Кафедра психологии Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности и пути развития мотивации обучающихся к занятиям хоккеем в условиях дополнительного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей и путей развития мотивации
обучающихся к занятиям хоккеем в условиях дополнительного образования
  6

1.1 Психологические особенности обучающихся в подростковом
возрасте. 6

1.2 Хоккей с шайбой как командная спортивная игра и ее
особенности. 14

1.3 Дополнительное образование как условие развития
мотивации обучающихся к занятиям хоккеем. 21

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование путей развития мотивации
обучающихся к занятиям хоккеем в условиях дополнительного образования
  36

2.1 Организация и ход опытно-экспериментального
исследования. 36

2.2 Результаты диагностики мотивации обучающихся к
занятиям хоккеем на констатирующем этапе исследования. 40

2.3 Методика
развития мотивации обучающихся к занятиям хоккеем в условиях дополнительного
образования. 43

2.4 Обсуждение результатов опытно-экспериментального
исследования…55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ66

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………73

 



 

  

Введение:

 

 

Актуальность исследования. Развитие мотивации
к занятиям спортом у ребят – одна из актуальных проблем современного
дополнительного образования. Мотивация к занятиям спортом, интерес к физическим
нагрузкам не являются врожденными свойствами личности, а выступают результатом
формирования личности, обусловленным окружением, сферой и характером
деятельности. Учитывая, что год от года фиксируется снижение физической
активности среди детей и молодежи, досуг все больше заполняется пассивным
времяпрепровождением за компьютерными гаджетами, а уровень здоровья среди
подрастающего поколения вызывает все больше вопросов, именно развитие мотивации
к занятиям спортом становится выходом из всего этого комплекса проблем.

Хоккей выступает одним из наиболее популярных видов спорта в
нашей стране. Международные соревнования по хоккею традиционно приковывают
внимание миллионов болельщиков.
В связи с этим, привлечение обучающихся к занятиям хоккеем в
условиях дополнительного образования – это задача, решить которую под силу
педагогам и тренерам.

В современном,
информационном обществе роль педагога в системе образования трансформируется, и
соответственно изменяются задачи его деятельности. На первый план выходит уже
не просто передача знаний и умений, а формирование у воспитанников устойчивой мотивации
к процессу деятельности. В связи с этим перед педагогом дополнительного
образования стоит важная задача, использовать все имеющиеся в его арсенале
средства и методы, для возникновения и поддержки этой активности. Возникший,
благодаря педагогическому воздействию, мотив обостряет внимание, возбуждает творческое
воображение, интенсифицирует логическую и эмоциональную память, обеспечивает
эмоциональное отношение к тренировкам, формирует волю и настойчивость.

Изучением особенностей мотивации занятий физической
культурой и
спортом занимались различные ученые. Так, Г.Д. Горбунов разработал
комплекс спортивных потребностей и классификацию мотивов регулярных занятий
физической культурой и спортом. В.И. Тропников предложил классификацию занятий
физической культурой и спортом, а также разработал диагностическую методику
определения характерных мотивов занятий физической культурой и спортом. Часть
ученых (такие как Р.А. Пилоян, А.Е. Ильина, А.В. Шаболтас и др.)
занимались изучением динамики мотивации при занятии физической культурой и
спортом в рамках профессиональной деятельности. Чешские спортивные психологи В.
Гошек, М. Ванек и Б. Свобода представили динамику мотивации спортивной
деятельности. Несмотря на обширную литературу, посвященную изучению спортивной
мотивации и мотивации занятий физической культурой,
проблема
развития мотивации обучающихся к занятиям хоккеем в условиях дополнительного
образования изучена недостаточно.

Цель исследования теоретически и экспериментально
обосновать
эффективную методику развития мотивации обучающихся
к занятиям хоккеем в условиях дополнительного образования.

Объект исследования – занятия хоккеем в
условиях дополнительного образования.

Предмет исследования – развитие мотивации
обучающихся к занятиям хоккеем в условиях дополнительного образования.

В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что включение в
занятия хоккеем разработанной нами методики,
позволит повысить уровень
мотивации к спорту у
юных хоккеистов.

 

Для достижения поставленной цели и
проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ специальной
научной и методической литературы по теме исследования.

2. Разработать методику развития мотивации
обучающихся к занятиям хоккеем в условиях дополнительного образования.

3. Экспериментально проверить эффективность
разработанной методики.

Для решения
поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования:

— теоретический анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования;

— тестирование;

— педагогический эксперимент;

— математико-статистическая обработка данных.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения,
списка литературы и приложений.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Современные
дети и подростки растут в условиях информатизации окружающего пространства,
поэтому прогулкам со сверстниками нередко предпочитают компьютерную игру, а
физической активности – просмотр видеороликов на сайтах. Имея малый реальный
опыт, им кажется, что ответ на любой вопрос проще найти в Интернете, и что
«виртуальное» пространство куда интереснее реального мира. Эти представления
обуславливают малоподвижный образ жизни детей, информационные перегрузки,
нарушающие здоровье психики, проблемы общения с реальными людьми и мн. др.  Преодолеть эти проблемы можно, если привлечь
подрастающее поколение к занятиям спортом.

Актуальность исследования обусловлена ростом
значимости занятий физической культурой и спортом на современном этапе развития
российского общества. Это связано с повышением социальной значимости физической
культуры и спорта, их превращением в самостоятельное звено экономической и политической
жизни нашей страны, объединяющую силу и элемент национальной идеи.

Еще в 2008 г. в своем первом обращении к Российскому
Парламенту президент Д.А. Медведев отмечал, что необходимо с особым вниманием
относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни.
Показателем личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не
количество заработанных им денег. Президент отмечал, что если у молодежи
появится привычка к занятиям физической культурой и спортом, то будут решены и
такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты
изучения особенностей и путей развития мотивации обучающихся к занятиям хоккеем
в условиях дополнительного образования

 

 

1.1 Психологические
особенности обучающихся в подростковом возрасте

 

Экспериментальная деятельность нами была проведена с
привлечением к исследованию юных хоккеистов, поэтому в данном пункте мы дадим
подробную оценку особенностям развития психофизиологических черт в подростковом
возрасте. 

Такой возраст является переломным на пути к зрелости
организма в биологическом плане, что связано с развертыванием процесса полового
созревания, перестройкой организма в морфологическом и физиологическом плане
[35].  

Основными физическими особенностями подростка являются
характеристики, при которых:

— ускоряется рост, результатом чего становится
временная потеря  координации,
неуклюжесть, нескладность, неумение владеть собственным телом;

— увеличивается мышечная масса и мышечная сила при
низкой способности к продолжительным физическим нагрузкам и концентрации,
высокоскоростной утомляемости, для чего необходимо строго дозировать нагрузки;

— возникает диспропорция сердечно-сосудистой системы,
которая обусловлена более быстрыми темпами увеличения размера сердечного органа
по сравнению с ростом соответствующих сосудов, в результате чего происходят
определенные функциональные нарушения: учащенное сердцебиение, повышение
артериального давления, головные боли, головокружение, повышенная утомляемость,
потемнение в глазах при резких движениях и др.;

— перестраивается эндокринная и нервная системы, в
рамках которой результатом увеличения секреции внутренних желез (в том числе и
половых) становится преобладание процессов возбуждения над тормозными
процессами, что приводит к неуравновешенности, вспыльчивости, раздражительности
детей подросткового возраста
[17].

Психологические особенности подростков
предопределяется половым созреванием и бурным физическим развитием.

Возраст индивида является автономным периодом развития
человека, отличающимся определенным своеобразием. Возрастные периоды
человеческого развития выделяются на основании характеристик онтогенеза,
специфических особенностей культурных представлений или социальных процессов.
Подростковый возраст является примером скорее онтогенетического выделения
возраста, поскольку он связан с началом полового созревания (пубертатом). К
подростковому периоду в связи с этим можно отнести период с 10-12-летнего
возраста до 15-17-летнего возраста. В этом возрасте, в связи с его важностью и
противоречивостью, ученые также определяют отдельные этапы. В частности,
младший подростковый возраст характеризуется периодом от 10-12 лет до 13 лет;
средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15 лет до 17 лет. Таким образом,
можно говорить о соответствии младшего подросткового возраста с докритической
стадией, среднего подросткового возраста – с критической стадией, старшего
подросткового возраста – с посткритической стадией развития.

Отечественная возрастная периодизация используется в
качестве основной теории в исследованиях Л.С. Выготского. В соответствии с его
теорией, процесс развития заключается в присвоении индивидом
социально-исторического опыта вследствие взаимодействия с окружающим
пространством и иными людьми
[4].

Д.Б. Эльконин считает, что ведущие критерии выделения
определенного возраста могут заключаться в следующих критериях: 

— социальной ситуации развития;

— ведущего типа деятельности;

— основных новообразований возраста [54].

В социальной ситуации подростковый возраст имеет
определенные отличия, заключающиеся в:

— смещении сферы воздействия с семьи на круг
ровесников;

— общении в качестве ведущего типа деятельности для
подростка;

— чувством взрослости, стремлением к самоопределению,
формированием концепции своего «Я» выступают в качестве основных
новообразований возраста
[54].

В соответствии с Д.Б. Элькониным, человек переживает
возрастные кризисы перехода между периодами между возрастными периодами.

Характеристики подросткового кризиса заключаются в
следующих признаках:

— негативизме, то есть устойчивой негативной установке
по отношению ко всем окружающим;

— склонностью к самоанализу и анализу;

— подростковой депрессией, выражаемой в появлении
безразличия к окружающему, чувством пустоты, непонятности и одиночества
[54].

Течение кризиса подросткового возраста может
осуществляться в соответствии с двумя различными сценариями:

— «кризис независимости», выражаемый с помощью
развитого негативизма, упрямства, грубости, бунтарства, стремления поступать по
своему желанию, противостояния авторитетам, ревностного отношения к личному
пространству; 

— «кризис зависимости», выражаемый через чрезмерное
послушание, возврат к формам поведения ребенка, зависимость от взрослых,
несамостоятельность, инфантильность суждений, подчинение мнению большинства.

Существует три основных фазы подросткового
возраста: 

— фаза 1 – предкритическая (негативная);
характеристикой данного периода является разрушение в сознании подростка
стереотипов. Данный период характеризуется наличием многих разногласий в семье,
поскольку родители зачастую не понимают, что происходит с их ребенком;

— фаза 2 – кульминационная кризисная точка; обычно ее
проходят дети 13-15-летнего возраста; формирование установок на девиантные поведенческие
формы, протест, бунт осуществляется именно в рамках кульминационной точки
кризиса;

— фаза 3 – посткритическая; на данном этапе
формируются новые отношения с друзьями и одноклассниками, с семьей и обществом
[16].

Познавательное развитие ребенка подросткового возраста
продолжает собственное динамичное формирование. В частности, происходит
развитие целенаправленности, избирательности, содержательности и планомерности
восприятия. Растет объем, концентрация, распределение и преднамеренности внимания,
избирательность, объем и абстрактность характера памяти. Мышление
характеризуется окончанием своего формирования и становлением в собственном
развитии идентичности с мышлением взрослого человека
[29]. Происходит формирование
навыка абстрактного мышления, логических высказываний, дедуктивной мысли.

Отличительная особенность развития подростковой
личности заключается также в неком своеобразии. В частности, ребенок
подросткового возраста дает себе оценку не так как это делает младший школьник,
основывающийся на своих поступках и делах, а скорее на основании того, как к
нему относятся его сверстники. Следовательно, самооценка подростка определяется
скорее его популярностью среди друзей и одноклассником, чем определенными
показателями объективного характера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы