Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности использования зарубежного опыта в решении задач местного самоуправления в РФ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ 6
1.1 СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 6
1.2 ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 18
1.3 ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 38
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 38
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ 55
3.1 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ 55
3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Введение:
Актуальность исследования. Местное самоуправление тесно связано с общественной активностью местных и региональных сообществ. Самоуправления территориальных общин является одним из базовых элементов децентрализованной системы публичной власти, при которой наряду с публичными институтами одновременно функционируют другие неправительственные институты — общественные партнеры.
Конец 80-х годов. принес революционные изменения в политической, экономической, мировоззренческое жизни жителей Центрально-Восточной Европы. Демократические принципы внедрялись не только на общегосударственном уровне, но и на локальном. В странах Западной Европы довольно модными становятся новые подходы к публичному управлению и местному самоуправления под названием «New Public Management».
Функционирования реального местного самоуправления требует привлечения к решению текущих вопросов местных и региональных общин с их непосредственным участием в деятельности самоуправляющихся учреждений и принятии решений. Привлечение третьей власти (общественного партнера) к решению текущих вопросов самоуправления свидетельствует о наличии не менее трех признаков: непосредственное участие общественности в решении собственных вопросов, помощь органам самоуправления в поиске эффективных решений, новация в вопросах управления.
Учитывая то, что государства Центральной и Восточной Европы, которые стали членами Европейского Союза, прошли другой исторический путь, чем страны Западной Европы, возникает вопрос типов (моделей) самоуправления территориальных общин, образовавшихся в результате демократических реформ.
Объектом исследования является местное самоуправление РФ и. Зарубежных стран.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты изучения местного самоуправления РФ и Зарубежных стран.
Таким образом, целью данной выпускной работы является анализ использования зарубежного опыта в решении задач местного самоуправления в РФ.
Исходя из цели исследования, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим сущность местного самоуправления как института в системе российской и зарубежной государственности.
2) Проанализируем принципы и функции местного самоуправления в России и в зарубежных странах.
3) Изучим вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления как конституционно-правовой институт.
4) Приведем характеристику основных моделей местного самоуправления
5) Рассмотрим организацию местного самоуправления в зарубежных странах.
6) Изучим проблемы организации местного самоуправления в РФ.
7) Проанализируем основные направления повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в России на основе зарубежного опыта.
В качестве методологической базы дипломной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений – метод исторического и логического познания, метод экономико-статистического анализа и анализа экономической информации, метод индукции, метод сравнения.
В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые источники (Конституции ряда стран, международные договоры), методические материалы Правительства РФ, материалы научных конференций, семинаров, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания, интернет-сайты.
Степень научной разработанности. Вопрос понимания сущности самоуправления и местного самоуправления территориальных общин, в частности, были и остаются актуальными для ученых, политиков, общественных и международных организаций. Уже есть немало исследований сравнительного характера систем местного самоуправления европейских стран. Однако в основном они сводятся к анализу трансформации органов самоуправления в постсоветский период или общего описания без сравнительного анализа. Среди исследований вопросов понимание местного самоуправления и его принципов следует отметить работы зарубежных исследователей Г. Балдершейма (Н. Baldersheim), А. Коульсона (A. Coulson), Т. Н. Хорват (TM Horvath), Х. А. Ларсена (HO Larsen ), Л. Гарлицкого (L. Garlicki) и отечественных А. Батанова, М. Баймуратова, А. Васильева, Ю. Ганущака, В. Кампо, М. Козюбры, И. Софинской.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности дальнейшего использования наработок для совершенствования модели местного самоуправления в РФ.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Местное самоуправление территориальных общин — один из международных стандартов демократического общества. Его понимание и принципы изложены в Европейской хартии местного самоуправления. Вместе с тем, ни в одной из европейских конституций не представлены его определение, а указывается, что первичной самоуправляющейся единицей выступает территориальная община. Что касается принципов местного самоуправления, то степень их определенности в конституциях разная. Четко их определяет Конституция Бельгии. В конституциях других европейских государств закреплены преимущественно принципы: децентрализации, представительной демократии, автономии, субсидиарности, свободы объединений общин. В Конституции Италии, кроме указанных, содержатся принципы дифференциации и пропорциональности.
Если сравнивать конституции государств крепких демократий Западной Европы с конституциями государств Центрально-Восточной Европы, то можно увидеть, что принципы самоуправления, система органов местного самоуправления, порядок формирования, полномочия, более детализированы в последних.
Исследовав характерные признаки основных моделей местного самоуправления зарубежных государств, мы пришли к выводу, что именно романо-германская модель местного самоуправления, или так называемая континентальная, является моделью, которая включает в себя основные принципы функционирования органов местного самоуправления европейских демократических стран, во-первых выборность состава органов местного самоуправления и глав таких органов, во-вторых сочетание выборности и назначаемости глав представительных органов, в-третьих, децентрализация власти и др. Также, необходимо отметить, что Россия является государством, осуществляющим власть на местах по принципу романо-германской модели местного самоуправления.
В свою очередь, следующей по применяемости является англосаксонская система местного самоуправления, которая сохраняет основную цель местного самоуправления — власть на местах, но не имеет перечня необходимых демократических и децентрализованных признаков функционирования органов местного самоуправления. Иберийская модель местного самоуправления почти не освещает демократических и децентрализованных признаков в своем функционировании, ведь центральные органы государственной власти контролируют органы местного самоуправления, и не дают возможность местным представительным, выборным органам осуществлять власть на местах.
Россия — государство, которое декларирует демократические ценности, на конституционном уровне признает местное самоуправление как неотъемлемое право территориальных общин самостоятельно решать вопросы местного значения. Но вместе с тем, территориальные общины, как носители реальной власти на местах, лишены реальных возможностей решать вопросы местного значения, в целях наиболее полного обеспечения реализации прав и свобод своих жителей. В современной системе публичной власти органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения являются второстепенными по сравнению с органами государственной власти.
Постсоветские и постсоциалистические государства, которые провели реформы по децентрализации власти, предоставив территориальной общине автономию, сегодня значительно опережают нашу страну по темпам экономического развития и обеспечения высоких стандартов жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ
1.1 Сущность местного самоуправления как института в системе российской и зарубежной государственности
Конституция РФ, понимая местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является демократическим правовым государством [12], гарантирует и признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В развитие положений ст. 12 Конституция РФ закрепляет, что в РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением через представительство и непосредственно в органах местного самоуправления решение вопросов местного значения (ст. 130).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, исполняют, утверждают и формируют местный бюджет, устанавливают местные сборы и налоги, осуществляют охрану общественного порядка, решают другие вопросы местного значения, а также наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств (ст. 132 Конституции РФ).
Местное самоуправление гарантируется правом судебной защиты, компенсацией дополнительных расходов, которые возникли в результате решений, принятых органами государственной власти, включая запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ) [13].
Федеральный закон №131-ФЗ в ч. 1 ст. 1 закрепил, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, осуществляется, гарантируется и признается на всей территории Российской Федерации.
Понятие местного самоуправления дано в ч. 2 ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ: местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления своей власти народом, которая обеспечивает в пределах Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ под свою ответственность и самостоятельное решение жителями через органы местного самоуправления или непосредственно различных вопросов, имеющих местное значение, исходя из интересов населения с учетом местных, исторических и других традиций.
Признанные в обществе ценности и установки международной демократии, которые являются теоретической базой местного самоуправления, находят отражение в Европейской Хартии местного самоуправления — принятой Советом Европы 15 октября 1985 года [1]. В данном документе дано такое определение местного самоуправления: «под местным самоуправлением понимается право, и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает».
Формулировка Федерального закона № 131-ФЗ от Европейской Хартии местного самоуправления состоит в том, что Хартия особо выделяет работу органов местного самоуправления и возможность их обращения к собранию граждан и другой форме прямой демократии, однако законодатель в РФ выделяет сначала жителей (население), а потом орган местного самоуправления[38].