Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 6
Глава I. Теоретические аспекты формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста. 10
1.1 Зарубежные и российские исследования проблем формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Средства, методы формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству 22
Выводы по первой главе 33
Глава II. Опытно-поисковая работа по формированию интереса у детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству. 35
2.1. Мониторинг уровня развития интереса дошкольников к музыкальному творчеству 35
2.2. Организация работы педагога по формированию интереса к музыкальному творчеству у детей дошкольного возраста 41
2.3. Методические рекомендации по формированию интереса у детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству 48
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Приложения 59
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе формирования системы дошкольного образования в России, приоритетной является гуманистическая парадигма, которая непосредственно ориентирована на личность ребенка и направлена на его поддержку в развитии и саморазвитии, эстетическое воспитание. В педагогической науке категория эстетического воспитания дошкольников определяется как развитие способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты; привлечение детей к музыкальной и художественной деятельности; развитие творческих способностей.
Современная система дошкольного образования в России направлена на создание условий, которые открывают ребенку возможности для познания окружающего мира, приобщает ребенка к творческой деятельности, способствует перениманию эстетического опыта человечества, являющегося основой эстетического развития личности. При этом, музыка является одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания дошкольников, знакомит детей с миром музыкального искусства.
Высокая значимость музыки в развитии творческой деятельности детей дошкольного возраста достаточно велика. Музыка, как и любое другое искусство, превосходно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, подталкивает к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. При этом, в многочисленных исследованиях отмечается, что формирование интереса к музыкальному творчеству следует начинать с дошкольного детства, поскольку в этот возрастной период закладывается первичный образ мира и самого себя, базис личностной культуры.
Актуальность проблемы формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста вызвана тем, что осмысление конкретных вопросов эстетического воспитания и базовых теоретико-методологических основ формирования интереса к музыкальному творчеству личности приобретает решающее значение в современных социокультурных условиях развития нашего общества и модернизации системы российского образования.
Сегодня в детских дошкольных учреждениях идет активный поиск новых форм сотрудничества с детьми в учебно-воспитательном процессе по развитию их интереса к музыкальному творчеству. В основе современных исследований проблемы повышения уровня эффективности эстетического воспитания детей дошкольного возраста лежат труды В.Д. Шадрикова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, И.С. Кона, А.В. Запорожца, В.Н. Мясищева, В.П. Зинченко, З.И. Истомина и других авторов.
Значительный вклад в решение проблемы музыкального развития дошкольников внесли Н.А.Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, С.А.Останина, О.П.Радынова, М.С. Оссенева, Л.А. Безбородова, В.В.Помещикова, О.В.Тимченко, А.Б.Хабаева и др.
Таким образом, проблема формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству в настоящее время является одной из важнейших в дошкольном образовании и требует дальнейшего рассмотрения.
Объектом исследования является организация педагогического процесса по формированию интереса дошкольников к музыкальному творчеству.
Предмет исследования — особенности формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста.
Гипотеза: эффективное формирование интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста будет успешным, если использовать в процессе организации учебно-воспитательного процесса игровые методики.
Целью работы является исследование проблемы особенностей формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста
Задачи исследования:
— проанализировать зарубежные и российские исследования проблемы формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству;
— представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
— охарактеризовать средства и методы формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству;
— провести опытно-поисковую работу по формированию интереса у детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные положения психологии о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей дошкольного возраста и формировании их личности; педагогики — об организации дидактической развивающей среды, средствах педагогического воздействия на дошкольников; положения основных государственных документов в области дошкольного воспитания и образования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течении 2019г. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 7 г. Нижнего Новгорода, Нижегородская область, Россия.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов данной работы при профессиональном обучении специалистов, а также в деятельности детских дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В результате исследования проблемы формирования интереса к музыкальному творчеству обучающихся дошкольного возраста нами была получена возможность сформулировать следующие выводы:
Формирование интереса дошкольников к музыкальному творчеству происходит посредством музыкального воспитания, которое является целенаправленным и систематическим развитием музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания.
Содержанием музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке.
Дошкольный возраст — период, когда закладывается начальные способности, обусловливающие возможность привлечения ребенка к различным видам деятельности. Что касается музыкального развития, то задача педагога выявить и развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой с раннего детства.
В современных научно-методических исследованиях нашел отражение значительный спектр методов и технологий музыкального воспитания дошкольников. Так, большинством исследователей различаются общепедагогические средства и методы формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству, и методы, определяемые спецификой музыкального искусства.
В результаты диагностики на констатирующем этапе мониторинга выявлено, что большинство старших дошкольников имеют средний уровень формирования интереса к музыке: 58% детей из экспериментальной группы и 56% детей из контрольной группы. При этом нами было отмечено, что значительной разницы в уровне формирования интереса к музыке между детьми контрольной и экспериментальной групп на данном этапе опытна-экспериментальной работы не наблюдается.
На контрольном этапе исследования наблюдаются более высокие показатели развития интереса к музыкальному творчеству, чем у детей контрольной группы, что подтверждает эффективность предложенных мероприятий.
Характеризуя уровень формирования интереса к музыке у принявших участие в диагностики дошкольников необходимо отметить, что в результате апробации в экспериментальной группе программы развития интереса к музыкальному творчеству средствами развивающих музыкально-дидактических игр и мероприятий, результаты контрольной диагностики свидетельствуют о значительном повышении в экспериментальной группе дошкольников всех диагностических критериев, а также показателя общего уровня формирования интереса к музыке.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили нам сформировать методические рекомендации по формированию интереса у детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству.
Рекомендуется применять дифференцируемый педагогический подход, учитывая при организации занятий по формированию интереса у дошкольников к музыкальному творчеству биологические, физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
Среди методических приемов во время занятий применять игровые методы — как наиболее эффективные способы работы с детьми дошкольного возраста. Проводить игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок, музыкальные праздники.
Фрагмент текста работы:
Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Современное осмысление проблемы формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству обнаруживает распространённое отождествление понятий «музыка» и «музыкальное творчество».
Музыка (musike — искусство муз), «…вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки» .
Немецкий теоретик музыки, лексикограф и педагог Г. Г. Эггебрехт определяет понятие «музыка» как: «…художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена, рисует картину мира и души».
Как отмечается в исследованиях китайского ученого Ц.Сюхуна: «…музыка помогает человеку понимать мысли и чувства других людей, она образовывает человека, помогает общаться людям, говорящим на разных языках» .
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, «…музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности» . Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
В музыкальном искусстве волшебный эффект достигается благодаря особой способности музыкальных звучаний, ритмов, тембров, интонаций выражать и изображать эмоционально-образное содержание.
Проблема формирования интереса дошкольников к музыкальному творчеству очень сложна. Чтобы воспринимать музыкальное произведение, необходимо иметь элементарную теоретическую подготовку. Лучше воспринимается то, что понятно, о чем есть определенные знания. Этот принципиальный подход следует взять за основу при использовании в эстетическом воспитании музыки. Сформированные эстетические вкусы и эстетический идеал и развитая способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть прекрасного. Поэтому, по мнению Г.А. Прасловой, «…работу по формированию интереса к музыкальному творчеству, развитию основ эстетического вкуса и эстетического идеала следует начинать с первых лет жизни ребенка и продолжать в течение дошкольного и школьного возраста» .