Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности деятельности НАТО в Афганистане (2001-2014)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Политическая стратегия НАТО в Афганистане в период президентства Дж. Буша-младшего (2003 — 2008 гг.) 11
1.1. Становление миссии НАТО: основные задачи и структура Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) 11
1.2. Проблемы взаимодействия стран-членов НАТО и США 17
1.3. Разработка Стратегического видения Международных сил содействия безопасности как дальнейшее развитие стратегии НАТО в Афганистане 27
Глава II. Основные направления и параметры корректировки политической стратегии НАТО в Афганистане после смены администрации в США (2009-2014 гг.) 34
2.1. Саммит НАТО 2009 г. и адаптация новой афганской стратегии НАТО 34
2.2. Роль Чикагского саммит НАТО 2012 г. в развитии деятельности НАТО в Афганистане 40
2.3. Причины неудач НАТО в борьбе с терроризмом в Афганистане 46
Глава III. Дипломатическая активность НАТО по привлечению новых партнеров ИСАФ 54
3.1. Сотрудничество России и НАТО по Афганистану 54
3.2. Взаимодействие НАТО и Совета евро-атлантического партнерства в рамках ИСАФ 60
3.3. Участие в операциях ИСАФ «Основных союзников вне НАТО» (МННА) 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
Введение:
Актуальность проблемы. Афганистан — проблема, имеющая значение для всего мира. Успех или неудача ее решения будут иметь последствия для всей системы международных отношений.
В конфликте в Афганистане прямо, или косвенно участвуют многие государства, объединившиеся в антитеррористическую коалицию Североатлантического Альянса, а также международные структуры, противоборствующие с местными афганскими радикальными исламистами. Противоборство ведется в широком спектре общественных отношений: политическом, военном, социально-экономическом, этно-религиозном, дипломатическом, культурном.
Конфликт в Афганистане начала XXI века носит комплексный характер. Он происходит на различных уровнях общественных и межгосударственных отношений: национальном, региональном и глобальном. А также в широком спектре политической, экономической, этнорелигиозной культурной жизни афганского общества.
Конфликт в Афганистане уже более десяти лет не находит своего разрешения, несмотря на активное участие в его урегулировании международного сообщества. Кроме того, более чем десятилетняя вовлеченность США и НАТО в Афганистане стала самой масштабной и затратной операцией за все годы существования Североатлантического альянса.
На нее было израсходовано свыше триллиона долларов, а потери составили более 3 тыс. убитыми (больше половины из них — американцы) и около 100 тыс. ранеными. Операция превратилась и в самое значительное психологическое испытание для НАТО, что дало основание даже поговаривать о системном кризисе Организации. Поэтому представляется актуальным проанализировать предпосылки ход, а также особенности миссии Североатлантического Альянса в нем.
Кроме того, эксперты, которые разрабатывали новую Стратегическую концепцию НАТО, предложили признать возможность возникновения угроз далеко от границ НАТО, на которые Альянс должен быть готовым быстро отреагировать, развернув свои силы за пределами своей традиционной территориальной зоны. В то же время эксперты рекомендовали ограничить обязательства Альянса, признав, что НАТО является региональным блоком и не может решать все мировые проблемы, что уже само по себе является неоднозначным подходом.
Кроме того, в условиях пересмотра рекомендаций по поддержке развертывания войск за пределами географических границ НАТО, война в Афганистане стала для Альянса ключевым вопросом в деле его трансформации. Афганский конфликт достиг критической стадии . Это будет главной проверкой того, сможет ли НАТО справиться с крупномасштабными операциями вне зоны своей ответственности.
При этом стоит отметить, что у ученых-международников не сложилось единого мнения относительно антитеррористической операции НАТО в Афганистане как войны с международным терроризмом. Спустя достаточно длинный временной период после начала афганской операции западные исследователи вновь обратились к основному вопросу: в чем же заключалась цель операции? Если речь идет о борьбе с терроризмом, то почему США и НАТО нет в Йемене, Сомали, Пакистане, которые все чаще дают убежище террористам? Или же война в Афганистане самом деле направлена на борьбу с повстанцами, которые противостоят правительству Хамида Карзая? Выбрав себе мишень Талибан, натовские силы под руководством США превратили его в повстанческую «армию», которую начало поддерживать населения Афганистана. Все эти вопросы обрели актуальность, а афганская стратегия Президента США Б. Обамы, которую поддержали страны НАТО, в последнее время стала подвергаться острой критике. Одни исследователи считают, что она изначально не имела шансов на успех и ее надо было применять, другие — что она уже полностью себя исчерпала и нуждается в замене на другую. Некоторые политологи даже придерживаются мнения, что значение Афганистана для США в борьбе с мировым терроризмом переоценивается, и Афганистан не играет решающую роль для будущего США, их национальной безопасности и не представляет ничего особенного для самих террористов.
Такие условия неизбежно стимулировали повышенный интерес к афганской проблемы в политической литературе, особенно в связи с тем, что в Новой стратегической концепции НАТО идет речь об использовании опыта операций НАТО в Афганистане для эффективного управления кризисами. Потому анализ вопроса эффективности операции НАТО в Афганистане является актуальным. Этим обосновывается выбор темы исследования.
Объектом исследования работы являются деятельности НАТО в Афганистане 2001-2014 гг.
Предмет исследования: выявление особенностей и ход миссий Североатлантического Альянса в Афганистане.
Целью работы является изучение особенностей военной операции Североатлантического Альянса в Афганистане в 2001-2014 гг. и ее влияния на систему международных отношений.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить политическую стратегию НАТО в Афганистане в период президентства Дж. Буша-младшего (2003 — 2008 гг.);
рассмотреть становление миссии НАТО, изучить основные задачи и структуру Международных сил содействия безопасности (ИСАФ);
проанализировать проблемы взаимодействия стран-членов НАТО и США;
рассмотреть разработку Стратегического видения Международных сил содействия безопасности как дальнейшее развитие стратегии НАТО в Афганистане;
проанализировать основные направления и параметры корректировки политической стратегии НАТО в Афганистане после смены администрации в США (2009-2014 гг.);
изучить саммит НАТО 2009 г. и рассмотреть адаптацию новой афганской стратегии НАТО;
проанализировать роль Чикагского саммит НАТО 2012 г. в развитии деятельности НАТО в Афганистане;
рассмотреть причину неудач НАТО в борьбе с терроризмом в Афганистане;
изучить дипломатическую активность НАТО по привлечению новых партнеров ИСАФ;
рассмотреть сотрудничество России и НАТО по Афганистану;
дать характеристику взаимодействия НАТО и Совета евро-атлантического партнерства в рамках ИСАФ;
проанализировать участие в операциях ИСАФ «Основных союзников вне НАТО» (МННА).
Историография. В XX веке историографию афганистики изучали и анализировали ученые и практики: в Великобритании — П.Сайкс., У.К.Фрезэр-Тайтлер, в России – А.Е. Снесарев, И.М.Райснер, в Германии – О.Нидермайера, О.Хентиг, в США – К. ван Энгерт.
Итак, зарождение американской афганистики произошло еще в 1940 году. Так, исследователем этой отрасли стал сотрудник стал сотрудник дипломатической миссии США в Иране К. ван Энгерт и гарвардский востоковед Р.Фрай. После длительного спада интереса к афганской проблематике в 1980-1990 гг. в США наблюдалось возрождение в этой отрасли, что выражалось и в ее новых органических формах (создание в 2003 году Института афганских исследований). Эта тенденция объяснялась практическими интересами нынешней политики США и НАТО в Афганистане.
Среди иностранных исследователей этой проблемы на современном этапе отметим Ахрари М. Ехсана, Т. Вайнера, Дж. Прадоса, М. Седра, Дж. Баттон.
Российская историография афганского вопроса глубокие корни. Различные аспекты, связанные с военным конфликтом в Афганистане, исследовали М.Р. Арунова, В.Г. Барановский, В.Бойко, В. Владимиров, А. Князев, В.Г. Коргун, Д. Малышева, Н. Мендкович, М.А. Шпаковская.
Больших результатов в исследовании афганского вопроса достиг российский исследователь В.Г.Коргун. Он начиная с 2000-х гг. более 10 лет возглавлял афганское направление отечественного академического востоковедения. Его авторству принадлежат основные труды по политической истории Афганистана XX- начала XXI века. В.Г. Коргун также является ведущим экспертом-аналитиком по всему спектру современного Афганистана.
Итак, афганский вопрос является достаточно изученным. Разработана систематизация периодов развития афганского конфликта, предпосылки, причины и ход афганских событий. Вместе с тем, есть необходимость дополнительного изучения современной истории афганского вопроса и роли НАТО в нем.
Степень научной разработанности работы. Определенное влияние на рассмотрение вопроса деятельности НАТО в Афганистане оказали такие исследователи как В.Г. Коргун, Т.Вайнер, В.С. Бойко. Результаты их исследований были проанализированы в данной работе.
Работы одного из наиболее авторитетных российских экспертов в афганском вопросе В.Г. Коргуна являются фундаментальными в изучении Афганистана. Автор концентрирует внимание на изучении истории развития страны в концепции «Большой игры» и представлении об Афганистане как о буферном государстве между Россией и Великобританией , а также дает глубокий анализ основным проблемам развития Афганистана, в том числе и движения «Талибан» .
Тим Вейнер в своей работе «Наследие пепла: история ЦРУ» дает четкое представление и масштабную картину деятельности американского разведывательного управления на территории Афганистана и Пакистана. Слабость данной работы в том, что автор исследует исключительно деятельность ЦРУ, не охватывая другие важные составляющие, влиявшие на формирование американской внешней политики на афганской территории .
В.С. Бойко в своей работе «Научно — аналитические основы политики США в Афганистане» представляет действия Соединенных Штатов как попытку укрепления позиций страны в Центральной Азии, тем самым начав свой «передел мира» .
В значительной мере эти работы дают представление о процессах, которые происходят в Афганистане, благодаря чему удалось проанализировать и систематизировать аспекты политики США и НАТО в Афганистане. Вместе с тем, вопрос современного состояния дел в Афганистане требует дальнейшей разработки.
Источниковая база исследования. Для достижения поставленных задач в ходе написания работы автором был использован широкий круг источников, включающих в себя нормативно-правовые документы (международные, нормативные и правовые документы зарубежных стран), делопроизводственные документы, публицистические документы.
Для написания работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания.
К первой группе источников относятся такие документы как: Североатлантический договор Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. , Рамочный документ «Партнерство ради мира» г. Брюссель , Устав ООН , Резолюция 59/46 ГА ООН «Меры по ликвидации международного терроризма» .
Ко второй группе относятся такие источники как: Декларация по итогам встречи на высшем уровне в Лиссабоне. 20 октября 2010 г. , Коммюнике Лондонской конференции 28 января 2010 г. , Декларация Чикагской встречи на высшем уровне Чикаго 20 мая 2012 г. , Текст пресс-конференции Рамсфелда в Пентагоне, 18 октября 2001 г.
Данное исследование достаточно обеспечено источниками, что позволяет делать достоверные выводы по анализируемым процессам и явлениям.
Методологической базой исследования являются современные теоретические, практические и научные методы познания: системный анализ, исторический анализ (проведено исследование вопроса в его исторической последовательности), сравнительно-исторический анализ, метод логического обобщения, структурно-функциональный анализ, которые наиболее соответствуют тематике проведенного исследования. Все эти методы позволили на основе тщательного изучения источников, монографий, российской и иностранной прессы всесторонне проанализировать выбранную научную проблему. При написании работы использован принцип историзма, объективности, всестороннего анализа проблемы, а также принцип исторической ретроспективы и перспективы. В работе использован системный подход.
Научная новизна исследования определяется тем, что рассмотрен аспект влияния стратегии, выбранной Североатлантическим Альянсом на современное состояние афганской проблемы. Проанализирована эффективность проведенной в Афганистане войсками НАТО операции, с учетом ретроспективы и данных современных исследований.
Структура работы и её объём. Представленный дипломный проект состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка источников и литературы. Общий объем дипломной работы составляет страниц.
Во введении отражена актуальность исследования, а также цели и задачи исследования.
В первой главе проанализирована политическая стратегия НАТО в Афганистане в период президентства Дж. Буша-младшего (2003 — 2008 гг.).
Во второй главе изучены основные направления и параметры корректировки политической стратегии НАТО в Афганистане после смены администрации в США (2009-2014 гг.).
В третьей главе рассмотрена дипломатическая активность НАТО по привлечению новых партнеров ИСАФ.
В заключении представлены выводы по исследованию.
Заключение:
Охарактеризовав геополитическое положение Афганистана, стоит сказать, что он формирует региональную систему баланса сил на стыке Среднего и Ближнего Востока и Южной Азии. В связи с этим к этому региону всегда было повышенное внимание.
В первой главе проанализирована Политическая стратегия НАТО в Афганистане в период президентства Дж. Буша-младшего (2003 — 2008 гг.). Так, подводя итоги и результаты работы на основе комплексного исследования особенностей деятельности НАТО в Афганистане в 2001-2014 гг., отметим, что в качестве главной политической предпосылки начала США и НАТО в 2001 году афганской военной операции можно назвать необходимость перехвата Соединенными Штатами политической инициативы в регионе, «передел мира». А мотив возмездия после терактов 11 сентября 2001 г. в данном случае сыграл роль оправдания, а не реальной причины. Решение проблем Афганистана требовало комплексного подхода с участием гражданских и военных субъектов, направленного не только на обеспечение безопасности, но и на содействие эффективному управлению, которое бы соответствовало международным законодательным нормам и способствовало долгосрочному развитию.
Альянс оказывал помощь афганскому правительству и работал в тесной координации с другими международными партнерами, включая Миссию Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА), Всемирный банк, Европейский союз и сообщество по вопросам развития.
Несмотря на то, что структура Альянса имеет все необходимые ресурсы для эффективного проведения военных операций, ситуация осложняется рядом проблем, возникающим в процессе взаимодействия стран-участниц Альянса.
Постепенно Вашингтон превратился в основной локомотив расширения присутствия Запада в Афгани¬стане через структуры НАТО. Окончательное же решение о раз¬вертывании в стране миротворческого присутствия по классиче¬ской схеме «операции, ведомой НАТО», созрело в Брюсселе весной 2003 г.
Во второй главе рассмотрены основные направления и параметры корректировки политической стратегии НАТО в Афганистане после смены администрации в США (2009-2014 гг.) Итак, встречаясь на саммите в Страсбурге-Келе в 2009 году, страны-участники НАТО согласились с рядом новых инициатив для Афганистана, включая значительное расширение усилий по обучению и поддержке афганских национальных сил безопасности, расширение взаимодействия с соседними странами и более комплексный подход к работе с международным сообществом и правительством Афганистана для реализации Афганской национальной стратегии развития (ANDS). В связи с принятием решения о предстоящем выводе контингентов МССБ из Афганистана на саммите НАТО в Чикаго особое внимание было уделено вопросу организации транзита грузов из ИРА, в частности проработке вариантов задействования маршрутов, альтернативных пакистанскому.
Итоги операции НАТО в Афганистане очевидны, несмотря на усилия НАТО, направленные на то, чтобы подчеркнуть преемственность и готовность завершить начатое. Ухудшающаяся ситуация с безопасностью в Афганистане заставила НАТО оставаться в стране дольше, чем предполагалось. События в Афганистане 2001-2014 гг. свидетель¬ствуют о том, что массированное военно-политическое и эконо¬мическое присутствие натовцев не только не смогло кардинально изменить обстановку в стране, но, наоборот, сопровождалось даль¬нейшей эскалацией вооруженного противостояния и гражданской войны. Помимо активности талибов существенное негативное влияние на обстановку оказывали и перманентные разногласия между за¬падными союзниками.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО В АФГАНИСТАНЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА ДЖ. БУША-МЛАДШЕГО (2003 — 2008 ГГ.)
1.1. Становление миссии НАТО: основные задачи и структура Международных сил содействия безопасности (ИСАФ)
Политическая суть афганской проблемы в контексте международных отношений в целом выходит за рамки просто частных вопросов о влиянии политических процессов в Афганистане на соседние страны. Так, Афганистан как государство формирует региональную систему баланса сил на стыке Среднего и Ближнего Востока и Южной Азии и в контексте реструктуризации этой системы, на которую вынуждено реагировать международное сообщество, представляет собой важный фактор этого процесса.
Основной причиной и предпосылкой афганской кампании, начатой США в 2001 года, считается теракт 11 сентября 2001 г., совершенный в Нью-Йорке террористами радикальной группировки Аль-Каида.
Итак, решение Вашингтона о проведении силовой акции в Афга-нистане вытекало из его «твердой решимости» подавить очаги ме-ждународного терроризма во главе с «Аль-Каидой», в том числе в свете отказа находившихся у власти в Афганистане талибов выдать «террориста номер один» Усаму Бен Ладена.
В этом контексте утверждалось, что отныне США находятся в состоянии войны с международным терроризмом, в которой будут задействованы все необходимые ре¬сурсы.
Причины участия НАТО в операции в Афганистане кажутся логичными: международная террористическая группа, базирующаяся в Афганистане, напала на Соединенные Штаты.
Ссылаясь на Североатлантический договор, союзники по НАТО объявили нападение на Соединенные Штаты нападением на всех союзников. Участие союзных стран или всего НАТО в ответной реакции США в Афганистане казалось очевидным. Отметим, что первоначально Соединенные Штаты предпочитали не привлекать Альянс после 11 сентября. Как тут же пояснил министр обороны США Дональд Рамсфелд: «Миссия определяет коалицию, но коалиция не должна определять миссию» .
Когда Организация Объединенных Наций санкционировала ИСАФ в 2001 году с ограниченным функциональным и географическим мандатом вокруг Кабула, страны-лидеры ИСАФ по совпадению имели тенденцию быть членами НАТО .
Международно-правовой основой действий создания антитеррористической коалиции были ссылки на ст. 51 Устава ООН о праве на индивидуальную и коллективную самооборону , а также на ст. 5 Вашингтонского договора, которая расценивает воо¬руженное нападение на одного из ее членов в Европе и Северной Америке как нападение на них в целом со всеми вытекающими от¬сюда последствиями, включая применение вооруженной силы .
Террористические акты в США осуждены мировым сообщест¬вом, что нашло отражение и в соответствующих документах ООН. Большинство государств солидаризировалось и с силовой акцией в отношении «Аль-Каиды». Помимо членов НАТО к антигеррористической коалиции присоединились и некоторые другие страны.
Под¬держку действиям Вашингтона выразили и в Москве. Общее мнение соседних с Афганистаном государств (Китай, Пакистан, Иран, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан), с одной стороны, и США и России — с другой, о ситуации в этой стране было выражено в Декларации группы «шесть плюс два» от 12 ноября 2001 г.
Но, стоит сказать, что в виде удовлетворительного объяснения причин проведения Соединенными Штатами в Афганистане военной кампании длиной в 13 лет, это выглядит сомнительно.