерживаться таких практических рекомендаций: принимать во внимание возраст детей, особенности их психофизического развития, психоэмоциональное состояние и желание их работать. Все рекомендованные упражнения показывать и подробно объяснять, а затем детально объяснять методические условия их выполнения, записывать при необходимости. Проводить систематический мониторинг эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе для своевременного внесения корректив в разработанную технологию.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий не только отражается на улучшении физических показателях здоровья, но и способствует улучшению успеваемости.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики здоровьесберегающих технологий и могут служить основанием для практического внедрения.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровьесберегающие технологии», основные подходы к ним в научных исследованиях
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического благополучия, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологическим базисом для физического и психического благополучия. Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов.
По-нашему мнению, сохранение и укрепление здоровья нации зависит во многом от отношения каждого школьника к своему здоровью. Формирование рационального отношения к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни является важными приоритетами государственной политики [5, 6].
Проблема укрепления здоровья школьников на современном этапе, который характеризуется обострением финансовых противоречий в мире, недостатками кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, является крайне актуальной для государства и общества [35].
А.Д. Дубогай отмечает, что каждая из сфер здоровья для школьного возраста имеет свою трактовку. Например, физическое здоровье — это такое состояние организма ребенка, когда показатели основных физиологических систем находятся в пределах нормы и адекватно изменяются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Психическое здоровье — это внутрисистемная основа социального поведения личности. В нем отображается состояние мозга, когда его высшие отделы обеспечивают активное интеллектуальную, эмоциональную и сознательно-волевую взаимодействие индивидуума с средой. Компонентами психического является интеллектуальное и эмоциональное здоровье. Социальное здоровье определяет способность ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формирование культуры здоровья — это целенаправленный процесс взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) в среде учебно-воспитательного заведения, семьи, социального окружения, целью которого является восстановление, сохранение, укрепление, формирование и передача физического, психического, социального и духовного здоровья.
Культура здоровья включает следующие компоненты:
— мотивационный (потребности и мотивы формирования, укрепления, сохранения, восстановление и передачи здоровья; ценности и приоритеты собственного здоровье и здоровье окружающих);
— содержательный (принципы, правила, сведения, знания об особенностях собственного здоровья; пути, условия, технологии его формирования, сохранения, укрепления, восстановления, передачи);
— операционный (способы поведения и деятельности, направленные на формирование, укрепление, сохранение, восстановление и передачу здоровья).
Поступая в школу, 85% детей имеют те или иные нарушения соматического и психического характера, растет количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. По данным медицинской статистики, «уже в конце дошкольного возраста в 17 — 21% у детей регистрируются хронические заболевания». Патологические отклонения в работе опорно-двигательного аппарата имеют 30 — 32% детей, носоглотки — 21 — 25%, нервной системы — 27 — 30%, органов пищеварения — 27 — 30%, аллергические проявления регистрируют в 25% детей. С каждым годом наблюдается ухудшение состояния здоровья детей: болезненность, отклонения в работе внутренних органов, 90% выпускников — больные, или имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья».
Подчеркнем, что в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»).
Считается, что проблема укрепления здоровья детей и молодежи сегодня стоит довольно остро, поскольку сложные социально-экономические условия, экологические, духовно-культурные проблемы вызвали значительное снижение уровня здоровья подрастающего поколения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы