Педагогика, технология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности художественного развития детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ 6
1.1. Рисование как вид изобразительной деятельности 6
1.2. Особенности преподавания рисования в детском саду 10
1.3. Методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ В ДЕТСКОМ САДУ 24
2.1. Исследование художественных навыков у детей дошкольного возраста 24
2.2. Конспект занятия по рисованию «Сказочная гжель» 41
2.3. Проверка эффективности занятия и методические рекомендации по его организации в детском саду 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение 58

 

  

Введение:

 

Актуальность. Одна из ключевых задач ФГОС ДО обращена к созданию условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развитие художественных навыков в этом возрасте играет существенную роль в развитии личности ребенка. Отсюда возникает необходимость изучить данную тему и понять связь воображения и занятий рисованием в детском саду.
Художественное развитие в целом достаточно благотворно влияет на личность, поскольку происходит становление эстетического чувства действительности, кроме того, художественное развитие обуславливает становление личности ребенка дошкольного возраста.
Наличие способностей к творческому самовыражению дает мощный толчок к построению собственной модели мировосприятия, помогает в учебе, в профессиональной деятельности, в быту. Несомненно, что чем раньше начать развивать способности, тем больших высот можно достичь.
Развитие художественных способностей имеет множество положительных свойств:
— развивает фантазию и восприятие ребенка;
— развивает чувства и эмоции, помогает их выразить;
— развивает интеллектуальные способности;
— прививает правильные эстетические нормы и идеалы;
— помогает в развитии собственной картины мира.
Также актуальность подтверждена учеными по рисованию, такими как Г.Г. Григорьева, которая раскрыла ключевые принципы построения предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности детей в своей работе «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности», Н.М. Скаткин и И.Я. Лернер, выработавшие методы обучения изобразительному искусству в работе «Дидактика», Т.С. Комарова в труде «Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию» представила основной перечень методов, которые оптимально использовать в работе с детьми, Г.Н. Пантелеев в пособии «Декоративное искусство — детям» рассказал об особенностях декоративно-прикладного искусства и его преподавания в детском саду, Е.О. Шишова в книге «Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду» также рассматривает особенности декоративно-прикладного искусства и его преподавания дошкольникам на занятиях рисованием.
Объект исследования: рисование в детском саду.
Предмет исследования: процесс художественного развития на занятиях рисованием в детском саду.
Цель исследования: изучить сущность развития воображения в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, определим ряд задач:
1. Рассмотреть рисование как вид изобразительной деятельности.
2. Изучить особенности преподавания рисования в детском саду.
3. Проанализировать методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста.
4. Провести исследования фактического уровня сформированности художественных навыков детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать конспект занятия по рисованию на тему «Сказочная гжель».
6. Дать методические рекомендации по организации занятия рисованием в детском саду и определить эффективность проведенного занятия.
В настоящее время связь развития творческой активности ребенка на занятиях изобразительным искусством четко прослеживается. Однако можно отметить недостаток исследований, посвященным художественному развитию в дошкольном детстве, поскольку, как правило, авторы рассматривают аспект художественного развития уже у детей школьного возраста.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
— эмпирические (практические):
работа с детьми (наблюдение, сравнение);
коллективная и индивидуальная работа старших дошкольников;
анализ результатов творческой работы старших дошкольников.
Экспериментальная база исследования: Детский сад № 58 «Радость» города Люберцы.
Структура данного исследования: введение, две главы, в одной из которых три параграфа, в другой – три параграфа, заключение, список литературы, приложение.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи было рассмотрено рисование как вид изобразительной деятельности. Было выяснено, что изобразительная деятельность представляет собой отражение образного восприятия окружающей действительности. Таким образом, рисование развивает у ребенка визуальное восприятие окружающей действительности, развивает все виды памяти и воображение. Рисование является ведущей деятельностью ребенка в младшем дошкольном возрасте, поскольку развиваются общие эстетические и познавательные качества ребенка.
В ходе решения второй задачи были рассмотрены особенности преподавания рисования в детском саду. Мы пришли к выводу, что необходимо формировать у детей навыки достоверного изображения действительности, вызывая положительный эмоциональный отклик.
В ходе решения третьей задачи были рассмотрены методы и приемы обучения детей дошкольного возраста. Нами было заключено, что ведущей основой обучения младших дошкольников является гностический подход. Одним из наиболее важных и ведущих методов обучения в детском саду является игровая деятельность.
В ходе решения четвертой задачи было проведено исследование фактического уровня художественных способностей детей старшего дошкольного возраста. Преимущественно был выявлен средний уровень сформированности художественных способностей.
В ходе решения пятой задачи был спроектирован конспект занятия по рисованию на тему «Сказочная гжель». Методически грамотный подход к организации представляет возможность развивать воображение у детей.
В ходе решения шестой задачи были даны методические рекомендации по организации занятия рисованием в детском саду. Так, необходимо давать детям различные поручения, которые будут накладывать определенную ответственность за весь ход занятия и повышать интерес детей к творческой деятельности. Кроме того, была выявлена эффективность предложенного занятия по рисованию на формирующем этапе исследования, что подтверждается результатами проведенной повторной диагностики.
Таким образом, задачи исследования выполнены.
Цель исследования достигнута.

 

  

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ
1.1. Рисование как вид изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность представляет собой образное познание действительности специфической формы. Как и всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение в развитии и воспитании детей. Отсюда происходит важность восприятия, поскольку именно без него невозможно развивать зрительное восприятие. То есть для того, чтобы дети смогли то-либо нарисовать, им необходимо изучить предмет и познакомиться с ним.
В детском саду рисованию отведено ведущее значение в обучении дошкольников изобразительному искусству. При этом, можно рассмотреть три основополагающих вида рисования:
1. Рисование отдельных предметов.
2. Сюжетное рисование.
3. Декоративное рисование.
Каждому из представленных видов отведены специфические задачи, определяющие программный материал и содержание работы. Основной задачей рисования в детском саду является обучения посредственная помощь детям в познании окружающей действительности, а также в развитии наблюдательности, воспитании чувства прекрасного и обучении приемам изображения. Однако, основная задача рисования детьми в целом заключается в формировании творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Так, основное назначение рисования заключается в образном отражении действительности. К тому же, рисование является для дошкольников одним из наиболее интересных видов деятельности, поскольку его процесс захватывает и волнует ребенка, вызывая положительные эмоциональные реакции. Ребенок в достаточно раннем возрасте начинает стремиться к выражению своих эмоциональных связей и впечатлений. Важно понимать необходимость поощрения детского творчества в любой форме его выражения.
Рисование как вид изобразительной деятельности является многозначным аспектом для всестороннего воспитания дошкольников. Так, именно рисование позволяет ребенку выразить собственное впечатление об окружающем мире. Кроме того, рисование не только обогащает внутренний мир детей, но и развивает их творческие способности, являясь важнейшим средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Тематика занятий по рисованию в детском саду может быть разнообразной. Так, дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и прочее. Широко распространено использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дошкольники наиболее полно начинают отображать собственные замыслы в сюжетных работах.
Следует обратить внимание на то, что осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для ребенка, поэтому воспитателю необходимо внимательно подходить к выбору тематики занятий.
Возраст трех-четырех лет является значимым периодом в жизни ребенка, поскольку ведущей деятельностью здесь выступает именно игровая. Рисование, в особенности тематическое, являясь одним из наиболее предпочитаемых занятий дошкольника, позволяет свободно использовать игровые формы.
Тематическое рисование является уникальным для занятий дошкольников. Качество выполнения рисунков зависит от знаний, умений и навыков, полученных ребенком на других видах занятий по рисованию. Тематическое рисование позволяет, в свою очередь, воплотить творческое начало: рисунки предоставляют некоторую свободу самовыражения.
В предметном рисовании дошкольников большая часть внимания, как правило, обращается на формирование умений исследовательской деятельности, линейного изображения предметов, цветовых пятен, композиционного расположения, передавая при этом в созданном образе характерные черты и пропорции. Необходимо обратить внимание на сенсорное развитие ребенка. Так, важно упражнять детей в различении цветов, а также в определении формы и размера предметов. Развивающе-познавательные игры являются незаменимыми формами для этих целей.
В сюжетном рисовании необходимо обращать особое внимание на происхождение и развитие замысла, а также заботиться о его наполнении рисунков ребенок постигает логическую связь изображенных предметов между собой. Именно сюжетное рисование способствует тому, чтобы ребенок учился рисовать с натуры, по воображению, по памяти, по содержанию произведения, при этом создавая простые многоплановые композиции и развивая ассоциативное мышление.
Декоративное рисование знакомит ребенка дошкольного возраста с таким явлением как народный промысел, при этом воспитывая интерес к народной культуре. Отсюда происходит необходимость поощрения педагогом дошкольников к созданию несложных орнаментов из знакомых элементов (геометрические фигуры). Кроме того, необходимо систематически упражнять ребенка в ритмичном выполнении узоров с традиционными цветовыми сочетаниями.
Характерными средствами выразительности рисования как вида изобразительной деятельности является точка, линия, пятно, цвет, форма, пропорции, композиция, ритмичное сочетание элементов рисунка и прочее. Именно используя представленные средства, ребенок получает возможность создавать реальных и вымышленных объектов.
Сюжетно игровые задания по рисованию побуждают детей 3-4 лет выполнять работу наилучшим образом. Рассмотрим способы рисования, которые применяются в процессе взаимодействия с детьми 3–4 лет в дошкольных учреждениях:
1. Пальчиковое рисование.
В процессе такого рисования ребенок набирает краску на кончик пальца, прижимая его к листу и делая, таким образом, точечные пятна.
2. Рисование поролоновым тампоном.
Подразумевается, что ребенок держит поролоновый тампон за его начало, а другой его конец опускает в краску, заблаговременно разведенную водой, после чего рисует им линии или закрашивает предмет.
3. Рисование ладонью.
При таком рисовании дошкольнику необходимо опустить ладонь в миску с краской или на палитру, делая после этого отпечаток на бумаге.
4. Оттиски печатками.
Подразумевается, что ребенок печатком (например, из картофеля) опускает его в краску, прижимая к бумаге.
5. Рисование кистью.
Ребенок держит пальцами кисть, набирая ей краску и стараясь закрашивать изображенные предметы ворсом кисти максимально аккуратно и ровно.
6. Рисование цветными карандашами.
При таком рисовании ребенок держит карандаш между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, а в процессе рисования проводит штрихи в одном направлении.
7. Тычки жесткой полусухой кистью.
При таком рисовании используется минимальное количество воды (или ее отсутствие), ребенок набирает краску и делает отрывистые точечные движения кистью на бумаге.
8. Рисование восковыми или пастельными мелками.
Здесь также важно делать максимально ровные штрихи в одном направлении, стараясь не выходит за контур фигуры.
Таким образом, рисование представляет собой вид деятельности изобразительного искусства, который развивает у ребенка визуальное восприятие окружающей действительности, воображение и зрительную память. При этом, рисование является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте в силу того, что оно развивает общие эстетические и познавательные качества ребенка. Необходимо отметить сюжетно-игровое рисование, являющееся оптимальным способом изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в силу того, что ведущая деятельность в возрасте 3-4 лет заключается именно в игре. Отсюда рисование является одним из главных видов изобразительного искусства.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы