Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности гендерных стереотипов у современной молодежи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 6
1.1 Анализ понятий о гендере и гендерных стереотипах 6
1.2 Особенности исследований гендерных стереотипов в молодежной среде 14
1.3 Проблемы гендерной социализации у современной молодежи 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 26
2.1 Цели, методы и процедура исследования 26
2.2 Описание и анализ полученных результатов 32
2.3 Выводы и рекомендации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Актуальность исследования гендерных стереотипов современной молодежи обусловлена, с одной стороны, постоянно меняющейся социально-экономической ситуацией в нашей стране, детерминирующей трансформацию гендерного порядка, а с другой – социально-психологическими особенностями самой молодежи, которые делают ее наиболее уязвимой социальной группой, подверженной существенному влиянию гендерных стереотипов. Отдельным аспектом в изучении гендерных стереотипов является изучение гендерных особенностей отношения к Интернет-пространству. Это связано с особенностями современного поколения, в жизни которого Интернет играет весьма важную роль.
По оценкам ряда исследователей, в современном мире наблюдается так называемая «глобальная ломка» традиционной системы разделения труда, отношений власти между мужчинами и женщинами, что закономерно ведет к определенной трансформации отношений между полами. Кроме этого, многочисленные исследования последних лет обнаруживают, что в процессе гендерной стереотипизации современной молодежи появляются определенные противоречия, асимметрия взглядов, которые и являются препятствием для развития прочных брачно-семейных отношений и могут негативно повлиять на демографическую ситуацию страны в целом.
Таким образом, прикладная значимость изучения гендерных стереотипов современной молодежи детерминирована практической необходимостью разработки и внедрения в практику новых эффективных программ по профилактике дестабилизации межличностных отношений в молодежной среде.
Степень разработанности проблемы настоящего исследования состоит в том, что в современном представлении гендерные стереотипы весьма интенсивно и плодотворно изучаются как социологами и психологами, так и культурологами, экономистами, этнографами, лингвистами, исследующими разнообразные аспекты данного феномена.
В отечественной социальной психологии гендерные стереотипы достаточно системно изучаются в русле нескольких направлений: это анализ статусно-ролевых позиций мужчин и женщин в политической сфере современного российского общества, их политических ориентаций, а также реализации их прав и свобод (С.Г. Айвазова, Т.В. Барчунова, Е.В. Кочкина и др.); изучение гендерной асимметрии в различных отраслях экономики, сфере профессиональной занятости; исследования безработицы и ее основных причин (Ю.Е. Алешина, С.Ю. Барсукова, М.Е. Баскакова); работы трансформаций гендерного пространства современной семьи, воздействия семейных отношений на развитие разнополых детей, супругов и т.д. (О.И. Арсенина, О.Ю. Артемова, М.Л. Бутовская); изучение конструирования определенных гендерных идентичностей с помощью практики их репрезентации в идеологически важных сферах общественного бытия (А.А. Альчук, О.А. Воронина, И.В. Грошев).
В современных работах изучаются также гендерные компоненты молодежной культуры и субкультуры (Н.А. Зубенко, Е.Л. Омельченко); установки в гендерных стереотипах студенческой и работающей молодежи (Н.В. Кивокурцева, Т.Е. Ломова); трансформации гендерных стереотипов студенчества (М.С. Пузикова, Л.В. Шагалова, Ю.Г. Тищенко и др.).
Объект исследования – гендерные стереотипы.
Предмет исследования – особенности гендерных стереотипов у современной молодежи.
Цель – выявить особенности изменений гендерных стереотипов у современной молодежи.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ гендерных стереотипов.
2. Организовать эмпирическое исследование гендерных стереотипов у современной молодежи.
3. Проанализировать гендерные особенности отношения к Интернету.
4. Разработать программу, способствующую развитию гармоничных гендерных отношений у современной молодежи.
Новизна исследования заключается в том, что в современной научной литературе в существенной мере описаны особенности гендерных стереотипов, но до конца еще не определены характерные особенности гендерных стереотипов у современной молодежи.
Гипотеза: Гендерные стереотипы у современных молодых людей значительно отличаются от традиционных гендерных моделей маскулинности-фемининности.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) метод анкетирования;
3) тестирования;
4) методы количественного и качественного анализа результатов.
Методики исследования:
1. Опросник «Маскулинность и фемининность» С. Бэм.
2. Тест Куна «Кто Я?» Тест 20-ти высказываний. (М.Кун, модификация Т.В.Румянцевой)
3. Методика гендерного отношения к Интернету «Незаконченные предложения» (авторы – А.Е. Жичкина, Е.А. Щепилина)
4. Методика анкетного опроса по гендерным стереотипам студентов в отношении своих будущих карьерных траекторий.
Выборка исследования – 50 студентов-психологов в возрасте от 17 до 22 лет (по 25 человек юношей и девушек).
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения психолого-педагогической программы по формированию позитивного отношения студентов в гендерных стереотипах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В настоящее время объектом пристального внимания среди современных исследователей во многих науках и предметных областях пользуется глобальная проблема влияния гендерных стереотипов на социальное поведение молодежи.
В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования особенностей гендерных стереотипов у современной молодежи были решены поставленные цели и задачи.
Так, в ходе теоретического анализа были научно осмыслены такие понятия как гендер, гендерные стереотипы и их особенности. В настоящее время в современной науке нет пока единого подхода к определению такого феномена как гендерный стереотип, при этом несмотря на то, что данный феномен активно и систематически изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Однако большинством современных исследователей – и отечественных, и зарубежных – гендер как основополагающая категория в структуре общественной личности трактуется как ведущий фактор психического здоровья и полноценного профессионального и личностного развития.
В общем гендер понимается как определенный социальный феномен, как некий конструируемый общественными, культурными и психологическими аспектами, достигаемый субъектом статус, как процесс и результат гендерной социализации, сформировавшуюся в коллективном и индивидуальном сознании комплексную систему представлений, установок, норм и моделей поведения, которые и дают возможность сразу отличать мужское и женское, а кроме этого, регулируют жизнедеятельность как индивида, так и социума в общем.
Гендерные стереотипы представляют собой систему стандартизированных и довольно стабильных во временном аспекте, имеющих эмоционально-оценочный характер, представлений об образах маскулинности и феминности (т.е. гендерные идеалы), статусно-ролевых позициях мужчин и женщин (т.е. гендерные диспозиции), моделях поведения и межличностных отношений (т.е. гендерные нормы), присущих им и приемлемых для них в контексте некоторого социокультурного пространства.
В современных условиях развития общества проблема социальной потребности в психологически зрелых, успешных и хорошо образованных людях занимает довольно важное положение.
За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных отношений. При этом существенно важным представляется переход экономики на рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму поведенческую модель современной молодежи. Серьезные изменения в последние десятилетия наблюдаются и в особенностях гендерных стереотипов современного студенчества.
В глобальном смысле студенчество представляет своего рода авангард социума, потенциал которого значительно влияет на состояние и развитие страны. При этом и спектр гендерных ролей студентов и их индивидуальных карьерных траекторий за последние годы довольно многогранно обогатился и изменился. Поэтому стоит абсолютно практическая насущная потребность общества знать и понимать потребности современных студентов, их систему гендерных стереотипов, основные проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются при этом.
Нами было проведено эмпирическое исследование гендерных стереотипов в студенческой среде, в котором приняли участие 50 человек (25 юношей и 25 девушек). В результате проведенного исследования были получены следующие данные. Согласно данным, полученным по методике С. Бем было установлено, что вполне оптимально для современных молодых людей сочетать в себе гендерные характеристики обоих полов и проявлять те или иные качества в конкретных сложившихся условиях. использовать их качества уже по конкретной ситуации. Именно это положение и доказывают результаты настоящего исследования по этому опроснику, где и юноши, и девушки являются по своему психологическому полу – андрогинами и имеют черты как мужские, так и женские. Всего в результате исследования были выделены четыре группы по гендерным характеристикам: маскулинная, андрогинно-маскулинная, фемининная, андрогинно-фемининная, причем каждая группа представлена и юношами, и девушками.
В андрогинно-маскулинной группе в качестве наиболее значимых для личностной самоидентификации выделяются маскулинные качества, причем как юношами, так и девушками. Представители андрогинно-фемининной группы продемонстрировали явную тенденцию к смешению гендерных ролей и постоянному чередованию базовых гендерных характеристик. Важно отметить, что первое место в рейтинге занимает такая знаковая характеристика как «женственность», которая была выбрана как девушками, так и юношами. Представители маскулинной группы при выборе значимых качеств продемонстрировали явное сходство с андрогинно-маскулинной группой. В качестве наиболее значимых были выбраны сходные гендерные характеристики, вся вершина рейтинга представлена исключительно маскулинными качествами. Процент совпадений по гендерным характеристикам, находящихся на вершине рейтинга в двух подгруппах, составляет 70%, однако отмечаются и определенные различия. Например, только в андрогинно-маскулинной группе были выбраны характеристики «напористость» и «атлетичность», а в только в маскулинной группе характеристик: «мужественность», «скрытность» и «способность защищать свои взгляды». Рейтинги гендерных характеристик фемининной группы соответствуют традиционным гендерным стереотипам женственности. Соотнесение этой группы с андрогинно-фемининной демонстрирует равное соотношение различий и сходств. Общее сходство гендерных характеристик составляет 60% (т.е совпадение в основном по фемининным характеристикам смешанной группы). Таким образом, можно сделать вывод, что при анализе выборки целесообразно включать такой фактор, как гендерные различия, а не просто половые. Данные доказывают, что различия между гендерными группами внутри однородной по половому признаку группы могут быть достаточно существенными.

 

Заключение:

 

Актуальность исследования гендерных стереотипов современной молодежи обусловлена, с одной стороны, постоянно меняющейся социально-экономической ситуацией в нашей стране, детерминирующей трансформацию гендерного порядка, а с другой – социально-психологическими особенностями самой молодежи, которые делают ее наиболее уязвимой социальной группой, подверженной существенному влиянию гендерных стереотипов. Отдельным аспектом в изучении гендерных стереотипов является изучение гендерных особенностей отношения к Интернет-пространству. Это связано с особенностями современного поколения, в жизни которого Интернет играет весьма важную роль.
По оценкам ряда исследователей, в современном мире наблюдается так называемая «глобальная ломка» традиционной системы разделения труда, отношений власти между мужчинами и женщинами, что закономерно ведет к определенной трансформации отношений между полами. Кроме этого, многочисленные исследования последних лет обнаруживают, что в процессе гендерной стереотипизации современной молодежи появляются определенные противоречия, асимметрия взглядов, которые и являются препятствием для развития прочных брачно-семейных отношений и могут негативно повлиять на демографическую ситуацию страны в целом.
Таким образом, прикладная значимость изучения гендерных стереотипов современной молодежи детерминирована практической необходимостью разработки и внедрения в практику новых эффективных программ по профилактике дестабилизации межличностных отношений в молодежной среде.
Степень разработанности проблемы настоящего исследования состоит в том, что в современном представлении гендерные стереотипы весьма интенсивно и плодотворно изучаются как социологами и психологами, так и культурологами, экономистами, этнографами, лингвистами, исследующими разнообразные аспекты данного феномена.
В отечественной социальной психологии гендерные стереотипы достаточно системно изучаются в русле нескольких направлений: это анализ статусно-ролевых позиций мужчин и женщин в политической сфере современного российского общества, их политических ориентаций, а также реализации их прав и свобод (С.Г. Айвазова, Т.В. Барчунова, Е.В. Кочкина и др.); изучение гендерной асимметрии в различных отраслях экономики, сфере профессиональной занятости; исследования безработицы и ее основных причин (Ю.Е. Алешина, С.Ю. Барсукова, М.Е. Баскакова); работы трансформаций гендерного пространства современной семьи, воздействия семейных отношений на развитие разнополых детей, супругов и т.д. (О.И. Арсенина, О.Ю. Артемова, М.Л. Бутовская); изучение конструирования определенных гендерных идентичностей с помощью практики их репрезентации в идеологически важных сферах общественного бытия (А.А. Альчук, О.А. Воронина, И.В. Грошев).
В современных работах изучаются также гендерные компоненты молодежной культуры и субкультуры (Н.А. Зубенко, Е.Л. Омельченко); установки в гендерных стереотипах студенческой и работающей молодежи (Н.В. Кивокурцева, Т.Е. Ломова); трансформации гендерных стереотипов студенчества (М.С. Пузикова, Л.В. Шагалова, Ю.Г. Тищенко и др.).
Объект исследования – гендерные стереотипы.
Предмет исследования – особенности гендерных стереотипов у современной молодежи.
Цель – выявить особенности изменений гендерных стереотипов у современной молодежи.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ гендерных стереотипов.
2. Организовать эмпирическое исследование гендерных стереотипов у современной молодежи.
3. Проанализировать гендерные особенности отношения к Интернету.
4. Разработать программу, способствующую развитию гармоничных гендерных отношений у современной молодежи.
Новизна исследования заключается в том, что в современной научной литературе в существенной мере описаны особенности гендерных стереотипов, но до конца еще не определены характерные особенности гендерных стереотипов у современной молодежи.
Гипотеза: Гендерные стереотипы у современных молодых людей значительно отличаются от традиционных гендерных моделей маскулинности-фемининности.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) метод анкетирования;
3) тестирования;
4) методы количественного и качественного анализа результатов.
Методики исследования:
1. Опросник «Маскулинность и фемининность» С. Бэм.
2. Тест Куна «Кто Я?» Тест 20-ти высказываний. (М.Кун, модификация Т.В.Румянцевой)
3. Методика гендерного отношения к Интернету «Незаконченные предложения» (авторы – А.Е. Жичкина, Е.А. Щепилина)
4. Методика анкетного опроса по гендерным стереотипам студентов в отношении своих будущих карьерных траекторий.
Выборка исследования – 50 студентов-психологов в возрасте от 17 до 22 лет (по 25 человек юношей и девушек).
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения психолого-педагогической программы по формированию позитивного отношения студентов в гендерных стереотипах.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

1.1 Анализ понятий о гендере и гендерных стереотипах

Прежде всего следует отметить, что в настоящее время наряду с привычным «пол» принято употреблять термин «гендер». Понятие «гендер» стало общеупотребительным определением благодаря феминистскому движению и феминистской теории. Разные концепции этой теории трактуют это понятие по-разному. Так, свои собственные трактовки понятия гендера предлагают гендерная социология, гендерная психология, феминизм и постфеминизм, а также разнообразные альтернативные и маргинальные течения [2, c. 16].
Гендерные стереотипы в общем аспекте понимания представляют собой некие общие представления и роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек обнаруживает индивидуальные характеристики, мысли и чувства, данные стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме этого, определенные их аспекты периодически устаревают по мере развития социума и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.
Само понятие о гендере до сих пор является предметом множества споров и вызывает в обществе неоднозначное отношение. Причем такое отношение свойственно не только традиционно настроенной части общества, но и самому феминистскому движению: некоторые представители этого течения считают, что исследования, проводящиеся на базе понятия «гендер», не позволяют сосредоточить внимание на собственно «женских проблемах» [4, с. 109].
Кроме этого, использование понятия «гендер», по их мнению, ставит под сомнение особые характеристики «женских» качеств. Для того чтобы уточнить биологические и социально–психологические аспекты в мужском и женском мироощущении и поведении, американский психоаналитик Роберт Столлер в 1958 г. ввел разделение понятий человеческой половой принадлежности на два аспекта: биологический «пол», и социальный «гендер» [9, с. 216].
У автора одного из первых определений гендера – известной своими феминистскими взглядами антрополога Гейл Рубин, в ее статье «Женский трафик: записки на тему половой политической экономии», опубликованной в 1975 году, это определение звучит следующим образом: гендер – это комплекс соглашений и норм, которые занимаются регулированием биологического пола в качестве предмета общественной деятельности [4, с. 78].
Социальные различия между мужчиной и женщиной невозможно не принимать во внимание в обществе, которое утверждает или даже предполагает некоторое превосходство мужчин. Традиционная, «патриархатная» теория не акцентирует внимание на социальных различиях, они вообще не принимаются во внимание.
Предметом рассмотрения являются биологические различия, и даже психологические особенности женщины трактуются в виде непосредственного продолжения особенностей ее биологических свойств [2, с. 71]. Сейчас такие взгляды трансформированы в понятие некой «природности» женщины, в якобы присущий любой женской деятельности биологический характер.
Несправедливость гендерных стереотипов состоит в том, что они ориентируют мужчину и женщину в направлении различных жизненных стратегий. Наличие этих стереотипов предполагает для мужчин и женщин разный путь самореализации, а также становится определяющим фактором неравноценности их социальных позиций. «Женские» личностные качества, роль в семье, упор на репродуктивном характере деятельности – все эти факторы понижают социальный статус женщины в обществе, делают его менее престижным.
Набор положительных мужских качеств, определение «настоящий мужчина», профессиональный успех, творческое начало, продуктивный труд – таковы изначальные мужские «бонусы», которые априори позволяют ему иметь более высокий, чем у женщины, социальный статус, легче достигать престижа и признания в обществе [19, с. 4].
Роль гендерных различий в обществе и их влияние на общественную и личную жизнь людей гендерными психологами и гендерными историками интерпретируется по-разному. Многие современные исследователи полагают, что роль, которую играют гендерные стереотипы, исключительно негативна и тормозит развитие и личности в отдельности, и общества в целом.
Исследования гендерных проблем имеют длительную историю. Проблемами пола, взаимоотношений полов, половой идентификации занимались многие ученые и мыслители, такие как Руссо, Бердяев, Ушинский. Все они изучали и сравнивали психологию мужчин и женщин, причем одной из основных мыслей этих исследований было следующее положение: пол нельзя считать только лишь одной из сторон человеческой личности – он имеет определяющее значение для всего человека.
Важное место во всех исследованиях занимает формирование человека — представителя мужского или женского пола. Половая идентичность задана изначально, она является врожденным свойством человека, но для дальнейшего полноценного развития ее нужно сочетание врожденных задатков с программами развития, задаваемыми в обществе, в культуре, а также посредством воспитания [22, с. 51].
Гендерные стереотипы – это стереотипы прежде всего социальные, и, соответственно, они обладают всеми свойствами, присущими социальным стереотипам.
1. Устойчивость. Традиционное восприятие мужчины и женщины с течением времени революционных изменений не претерпело.
2. Эволюционное развитие. Гендерные стереотипы меняются, но постепенно, так же как меняются социальные представления и нормы (мужчина – уже не единственный кормилец и защитник семьи, женщина – больше не слабое и не беспомощное существо).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы